пʼятницю, липня 22, 2011

 

"Сивулф" почти не виден

 


ГРОЗНЫЕ "МОРСКИЕ ВОЛКИ" ОКАЗАЛИСЬ НЕ НУЖНЫ ВМС США


Нынешнее лето в США оказалось довольно богатым на события в области подводного кораблестроения. Во-первых, на верфи компании Electric Boat (входит в состав корпорации General Dynamics) на воду была спущена головная многоцелевая атомная субмарина типа "Вирджиния", представляющая собой АПЛ нового поколения. Во-вторых, на верфи другой компании, Newport News Shipbuilding (принадлежит корпорации Northrop Grumman), прошла церемония "крещения" корпуса второй атомной подлодки новой серии, названной "Техас", а немногим ранее там же был заложен и третий корпус (АПЛ "Северная Каролина").






И, наконец, еще одни "крестины" состоялись на верфи компании Electric Boat: субмарина получила имя "Джимми Картер". Этот атомоход принадлежит к типу "Сивулф" и является третьим - и последним - в серии высокотехнологичных подводных лодок-истребителей. Численность этих стальных "убийц" одно время планировалось довести до нескольких десятков, но: 

ВНИМАНИЕ! "АКУЛЫ" В МОРЕ!

В 1970-1980-е гг. советским конструкторам удалось создать несколько образцов военной техники и вооружения, которые были на "голову выше" своих зарубежных аналогов. Если говорить о подводном кораблестроении, то это, безусловно, многоцелевая (или, как ее еще называют, ударная) АПЛ проекта 971 (последующее развитие - проект 971У), получившая в отечественных документах шифр "Щука-Б", а у экспертов США и НАТО - "Акула" и "Усовершенствованная Акула" (Akula и Improved Akula соответственно). Западные специалисты также широко используют наименования "Акула I" и "Акула II".


Атомная подводная лодка типа "Сивулф"
Новый атомоход (его технический проект был утвержден 30 сентября 1977 г., головной корабль спустили на воду 16 апреля 1988 г.) оказался настолько совершенным "подводным охотником", что в буквальном смысле слова вызвал шок у командования ВМС и военно-политического руководства Соединенных Штатов. Почему? Полная подводная скорость субмарин "акульего семейства" 33 узла, у них достаточно низкие показатели шумности и мощное вооружение. Это - четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата (ТА) с суммарным боекомплектом до 40 (!) единиц, из которых 28 - калибра 533 мм. Причем из 533-мм ТА производятся пуски крылатых ракет комплекса "Гранат", имеющих дальность стрельбы до 3000 км, которые можно оснащать ядерной боевой частью. Кроме того, АПЛ проекта 971 несут на борту подводные ракеты "Шквал" (скорость хода около 100 узлов), ракето-торпеды и обычные противолодочные, противокорабельные и универсальные торпеды. Например, уникальную универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду УГСТ. А если к этому добавить, что даже у последних американских атомных подлодок типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" (а тогда-то были еще хуже!) лишь 12 установок вертикального пуска (УВП) для КР "Томахок" и всего четыре ТА, то причина для паники в военно-морских кругах США вполне понятна. 

В Вашингтоне решили без промедления принять контрмеры. За дело взялась компания Electric Boat. Ей помогали десятки научно-исследовательских учреждений по всей стране. Хотя, надо отметить, что в инициативном порядке работы над обликом АПЛ нового поколения американскими КБ велись к тому времени уже на протяжении нескольких лет. По самым скромным оценкам, все НИОКР по данной программе, в том числе создание ядерного реактора S6W, стоили более 1 млрд. долл. Основной упор в проектировании был сделан на обеспечении минимально допустимой шумности, увеличении подводной скорости хода, установке наиболее современного оборудования и мощного ракето-торпедного комплекса.

В конечном итоге, американцы заложили головную атомную субмарину нового типа 25 октября 1989 г., то есть через полтора года после спуска на воду первого советского атомохода проекта 971. Название своей АПЛ американцы дали устрашающее - "Сивулф" (Seawolf), что в переводе на русский означает "Морской волк". Однако советские/российские кораблестроительные "конвейеры" сдали флоту 13 "Акул" (еще две находятся в недостроенном состоянии на Севмашпредприятии в Северодвинске, одна - на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а две успели разобрать на стапелях), а американская "волчья стая" насчитывает всего три "особи".

ПРЕПАРИРУЕМ "ЗВЕРЯ"

В ходе проектирования АПЛ "Сивулф" американские специалисты впервые применили очень высокую степень модульности, что позволило получить на выходе ряд характеристик, оказавшихся существенно выше, чем у последних корпусов субмарин типа "Лос-Анджелес" (так называемый "Усовершенствованный Лос-Анджелес"). Кроме того, такая конструкция оставила достаточно большой "зазор" для будущих модернизаций, оснащения подлодок перспективными образцами вооружения и оборудования.

Посмотреть таблицуОсновные тактико-технические характеристики АПЛ типа "Сивулф"

Удалось добиться и запредельного для того времени снижения уровня собственных шумов "Морского волка". Его корпус, например, полностью покрыт звукопоглощающим покрытием нового поколения, а вместо традиционного гребного винта субмарина получила водометный движитель (об этом чуть ниже). Были также широко применены различные амортизаторы и шумопоглощающие покрытия внутри корпуса атомохода, увеличено расстояние между корпусом и механизмами ГЭУ. 

В свою очередь низкий уровень собственных шумов гарантировал среди прочего и максимально малошумную скорость подводного хода АПЛ в 20 узлов.

Форма "волчьего" корпуса в целом сохранила в себе общие черты американских подводных лодок данного класса. Однако на фотографиях хорошо заметно, что носовая часть рубки нового атомохода своей "зализанностью" чем-то напоминает кабину самолета (для уменьшения нагрузок при всплытии во льдах). 

Непосредственно прочный корпус субмарины выполнен из стали HY 100 с большим пределом текучести, чем у марки HY 80 на предыдущих типах АПЛ, и имеет меньший, чем ранее, коэффициент отношения длины корпуса к его ширине. Такой показатель, по мнению специалистов, обеспечивает подлодке большую маневренность.

Конструкция корпуса разработана специально с учетом необходимости плавания и всплытия в сложной ледовой обстановке, горизонтальные рули - носовые (в отличие от рубочных на "Лос-Анджелесах"), убираются внутрь корабля. Кормовое оперение также отличается от подлодок предыдущих типов. У него шесть стабилизаторов крыловидной формы: четыре расположены по обычной крестообразной схеме (два вертикальных и два горизонтальных), а два отходят под тупым углом от диаметральной плоскости субмарины и расположены между горизонтальными и нижним вертикальным стабилизаторами.

Боевая информационно-управляющая система на "Сивулфах" - AN/BSY-2 (компания General Electric) - объединяет в себе до 70 процессоров, поставляемых компанией Motorola. Аналогичная БИУС уже прошла апробацию на нескольких последних АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" (начиная с субмарины SSN-751 "Сан Хуан"), зарекомендовав себя с наилучшей стороны.

Управление всеми видами корабельного оружия, также как и подводной лодкой в целом, осуществляется при помощи автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа Mk2 (Raytheon Mk2 tactical command and control system), которая имеет централизованную структуру с частичной федерализацией. Разработчик АСБУ, как видно из названия, - компания Raytheon.

Комплекс ракето-торпедного вооружения подлодки - довольно мощный и разнообразный. Он включает восемь торпедных аппаратов (ТА) калибра 660 мм (в некоторых источниках приводится калибр 762 мм, но это диаметр ТА по внешнему кольцу) по бортам. Такое расположение ТА является традиционным на американских подводных лодках уже в течение последних нескольких десятков лет. Это позволяет избежать в процессе проектирования ограничений при размещении в носовой части антенны и аппаратуры гидроакустической станции. На корабле установлена система послезалпового осушения ТА типа Mk21 (air turbine torpedo discharge pump). 

Суммарный боекомплект ракет и торпед достигает 50 единиц. Он хранится в одном отсеке в носовой части атомохода и включает: 

- универсальные торпеды Mk48 ADCAP (ADvanced CAPability), оснащенные мощной боевой частью массой 267 кг, активными и пассивными средствами обнаружения цели. Они способны действовать как при наличии системы управления по проводам, так и без нее. Эффективная дальность поражения цели при использовании активной ССН достигает 50 км, а при использовании пассивных средств - 38 км. При этом скорость хода торпеды составляет 40 и 55 узлов соответственно. Глубина хода - до 900 м;

- дозвуковые противокорабельные ракеты "Саб-Гарпун" (Sub-Harpoon, т.е. "Гарпун для ПЛ") компании Boeing с дальностью стрельбы 130 км, оснащенные 225-кг боевой частью и активной радиолокационной головкой самонаведения.

В отличие от последних "Лос-Анджелесов" на АПЛ типа "Сивулф" отсутствуют внешние установки вертикального пуска (УВП) для стрельбы КР "Томахок". Они выстреливаются (как "Гарпуны" и торпеды) из торпедных аппаратов подлодки. Причем в боекомплект входит как стратегический, так и противокорабельный варианты этой крылатой ракеты.

Первый может быть снаряжен ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн и способен следовать к удаленной на расстояние до 2500 км цели на дозвуковой скорости на высоте от 15 до 100 м над поверхностью, в чем ей помогает инерциальная навигационная система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System). Круговое вероятное отклонение ракеты в ядерном снаряжении - 80 м. У противокорабельного варианта КР дальность стрельбы около 450 км, комбинированная ГСН и инерциальная система самонаведения. Вскоре семейство этих ракет пополнится КР "Тэктикал Томахок" (Tactical Tomahawk, или "Тактический Томагавк"), которая предназначена в основном для нанесения ударов по береговым объектам. Первый пуск новой КР, также разработанной специалистами компании Raytheon, из подводного положения был выполнен в ноябре 2002 г., а с нынешнего года уже планируется начать вооружение "Тактическими Томагавками" ВМС США.

Взамен всех ракет и торпед АПЛ может брать на борт до 100 мин и производить их постановку через ТА.

"Сивулфы" также оснащены различными средствами противодействия: система (станция) гидроакустической разведки и противодействия AN/WLY-1 (разработчик - компания Northrop Grumman), комплекс РЭБ AN/WLQ-4(V)1 (компания GTE) и самоходные гидроакустические имитаторы ПЛ.

Гидроакустический комплекс (ГАК) BQQ-5D новой многоцелевой американской атомной ПЛ включает в себя:

- основную гидроакустическую станцию (ГАС) с установленной в носовой части корабля облегченной сферической акустической антенной с активным и пассивным (шумопеленгаторным) трактами,

- шесть бортовых (по три на каждый борт) пассивных акустических антенн ГАС AN/BQG-5D,

- гибкую протяженную буксируемую антенну ГАС TB-16 (представляет собой ряд гидрофонов, преобразователей и датчиков диаметром 8,25 см и длиной 80 м), которая крепится к АПЛ при помощи кабель-троса в специальной полиэтиленовой оболочке,

- протяженную буксируемую антенну большой длины TB-29 (tactical towed array), которая вскоре будет заменена на более совершенную гибкую протяженную антенну TB-29A, разрабатываемую специалистами компании Lockheed Martin,

- активную ГАС навигационного обеспечения AN/BQS-24, используемую для обнаружения объектов на минимальных дистанциях в навигационных целях и при плавании во льдах (также применяется в качестве ГАС миноискания).

Установленная в надстройке РЛС AN/BPS-16(V) предназначена для обнаружения надводных целей (в том числе - ограниченно - низколетящих воздушных) и решения навигационных задач в надводном положении. Она представляет собой импульсную станцию для подводных лодок класса А (по классификации ВМС США) с возможностью регуляции мощности и частоты излучения. Данные от РЛС отображаются на цифровом дисплейном индикаторе пульта командира и поступают в БИУС атомохода. Есть также радиопеленгатор AN/BLD-1.

ГЭУ "Морского волка", естественно, атомная. В составе паропроизводящей установки имеется один водо-водяной ядерный реактор (ЯР) марки S6W (компания Westinghouse), а паротурбинная установка включает в себя два главных турбозубчатых агрегата с двумя паровыми турбинами суммарной выходной мощностью 45 тыс. л.с. (или 33,57 МВатт). В качестве движителя применен водомет. Следует отметить, что в вопросе выбора движителя американцы особо голову не ломали и воспользовались системой, разработанной британскими конструкторами для многоцелевой АПЛ типа "Трафальгар" - наименее шумной субмарины данного класса в составе Королевских ВМС.

Корабль снабжен и вспомогательной пропульсивной установкой. Это - один дизель-генератор и один погружной (азимутальный) гребной электродвигатель, который, правда, есть лишь на "Джимми Картере" (производитель - также компания Westinghouse).

Расчетное время эксплуатации атомных подлодок типа "Сивулф" между ремонтами - не менее 15 лет.

ПЕРВЫЙ БЛИН :

После спуска на воду головной АПЛ и ее выхода на длинную череду апробаций в конструкции атомохода был отмечен ряд разного рода недостатков.

Так, во время заводских ходовых испытаний "неожиданно" обнаружилось, что внешние панели, прикрывающие бортовые антенны ГАС AN/BQG-5D, недостаточно надежны. "Сюрприз" преподнесли и наружные крышки торпедных аппаратов субмарины, которые на ходу в подводном положении никак не хотели закрываться. Эти две главные проблемы (а, может, и не две - американцы по вполне понятным причинам особо распространяться на этот счет не любят) и множество других, более мелких, явились причиной отсрочки ввода атомохода в боевой состав флота.

Однако и после этого, в августе 2000 г., в период шестимесячных испытаний с целью выявления круга потенциальных возможностей субмарины, на "Сивулфе" проявилась еще одна серьезная проблема - были обнаружены трещины в баллонах со сжатым воздухом системы осушения цистерн главного балласта. Причем в ходе проведенного в дальнейшем дополнительного исследования аналогичные изъяны выявили и на АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" и некоторых типа "Лос-Анджелес".

БОРЬБА ЗА "ДЖИММИ"

АПЛ "Джимми Картер" была названа в честь 39-го по счету и единственного президента Соединенных Штатов, получившего соответствующую квалификацию для службы на подводных лодках и проходившего ее в Гротоне с 1948-го по 1952 г. Субмарина в основном сохранила черты базового проекта. Однако за время долгих баталий в Конгрессе и Министерстве обороны по вопросу о дальнейшей судьбе программы, третья подлодка серии была существенно модернизирована еще на стапеле. Официально, контрактом, все вносимые в проект изменения были утверждены в конце 1999 г. (о намерении строить третью АПЛ по модифицированному проекту ВМС США объявили 29 января 1999 г.). Это задержало спуск атомохода на воду почти на четыре года, хотя заказ на его строительство флот разместил еще 30 апреля 1996 г.

То, что в последней подлодке намного больше вооружения и оборудования, заметно хотя бы уже по ее подводному водоизмещению. Оно возросло на 3 тыс. тонн. Длина корпуса АПЛ увеличилась по сравнению с ее предыдущими двумя "систер-шипами" на 30 с лишним метров. Более того, третий "Морской волк" превосходит по размерениям и водоизмещению другие многоцелевые атомные субмарины ВМС США ("Джимми Картер" - самая большая ПЛ в своем классе за всю историю американского флота). В чем же заключаются отличия, хотя бы вкратце?

Во-первых, была модифицирована система управления балластными цистернами. Во-вторых, применена более эргономичная планировка внутренних помещений. В-третьих, претерпели изменения и выдвижные устройства - установлена новая, более вместительная радиомачта, и многое другое.

Увеличение же максимальной длины корпуса последнего "Сивулфа" связано с тем, что позади рубки установлена дополнительная многофункциональная секция (Multi-Mission Platform, или MMP) длиной около 33 м и весом в 2500 тонн, оборудованная так называемым "океанским интерфейсом" (Ocean Interface section). В американском флоте он также получил неофициальное прозвище "Осиная талия" (Wasp Waist). Конструктивно эта секция имеет форму, напоминающую бомбовый отсек самолета. Она находится вне прочного корпуса (но в пределах размерений АПЛ, но не мешает свободному проходу личного состава с носа в корму и обратно, а также прокладке корабельных кабелей, трубопроводов и т.п.. Фактически, это устройство модульного типа позволяет быстро варьировать набор загружаемых в "бомбоотсек" средств - в зависимости от той или иной направленности задания для АПЛ.

В "джентльменский набор" атомохода дополнительно вошли необитаемые подводные аппараты (в том числе и автономные); различные буи и датчики; боеприпасы, относящиеся к разряду "оставь за собой" (американские военные употребляют термин "leave-behind weapons") - то есть срабатывающие или встающие на боевой взвод, когда ПЛ-носитель уже покинула данный район; обитаемые подводные аппараты типа ASDS (Advanced Seal Delivery Vehicle) для обеспечения действия групп спецназначения ВМС США (личный состав самих групп численностью до 50 человек с вооружением и снаряжением может размещаться внутри АПЛ - в специальной секции длиной около 9 м) и специальные сухие прочные укрытия для боевых пловцов (Dry Deck Shelter, или DDS).

Согласно сообщениям зарубежной специализированной прессы, тактико-технические элементы "Джимми Картера" в результате всех нововведений практически не ухудшились. Например, максимальная скорость подводного хода снизилась только на два узла (до 37), а шумность на скоростях подводного хода более 20 узлов увеличилась не более чем на 2 децибела. Хотя последнее, по заявлениям представителей Electric Boat, вообще не представляет никакой проблемы, поскольку субмарины типа "Сивулф" даже на высоких скоростях подводного хода "менее заметны, чем АПЛ типа "Лос-Анджелес" у пирса". Общая же стоимость работ по модернизации "Джимми Картера" составила, по приблизительным оценкам, около 887 млн. долл.

Однако, несмотря на значительное повышение боевых возможностей третьего "Морского волка", само его "рождение" долгое время находилось под вопросом. Так, вскоре после закладки АПЛ на стапеле Конгресс решил существенно урезать ассигнования на данную программу. Например, на 1996 финансовый год вместо запрошенных 1,3736 млрд. долл. было выделено лишь 674,5 млн.

Адмиралы попытались доказать необходимость в "Сивулфах" тем, что, во-первых, высокая степень распространения в мире современных технологий подводного кораблестроения (большей частью благодаря активной продаже Россией своих ДЭПЛ и оказания консультаций некоторым странам в этой области) создает существенную угрозу имеющемуся превосходству подводных сил ВМС США; а во-вторых, работы на третьей подлодке в серии (как минимум) жизненно важны для сохранения соответствующей производственной базы Соединенных Штатов в дееспособном состоянии до 1998 г., когда будет начата практическая реализация программы по строительству серии АПЛ типа "Вирджиния".

Однако, выступая 16 мая 1995 г. перед подкомитетом конгресса США по военно-морским вопросам, Синди Уильямс, помощник начальника управления национальной безопасности департамента по вопросам бюджета американского парламента, заявил, что "строительство АПЛ SSN-23 не является необходимым для поддержания на нужном уровне промышленных мощностей, занятых в области строительства атомных подводных лодок: по нескольким причинам".

Во-первых, по его словам, компания Electric Boat уже получила подряды на строительство двух первых АПЛ типа "Сивулф", двух АПЛ типа "Лос-Анджелес" и переоборудование четырех ПЛАРБ типа "Огайо". Причем срок исполнения по этим контрактам выходит за границы 1998 финансового года, когда планируется начать работы по "Вирджинии".

Во-вторых, учитывая текущие и находящиеся в ближнесрочной перспективе потребности ВМС США в закупках новых кораблей, сохранять в прежнем объеме мощности сразу на двух верфях - Electric Boat и Newport News - задача нереалистичная. Причина - нехватка заказов со стороны флота. Например, только верфь Newport News Shipbuilding способна строить до четырех АПЛ в год, что при средней продолжительности жизни корабля такого класса (около 30 лет) приведет к появлению в ВМС целой "армады" АПЛ - 120 единиц. Тогда как, согласно новой доктрине Bottom Up Review, флоту "позволено" иметь лишь 45-55 многоцелевых атомоходов. К тому же в ту пору верфь не рассматривалась в качестве участника воплощения в жизнь программы перспективных АПЛ, а потому сосредоточилась только на строительстве и обслуживании атомных авианосцев. Другой же верфи, Electric Boat, следует последовать примеру своего партнера и сосредоточиться на строительстве и техническом обслуживании атомных подводных лодок ВМС США.

И, наконец, в-третьих, в корне неверно утверждение, будто бы прекращение или сокращение объемов строительства атомных подводных лодок приведут к потере квалифицированных кадров. По словам Синди Уильямса, докование, перезарядка ядерных реакторов и ремонт уже находящихся в боевом составе АПЛ и ПЛАРБ наряду с проектно-конструкторскими работами по перспективным атомоходам позволят сохранить на должном уровне квалификацию персонала верфей и конструкторских подразделений компаний, а также предотвратят массовую утечку ценных сотрудников в другие отрасли промышленности и бизнеса. К тому же, часть персонала, необходимого для работы над атомными подводными лодками, можно вполне свободно привлечь с верфи, занятой строительством и обслуживанием атомных авианосцев ввиду схожести предмета.

Некоторые представители военно-политического руководства Соединенных Штатов шли еще дальше, не просто призывая прекратить финансирование всей программы по строительству "Сивулфов", но и требуя прекратить выделение средств на завершение работ на третьем корпусе. По мнению этих людей, "Морские волки" представляют собой наглядный образчик типичного оружия времен холодной войны - дорогого и ненужного вне ее условий. На современном этапе эти "дорогостоящие адмиральские игрушки" попросту не потребуются, поскольку в ходе их проектирования даже не ставилась задача борьбы с действующими в прибрежных районах малошумными неатомными ПЛ - основной текущей угрозы на море.

Вместо того, чтобы увлекаться наращиванием и так многочисленного атомного подводного флота, командованию ВМС США рекомендовали приложить больше усилий в области строительства неатомных ПЛ, особенно субмарин с воздухонезависимыми энергетическими установками. Последние, при учете нынешнего уровня их развития, способны сократить до минимума или даже вообще нейтрализовать такой недостаток старых дизель-электрических лодок, как малое время непрерывного пребывания под водой (необходимо всплытие, как минимум, на глубину работы устройства РДП в целях подзарядки аккумуляторных батарей, использующихся для движения ДЭПЛ под водой). Кроме того, неатомные субмарины, даже оснащенные указанными выше энергоустановками, будут обходиться бюджету в несколько раз дешевле своих атомных "сестер".

Только ценой неимоверных усилий моряков и кораблестроителей удалось отстоять третью АПЛ типа "Сивулф", выкатка которой из цеха состоялась 4 июня 2004 г. Определенную роль сыграла и традиционная практичность американцев - если уж все-таки выделили какие-то средства на корабль, то его надо достроить. К тому же бюджет у Соединенных Штатов на нужды национальной обороны - просто огромный, не в пример нашему российскому. А потому лишние четыре миллиарда долларов в течение 10 лет - не столь уж страшный расход для американского налогоплательщика. Но вот дальнейшее осуществление "волчьей" программы все-таки пришлось отменить - на повестке дня стояли перспективные АПЛ типа "Вирджиния".

...И ПОСТАВИЛИ КРЕСТ

АПЛ типа "Сивулф" являют собой, если можно так сказать, апофеоз западной конструкторской мысли в области подводного кораблестроения периода холодной войны. Появившись на заключительном ее этапе (первый корпус был заказан ВМС США 9 января 1989 г., а второй - 3 мая 1991 г., то есть уже после окончания противостояния двух систем), данные подлодки призваны были составить достойную конкуренцию советским атомным субмаринам последнего на то время поколения, поддержав тем самым реноме Соединенных Штатов. Так, по данным ВМС США, "Морские волки" более чем в три раза превосходят по своему боевому потенциалу АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес". 

Однако неожиданно быстрый для многих развал Советского Союза практически поставил крест на программе строительства "Сивулфов". Новая военно-морская стратегия предусматривала перенос основного упора в противоборстве в прибрежные районы. А потому "Морским волкам", созданным для завоевания господства на огромных и глубоководных просторах Мирового океана, места в боевых порядках американского флота уже не нашлось. Особенно, если учитывать баснословно высокую стоимость субмарин этого типа - по 4,4 млрд. долл. за каждую (общая стоимость строительства трех АПЛ оценивается не менее чем в 13,2 млрд. долл.). Для сравнения - последние атомные авианосцы типа "Нимитц" вместе с авиагруппой обходятся американскому бюджету немногим более, чем в 5 млрд. долл., а один "Лос-Анджелес" - всего лишь в 741 млн. долл. Разница, как видите, довольно ощутимая.

В конечном итоге, в ходе длительной и напряженной борьбы за ассигнования адмиралы и остальные сторонники продолжения программы "Сивулф" потерпели фиаско. Предпочтение военно-политического руководства США было отдано менее дорогим АПЛ типа "Вирджиния", количественный состав которых планируется довести до 30 единиц. Флот же сумел лишь отстоять завершение строительства по существенно модифицированному проекту третьей и последней (а планировалось вначале иметь "стаю" также из трех десятков кораблей!) подлодки этой малочисленной серии.

Немає коментарів: