ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, серпня 07, 2011

ВЕТЕРАН-ПОДВОДНИК ВСПОМИНАЕТ.

Альма-матер атомного подводного флота

В 1965 году я получил назначение в соединение атомных подводных лодок в г. Северодвинск. В состав соединения входили АПЛ, которые строились на Северном машиностроительном предприятии, а затем проходили весь комплекс заводских и государственных испытаний и сдавались флоту. Экипажи изучали свой корабль в процессе строительства.
Офицеры подводных лодок отличались высоким уровнем не только специального, но и общего образования, обладали большим чувством долга и ответственности, свято чтили морские традиции Российского флота. Многие из них проявили эти качества в критических ситуациях, например, при авариях и катастрофах с АПЛ "Ленинский комсомол", "Комсомолец", "К-8", "К-19", "Курск".

Старшины и матросы также получали высокую профессиональную подготовку сначала в учебном отряде, затем на корабле. Мичманы проходили двухгодичную подготовку в школе мичманов. В описываемый период нашей бригадой АПЛ командовал контр-адмирал Ю.А. Ильченко, а заместителем по электромеханической части был капитан 2 ранга Н.Г. Мормуль (ныне контр-адмирал в отставке).
В 60-х годах прошлого столетия в нашей стране началось интенсивное строительство ракетного подводного флота. Этот процесс носил взрывной характер. Дело в том, что мы сильно отставали от США по количественным и качественным показателям. Уже с 1960 года американские атомные ПЛ типа "Джорж Вашингтон" с 16 баллистическими ракетами "Поларис" на борту несли боевую службу в океане. Нам ответить было нечем. В 1966 году у нашего вероятного противника была 41 подобная лодка, они имели 656 ракет.
У нас - 0.
Но в Северодвинске на стапелях Северного машиностроительного предприятия (СМП) строились лодки проекта 667"А", тоже имевшие 16 баллистических ракет. В шутку эти ПЛ называли "Иван Вашингтон".
Головная лодка этого типа "К-137", вскоре получившая наименование "Ленинец", вступила в строй 5 ноября 1967 года. Конечно, к 50-летию Октябрьской революции. Нужно отметить, что лодки сдавались, как правило, либо 31 декабря, либо ко дню рождения генерального секретаря, со всеми вытекающими последствиями.
Первой стратегической ракетной лодкой командовал В.Л. Березовский, ныне контр-адмирал. За освоение и испытание новейшей техники, в том числе ракетного комплекса, он получил звание Героя Советского Союза.
В советское время огромная заслуга в развитии флота принадлежала Л.И. Брежневу и главнокомандующему ВМФ адмиралу флота Советского Союза С.Г. Горшкову. Они уделяли большое внимание строительству атомного флота и его базированию. При них был достигнут паритет с флотом США. В течение 30 лет был создан рекетно-ядерный военно-морской флот как важнейший компонент морской мощи государства для защиты национальных интересов. Наши корабли во всех морях чувствовали себя уверенно и контролировали основные стратегические районы мирового океана.
31 мая 1967 года руководство страны, в том числе Л.И. Брежнев, Н.А. Косыгин, Д.Ф. Устинов, министр обороны маршал А.А. Гречко, адмирал С.Г. Горшков, прибыли в Северодвинск. Погода стояла прекрасная, солнечная, и встреча состоялась на плацу. Выступал Л.И. Брежнев. Говорил интересно, с большим юмором.
Северное машиностроительное предприятие внесло огромный вклад в создание атомного подводного флота. Там была построена первая атомная лодка "К-3" и лодки следующих поколений. Только с 1967 по 1972 гг. были построены 24 РПКСН типа "Навага". На этой базе шли модификация и перевооружение, выпускалось 4-5 бортов ежегодно. В 1981-92 гг. были построены 7 единиц типа "Дельфин" с новым ракетным комплексом. Каждая из 16 ракет могла нести до десяти боеголовок индивидуального наведения.
В результате титанических усилий всей советской промышленности к 1981 г. соотношение противостоящих флотов сложилось следующим образом: США - 40 ПЛАРБ и 648 ракет, СССР - 62 ПЛАРБ и 950 ракет.
Но в октябре 1981 года в США вступила в строй первая лодка типа "Огайо" под 24 новые ракеты "Трайдент-1". По своим показателям это было новое слово в развитии подводного флота.
Северодвинцы готовили достойный ответ. За один год на заводе был построен огромный цех, по сравнению с которым пятиэтажные здания казались с самолета спичечными коробками.
12 декабря 1981 года, к 75-летию Л.И. Брежнева, первый тяжелый подводный ракетный крейсер (ТК) типа "Акула", больше известный как "Тайфун", вступил в строй. Это был самый крупный корабль в истории мирового подводного кораблестроения. Длина 175 м, ширина 22,8 м, высота 26 м, два реактора, две турбины, мощность 1000 л.с., 20 баллистических ракет, которые стартовали с глубины 55 м.Выпускались лодки и других проектов и назначений, в т.ч. "К-162", обладающая самой высокой подводной скоростью - до 44,7 узлов (82,8 км/час). Самая глубоководная титановая лодка "Комсомолец" погружалась на глубину 1000 м. Создавались противолодочные АПЛ, а в третьем поколении - так называемые "убийцы авианосцев" типа "Гранит", "Антей".
В те годы горожане, а их было больше 250 тысяч и десятки тысяч из них были связаны с заводом, гордились своей причастностью к большим делам. В городе чувствовалась атмосфера элитарности, этому способствовал общий высокий интеллект жителей. Заводчане были высокопрофессиональными и хорошо оплачиваемыми специалистами.
Был необычайно высок статус закрытого города. Кварталы жилых домов, разнообразных по архитектуре, поднимались как на дрожжах. Школы односменные, с кабинетной системой, множество детских комбинатов, в каждом дворе - хоккейнай коробка. Несколько бассейнов приглашали в группы здоровья. Три яхт-клуба, очень хорошее снабжение (до перестройки). Город отличался чистотой улиц и дворов.
На предприятии была своя элита - сдаточные команды. Это заводские экипажи построенных кораблей. Как только лодку спускали на воду, часть судостроителей переходила на борт к пультам управления. Тут же находился и флотский экипаж. Попасть в сдаточную команду было большой честью. Мой сын Александр после института больше десяти лет работал в таком режиме.
Весной 1992 года во время посещения Северодвинска Президентом России Б.Н. Ельциным было решено сделать этот город центром атомного кораблестроения. Но в начале девяностых вся годами отлаженная система рухнула. Не стало заказов, и специалисты экстра-класса остались без работы. Город и завод начали пустеть. С тех пор флот не получает новые корабли и сейчас находится в критическом состоянии.
Но потенциальная угроза нашей стране не исчезла. Россия должна ориентироваться на создание флота, способного быть одним из инструментов ее внешней политики, обеспечения ее экономических интересов и национальной безопасности.
В. СЕМАВИН, капитан 1 ранга в отставке, ветеран ВМФ

Немає коментарів:

Дописати коментар