суботу, червня 18, 2011

ИЗ ПИСЬМА МОЕГО СОСЛУЖИВЦА ПО СЕВЕРНОМУ ФЛОТУ, СТАРШИНЫ БОРИСА РАТМАНСКОГО (США)


  К-27 была чистой лодкой (до 24.5.68) по сравнению с остальными водо-водяными (грязные). Ты наверное знаешь, что там реакторы помещались в отдельные защитные выгородки (как купэ в вагонах) и всё равно вечно где-то что-то капало, подтекало и т.д. Гамма фон на ВВ рассматривался как само-собой разумеющееся, нечто сродни литейному цеху.
Уровень аэрозолей тоже был чрезвычайно высок. Кроме того, постоянно что-то ломалось. Как-то раз рассматривая какой-то приборчик внутри реакторной кладовки, меня легонько (как раскалённым утюгом) припечатало парком. По моему это чихнул какой-то перепускной клапанок без педупреждения. По счастью я был в респираторе, и выхлоп был не “впрямую”, но нижняя часть шеи и декольтэ от курточки были открыты, оставив красный след навсегда (с белой рубашкой выглядит как свежий загар). Сколько я тогда схлопотал это военная тайна. Такое было на каждом шагу. Никто не обращал внимания на такие мелочи. Хотя с другой стороны, наша радиометрическая служба внимательно за всем наблюдала. Например, они измеряли РА в природных осадках. Для этого на крышу здания выставлялась кювета куда капал дождь. (Смеха ради один парень в неё насрал и выставил обратно; скандал был неописуемый потому что он пытался всех убедить что это сделала птичка).Как же можно было измерить или рассчитать описаный мной эпизод? В эти дни солнечная радиоактивноть тоже чрезвычайно высока и никто не может с этим бороться.Поэтому ответ прост – Б-г дал и Б-г взял... Как исправить тот факт что 120 моряков облучились или утонули? Найти виновного и наказать? Наверное проблемные ситуации с “мирным” атомом не столь часты на фоне всего объёма его эксплуатации в мировом масштабе. Для сравнения - Много людей по сей день попадают под машины...
Боря

Немає коментарів: