Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА
▼
▼
▼
середа, червня 01, 2011
НИКОЛАЙ ВЕЧЕСЛОВ. ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШЕГО ПОДВОДНИКА И РАБОТНИКА ГЛАВНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
На “обласканную” субмарину срочно назначили нового командира, а экипаж усилили прикомандированнымиофицерами с других кораблей. Помощника командира Лескова, например, назначили на должность за два часа до выхода в море. “Из-за различных предпоходовых неурядиц выход “К-3” был задержан на трое суток, - рассказывает Александр Яковлевич. — Чтобы наверстать упущенное время и не опоздать на встречу с надводным кораблем, который должен был провести нашу подводную лодку через Гибралтарский пролив, скорость перехода пришлось значительно увеличить. С 14-16 узлов до 21. Следовательно, резко повысилась нагрузка на системы, механизмы и, конечно же, сам экипаж.
Командиром в том трагическом походе был капитан второго ранга Юрий Федорович Степанов, командиром БЧ-5 - опытный инженер-механик, капитан третьего ранга Виталий Васильевич Зайцев. И уже на третьи сутки похода мы все ощутили, что значит неотработанный личный состав и материальная часть...
Выпускник Ленинградского Нахимовского училища Певцов Олег Сергеевич: "Не мне судить о правильности действий командира ПЛ и командира БЧ-5, но то, что я лично видел - это отчаянная борьба сильных, волевых офицеров за плавучесть ПЛ и жизнь членов экипажа. В их грамотности, компетентности я никогда не сомневался. Я могу допустить, что ошибки в руководстве борьбой за живучесть были. При такой обстановке трудно выбрать оптимальный вариант. Мне кажется, что установление оптимальности действий в такой обстановке со стороны - неблагодарное занятие, тем более, что прошло столько лет. С точки зрения организации я помню только команды, доклады и лица людей, описать которые невозможно.
Уже после отпуска и прохождения медкомиссии нас хотели снова послать в море, чтобы, если можно так выразиться, реабилитироваться и представить к наградам. Но командир, по прибытии на борт ПЛ, еще не спускаясь вниз, потерял сознание. Это мероприятие было отменено."
"Когда я описывал всю эту грустную историю, произошедшую с «Ленинским комсомолом», мне вспомнилась история трагической гибели атомного подводного крейсера «Курск». О гибели «Курска» очень много судачили наши средства массовой информации. И никто из корреспондентов, описывая произошедшую аварию, ни разу не изрек ничего толкового. Речь шла о том, что после гибели лодки произошло автоматическое отключение ядерного реактора, как это и предусмотрено проектом. Это было сказано кем-то из официальных лиц Главного штаба ВМФ. Но корреспонденты всех каналов телевидения продолжали утверждать, что экипаж в аварийных условиях сумел заглушить атомный реактор и не допустил повторения трагедии, подобной Чернобыльской. У меня сразу же возник вопрос: «Кто спас мир?» Если это сделал автомат, то это заслуга разработчиков, и ура надо кричать им. Если это заслуга экипажа, то нужно говорить о его героизме, а разработчиков надо снимать с должностей как не справившихся со своими функциональными обязанностями. Необходимо разобраться и с корреспондентами. Особенно меня удивил автор и ведущий программы «Итоги» Евгений Киселев. Он больше часа говорил в эфире несуразицу. Неужели трудно было обратиться за консультацией в Главный штаб ВМФ? Не думаю, что ему бы там отказали. Удивляет другое - почему никто из корреспондентов не написал или не сказал в эфире, что командир атомного подводного крейсера все равно виноват в аварии. Почему мне, прослужившему на подводной лодке менее семи лет, сразу же пришла в голову мысль о том, что на лодке произошел взрыв торпеды, и это явилось причиной детонации других торпед. Поэтому и было слышно два взрыва, сначала слабый, а потом сильный. Небезынтересно отметить, что на Северном флоте авария, связанная с взрывом торпед имела место быть. Как рассказывал в 1962 году капитан-лейтенант Изя Хризман (думаю, что его полное имя Израиль, но все мы еще с Нахимовского училища звали его Изей), во время его дежурства (он был оперативным дежурным по флоту) на одной из подводных лодок, стоявших у пирса в Полярном, произошел сильнейший взрыв в первом отсеке. Причина взрыва была банальной - в трубопроводе высокого давления подачи воздуха в отсек вырвало кран, открывающий подачу воздуха в отсек, и вырванный кран не нашел ничего лучшего, как угодить в боевую часть торпеды, лежащей на стеллажах. Давление воздуха в системе составляет 200 килограмм. По этой причине не взорваться торпеда просто не могла. Сдетонировав, взорвались и другие торпеды, хранившиеся рядом. Мне кажется, что этот несчастный случай является шпаргалкой для всех экспертов, занимавшихся оценкой возможных причин аварии на «Курске». Первая мысль, которая мне пришла в голову, когда я услышал об этом по телевизору, была именно о взрыве торпед в отсеке.
Немає коментарів:
Дописати коментар