ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, липня 05, 2011

КАК ГОТОВИЛИ ГЕРМАНСКИХ ПОДВОДНИКОВ В ВЕРМАХТЕ..


НАБОР МОРЯКОВ

Подводный флот Германии никогда не был добровольческим - это объясняется тем, что в течение большей части войны был даже избыток желающих вступить в так называемый "Добровольческий корпус Дёница". Германский ВМФ проявлял большую разборчивость при наборе личного состава, имея в своем распоряжении большие людские ресурсы. В первую очередь на военную службу зачисляли технически грамотных специалистов и рабочих - механиков и металлистов.
До войны желающий служить на флоте должен был быть не моложе семнадцати и не старше двадцати трех лет. Потенциальный моряк обращался с письменным заявлением на имя 2-го адмирала командования Северного или Балтийского моря с указанием сведений о себе: рост, вес, возраст, вероисповедание, образование (требовался как минимум удовлетворительный аттестат об окончании восьмилетней школы), технические знания, владение иностранными языками, спортивные достижения, работа в рамках имперской трудовой повинности, а также участие в политических организациях типа "Морское отделение Гитлерюгенда". К заявлению необходимо было приложить две фотографии паспортного формата и "сертификат добровольца", выдаваемый полицией и подтверждающий, что кандидат не имеет уголовной судимости, а предъявленная им информация достоверна. Позднее также требовалось доказать арийское происхождение и подтвердить германское гражданство. Если кандидат соответствовал указанным требованиям, он заполнял анкету и проходил медицинский осмотр по месту жительства.
Если новобранца признавали годным, он должен был обратиться в регистратуру местного военного округа, там он проходил более тщательный медицинский осмотр и заканчивал формальности, необходимые для его принятия на военную службу. Эти жесктие требования были несколько снижены только в 1941 году, что дало возможность призывать на службу и малоквалифицированных рабочих. После завершения процедуры зачисления на военную службу моряка направляли в один из учебных дивизионов.
Поступив на флот, можно было дослужиться лишь до звания не выше обер-боцман-маата, и поэтому контракт следовало подписывать не менее чем на двенадцать лет. Тем же, кто был честолюбив и хотел дослужиться до унтер-офицера, также требовалось не менее 12 лет. В этом случае было возможно продвижение по службе до звания обер-фельдфебеля, а затем и до штабс-обер-фельдфебеля. Это уже было звание ворэнт-офицера, которое имело несколько разновидностей в зависимости от военной специальности - штабс-обер-штойрман, штабс-обер-машинист и т.д. Моряк был лишен права выбирать военную специальность - это за него решало командование, с учетом реальных способностей призывника.

ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ

Подготовка подводников в Кригсмарине началась в 1933 году, когда в Киле была создана "Школа противолодочной обороны" (Unterseebootabwehrchule). Ее название должно было скрывать тот факт, что в действительности здесь велась подготовка экипажей подводных лодок. Курсанты получали теоретическую подготовку по всем аспектам подводной службы, изучали конструкцию и устройство подводной лодки, системы вооружения, дизели и электродвигатели, обучались приемам спасения и т.д.
В 1935 году подводные лодки U-7 - U-12 вошли в состав 1-й флотилии "Веддиген" (U-1 - U-6 передали школе подводников в Нойштадте). Это были небольшие лодки прибрежного типа II серии.
Теоретические знания закреплялись интенсивными практическими занятиями. В последующие годы подводный флот значительно вырос, и в 1937 году было создано новое учебное заведение - школа подводников в Нойштадте. К началу войны в 1939 году число курсантов удвоилось, и школа получила статус учебной флотилии (Unterseebootsschulflotille). С апреля 1940 года школу стали называть "1-м учебным дивизионом подводных лодок" (1. Unterseebootslehrdivision, или сокращенно ULD) и перевели на базу в Пиллау, на Балтику. Семь месяцев спустя в Готенхафене сформировали 2-й учебный дивизион (2. Unterseebootslehrdivision). К концу войны их уже было четыре. Им было передано несколько переоборудованных в плавучие базы лайнеров, которые использовали и как казармы. Иногда в дивизионах одновременно обучалось до 4000 курсантов. Каждому дивизиону придавалась полноценная флотилия подводных лодок: 21-я - первому, 22-я - второму. В начальный период войны подводники проходили полный шестимесячный курс подготовки (помимо обычного базового курса флотской подготовки), потом срок обучения сократили сначала до трех месяцев, а затем до двух, однако даже на заключительных этапах войны осуществлялась полноценная подготовка экипажей.
Особое значение для подготовки подводников имели военно-морская школа сигнальщиков (Marinenachrichtenschule), школа торпедистов (Torpedoschule), школа морских артиллеристов (Schiffsartillerieschule), школа минеров (Sperrschule) и школа рулевых (Stuermannschule).

ПОДГОТОВКА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ

Кригсмарине имел очень развитую категорию унтер-офицерского (старшинского) состава, существенно отличавшуюся от остальных родов вооруженных сил. Существовало две подкатегории - унтер-офицеры (младшие), унтер-офицеры с портупеями (старшие), и фенрихи и обер-фенрихи (между унтер-офицерами и офицерами) из числа выпускников военно-морских училищ, ожидающих присвоения офицерского звания и проходящих стажировку на боевой подводной лодке.
К концу Первой мировой войны стало ясно, что для унтер-офицерского состава флота требуется не только специальная подготовка, но и продуманная система набора и продвижения по службе. Унтер-офицеры должны были стать хорошо обученными профессионалами, с обязательством отслужить не менее 12 лет. Возможности поступить в Рейхсмарине (позднее - в Кригсмарине) в качестве кандидатов в унтер-офицеры не было (в отличие от офицеров). Претендентов на унтер-офицерское звание отбирали после двух-трехлетней безукоризненной службы в рядовом составе, при условии, что были проявлены такие положительные качества, как самодисциплина, преданность и чувство долга. Кандидатов сначала направляли в соответствующее училище для прохождения специальной подготовки продолжительностью от трех до десяти месяцев. В случае успешного прохождения курса они должны были явиться в военно-морское училище по подготовке унтер-офицерского состава (Marineschule) в Фридрихзорте. Следует отметить, что большинство кандидатов в унтер-офицеры, уже отслуживших о флоте, были более опытными и квалифицированными, чем некоторые кандидаты в офицеры.
Во Фридрихзорте курсанты проходили чрезвычайно интенсивную подготовку по следующим направлениям: теоретические занятия в классе, строевая подготовка, дисциплины морского цикла и спорт. Занятиям спортом придавалось огромное значение в связи с тем, что от подводников требовались хорошая физическая форма и гибкость, чтобы уверенно и быстро в боевых условиях "проскальзывать" через узкие люки подводной лодки.
Систему подготовки унтер-офицерского состава было решено расширить, и в 1935 году открылось второе училище в Везермюнде; их стали называть Marineunterofficier-lehrabteilungen 1 и 2. Наконец, в 1938 году в Плёне было создано специализированное училище унтер-офицеров.

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ

Желающим стать офицерами предстояло пройти изнурительную подготовку. Срок офицерской службы составлял 25 лет, а требования к уровню физического, умственного и психологического состояния были чрезвычайно жесткими. Средний возраст командира подводной лодки составлял 27 лет, а в ходе войны он стал меньше, так что во второй половине войны командиру лодки в среднем было около 24 лет.
Стандартная программа обучения офицера начиналась с базовой подготовки, которая продолжалась около пяти месяцев. По прибытии кандидатов в отборочный офицерский лагерь с Денхольме в течение двух дней проверяли их физическое состояние. Те, кто не смог пройти тестирование в первый раз, имели право на вторую попытку после обретения необходимой физической формы. Затем следовала мореходная практика на трехмачтовом парусном барке, продолжавшаяся четыре месяца. Хождение под парусом всегда сопряжено с опасностями, поэтому несчастные случаи не были исключением.
Офицерам, успешно закончившим две первые ступени, официально присваивали звание кадета (Seekadet), и они продолжали обучение, получив назначение на корабль, обычно крейсер. После плавания будущие офицеры отправлялись на семимесячные курсы в Военно-морскую академию в Мюрвике. После окончания этих курсов им присваивали звание фенриха-цур-зее (мичмана). До этого момента обучение велось по стандартной программе, независимо от конечной специальности обучаемого. Большинство кандидатов в подводники были строевыми офицерами или офицерами инженерных войск.
Строевые офицеры, обучаясь в Мюрвике, проходили дополнительно курс по артиллерии, изучая морские системы вооружения. Затем их на шестимесячный срок приписывали к кораблям, а по окончании этого срока, при удовлетворительной аттестации, фенрихам присваивалось звание обер-фенриха-цур-зее (младшего лейтенанта). В этом звании кандидат в офицеры должен был служить до трех лет, повышая профессиональный уровень, и только после этого получал звание лейтенанта-цур-зее.
Офицеры саперных войск после окончания курса обучения в Мюрвике сдавали дополнительные экзамены по инженерным дисциплинам. В случае успешной сдачи экзаменов они проходили пятимесячную общетехническую подготовку. Затем следовала полугодовая служба на боевом корабле, и только после этого им наконец вручали погоны лейтенанта (инженера).
Офицеры, получившие направление на подводный флот, проходили дополнительный 12-недельный курс обучения, в течение которого учения на море чередовались с теоретическими занятиями. 

Немає коментарів:

Дописати коментар