неділю, червня 26, 2011

И СНОВА ЗВЕЗДОПАД ГЕНЕРАЛЬКИЙ К ДНЮ НЕЗАЛЕЖНОСТИ УКРАИНЫ? А КАК БЫЛО РАНЬШЕ? КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ?


В ВСУ каждый год празднование Дня независимости — это особый день, и начальствующий состав его ждет с нетерпением: глава государства присваивает генеральские звания. В войсках этот день назван «днем звездопада». В кулуарах расхожий штамп: «если полковник — это радость, то генерал — это счастье». И здесь предпринимаются титанические усилия для достижения поставленных целей соискателями генеральских званий.
http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/36869

 
Существуют так называемые цивилизованные нормы, определяющие численность армии, соотношение между генералами, офицерами и старшинами, сержантами и рядовыми, военные ассигнования. Общая численность вооруженных сил составляет 0,8—1% общей численности населения, при 0,05% генералов и 10—12% офицеров от общей численности вооруженных сил; военные ассигнования в долгосрочном плане не должны превышать 4—5% ВВП государства.
Кроме того, имеются и выработанные годами нормативные показатели. Например, штатная категория командира дивизии генерал-майор, командира корпуса генерал-лейтенант, его заместитель генерал-майор, начальник штаба генерал-майор.
Армии, ранее дислоцированные на территории Украины, ушли в небытие, значит, и количество генерал-полковников должно было бы уменьшиться. Да о каких оперативных командованиях может идти речь, когда личного состава в них менее 50 тысяч. Автору довелось служить в 28АК, так в нем личного состава было 55 тысяч человек, а генералов в 6—7 раз меньше, чем в современном оперативном командовании ВСУ. Не говоря об украинских армейских корпусах, которые сегодня по численности приблизились к танковой дивизии полного состава советских времен.
В США присвоение генеральских и адмиральских чинов имеет ряд особенностей. Их численность определяется конгрессом, который по этому вопросу принимает специальный закон ежегодно. При его вотировании учитывается прежде всего общая численность ВС для того, чтобы соотношение генералов и адмиралов не превышало 5—6 человек на каждые 10 тыс. военнослужащих регулярных армии, авиации и флота. Кроме того, половину всех высших военачальников должны составлять бригадные генералы (контр-адмиралы младшие). Полковник (кэптен), представленный к генеральскому (адмиральскому) чину, должен иметь не менее 25 лет офицерской выслуги вообще и практику штабной работы.
Чины бригадного генерала (контр-адмирала младшего) присваиваются президентом США, остальные — конгрессом по представлению президента. Генеральские звания (на генеральских должностях) в царской России присваивались «за отличие» и «вне правил». Тем не менее, чтобы получить «за отличие» полного генерала, требовалась выслуга в предыдущем звании 12 лет, в генерал-лейтенанта и в генерал-майора — 8 лет; в ситуации «вне правил» эти сроки сокращались на 2 года. Полковники, которые служили в армии на административных должностях и вне воинского ведомства (а таких в Украине довольно много), получали звание генерал-майора не раньше их строевых сверстников по службе.

Динамика присвоения

Присвоение генеральских званий и контроль за этим процессом со стороны украинских властей всегда были и остаются важным рычагом влияния на верхушку украинских ВС.
Генералитет, являясь по сути замкнутой и влиятельнейшей социальной корпорацией, чья роль и положение напрямую зависят от сохранения статус-кво, не заинтересован ни в каких масштабных изменениях в армии. Тем не менее из среды армейского руководства также периодически звучат реформистские предложения, но они, как правило, сводятся скорее к перекраиванию сфер влияния внутри Минобороны, чем к каким-то реальным реформам.
Скажем, было в МОУ какое-либо управление, а его сделали главным и категория начальника становится «генерал-лейтенант», а заместитель становится генерал-майором. Только служи, да не забудь благодарить щедрое начальство.
Несмотря на то что ВСУ по сравнению с 1992 г. сократились примерно в 4 раза, за 14 лет в украинской армии было присвоено звание генерал армии 5 генералам, генерал-полковник — 34, генерал-лейтенант — 147, генерал-майор — 451, не считая примерно двух десятков контр-адмиралов, вице-адмиралов и адмиралов. Таким образом, за 15 лет было присвоено 637 генеральских званий. Хотя некоторые указы так и не были найдены на президентском сайте (http: //www.prezident.gov.ua), но эта цифра с погрешностью не более 5% в сторону увеличения дает представление о динамике присвоения генеральских званий в ВСУ, то есть практически в год в ВС присваивалось 42—45 генеральских звания.
В 2005 г. президентом было присвоено 21 генеральское звание, из них генерал-лейтенантами стали 7 человек, 13 — генерал-майорами и один контр-адмиралом, да плюс 7 человек получили звание генерал-майор 6 декабря.
В 2006 г. присвоено звание генерал-лейтенант 5 человекам, генерал-майор — 15 и одному контр-адмирал.
В 2007 г. генералом армии стал начальник Генерального штаба — Главнокомандующий ВС Сергей Кириченко, генерал-полковниками первые заместители начальника ГШ Воробьев Г. П. и Цицюрский Н. Н., четверо стали генерал-лейтенантами, 15 генерал-майорами и трое контр-адмиралами. Всего 25 человек.
Пик присвоения генеральских званий приходится на год президентских выборов, в этом плане характерен 1999-й, когда появилось 76 новых генералов, а вот в 1994 г. всего сорок. Хотя, впрочем, и в 1997 и 1998 гг. был подобный «звездопад». Напомним, что в эти годы министром обороны был Александр Кузьмук, который активно контактировал с верховным главнокомандующим.
Не обделены вниманием СБУ — в 2007 г. здесь присвоено более 10 генеральских званий, а также МВД — 11, МЧС — 2 и погранслужба.

Генералы-политбойцы

Нынче генеральские погоны воспринимаются как пропуск в новую жизнь в военной среде и, конечно, как условие благополучной жизни на гражданке. Это и соответствующая пенсия, и возможность проявить себя на гражданской работе. А если обзавестись диссертацией, то вообще превосходно. Многие в МОУ стали не только кандидатами наук, но даже и профессорами, заслуженными деятелями науки и техники. Просто диву даешься — не центральный аппарат, а кузница ученых.
Спрос на армейских генералов в последнее время сократился, их опережают генералы СБУ и МВД, у них больше возможностей устроиться на гражданке. Наработанные годами связи не дают им отправиться на пенсию, и их в условиях переходного периода ждет непыльная работа.
К тому же генералы успешно осваивали и осваивают Верховную Раду. Депутатами были Александр Кузьмук и помощник министра по строительству и расквартированию Дмитрий Рудковский.
Сегодня в блоке БЮТ генералы Николай Петрук, Андрей Кожемякин, получил звание генерал-майора Григорий Омельченко.
Отставные генералы освоили различные партии и течения и часто выступают в роли «свадебных», особенно это характерно для предвыборных кампаний. Они уютно себя чувствуют в партийных рядах, и при смене власти о них не забывают и продвигают. Как-то с деполитизацией армии не получается, особенно что касается генералитета, занимающего солидные должности в военном ведомстве.
За примером далеко ходить не надо. Будучи министром обороны, генерал-армии В. Г. Радецкий прогорел на выборах, не оценил личность кандидата в президенты Леонида Кучмы и вынужден был оставить пост министра обороны. Наученный горьким опытом генерал в ходе президентских выборов 2004 года умело засветился в толпе кандидата в президенты Виктора Ющенко. Стал председателем Национального комитета защиты территориальной целостности Украины и неприкосновенности ее границ.
На майдане Незалежности перед сотнями тысяч приверженцев Виктора Ющенко генерал армии Виталий Радецкий лозунгом вчерашнего дня назвал выражение «Армия не будет выступать против народа». «Лозунг дня сегодняшнего — «Армия — с народом!» — убеждал генерал. И после выборов министр обороны Анатолий Гриценко отстранил от исполнения обязанностей начальника Национальной академии обороны Владимира Тулубко и назначил исполняющим обязанности начальника Виталия Радецкого, позже он возглавил Национальную академию обороны и даже защитил диссертацию. Цель достигнута.
Напомню, что на Днях НАТО в феврале 2006 г. Виталий Радецкий сказал, что членство в альянсе — исключительно политическое решение. По его словам, низкая поддержка украинским населением вступления в НАТО связана с отсутствием соответствующей разъяснительной работы. Антинатовские настроения присущи старшему поколению, которое находилось под воздействием советской пропаганды, добавил он. В то же время Радецкий отметил, что это вопрос будущего, и он будет решен. По словам начальника академии, украинские военные уже понимают преимущества членства в альянсе.
Сейчас В. Радецкий активно участвует в масштабных пропагандистских акциях под эгидой НАТО, а Брюссель для этих целей денег не жалеет.
Лояльность новой власти стала платой генерал-лейтенанту И. Дрижчаному не в последнюю очередь за то, что он сам симпатизировал массовым акциям протеста в Киеве в ноябре-декабре 2004-го. Даже был соавтором заявления сотрудников СБУ о поддержке выбора украинского народа, зачитанного 25 ноября 2004 г. со сцены на Майдане, а затем он стал и главой СБУ.
Безусловно, среди генералов множество неглупых и знающих людей, было бы опрометчиво стричь их под одну гребенку. Но требования к подбору и расстановке кадров явно занижены, и высшее воинское звание давно девальвировано.
Увы, очередное сокращение ВСУ грядет, а значит, все же придется сократить количество генеральских должностей.
Не исключено, что все же часть должностей Министерства обороны заполнят «гражданскими специалистами», которыми станут вчерашние генералы, расставшиеся с лампасами и погонами в обмен на неплохое обеспечение госслужащих первых рангов. И прецедент такой есть — генерал-лейтенанты запаса В. В. Пасько, Н. Н. Нещадим, В. И. Терещенко стали заместителями министра обороны.
Каждый очередной «звездопад», очевидно, призван укрепить позиции власти в силовых структурах. Понятно и то, что любые выборы — то ли в Верховную Раду, то ли президентские, требуют соответствующей расстановки сил, где генералы могут сыграть важную роль в достижении целей соответствующих партий.
А мы говорим, что армия деполитизирована. Еще как политизирована! Власть все чаще прибегает к помощи силовых структур, вовлекая их в политические игры, вступая в противоречие с Конституцией. Как-то это все не вяжется с курсом на демократизацию общества.

Немає коментарів: