ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, липня 03, 2011

ПРОСЛАВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНИКИ

Известный знатный подводник Герой Советского Союза капитан 1 ранга Михаил Васильевич Грешилов пришел на флот из цехов гиганта советской металлургии — Магнитогорского комбината.
Еще в 1929 году 17-летним юношей он покинул родную деревню Будановку, Курской области, и с большой группой комсомольцев отправился в первое далекое путешествие — на Урал. Сюда его влекло горячее желание помочь осуществлению грандиозных планов первой индустриальной пятилетки.

Окончив Верхнеуральскую школу фабрично-заводского ученичества, Грешилов попал на Магнитогорский металлургический комбинат в горячие предпусковые дни. Три года молодой электромонтер пробыл на заводе. Всегда аккуратный, подтянутый и дисциплинированный юноша обратил на себя внимание руководства и был выдвинут на должность сменного мастера.
В 1933 году Центральный Комитет ВЛКСМ обратился к комсомольцам с призывом о добровольном вступлении в ряды Военно-Морского Флота. Грешилов никогда раньше не видел моря, но еще в детстве с увлечением читал книги о морских сражениях, о дальних плаваниях, о подвигах русских моряков. Вместе с ним в одной смене работал бывший матрос-балтиец, который часто рассказывал о флотской службе. На  {289}  флоте, утверждал он, человек приобретает настоящую жизненную закалку.
Грешилов решил стать моряком. Он пошел в заводской комитет комсомола с просьбой отпустить его на флот. Просьба была удовлетворена.
Скоро новый курсант Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе первый раз в жизни вступил на палубу военного корабля для «оморячивания», как в шутку называли новички свое первое практическое плавание, с которого начиналась их морская служба.
Осенью 1937 года по окончании училища лейтенант Грешилов был назначен на Черноморский флот. Здесь он получил практические навыки в штурманском деле и опыт в командовании подводным кораблем.
К началу Великой Отечественной войны старший лейтенант Грешилов был уже командиром подводной лодки «М-35». Вскоре после начала боевых действий он открыл счет уничтоженных вражеских кораблей. Случилось это в один из октябрьских вечеров 1941 года.
Небольшая подводная лодка Грешилова, которую подводники тепло называли «малютка», маневрировала вблизи побережья в районе одной из вражеских баз. К вечеру Грешилов обнаружил на рейде крупный транспорт противника, очевидно, недавно прибывший и не успевший еще разгрузиться. Транспорт стоял на якоре, а невдалеке ходили два сторожевых корабля, охранявших рейд. Поэтому командир принял решение атаковать транспорт с наступлением темноты.
Едва сумерки спустились над морем, «малютка» всплыла в позиционное положение. Яркий свет полной луны, озарявший море, мешал скрытной атаке. Но зато был хорошо виден высокий борт вражеского судна водоизмещением около 6 тысяч тонн. Личный состав четко и быстро выполнял все приказания командира, выпущенная торпеда попала в цель. Боевой счет был открыт.
Михаил Васильевич Грешилов в полной мере обладает ценнейшими для командира-подводника качествами: спокойствием, выдержкой, решительностью.
Как-то ночью его лодка прибыла в район, где, по данным разведки, должен был пройти конвой противника с важными грузами. Однако утром оказалось, что  {290}  бухта пустынна, лишь у входа в нее, в тени левого берега, видны два вражеских катера.
Прошло трое суток, а конвоя все еще не было. У многих на подводной лодке появилось сомнение в точности сведений разведки. Истекли еще пять суток, а конвой все не появлялся, но командир упорно продолжал ждать. Время тянулось медленно, вахта сменялась вахтой; Грешилов терпеливо вглядывался в окуляр перископа. Вражеский конвой показался только к исходу девятых суток. Полностью загруженный транспорт шел в сопровождении двух миноносцев и нескольких катеров, периодически бросавших глубинные бомбы на пути следования каравана. Очевидно, конвою была поручена доставка важных грузов, и противник проявлял особенную настороженность.
Заняв исходный рубеж для атаки, Грешилов приказал лечь на боевой курс. Вскоре четыре торпеды понеслись к цели. Мощный взрыв потряс воздух, и над транспортом поднялся столб черного дыма. Подводники радостно поздравляли друг друга с успехом.
Когда «М-35» возвратилась в базу, ее экипаж узнал, что фашистский транспорт был загружен боеприпасами.
Ранним утром 15 апреля 1944 года «М-35» заняла позицию в районе весьма оживленной коммуникации, связывавшей немецко-фашистские части, осажденные нашими войсками в Крыму, с западными портами Черноморского побережья, еще находившимися в руках гитлеровцев. В полдень, когда подошло время обедать, акустик Кустов доложил, что слышит шум гребных винтов надводных кораблей противника. Командир повел лодку на сближение с ними, руководствуясь показаниями акустических приборов. Вскоре в перископ можно было разглядеть крупный транспорт, впереди которого шли корабли охранения. В воздухе над конвоем барражировали два немецких гидросамолета. Обстановка для атаки была сложной. Выручала исключительная точность работы Кустова, определявшего на слух довольно верно местоположение движущихся вражеских судов. Грешилов рассчитал маневр и момент залпа с ближней дистанции. Два взрыва подтвердили успех атаки. После этого лодка стремительно ушла на глубину. Более трех часов над ней рвались  {291}  глубинные бомбы. Только ночью, когда акустик доложил, что «горизонт чист», «М-35» всплыла и отправилась в базу.
Много раз выходил в море подводный корабль М. В. Грешилова. Его рубку украшала красная звезда с цифрой, свидетельствовавшей о числе потопленных транспортов противника.
За доблесть и мужество, проявленные экипажем лодки в борьбе с фашистскими захватчиками, «М-35» стала гвардейской. Командиру ее Михаилу Васильевичу Грешилову было присвоено звание Героя Советского Союза, а личный состав подводной лодки, находившейся под его командованием, был награжден боевыми орденами и медалями.
Прошли годы. Давно отшумели грозовые дни войны. Засеребрилась седина в густой, когда-то иссиня-черной, бороде Грешилова, побелели усы.

Немає коментарів:

Дописати коментар