Командующий флотом, осужденный за гибель людей на подводной лодке в мирное время
С декабря 1952-го по август 2003 года в отечественном ВМФ в результате крупных аварий на 16 дизельных и атомных подводных лодках, тринадцать из которых затонули, погибли 787 человек. По каждому такому факту государственные комиссии, особые отделы и следственные органы проводили разбирательства. Но до суда дело доходило не всегда.
Мало кто знает, например, что уголовное дело, возбужденное Главной военной прокуратурой по факту гибели атомохода "Комсомолец", которому по глубине погружения не было равных в мире, и 42 члена экипажа, было приостановлено 26 января 1998 года — через десять лет после катастрофы в Норвежском море. Мотивировка: в связи "с неустановлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого, и невозможностью установить истинные причины пожара и затопления до подъема лодки и ее осмотра".
Не последовало судебных решений и после катастрофы в августе 2000 года атомного подводного ракетоносца "Курск", на борту которого находились 118 моряков и представителей оборонной промышленности. И хотя субмарину подняли со дна Баренцевого моря, истинные причины ее затопления до сих пор дискутируются, несмотря на наличие официального заключения. В связи с гибелью атомохода в отношении ряда должностных лиц тогда были приняты административно-дисциплинарные меры. Так, командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова сняли с должности и отправили в отставку.
Командиры аварийных кораблей становились или посмертно героями или подсудимыми
Известны случаи, когда командиры подводных лодок и члены экипажа, погибшие в катастрофах на море, удостаивались высоких государственных наград посмертно. В апреле 1970 года на атомной подводной лодке Северного флота К-8, находящейся в Атлантике, возник пожар, потушить который экипаж не смог. В результате лодка была разгерметизирована и затонула. В ходе спасательной операции на борт надводного корабля Северного флота удалось поднять около половины экипажа. 52 человека, в том числе командир, капитан 2 ранга Всеволод Бессонов, погибли.
Государственная комиссия установила, что действия командира и экипажа в ходе борьбы за живучесть корабля были правильными. Капитану 2 ранга В.Б. Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а погибшие члены экипажа награждены посмертно орденами Красной Звезды. Удостоены наград и оставшиеся в живых подводники.
Командиру ПЛА "Курск" капитану 1 ранга Геннадию Лячину также посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации — "за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга", все члены экипажа награждены орденами Мужества (следует при этом заметить, что Г.П. Лячин ранее уже представлялся на звание героя по результатам боевой службы в Средиземном море).
Там же, где прокуратура доводила дело до суда, на скамье подсудимых в качестве лиц, "подлежащих к привлечению в качестве обвиняемых", оказывались, как правило, выжившие командиры аварийных подводных лодок. Однако не всегда их осуждали. Подлинной сенсацией стало оправдание военным трибуналом в 1962 году командира дизельной подводной лодки Б-37 капитана 2 ранга А.С. Бегебы. В результате взрыва боезапаса на этой лодке, стоящей у причала в г. Полярном Мурманской области, на ее борту, соседних кораблях и на берегу погибли 122 человека. Б-37 была разрушена, серьезно повреждены несколько соседних подводных лодок (Об этой крупнейшей катастрофе читайте здесь)
В этом ряду фигура командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова (который, кстати, сменил на этом посту адмирала Попова), стоит особняком. Ему было предъявлено обвинение по ст. 293 ч. 2 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) из-за гибели людей на подводной лодке К-159. Что же произошло с ней?
Последний поход ветерана боевого состава флота — ПЛА К-159
Атомная торпедная подводная лодка К-159 в состав Северного флота вошла в 1963 году. Всего до 1964 года в СССР были построено 13 лодок этого типа, к которому принадлежала и К-8, затонувшая, как писалось выше, в Атлантике в апреле 1970 года. Головная лодка этой серии К-3 ("Ленинский комсомол") известна тем, что летом 1962 года совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, и всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, произведя международную сенсацию. А через 5 лет во время боевого дежурства в Норвежском море на "Ленинском комсомоле" в результате пожара в носовых отсеках погибли 39 членов экипажа.
К-159 находилась в составе флота около 30 лет, а затем была переведена в дивизион "отстойных" лодок. Числящиеся в его составе субмарины подвергаются консервации и ждут долгой очереди на утилизацию. Очередь К-159 пришла в 2003 году: 28 августа в 11:15 ее начали буксировать с места дислокации на судоремонтный завод "Нерпа" в Снежногорск Мурманской области. Перегон обеспечивало спасательное судно "Памир".
