ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, липня 04, 2011

ПОЛЬЗА, ЧЕСТЬ И СЛАВА
Основа любого флота - люди. Без них любая, самая совершенная техника превращается в груду железа. Герой нашей сегодняшней публикации - Вячеслав Николаевич Щербаков - известный подводник, ученый, государственный и военно-морской деятель, педагог, доктор военных наук, профессор, контр-адмирал, действительный член (академик) восьми российских и зарубежных академий, избранный вице-мэр Санкт-Петербурга (1991-1994), первый вице-губернатор Санкт-Петербурга (назначен в 1996), депутат Законодательного собрания города.
http://www.dive-tek.ru/archiv/2006/1/60-63.html 

Вячеслав Николаевич Щербаков родился 31 марта 1940 года. В 1962 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, в 1969 году - Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1978 году - Военно-морскую академию (был первым в истории ВМА слушателем - кандидатом военных наук). С 1962 года проходил службу на подводных лодках Северного флота. В 1971 году, будучи помощником командира подводной лодки, защитил кандидатскую диссертацию. Командовал атомной подводной лодкой, совершил ряд дальних походов. С 1986 года - начальник кафедры тактики подводных лодок Военно-морской академии. Внес большой вклад в создание новых форм и способов боевого применения подводных сил и в разработку руководящих оперативно-тактических документов ВМФ. Являлся военным экспертом Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР. Принимал активное участие в подготовке советско-американских договоров по сокращению наступательных стратегических вооружений и вооружений общего назначения. Автор более 150 научных трудов. В 1990 году - депутат Ленсовета, первый заместитель председателя. Под его председательством сессия Ленсовета приняла решение о возвращении городу прежнего названия - Санкт-Петербург. В 1991 году избран вице-мэром города на Неве. Внес большой вклад в совершенствование структуры управления городом в новых условиях. В августе 1991 года указом президента России назначен представителем президента и Государственного комитета по оборонным вопросам, главным военным начальником Ленинграда и Ленинградской области. В 1993 году «за большой вклад в дело государственного и военного строительства» решением Российской палаты личности в числе первых пяти граждан России удостоен звания «Почетный гражданин России». В 1994 году избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, назначен генеральным директором представительства государственной компании «Росвооружение» по Северо-Западу России. В 1996 году назначен первым вице-губернатором Санкт-Петербурга. С августа 2000 года - директор представительства акционерной компании «АЛРОСА» по Северо-Западу России.
DT. Вячеслав Николаевич, на каких флотах проходила ваша служба?
ВЩ. В 1962 году я окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола и более 15 лет прослужил на дизель-электрических и атомных подводных лодках Краснознаменного Северного флота. Прошел все должности: от командира торпедной группы большой подводной лодки (дизельной, пр. 611) до командира многоцелевой атомной подводной лодки.
В принятии решения стать военным моряком не было никакого романтизма, поскольку я вырос в семье военного летчика и все мое детство прошло на аэродромах около самолетов. Но однажды в наш родной город Ярославль, далекий от моря, приехал в отпуск блестящий военно-морской офицер - врач с подводной лодки. Он так красиво и убедительно рассказывал о необычной, ни на что не похожей службе на подводных лодках, что я, не колеблясь, изменил своему прежнему решению поступать либо в летное училище, либо в Московский горный институт и стал готовиться к учебе в подводном училище.
Сейчас я глубоко убежден, что если мне чего-то удалось достичь в жизни, то это только благодаря тому, что многому научила и закалила служба на подводных лодках в суровых условиях Северного флота.
DT. Что было самым запоминающимся во время вашей службы на подводном флоте?
ВЩ. Моя служба на Северном флоте совпала с двумя исключительно важными событиями в истории Военно-морского флота и Советского государства. Для 60-х и 70-х годов прошлого столетия было характерно бурное развитие советского ВМФ. На флоты ежегодно поступали десятки и десятки боевых кораблей различных классов. На подводные лодки пришла атомная энергетика, качественно изменившая их боевую устойчивость. Лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами, способные наносить сокрушительные ядерные удары по противнику практически из любой точки Мирового океана, многоцелевые подводные лодки со стратегическими и противокорабельными крылатыми ракетами и дальнобойными торпедами составили ядро советского океанского ракетно-ядерного флота. Надводный флот стал океанским, авианосным, по-настоящему амфибийным, морская авиация - дальней и ракетоносной, морская пехота несла боевую службу практически во всех уголках Мирового океана. Это одна сторона ситуации, в которой проходила моя подводницкая служба. Другая сторона - ожесточенное и решительное противостояние в океане двух мировых систем: СССР и США. Несколько позднее политиками и историками этот период назван как «холодная война на море». Я ветеран «подводного фронта холодной войны» и как многие мои товарищи, друзья и коллеги по этой суровой службе горжусь, что нам удалось обеспечить условия военного равновесия и не дать соблазна политикам какой-то стороны ввергнуть мир в гибельную войну. Поэтому все 15 лет службы на Северном флоте я помню как один нескончаемый день реального противостояния в канун ожидаемой войны.
