вівторок, червня 14, 2011

ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ " KALEV"


"Kalev" на испытаниях. Март 1937 года.
"Kalev" на испытаниях. Март 1937 года. [16]
В 05.1935{1} заложена на судостроительной верфи "Vickers-Armstrong's Limited" в г. Барроу-ин-Фернес (Великобритания) по заказу правительства Эстонии (заводской № 705). В честь героя эпоса подводная лодка получила название "Kalev".
07.07.1936 в присутствии директора верфи "Vickers-Armstrong's Limited" сэра Чарльза Кравена, представителей Королевского флота Британии, представителей флотов Аргентины, Португалии и Румынии, а также эстонского министра иностранных дел Августа Шмидта состоялась торжественная церемония спуска подводной лодки на воду.

В 09.1936 был сформирован экипаж подводной лодки. Её первым командиром был назначен старший лейтенант (vanemleitnant) Альфред Роман-Герман Понтак (Alfred Roman Herman Pontak).
12.03.1937 лодка вступила в строй.
19-24.05.1937 подводная лодка "Kalev" представляла Эстонию на военно-морском параде на Спитхэдском рейде в честь коронации Георга VI.
25.05.1937 покинула Великобританию и 01.06.1937 прибыла в Таллинн.
Летом 1937 года прошла курс подготовки, отрабатывая торпедные атаки и минные постановки.
В 09.1937 совместно с подводной лодкой "Lembit" приняла участие в учениях эстонского Морского дивизиона (Merelaevastiku divisjoni), целью которых стала отработка задач, связанных с защитой Таллинна от нападения с моря.
В 09-10.1937 специалистами германской фирмы "Atlas-Werke AG" были установлены эхолот и акустическое оборудование.
В кампанию 1938 года совместно с подводной лодкой "Lembit" совершила несколько отрядных и множество индивидуальных учений, посетила с официальным визитом Ригу.
В 09.1938 в Швеции на фирме "Bofors" было установлено артиллерийское вооружение.
Летом 1939 года совместно с подводной лодкой "Lembit" принимала участие в секретных финско-эстонских манёврах, в ходе которых отрабатывалось отражение прорыва кораблей Краснознамённого Балтийского флота через Финский залив. При этом субмарины посетили Хельсинки.
В следующем году манёвры планировалось повторить, но 24.09.1939 Эстония подписала договор о взаимопомощи с СССР, в соответствии с которым в страну был введён крупный контингент войск Красной Армии.

Эстонские дети осматривают "Kalev". 06.06.1937.
Эстонские дети осматривают "Kalev". 06.06.1937.
В конце 1939 года капитан-майор (kaptenmajor) Альфред Понтак был переведен в штаб ВМС Эстонии, и командиром подводной лодки "Kalev" стал бывший помощник командира старший лейтенант (vanemleitnant) Вернер Ханс Пууранд (Verner Hans Puurand).
В последующие месяцы, вплоть до вхождения республики в состав Советского Союза, подводная лодка "Kalev" фактически бездействовала, а с 17.06.1940 была блокирована в порту советскими кораблями.
22.11.1939 отдел строительства подводных лодок германского Штаба руководства войной на море выступил с инициативой о приобретении эстонских субмарин с целью использования их в качестве учебных кораблей подводных сил Кригсмарине. В тот же день главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Э. Редер поручил военно-морскому атташе в Эстонии провести предварительные переговоры о закупке подводных лодок "Kalev" и "Lembit". Бесплодные переговоры с различными вариантами достижения компромисса продолжались вплоть до 06.1940, когда правительство Эстонской республики ушло в отставку в результате советского ультиматума.
13.08.1940 нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов отдал приказ № 00208, согласно которому в состав Краснознамённого Балтийского флота включались корабли и суда флотов бывших прибалтийских республик.
19.08.1940 субмарина подняла советский военно-морской флаг и под наименованием "Калев" вошла в состав 2-й бригады подводных лодок КБФ (лодка подчинялась непосредственно штабу бригады).
