ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, червня 14, 2011


ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Закончилась Великая Отечественная война. День разгрома фашистской Германии — 9 мая 1945 года стал всенародным праздником — ДНЕМ ПОБЕДЫ!
После капитуляции Японии 3 сентября 1945 года наступил мир на Дальнем Востоке.
Перед Советским Союзом встали вопросы обороны страны в новом раскладе военно-политических сил в мире.

16 октября 1946 года Правительство СССР приняло послевоенную судостроительную программу, по которой до 1955 года наметило построить боевые корабли по новым проектам, разработанным с учетом опыта войны. В соответствии с программой военного кораблестроения развернулось массовое строительство дизельных подводных лодок трех основных новых проектов 613, 611, 615 и их модификаций.
Проект 613 — это средние дизель-электрические подводные лодки. Они строились на судостроительных заводах: «Красное Сормово» г. Горький (ныне Нижний Новгород) с 1950 года; «Марта» г. Николаев (Украина) с 1952 года; «Балтийский» Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с 1955 года; №199 г. Комсомольск-на-Амуре с 1954 года. Серия этих подводных лодок является «рекордной». В ВМФ их за период с 1951 по 1958 гг. поступило 215 единиц. По своим тактико-техническим данным подводные лодки 613 проекта могли действовать не только на морских, но и на океанских театрах военных действий, в частности в северной части Атлантического океана с выходом из баз Северного флота.
Проект 611 — это большие подводные лодки строились в период с 1951 по 1958 год на заводах: «Судомех» Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и №402 г. Молотовск (ныне г. Северодвинск). Всего в состав ВМФ подводных лодок проекта 611 поступило 26 единиц.
Проект 615 — это малые подводные лодки с единым двигателем надводного и подводного хода. В период с 1950 по 1957 г. они строились на заводах № 194 и № 196 Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Всего подводных лодок проекта 615 было построено 31 ед. и одна опытная средняя подводная лодка «С-99» проекта 617 с парогазовым единым двигателем. 
С 1957 по 1961 год на заводе «Красное Сормово» было построено 22 единицы средних подводных лодок проекта 633, более удачного проекта дизельных лодок на то время. Этот проект являлся дальнейшим улучшением подводных лодок проекта 613.
С 1958 г. на заводах «Судомех» и «Ново-Адмиралтейском» и частично на заводе № 402 в 1962 г. строились большие подводные лодки проекта 641. Это один из наиболее удачных проектов дизель-электрических подводных лодок. Автономность этих лодок составляла 90 суток, дальность плавания экономическим надводным ходом достигала 30 000 миль, а в режиме РДП-17 900 миль. По существу, эти подводные лодки явились дальнейшим развитием подводных лодок проекта 611. Для ВМФ их было построено 58 единиц.
В «третий период» (1966-1988 гг.) послевоенного строительства дизельных подводных лодок нашими судостроительными заводами строились корабли, отвечающие принципиально новым требованиям — это малошумность и высокая маневренность под водой, большие дальности обнаружения подводных лодок противника, автоматизация скоротечной «дуэльной» атаки под водой. В определенной степени этим требованиям отвечали подводные лодки проекта 641Б и в наибольшей степени подводные лодки проекта 877.
Большие противолодочные подводные лодки проекта 641Б строились на заводе «Красное Сормово» с 1972 по 1982 г. Всего было построено 18 единиц.
Средние противолодочные подводные лодки проекта 877 строились с 1982 года на заводах в Комсомольске-на-Амуре, «Красное Сормово» и на «Адмиралтейском». Всего построено было для отечественного флота 24 единицы.
Максимальное количество неатомных подводных лодок, сданных в течение 1 года ВМФ СССР, составляло 74 единицы в 1955 г. (2 ед. 611 пр., 67 ед. 613 пр., и 5 ед. 615А пр.).
4 апреля 1949 году был создан агрессивный военно-политический блок НАТО, включавший первоначально 12, а затем 15 государств, доктрины которого вытекали из военной доктрины США — лидера этого блока. Эволюция военной доктрины США состояла из трех стратегических концепций:
  • с конца 40-х до 60-х годов — это «политика с позиций силы» со стратегией «массированного возмездия»;
  • с начала 60-х годов — новая военная стратегия «гибкого реагирования»;
  • с 1971 года США провозгласили «доктрину Никсона» со стратегией «реалистического устрашения».
В этих сложных, а порой и опасных военно-политических условиях СССР реагировал развитием и совершенствованием своих Подводных сил флота.
Создание отечественного океанского ракетно-ядерного атомного флота преследовало основные стратегические цели:
  • создать силы, способные бороться с ударными морскими соединениями и стратегическими подводными ракетоносцами стран НАТО;
  • создать адекватную угрозу территориям стран вероятного противника;
  • иметь подводные силы для эффективных действий на океанских и морских коммуникациях против конвоев и десантных отрядов.
Для достижения этих целей с учетом геополитической обстановки в СССР в качестве главных сил были выбраны подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами комплексов: Р-11ФМ6 и П-2.
Первоначально в качестве носителей стратегических баллистических и крылатых ракет использовались дизель-электрические подводные лодки океанского радиуса действия проектов АВ-611 (5 ед.), 629 (23 ед.) и 651 (16 ед.), строившихся в период 1954-1965 гг.
16 сентября 1955 года в 17 ч. 32 мин. подводная лодка проекта В-611 «Б-67» (командир — кап. 2 ранга Ф. И. Козлов) произвела первый в мире запуск ракеты Р-11ФМ в Белом море под руководством С. П. Королева (главный конструктор ракеты) и Н. Н. Исанина (главный конструктор подводной лодки), которая попала в намеченную цель.
10 сентября 1960 года впервые в СССР состоялся успешный подводный экспериментальный пуск моделированной ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта Б-611 «Б-67» (командир — В. К. Коробов).
Наряду со строительством АПЛ модернизировались подводные лодки проекта 629 под возможность подводного старта баллистических ракет — проект 629А. Одна из таких подводных лодок «К-129» (командир В. И. Кобзарь) в марте 1968 г. погибла в Тихом океане от воздействия кораблей США. Лодка следовала к Гавайским островам с Камчатки на юг вдоль меридиана 180° и в точке 40° с. ш. и 179° з. д. должна была повернуть непосредственно на курс подхода к району ожидания. В этой точке лодка должна была 8 марта передать в адрес ЦКП ВМФ контрольную радиограмму. Однако, такую радиограмму ни Центральный командный пункт Военно-Морского флота, ни штаб Тихоокеанского флота не получил. Лодку искали две недели, но так и не обнаружили. Пришлось считать ее погибшей. Глубина предполагаемой гибели подводной лодки — около 6 000 метров.
ВМФ и Центральное разведывательное управление США организовали поиски лодки, используя последние достижения по исследованию дна Мирового океана. Лодку обнаружили и произвели множество фотоснимков. На одном из них был виден труп человека, одетого в реглан (такой реглан имел только один человек на лодке — ее командир Владимир Иванович Кобзарь).
Причина гибели стала известна в последнее время. За лодкой было длительное слежение сил противолодочной обороны США, вероятно в составе надводного корабля и подводной лодки. По характеру повреждений корпуса лодки можно сделать вывод о таранном ударе, нанесенном лодке надводным кораблем. По характеру повреждений корпуса, одной из многоцелевых атомных подводных лодок США — «Соурдфиш», прибывшей через некоторое время на ремонт в США. Можно предположить, что «К-129» подверглась комбинированному тарану эскадренного миноносца США (об этом, кстати, один из офицеров этого эсминца заявил в посольство России в США), а затем, судя по вышеупомянутым повреждениям корпуса лодки «Соурдфиш», наша лодка просто упала на лодку США, вероятно следившую за «К-129». Видимо «Соурдфиш» взаимодействовала со своим эсминцем — передавала ему контакт с «К-129», при всплытии столкнувшейся с этим эсминцем. Фотографии и видеоматериалы по «К-129», лежащей на дне океана были получены глубоководными аппаратами американцев.
На «К-129» погибло сто три человека (экипаж — 97 человек, плюс 6 учеников).
9 сентября 1952 года принято Постановление СМ СССР «О проектировании и строительстве объекта 627».
24 сентября 1955 года на заводе № 402 (г. Северодвинск Архангельской обл.) заложена первая атомная подводная лодка СССР.
4 июля 1958 г. впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия.
С января 1959 по 1962 г. атомная подводная лодка проекта 627 К-3 находилась в Военно-Морском Флоте в опытной эксплуатации.
За создание и испытания опытной атомной подводной лодки К-3 проекта 627 первому ее командиру капитану 1 ранга Л. Г. Осипенко 23 июля 1959 года присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 20 человек были удостоены почетного звания лауреата Ленинской премии, большая группа была награждена орденами и медалями. Начался век атомоходов.
С конца 50-х годов прошлого века одновременно с совершенствованием дизельных подводных лодок началось строительство атомных подводных лодок (АПЛ) первого поколения.
АПЛ с торпедным вооружением проекта 627, 627А всего построено 13 единиц.
АПЛ с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 658 серия из 8 единиц.
АПЛ с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 659 серия из 5 единиц.
АПЛ с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675 серия из 29 единиц. На всех АПЛ установлены атомные реакторы с водяным теплоносителем.
Опытная АПЛ с реактором на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) К-27 проекта 645 была построена в единственном экземпляре.
На базе строительства и эксплуатации АПЛ первого поколения в конце 50-х годов прошлого столетия начались работы по созданию и строительству АПЛ второго поколения. Базовыми проектами АПЛ второго поколения стали проект 671 («подводный охотник»), проект 670 («враг авианосцев»), проект 667 («убийца городов»).
На долю подводных лодок второго поколения (дизельных и атомных) выпала и самая большая нагрузка в «холодной войне» на море. Интенсивность использования подводных лодок в боевом дежурстве и на боевой службе составляла до 300 суток в год.
С массовым вступлением в боевой состав ВМФ АПЛ второго поколения был достигнут «ядерный» паритет СССР с США. Основное внимание при разработке подводных лодок «третьего поколения» (проекты: 945, 971, 949 и 941) было уделено снижению уровня шумности, комплексной автоматизации процессов управления при помощи боевых информационно-управляющих систем, дальнейшему совершенствованию условий обитаемости для экипажа и приданию подводным лодкам более высоких тактико-технических характеристик путем оснащения их наиболее совершенными видами и системами наблюдения, разведки, навигации и оружия.
Всего за период до 1991 г. было построено 122 подводных ракетоносца, в том числе 91 атомный корабль, из них 83 ракетных подводных крейсера стратегического назначения, вооруженных пятью типами ракетных комплексов второго и третьего поколений и их модификациями.
Максимальное количество атомных подводных лодок, сданных в течение 1 года — 12 единиц, приходится на 1970 г. (8 ед. пр. 667А, 2 ед. пр. 670, 2 ед.пр.671).
Максимальное количество подводных лодок в составе ВМФ СССР приходилось на начало 1981 г. Всего 426 единиц, из них: 174 атомные подводные лодки в том числе 76 атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения (14 были в стадии переоборудования по другому назначению), 47 с крылатыми ракетами и 51 многоцелевая торпедная; 252 дизель-электрические подводные лодки, в том числе 124 большие, 127 средние и 1 малая.
По состоянию на 25.12.1991 г. в составе ВМФ СССР находилась 241 подводная лодка, из них: 152 атомные подводные лодки, в том числе 62 атомных подводных ракетоносца стратегического назначения, 32 с крылатыми ракетами, 53 многоцелевые торпедные и 5 специального назначения; 89 дизель-электрических подводных лодок, в том числе 81 большая, 6 средних и 2 малые.
В работах над созданием и совершенствованием подводных лодок работали действительные члены Российской академии наук И. Д. Спасский и С. Н. Ковалев («Рубин»), И. В. Горынин («Прометей»), В. М. Пашин (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова), В. Г. Пешехонов («Электроприбор»). В более ранние годы в области подводного кораблестроения работали академики В. В. Новожилов, Н. Н. Исанин, Н. С. Соломенко.
Освоение первой атомной энергетической установки (АЭУ) на первых атомоходах происходило под руководством трижды Героя Социалистического Труда академика Александрова Анатолия Петровича. Работы по ракетному комплексу с баллистической ракетой Р-11ФМ поручались Опытовому конструкторскому бюро № 1 НИИ-88 (Главный конструктор — Королев Сергей Павлович).
В создании подводных лодок принимали участие конструкторы, инженеры, техники и специалисты ЦКБ-16, ЦКБ-18, СКВ-143, ЦКБ-112 впоследствии ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦКБ «Лазурит».
За период с 1923 по 1945 гг. в СССР было построено 329 подводных лодок, в том числе 5 иностранных проектов. В 1946-2006 гг. в СССР и России было построено 748 подводных лодок: в том числе 244 атомные, 504 неатомные, 23 трофейные неатомные.
46 подводных лодок в период 1966-2006 гг. были поставлены на экспорт.
Подводными лодками СССР установлено три мировых рекорда:
  • самая быстроходная подводная лодка «К-18» проекта 661 в 1971 г. установила мировой рекорд по подводной скорости хода — 44.7 узла (83 км/час);
  • самая большая подводная лодка «ТК-208» проекта 941 – 23 200 м3 , 1981 г., занесена в 1988 г. в книгу Гиннеса;
  • самая глубоководная подводная лодка «К-278» проекта 685 «Комсомолец» — 1027 метров в 1984 г. Ни один из этих рекордов по состоянию на 2008 г. не превзойден.
Пионерами в освоении новой техники и боевого оружия стали командиры головных, опытных и экспериментальных подводных лодок: капитан 1 ранга Л. Г. Осипенко (К-3 АПЛ пр.627), капитан 3 ранга И. Гуляев ЩБ-67 ГШ пр. ВбП), капитан 2 ранга С. И. Бочкин (К-142 ПЛ пр. 629), капитан 2 ранга Н. В. Затеев (К-19 ПЛА РБ пр. 658), капитан 1 ранга В. Л. Березовский (ПЛАРБ 667А), капитан 1 ранга Ю. Ф. Голубков (К-162 АПЛ пр. 661), капитан 1 ранга В. В. Наумов (К-182 ПЛАРБ пр. 667БД), капитан 1 ранга Б. П. Жуков (К-424 БДР пр. 667), капитан 1 ранга А. У. Аббасов (К-123 АПЛ пр. 705К), капитан 2 ранга А. П. Илюпжин (К-525 пр. 949), капитан 1 ранга А. В. Ольховиков (ТК-208 ТРПК СП пр. 941), капитан 2 ранга Ю. А. Зеленский (К-278 АПЛ пр. 685), капитан 1 ранга Г. И. Русаков (К-51 РПК СН пр. 667БДРМ), капитан 2 ранга С. В. Ефременко (К-480 АПЛ пр. 971) и ряд других.
Обучение и становление командиров дизельных и атомных подводных лодок проходило под руководством опытных подводников — участников Великой Отечественной войны: адмирала А. Е. Орла, вице-адмиралов Г. Н. Холостякова, В. Н. Иванова, А. И. Петелина, А. И. Сорокина, Героя Советского Союза Н. П. Египко а также В. П. Цветко, Е. Г. Шумакова, Ю. С. Руссина, П. И. Парамошкина, Ю. А. Ильченко и многих других подводников — участников Великой Отечественной войны.
За успешное освоение новой техники, выполнение специальных заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу присвоено звание Героя Советского Союза 16 руководителям специальных заданий, 20 командирам атомных подводных лодок, 5 офицерам инженерам АЛЛ, двум офицерам политорганов, одному офицеру-химику, 11 офицерам-гидронавтам и двум офицерам водолазным специалистам.

Немає коментарів:

Дописати коментар