На борту ПЛА находилась перегонная команда в количестве 10 человек: капитан 2 ранга Сергей Лаппа (командир подводной лодки), капитан 3 ранга Михаил Гуров (механик), капитаны 3 ранга Юрий Жадан и Олег Андреев, старшие лейтенанты Сергей Соколов и Максим Цибульский, старший мичман Александр Алешкин, мичман Роман Куринный, старшина 1 статьи контрактной службы Евгений Смирнов, главный старшина контрактной службы Андрей Князев. Непосредственный руководитель буксировки – командир дивизиона консервации капитан 2 ранга Сергей Жемчужнов находился на буксире.
Для повышения остойчивости и непотопляемости буксируемой подлодки, к ней были прикреплены носовые и кормовые понтоны.
29 августа погода в районе буксировки стала ухудшаться. В связи с этим скорость буксировки была увеличена с трех до 4 узлов, чтобы быстрее достичь спокойных вод Кольского залива. Однако увеличение скорости при сильном волнении моря привело к тому, что носовые понтоны сместились к корме, а кормовые понтоны оторвались. Кроме того, бьющие по корпусу понтоны нарушили герметичность корпуса подводной лодки в районе кормы. Устойчивость ухудшилась, появился дифферент на корму до 6 градусов. 30 августа примерно в час ночи подводники сообщили на буксир о поступлении в кормовую часть лодки забортной воды.
Когда с борта лодки доложили о том, что отсеки быстро заполняются водой, капитан 2 ранга Жемчужнов приказал команде подняться из 3 отсека в ограждение рубки и при необходимости самостоятельно покинуть корабль. После того, как связь с К-159 прервалась, на буксире заметили, что носовые и кормовые огни подлодки исчезли.
Катера, спущенные с буксира и спасательного судна, подняли из воды старшего лейтенанта Максима Цибульского, находящегося в бессознательном состоянии, а также тела капитана 3 ранга Юрия Жадана и старшины 1 статьи Евгения Смирнова. Позже установили, что они погибли от удара о корпус подводной лодки при попытке спрыгнуть с рубки в воду.
Пять пунктов обвинения
Что конкретно Главная военная прокуратура инкриминировала адмиралу Сучкову в связи с гибелью К-159 и перегонной команды?
Основные пункты обвинения сводились к тому, что в нарушение действующих на флоте положений и инструкций командующий флотом, во-первых, упустил из своего внимания вопросы надлежащего аварийно-спасательного обеспечения: не был развернут поисково-спасательный пункт, не объявлена соответствующая степень готовности поисково-спасательным силам флота, с личным составом команды не были отработаны действия в аварийной ситуации, не устранены препятствия по безопасному покиданию лодки, людей не обеспечили гидротермокостюмами. Во-вторых, само решение о нахождении перегонной команды на лодке, состояние которой не давало возможности эффективно бороться за ее живучесть, при наличии более безопасных вариантов контроля за состоянием буксируемой субмарины вряд ли было правильным. В-третьих, командующий не поручил техническому управлению флота произвести расчет критических величин по остойчивости и непотопляемости лодки при различных вариантах разгерметизации прочного корпуса, поэтому командир ПЛА и старший на буксировке не знали критических величин остойчивости и непотопляемости системы "атомная подводная лодка – понтоны", что не позволило им своевременно обнаружить начало развития необратимых процессов, приведших к затоплению лодки.
В-четвертых, Сучков пренебрег рекомендациями гидрометцентра флота в связи со штормовым предупреждением прекратить буксировку и укрыть лодку на восточном рейде острова Кильдин. Вместо этого он приказал оперативному дежурному флота выяснить у капитана буксира возможность прибытия ПЛА в Кольский залив до начала шторма, то есть с превышением допустимой скорости и в погодных условиях, при которых буксировка запрещена.
В-пятых, когда произошел отрыв кормовой пары понтонов и разгерметизация прочного корпуса ПЛА, Сучков обязан был принять решительные меры к организованному спасению личного состава. Прибыв по тревоге в 1 час 40 минут 30 августа 2003 года на командный пункт флота и возглавив руководство спасательной операцией, он, несмотря на рекомендации о немедленной эвакуации личного состава, отдал соответствующий приказ только в 2 часа 38 минут.
Защита адмирала
Судебное заседание Северного флотского военного суда было назначено на 12 января 2004 года. Проводилось оно при закрытых дверях, поскольку сведения, имевшиеся в деле и подлежащие исследованию, содержали государственную тайну.
В ходе судебного разбирательства были исследованы материалы дела, насчитывавшего 29 томов, допрошены 103 человека, в том числе Главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов, должностные лица Главного штаба ВМФ, представители командования Северного флота. В качестве экспертов и специалистов в заседании выступили 7 ведущих ученых страны в области кораблестроения и военных наук. Исследованы 7 экспертиз, прослушаны записи переговоров КП флота с буксиром и ПЛА, просмотрена подводная видеозапись осмотра затонувшей ПЛА, изучена техническая и иная документация.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Г.А. Сучков виновным себя не признал. Он показал, что затопление лодки и гибель ее экипажа явились следствием ошибочного решения командования ВМФ об утилизации лодки не в пункте ее дислокации в поселке Островной, а на заводе "Нерпа". Считал он ошибкой и решение разработчиков технического проекта — буксировать лодку на судоподъемных понтонах. Об этом говорилось и в кассационной жалобе.
Интересно отметить, что в суде адмирал (на заседания он являлся неизменно в форме) вел себя так, словно не осознал своего процессуального статуса, т.е. подсудимого. Он перебивал свидетелей – своих бывших подчиненных, распекал их на повышенных тонах. И суд неоднократно обращал внимание адмирала на некорректное поведение.
Приговор оказался условным…
Процесс по факту гибели ПЛА К-159 и части ее экипажа длился 5 месяцев. Обвинение требовало назначить Сучкову наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении, а также лишить его права занимать командные должности на три года. Суд признал бывшего командующего Северным флотом виновным по статье 293 ч. 2 УК РФ в халатности, повлекшей по неосторожности гибель людей. 17 мая 2004 года был оглашен приговор: четыре года лишения свободы условно с отсрочкой приведения приговора в исполнение на два года. При этом судом были учтены смягчающие ответственность обстоятельства: наличие в семье несовершеннолетнего ребенка, положительные характеристики адмирала по службе и наличие государственных наград.
6 сентября 2004 года Военная коллегия ВС РФ оставила приговор флотского суда в силе, посчитав, что вина Сучкова в совершении преступления доказана, а назначенное ему наказание является справедливым. Коллегия отклонила доводы осужденного и его адвокатов, в том числе о нелигитимности нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности буксировки и несостоятельности технического проекта, о неосведомленности Сучкова об ухудшении погодных условий и о возможности захода "каравана" на рейд острова Кильдин Восточный. Возникновение на ПЛА аварии находилась в прямой причинно-следственной связи с проявленной Сучковым самонадеянностью в ходе руководства ее буксировкой, решил суд. По его мнению, имевшаяся в распоряжении адмирала информация о необратимом развитии катастрофы была достаточна для принятия решения о немедленной эвакуации перегонной команды.
Представитель потерпевших, адвокат Светлана Белова заявила о несогласии с решением суда: "Девять жизней — это слишком тяжкое последствие, и условная мера наказания является половинчатым решением".
… и вызвал множество дискуссий
Возбуждение уголовного дела в отношении бывшего командующего Северным флотом, а затем и суд над ним вызвали большой резонанс. Причем, "девятый вал" общественной реакции поднялся задолго до вынесения приговора. В адрес Президента России и Главнокомандующего Вооруженными силами РФ В. Путина, министра обороны С. Иванова поступали письма, в которых излагались требования "не допустить расправы над заслуженным флотоводцем", "сохранить для флота адмирала Сучкова Г.А.". Решение суда в этих петициях называлось "откровенным политическим заказом". Хотя оставалось неясным, откуда у адмирала, всю сознательную жизнь прослужившего на флоте, появились политические противники.
С обращением к Владимиру Путину в защиту Сучкова обратились даже несколько губернаторов. А губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов, выступая по государственному телеканалу РТР, заявил: "Мы теряем флотоводцев, которым цены нет".
Свое особое мнение выразил журналист и писатель-маринист Николай Черкашин. "Предание уголовному суду командующего флотом в мирное время есть забвение всех вековых флотских традиций и обычаев, — указывал он. — Для боевых моряков, возведенных в адмиральский чин, за прегрешения против службы и против морали с петровских времен существовали суды адмиральской чести".
Впрочем, такой подход разделяли далеко не все. "Ныне меру ответственности стали определять не вышестоящие штабы, а суды, — писал военный судья в отставке полковник юстиции запаса Вячеслав Звягинцев. — Не будем забывать, как трудно и трагично шли к осознанию этой непростой истины… Убежден: коль скоро мы решили жить в правовом государстве, и записали это в Конституции, провозгласив судебную власть самостоятельной и независимой, теперь только суд, а не какие-нибудь другие органы должен определять степень вины человека. Или ее отсутствие. Любая другая дорога неизбежно ведет к произволу и беззаконию".
Наверное, это и один из главных уроков процесса в Североморске.
По материалам:
Звягинцев В.Е., Трибунал для флагманов. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007. — (Двуликая Клио: Версии и факты).
Немає коментарів:
Дописати коментар