Эстонская подводная лодка "Kalev"
Эстонская подводная лодка "Kalev". [16]
24.08.1940 Н.Г. Кузнецов обратился к председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову с просьбой до выхода постановления о службе граждан Эстонской и Латвийской ССР в Красной Армии и Военно-Морском флоте использовать «отдельных специалистов младшего начальствующего и рядового состава на подводных лодках с немедленной заменой остального состава подлодок нашими младшими командирами и краснофлотцами». Массовое сохранение на кораблях военнослужащих эстонского флота запретили, но разрешили оставлять лиц младшего начсостава «в порядке исключения». Бывшие эстонские офицеры и старшины довольно активно привлекались к работе советской комиссии по изучению кораблей и иностранного опыта боевой подготовки. Особенно активно в этом принимали участие бывшие командиры подводной лодки "Калев" Альфред Понтак и Вернер Пууранд.
03.10.1940 приказом НК ВМФ № 03268 командиром подводной лодки "Калев" был назначен старший лейтенант Борис Алексеевич Ныров.
Постепенно под руководством мичманов-эстонцев советский экипаж изучал подводную лодку, на неё составлялся комплект рабочих чертежей, выяснялись истинные тактико-технические характеристики. Затем дошла очередь и до организации службы. К концу зимы 1941 года эта работа в основном была закончена, и тогда наступил черёд московских комиссий, которые теперь тоже хотели ознакомиться с уровнем зарубежной техники.
Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова № 0010 от 11.02.1941 подводная лодка "Калев" была включена в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ КБФ. Капитан-лейтенант Ныров получил приказ с началом кампании перейти в Лиепаю, к месту базирования 1-й бригады.
05.05.1941 при возвращении из учебного выхода в море "Калев" ударился форштевнем о пирс и повредил надстройку.
15-17.05.1941 после устранения повреждений подводная лодка перешла в Лиепаю, доставив к новому месту базирования 4 боевых и одну практическую торпеды, а также 3 практические мины. До начала войны "Калев" успел совершить лишь несколько учебных выходов в море, поэтому экипаж лодки не успел освоить свой корабль в полной мере. Планировалось, что "Калев" пробудет в Лиепае до 10.1941, а затем вернётся в Таллин, где пройдёт обязательный ежегодный текущий ремонт.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Эстонская подводная лодка "Kalev"
Эстонская подводная лодка "Kalev". Май 1939 года. [17]
22.06.1941 "Калев" встретил в Лиепае в составе 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота под командованием капитан-лейтенанта Б.А. Нырова. Лодка числилась в организационном периоде. В 04.00 часа 3-й дивизион получил приказ перейти в Вентспилс. По некоторым данным в этот день "Калев" и "Лембит" огнём зенитных автоматов "Bofors" сбили снизившийся над Военной гаванью повреждённый германский бомбардировщик.{6} В 23.50{7} "Калев" покинул Лиепаю (на борту находился командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга А.К. Аверочкин). До ухода из базы по вине командиров лодки и дивизиона не был принят комплект мин из числа хранившихся на береговом складе (советские торпеды было невозможно принять, так как их длина превышала длину торпедных аппаратов).
Утром 23.06.1941 лодка прибыла в Вентспилс.
В течение 24.06.1941 порт Вентспилса 8 раз подвергался атакам одиночных бомбардировщиков противника, поэтому 3-й дивизион подводных лодок получил приказ перейти в Усть-Двинск.
В первой половине 25.06.1941{8} в составе 3-го дивизиона подводных лодок перешла из Вентспилса в Усть-Двинск.
В последующие дни подводные лодки "Калев" и "Лембит" продолжили совместный путь в Кронштадт:
в ночь на 27.06.1941 субмарины перешли из Усть-Двинска на рейд порта Куйвасте;
утром 30.06.1941 – с рейда порта Куйвасте в Рохукюла;
вечером 01.07.1941 – из Рохукюла в Палдиски;
04.07.1941 – из Палдиски в Таллин;
05.07.1941 – из Таллина в Кронштадт.
В Кронштадте на подводной лодке "Калев" провели несколько учений.
С 12.07.1941 по 21.07.1941 торпедные аппараты "Калева" были переоборудованы под советские торпеды типа 53-27.
С 25.07.1941 по 31.07.1941 лодка прошла докование.
Вечером 02.08.1941 подводные лодки "Калев" и "Лембит" в составе отряда вышли из Кронштадта и 03.08.1941 прибыли в Таллин.