DT. Но служба - это не только суровые будни. Наверняка происходили события, при воспоминании о которых хочется улыбнуться?
ВЩ. Да, таких случаев в моей офицерской подводницкой службе было более чем достаточно. Но об одном из них хотелось бы непременно рассказать, поскольку тема «годковщины», «дедовщины» в Вооруженных силах, в том числе и на флоте, по-прежнему остается актуальной: Курьезный случай произошел в период моей службы на дизельных подводных лодках. Однажды, будучи вахтенным офицером и находясь на мостике подводной лодки, я обратил внимание на то, что вахтенный сигнальщик сообщил об обнаруженной им визуально надводной цели (судна) каким-то необычным, неестественным голосом. Я повернулся к нему и - о боже!.. На лице матроса я увидел: Некое синеватое пятно. На вопрос: что случилось, последовал заученный ответ: упал, ушибся: и т.п. Я долгие годы занимался боксом и хорошо представляю, что такого рода «украшения» на лице по причине «упал», «расшибся» в практике просто не бывают!
После вахты пришлось достаточно долго разбираться, что же в действительности случилось. Через несколько часов терпеливого анализа событий картина стала «прозрачной».
На подводных лодках существует незыблемое правило. Каждого матроса-первогодка закрепляют к матросу-старослужащему с задачей, чтобы он обучил его всем премудростям службы и подготовил в качестве своей замены перед увольнением в запас.
В установленные сроки молодой матрос, о котором мы говорим, сдал успешно все положенные зачеты и был допущен к самостоятельному несению вахты рулевым-сигнальщиком. В порыве искренней благодарности он не знал, чем порадовать своего учителя, и обратился с предложением: «Ларион, давай я тебе хоть робу (матросское рабочее платье) постираю». Надо заметить, что в сложившейся в то время на подводных лодках практике молодые матросы с матросами-старослужащими обращаются достаточно официально: «товарищ старшина», «товарищ старший матрос» и т.п. Этот же к своему наставнику обратился по-особому, по-теплому, по-дружески - Ларион. И откуда же ему было знать, что это имя и обращение для него запретны?! И вот в ответ на свое любезное предложение вместо благодарности он неожиданно получает крепкий удар в лицо и валится навзничь. Старшина-то был отменным здоровяком.
В чем же причина происшедшего?! Почему так дерзко поступил служака-старшина?! А дело было так: Старшина в течение полутора лет добросовестно нес вахту рулевого-сигнальщика на мостике подводной лодки. Он неоднократно слышал и наблюдал, как подводная лодка по команде командира подводной лодки или вахтенного офицера ныряла на глубину, уклоняясь от радиоэлектронного сигнала или визуального обнаружения противолодочного самолета «Орион» - эти самолеты стояли на вооружении вероятного противника (НАТО). Они представляли главную опасность для дизельных подводных лодок при нахождении в надводном положении или на перископной глубине и доставляли нам много неприятностей при отработке подводными лодками учебно-боевых задач. Старшина хорошо прочувствовал эту «пакость» и всем своим нутром ненавидел «Орионы».
И однажды в казарме перед строем всего экипажа замполит подводной лодки зачитывает письмо, перехваченное военной цензурой, в котором наш герой старшина-сигнальщик красочно рассказывает своим землякам в деревне о том, как он помогает и учит командира и вахтенных офицеров уклоняться от этих злополучных «Орионов». К несчастью, по ошибке он почему-то называет самолеты «Ларионами». Надо полагать, что ослышался, когда звучали команды вахтенных офицеров и командира подводной лодки. Замполит не преминул язвительно это отметить и, прокомментировав письмо, добавил: «Врешь, то хотя бы будь внимательней и правильно называй самолет».
Реакция экипажа подводной лодки была однозначной. Героя-неудачника с тех пор стали называть Ларионом, хотя его настоящее имя было Василий. Понятно, что подобное обращение к себе он мог терпеть со стороны матросов-старослужащих - они все знают, от них ему не спрятаться: Но мог ли он пережить подобное обращение со стороны салаги-первогодка, который был отдан ему в обучение? Конечно же, нет! Потому и последовала агрессивная реакция с вытекающими последствиями: Молодой матрос-первогодок даже и подозревать не мог о происхождении имени Ларион. Он считал, что это настоящее имя его учителя и покровителя.
Этот случай был потом предметом очень тщательного разбирательства. В результате командование лодки предпочло все «спустить на тормозах». Посчитали, что инцидент - не проявление «годковщины», а комичное недоразумение. Случившееся довольно скоро стало достоянием всей бригады подводных лодок.
Историю пересказывали друг другу, по-своему приукрашивая, и, естественно, ничего, кроме смеха, она не вызывала.
DT. Вы сейчас - контр-адмирал. На пути к этой вершине вы прошли все ступени воинской карьеры. А какое звание вы вспоминаете с особым чувством?
ВЩ. Капитан-лейтенанта. Это тот этап жизни, когда уже кое-что сделал и когда хочется еще очень многое сделать, и вся жизнь еще впереди.
DT. Как вы оцениваете нынешнее состояние подводного флота России?
ВЩ. Как критическое! Крайне бедственное состояние российского ВМФ, в том числе и подводных сил, по своей сути, характеру и масштабам подвигает нас к утрате государством реальной морской мощи, утрате Россией статуса морской державы. Я не вижу необходимости обсуждать, сопоставлять количество боевых единиц: надводных кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов, количество и качество морской авиации, сил и средств обеспечения и т.п. Это сегодня не суть: Важно другое - мы с горечью отмечаем, что действительного состояния ВМФ не знают даже самые высокие руководители, которым надлежит об этом не только знать, но и отвечать перед государством и историей! Если ситуация не изменится, то уже в течение ближайших нескольких лет мы окончательно лишимся наиболее высокотехнологической части судостроительной промышленности, а через 5-7 лет и самого флота.
Очевидно, что в условиях непростого экономического положения, в котором находится Россия, многих привлекает идея «сэкономить» за счет самого дорогостоящего вида вооруженных сил - флота. Такой подход нам усиленно навязывают те, кого беспокоит, а откровенно говоря, просто пугает морская мощь России. Они постоянно твердят о гигантских масштабах нашей континентальной территории, стыдливо умалчивая о том, что Россия омывается водами трех океанов, имеет свой берег на 13 морях, а протяженность ее морских границ - около 40 тыс. км.
DT. Что необходимо сделать для развития флота?
ВЩ. Очень немногое! У нас были хорошо отлаженная система военного судостроения и богатая история. При создании подводных сил много интересных идей по усовершенствованию их конструкции впервые предложили русские умельцы: инженер Апостолов посчитал необходимым разделить лодку водонепроницаемыми переборками, а изобретатель Кутейников сконструировал устройство, при помощи которого лодка могла оставаться без движения на перископной глубине. Именно в России впервые было осуществлено движение судна при помощи электрической энергии, построен нефтяной двигатель с воспламенением от сжатия, использован сжатый воздух для продувания балластных цистерн подводной лодки, сконструирован перископ и сделано немало других открытий.
Сегодня мы живем творческими запасами советского периода. Замечательных инженеров-конструкторов, проектантов и просто редких специалистов мы сумели сделать неинтересными для общества, государства. Многих из них заставили зарабатывать на жизнь, торгуя спиртными напитками сомнительного происхождения в ларьках. Чего мы хотим?! Если стране нужен флот, если мы не хотим, чтобы Петр I и Николай II беспокойно ворочались в своих гробах, переживая происходящее, то прежде всего мы должны ответить: что есть Россия?! То ли это просто одна из многих стран, покрывающих земной шар, то ли это Россия - морская держава, которая никогда не собирается забыть о своей самобытности, готова и способна защищать свои интересы в Мировом океане. Нужна политическая воля!
DT. Какие шаги предпринимает компания «АЛРОСА» для поддержки русского подводного флота?
ВЩ. О шефстве компании над подводной лодкой Черноморского флота «Б-871 "АЛРОСА"» ваш журнал уже рассказал в предыдущем номере. Поэтому не буду об этом распространяться. Скажу только, что благодаря договору о дружбе и сотрудничестве, подписанному 18 сентября 1997 года компанией «АЛРОСА» и командиром ПЛ Б-871 капитаном 3-го ранга Анатолием Геннадьевичем Варочкиным, подводная лодка «АЛРОСА» и сегодня в боевом строю.
Кроме того, в настоящее время компания приняла решение о финансировании издания юбилейного альбома «От «Дельфина» до «Тайфуна». 100 лет подводных сил России». Эта книга расскажет о 100-летней истории создания подводных лодок в России. Расскажет обо всех, кто прямо или косвенно имел отношение к этой особо важной для России теме. Нам представляется, что эта книга будет, безусловно, интересна и востребована широкой читательской аудиторией.
Компания финансирует также производство историко-публицистического телефильма об истории подводных сил России.
DT. Как вы относитесь к дайвингу как к виду спорта и отдыха? Сами не увлекаетесь погружениями?
ВЩ. Я испытываю большое уважение к людям, которые это увлечение сделали частью своей жизни. По-другому и нельзя. Когда я был совсем юным подводником, мы пытались погружаться и плавать в аппаратах ИСАЭМ-48 и ИДА-51. Специалисты прекрасно знают, что эти кислородные аппараты никак не могли обеспечить понимание всех прелестей дайвинга. Появление аппарата «Подводник-1» представлялось мне в свое время преамбулой к сказке: Оборудование, которое сегодня есть у любителей этого замечательного вида спорта и отдыха, вызывает белую зависть и восхищение! Я очень надеюсь, что мои внуки продолжат мои юношеские устремления и станут активными поборниками этого замечательного и мужественного вида спорта.
DT. Спасибо за интервью.

Немає коментарів:

Дописати коментар