ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, серпня 14, 2011

"Аристократия" плебеев

Правы журналисты «Корреспондента». У нас нет проблем с «мажорами», есть проблема с их родителями. С теми, которые воспитывают своих отпрысков в чувстве безнаказанности и прикрывают все их правонарушения.
И это связанно, в первую очередь, с происхождением отечественной «элиты», которая всей своей историей подтверждает украинскую поговорку, что «з хама не буває пана».
Не так давно наткнулся на очень интересный исторический материал.

В 1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский (знаменитый предводитель второго ополчения) вместе с четвероюродным братом князем Дмитрием Петровичем Лопатой Пожарским подали царю весьма примечательную челобитную. «Племянник наш, – писали Пожарские, – Федька Пожарский у нас на государевой службе в Можайске заворовался, пьет беспрестанно, ворует, по кабакам ходит, пропился донага и стал без ума, а нас не слушает. Мы, холопы твои, всякими мерами его унимали: били, на цепь и в железа сажали; поместьице свое, твое царское жалованье, давно запустошил, пропил все и теперь в Можайске из кабаков нейдет, спился с ума, а унять не умеем. Вели, государь, его из Можайска взять и послать под начал в монастырь, чтоб нам от его воровства впредь в опале не быть».
Согласитесь, поведение «Федьки» напоминает современных украинских «мажоров». Но вот реакция на нее его родовитых князей-родственников носит прямо противоположный нынешним украинским депутатам характер.
Они не только не выгораживают «племянничка», но сами просят царя его наказать, упечь в монастырь, чтобы тот не позорил княжеский род, и не ставил под угрозу его общественное положение.
Очевидно, что это возможно только для людей, для которых слово «честь» не является пустым звуком.
Родовитая аристократия привыкла гордиться своим происхождением, знатными предками и давностью рода. Все это может свести на нет одна «паршивая овца», потому таких нужно не только не выгораживать, но и сурово карать, как уронивших семейную честь.
Иное дело «нувориши». Чем им гордиться? Все свое имущество и положение они получили не благодаря заслугам (собственным или предков), а только из-за сложившейся конъюнктуры в определенный исторический период. Кто-то смог успешно осуществить надзор над «кооперативным движением». Кто-то получил на хранение имущество определенных структур. Кто-то успешно устранил конкурентов.
Да и потом большинство из них не сделало ничего стоящего, величественного или монументального, чем могли бы гордиться их потомки.
А ведь элита – это не просто положение, это еще и определенное корпоративное чувство элитизма, передаваемое из поколение в поколение. То самое чувство личной чести и достоинства, которое заставляло европейское дворянство стреляться и рубиться на дуэлях, или японских самураев совершать сэппуку ради чести клана.
У нас же корпоративное сознание правителей, «хозяев страны» и их детей не выходит за рамки круговой поруки.
Человек, наделенный властью и деньгами, но начисто лишенный понятия об элитизме, будет действовать точно так, как действуют наши «хозяева».
1)      Они не видят себя в истории, у них нет прошлого, соответственно, никто не мыслит о том, как их дела будут восприниматься в будущем; 2) Чести и достоинства у них нет, значит, и печься о «фамилии» им не приходится; 3) Они привыкли действовать исключительно силой, а потому не особо думают о репутации.
Короче говоря, личности просто психологически и душевно не готовы к занятию своего общественного положения, поскольку, по сути, являются случайными людьми. И это они передают в наследие своим преемникам.
Воспитание настоящей элиты – это сложная задача, которая в разных обществах решалась по-разному. Где-то (как, например, в Британии) через систему элитарных учебных заведений. Где-то – на основании «вбиваемых в голову» корпоративных представлений о чести и достоинстве. Где-то через определенные социальные институты.
Пути разные, но цель одна – формирование класса, который бы психологически соответствовал задачам первенства в обществе.
Пока «наверху» у нас не появятся люди, которые сделали себя сами, которым есть чем гордиться, и есть кому передать гордость, то не никаких шансов на рождение у них чувства элитизма. А без чувства корпоративного элитизма, вся эта доморощенная «аристократия» ни чем, кроме как сомнительными делами выделяться не будет. 
http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/oleshchuk3/a42470

Немає коментарів:

Дописати коментар