Подводная лодка "Kalev"
Подводная лодка "Kalev". [16]
1-й боевой поход (13 суток):
Утром 08.08.1941 "Калев" вышел из Таллина на позицию № 20 в район мыс Овиши – маяк Ужава для выявления фарватеров противника и постановки на них минных заграждений (минные шахты лодки были заполнены лишь наполовину). До меридиана мыса Ристна субмарину сопровождали тральщики "БТЩ-203", "БТЩ-210", "БТЩ-211", "БТЩ-215"{9} и "БТЩ-218", причём в тралах эскорта взорвалось 3 мины, а ещё 2 всплыли в тралах без взрыва.
От северной оконечности острова Хийума лодка начала самостоятельное плавание. Сразу же стали выявляться многочисленные проблемы, которые обычно встречаются у только что вступивших в строй кораблей с недостаточно подготовленным экипажем. Попав в сильное волнение, на "Калеве" услышали стук в цистерне левого борта, производившийся двумя сошедшими со стопоров минами. Командир подводной лодки Ныров опасался, что это приведёт к тому, что мины срубят стопоры и самопроизвольно выпадут из шахт. К счастью, этого не произошло.
Утром 11.08.1941 субмарина достигла латвийского побережья, но вскоре выяснилось, что вместо Вентспилса она прибыла к Лиепае, имея невязку на 42 мили к югу. Причиной ошибки стало незнание соответствия числа оборота винтов при экономическом ходе истинной скорости подводной лодки (до войны его не успели замерить). Вечером "Калев" перешёл к маяку Ужава, где в соответствии с планом штаба планировалась постановка мин.
Не дождавшись из-за свежей погоды появления неприятельских судов, чтобы уточнить фарватер, поздно вечером 12.08.1941{10} "Калев" всплыл в надводное положение и в течение получаса выставил минное заграждение № 82А. На основании координат постановки и в связи с тем, что она была выполнена без предварительной разведки, штаб Краснознамённого Балтийского флота в 1941 году оценил её как неудовлетворительную. Противник потерь на минном заграждении не понёс. {5}
После этой постановки Ныров остался на позицию № 20, рассчитывая использовать торпеды, однако до 17.08.1941 из-за шторма германские суда вообще не появлялись, а появлявшиеся после 17.08.1941 каботажные теплоходы и мелкосидящии баржи оказывались слишком малыми для торпедной атаки. Кроме того, все суда шли у самого берега, куда лодка в погруженном состоянии не могла подойти.
Также "Калев" наблюдал усиленное траление прибрежных фарватеров в районе Вентспилса.
19.08.1941 был обнаружен шедший в Вентспилс конвой в составе транспорта, баржи и двух тральщиков. Лодка вышла в атаку и почти достигла дистанции залпа, когда внезапно в перископ был замечен идущий прямо на "Калев" торпедный катер. В этот момент глубина под килем субмарины составляла всего 2 метра, и если бы противник обнаружил лодку, её гибель была бы почти неизбежной. Хотя "Калев" остался незамеченным, Ныров был вынужден отказаться от атаки, и конвой благополучно продолжил путь в Вентспилс.
Утром 21.08.1941 "Калев" и вернувшийся одновременно из похода "Лембит" были встречены в устье Финского залива тральщиками "БТЩ-204", "БТЩ-207", "БТЩ-211", "БТЩ-215", "БТЩ-218" и 4 сторожевыми катерами. В тот же день лодки прибыли в Таллин.
Командование предполагало немедленно перевести "Калев" в Кронштадт для устранения всех обнаруженных за поход неисправностей и снова направить лодку в поход, однако все наличные тральщики были заняты проводкой транспортов.
Эстонская подводная лодка "Kalev"
Эстонская подводная лодка "Kalev". [16]
28.08.1941 подводные лодки "Калев" и "Лембит" покинули таллинский рейд, следуя вместе с двумя другими субмаринами в Кронштадт в составе отряда главных сил. Вечером в районе мыса Юминданина отряд попал на плотное минное поле. Шедшие перед крейсером "Киров" тральщики начали затраливать мины, которые либо взрывались в тралах, либо подсекались и плавали на фарватере. В этот вечер на минах погибли подводная лодка "С-5" и эскадренный миноносец "Яков Свердлов". В царившей неразберихе "Калев" потерял своё место в ордере и отстал.
