ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, липня 18, 2011

Петр Великий таких ремонтников отправлял на плаху

Ядерную энергетическую установку ракетного крейсера без всякой лицензии чинили сборщики металлолома
Всего несколько дней назад премьер-министр России Владимир Путин на совещании, срочно собранном в Казани по поводу трагической и нелепой гибели теплохода «Булгария», гневно спрашивал собравшихся:

— Как судно работало без лицензии? Как на него вообще билеты продавали в порту?! Как его выпустили из порта?! Кто разрешил?! Где был Ространснадзор?.. Это же кошмар! Что же за бардак у нас творится?!!

Теперь выяснилось, что бардак с «Булгарией» - это еще цветочки. Без лицензии в России, оказывается, успешно ремонтируют даже ядерные энергетические установки атомных ракетных крейсеров.
http://svpressa.ru/society/article/45765/
То есть буквально неизвестно кто с гаечным ключом и сварочным аппаратом с ведома командования Военно-Морского флота и Министерства обороны лезет в святая святых корабля – реакторный отсек. Что-то клепает там в меру своего понимания и неизвестно какой квалификации. Флот потом работу безропотно принимает и подписывает соответствующие документы. Атомный крейсер выходит в море и все довольны. На фоне этого беспредела уже не самым страшным кажется известие, что заводом попутно банально украдено у военных 60 процентов средств, выделенных на приведение в порядок материальной части. Чего удивляться-то, ежели повсюду бардак?

Именно так, как выяснила Генеральная прокуратура России, происходило на флагмане Северного флота тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий» в минувшем году. После почти кругосветного похода до Владивостока и обратно в Мурманске корабль встал в планово-предупредительный ремонт. Часть работ вызвалось выполнить малоизвестное ЗАО "Специальная производственно-техническая база "Звездочка", чей офис находится неподалеку, в городе Полярный.

Сразу оговоримся: не следует путать эту контору с гигантским северодвинским Центром судоремонта «Звездочка», основной продукцией которого уже много десятилетий являются атомные подводные лодки. От подобных подозрений северодвинцы поспешили официально откреститься в тот же день, когда вспыхнул скандал. Впрочем, некоторая связь, очевидно, все же существует. По данным открытой печати, 20 процентов полярнинской «Звездочки» принадлежит-таки ее тезке из Северодвинска. Остальная часть компании в равных долях в собственности генерального директора Федора Барашко и некоей Людмилы Николенко.

Не намеренно ли была создана путаница с двумя «Звездочками»? Сейчас это выясняет военная прокуратура. Но совершенно точно, что согласно уставных документов, та «Звездочка», что в Полярном, мало подходит для ремонта крейсерской ядерной энергетической установки. Потому что в документах основным направлением производственной деятельности предприятия значится обработка отходов и лома цветных металлов. На работы в реакторных отсеках нет даже намека. Зато для северодвинской тезки – это основной профиль. Поэтому когда тебе предлагают заключить контракт от имени «Звездочки» - пойди разберись от какой? От той, которую знает весь мир? Или от безвестных обработчиков цветных и черных металлов?

Хотя, конечно, когда речь идет о сотнях миллионов рублей, заказчикам из Министерства обороны положено все же разбираться. И, как минимум, заглядывать в лицензию. Если не сделано даже это – вопрос о бескорыстии адмиралов из Технического управления флота возникает сам собой.

Тем не менее, контракт на ремонтные работы на «Петре Великом» на сумму 356,1 миллиона рублей был заключен именно с генеральным директором полярнинской «Звездочки» Федором Барашко. Причем, контракт этот с Северным флотом у предприятия был не первым. В 2008 году оно получило подрядов от Минобороны на сумму 173 миллиона рублей. В 2009 – еще на сумму 125 миллионов рублей, в том числе и на ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов». Ну, а потом уже начался финансовый пир жуликов в погонах и без на «Петре Великом». Завершился он так.

Как сообщает Генеральная прокуратура, когда оговоренные сроки ремонта флагмана подошли к концу, гендиректор Барашко подписал акт о том, что заказ выполнен в полном объеме, деньги получены и потрачены по назначению. На самом деле, как выяснили следователи, ЗАО «Звездочка» реально освоено на «Петре Великом» всего около 100 миллионов рублей. Оставшиеся 265,4 миллиона рублей украдены. И ничего не меняет тот факт, что вроде бы генеральный директор эти деньги, как утверждает сам, не присвоил, а потратил на развитие предприятия. Теперь Федору Барашко грозит до 10 лет лишения свободы и штраф в 1 миллион рублей.

Однако удивительно вот что. В сообщении прокуратуры нет ни слова об ответственности заказчика – Министерства обороны. Где были, скажем, специалисты Управления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны? Как будто результаты ремонта только сам исполнитель и проверял. Но акты об окончании ремонтных работ на кораблях подписывают не только представители промышленности. Без подписей военных такой акт - филькина грамота. Деньги по нему никто перечислять не станет. Кто принимал заказ от Минобороны? Об этом не сообщается.

Другой вопрос. Как теперь, после лишь на треть завершенных работ, обстоят дела с ядерной безопасностью на «Петре Великом»? Об этом тоже молчок.

Между тем, как утверждают специалисты, корабельный ремонт давно стал одной из самых коррупционных статей государственного оборонного заказа. Фактов на этот счет в последние годы множество. По словам военного прокурора все того же Северного флота полковника юстиции Евгения Ткачука, в минувшем году большинство уголовных дел там связано с ремонтами надводных и подводных кораблей ВМФ на судоремонтных заводах. Ткачук приводит пример, как две капли воды похожий на произошедшее на «Петре Великом»:

- Три года назад Минобороны России заключило с директором судоремонтного завода «Нерпа» Александром Горбуновым госконтракт на ремонт сухогрузного транспорта «Яуза» на сумму 598 миллионов рублей. Как мы потом установили, министерство выплатило аванс - 569 миллионов. Однако на ремонт ушла гораздо меньшая сумма, одну часть оставшихся средств Горбунов пустил на решение финансовых проблем завода, а другую присвоил.

Начавшийся в 2008 годы ремонт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» завершился тем, что подведением его итогов год назад занялась Федеральная службы безопасности. Об этом сообщило интернет-издание «Фонтанка.ру». Как разузнали журналисты, ряд лотов на приведение в порядок авианосца достались петербургскому предприятию ЗАО “Обуховское”. За 5 дней до окончания своих работ на крейсере ЗАО “Обуховское” подписало с заказчиком некое дополнительное соглашение, по которому объем и сроки исполнения контракта остались неизменными, а вот сумма оплаты за них возросла почти в два раза - до 2 миллионов 431 тысячи рублей. Кроме того, компании удалось согласовать с начальником технического управления Северного флота (СФ) Виктором Бурсуком ремонт девятого насоса крейсера за 2 миллиона 751 тысячу рублей. Однако данного насоса не существует в принципе - конструкцией судна предусмотрены только восемь таких установок.

В прошлом году скандальные факты привел лидер профсоюзной организации севастопольского судоремонтного завода «Лазаревское адмиралтейство» Владимир Цуркан. По местному телевидению он рассказал, что командование Военно-Морского флота и руководители завода прячут в воду концы истории с невиданным по продолжительности ремонтом большого противолодочного корабля (БПК) Черноморского флота «Очаков» и одной из дизельных подводных лодок. "Очаков" простоял в заводе около двух десятков лет. Подлодка - чуть меньше. Работы на них то начинали, то прекращали. По сведениям Цуркана, всего на ремонт ушла сумасшедшая сумма - около 2 миллиардов гривен (порядка 7,5 миллиардов рублей).

А недавно это было признано ненужным расточительством. Но не в том смысле, что дорогостоящую волынку пора заканчивать и выводить БПК и подводную лодку в море. Нет, их решено списать на металлолом. Сегодня "Очаков", ободранный и разоруженный, дожидается своей участи у причальной стенки в Инкермане. Лодка неизвестно где. А миллиарды, потраченные на ремонт? Да кто их считает, эти миллиарды?

В дни, когда со дна Волги поднимают дышавшую на ладан, несмотря на многочисленные ремонты, «Булгарию» вам не страшно это читать?

Фото: navy.su

Немає коментарів:

Дописати коментар