Утром 29.08.1941 "Калев" присоединился к одному из конвоев транспортных судов, которые вскоре начали подвергаться интенсивным налетам германской авиации. Один из самолетов обстрелял мостик подводной лодки, в результате чего Б.А. Ныров получил лёгкое ранение, а один из матросов, по некоторым данным, погиб.{11} На мостике возникло возгорание, после чего командир лодки отдал приказ на срочное погружение. В дальнейшем субмарине пришлось ещё несколько раз погружаться, спасаясь от самолетов, причём за время движения в надводном положении было подобрано 8 человек из команд потопленных судов.
Днём 30.08.1941 прибыла в Кронштадт.
После 12.09.1941 на лодку были погружены глубинные бомбы для её уничтожения в случае падения Ленинграда.
23.09.1941 с "Калева" были сняты последние эстонские моряки – трое старшин команды.
04.10.1941 перешла из Кронштадта в Ленинград.
16.10.1941 перешла из Ленинграда в Кронштадт.
26.10.1941 в 11 часов "Калев" встал ко 2-му пирсу базы бригады подводных лодок КБФ в Купеческой гавани Кронштадта и начал погрузку топлива, торпед, мин и прочих запасов для предстоящего боевого похода.
27.10.1941 командир подводной лодки капитан-лейтенант Ныров получил подготовленнный командованием бригады подводных лодок КБФ боевой приказ № 10/оп, согласно которому "Калев" в этот же день должен был выйти в поход и к рассвету 29.10.1941 занять позицию, ограниченную меридианами 24°20' в.д. – 25°00' в.д. Однако из-за обнаружения неисправности носового компрессора выход подводного минного заградителя в море был отложен.
Эстонская подводная лодка "Kalev"
Эстонская подводная лодка "Kalev". [17]
2-й боевой поход (1-2 суток):
29.10.1941{12} в 19.05 вышла из Кронштадта для производства минной постановки на ведущих к Таллину фарватерах между маяками Кери и Суурупи и высадки разведывательной группы (3 работника Разведывательного отдела штаба КБФ) близ мыса Ихасалунем (в 30 километрах восточнее Таллина). В 19.50 дежурный по штабу Охраны водного района доложил по телефону в штаб бригады подводных лодок КБФ, что "Калев" вышел с Большого Кронштадтского рейда в море. В дальнейшем ни подводный минный заградитель, ни разведывательная группа на связь не выходили (лодка должна была доложить о высадке разведчиков).
31.10.1941 в 18.05 штаб бригады подводных лодок КБФ передал на "Калев" радиограмму с приказом не заходить в период с 01.11.1941 по 08.11.1941 севернее параллели 59°42' с.ш.
01.11.1941 в 19.10 на "Калев" была передана радиограмма: "... с 2 по 10 ноября севернее параллели 59°42' не заходить, будут проходить наши корабли".
05.11.1941 не ответила на запрос по радио, переданный в 22.10: "Немедленно донести действия и обстановку".
09.11.1941 в 18.43 на лодку была направлена радиограмма с приказом оставить позицию 10.11.1941 в 18 часов и вернуться в Кронштадт.
15.11.1941 в 18.36 штаб бригады подводных лодок КБФ передал на "Калев" радиограмму "Возвращаться старым курсом Кронштадт начало движения донести".
05.12.1941 в связи с истечением сроков автономности лодки командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга А.В. Трипольский отправил в Военный Совет Краснознамённого Балтийского флота донесение о гибели "Калева". На подводной лодке погибло 38 членов экипажа и, вероятно, 3 работника разведотдела штаба флота.
Судя по данным противника, ни одна из поставленных перед лодкой задач не была выполнена{13}, что говорит о том, что она погибла в самом начале похода. В качестве возможных причин гибели можно представить:
1. Подрыв на мине или авария технического характера в ночь на 30.10.1941 при следовании от Кронштадта к острову Гогланд. {14}
2. Подрыв на мине заграждения "Juminda" восточнее острова Прангли при попытке высадить разведчиков в ночь на 31.10.1941.
3. Подрыв на мине (плавающая мина, мина заграждения "Corbetha" или мина советского оборонительного заграждения при навигационной ошибке) в районе Таллина в период с 31.10.1941 по 11.11.1941 (если разведгруппа всё же была высажена).
4. Ошибка личного состава или отказ техники.

Немає коментарів: