пʼятницю, вересня 02, 2011

Подводник № 2.
Именно так среди офицеров первого отряда подводного плавания называли лейтенанта Ризнича Ивана Ивановича. Я думаю настало время рассказать всем киевлянам о нашем соотечественнике, киевлянине. Писатель – маринист Николай Черкашин, который в Центральном государственном архиве ВМФ нашел личное дело старшего лейтенанта Ризнича И.И. отмечает: «Ризнич Иван Иванович, из дворян Киевской губернии, православный, родился 19 января 1878 года в Киеве. Окончил морской кадетский корпус в 1895 году и зачислен в Черноморский флотский экипаж. В 1902 году – помощник начальника водолазной школы. В русско-японскую войну за труды по обстоятельствам военного времени награжден орденом св. Анны ІІІ степени. С декабря 1907 года – помощник начальника учебного отряда подводного плавания. 3 июля 1908 года уволен в запас с правом ношения знака отличия беспорочной службы». И ни одной записи о том, что лейтенант Ризнич И.И. был командиром подводной лодки (миноносца). Возникает вопрос – почему?

В 1907 году российская печать как никогда много писала о подводных лодках, тем более, что 19 марта 1906 года высочайшим указом Николая ІІ образованы подводные силы флота России. И такая активность была неслучайна ибо в это время решалась программа строительства нового – «послецусимского» флота, решался вопрос о морских стратегиях и тактике, о строительстве линейно-броненосного флота или развития новых видов морского оружия, в том числе и подводных лодок. К сожалению, на слушаниях по этому вопросу в Государственной Думе выступление блестящего оратора, героя Порт-Артура капитан-лейтенанта Колчака А.В. (будущий правитель Сибири) вынесло приговор океанскому подводному флоту России. Резюме его доклада – подводным лодкам нет и не может быть места в составе флота морской державы. В ответ на это «авторитетное» заявление Колчака на заседании Санкт- Петербургского морского кружка Ризнич выступил с лекцией «Подводное плавание и его значение для России», содокладчиком был его друг по отряду подплава во Владивостоке лейтенант Михаил Тьедер с выступлением на тему «Подводники – моряки будущего». Колчака и примкнувших к нему «специалистов» не было, зато самыми внимательными слушателями оказались офицеры флота кайзеровской Германии, правильно выбравшие новаторские идеи русских подводников и создавшие самый сильный подводный флот Европы к Первой мировой войне. О роли и месте подводных лодок в морской политике немецкие моряки разобрались значительно быстрее нежели начальник тактического отдела Морского генерального штаба Колчак А.В. Полемика Ризнича сотоварищи против Колчака и «броненосных» адмиралов перестала быть научно-практической дискуссией. Начался, как отмечает Н.Черкашин «Яростный бой чести и подлости, прозорливости и невежества». Ризничу, Тьедеру, Домерщикову – героям спасителям Владивостока пришлось снять погоны и заняться комерческой деятельностью. Но и оказавшись ненужными флоту они оружия не сложили, а вместо рукоятки машинного телеграфа взяли в руки перо. Тьедер написал книгу «На подводной лодке», Ризнич опубликовал лекцию «Ответ сомневающимся в пользе подводных лодок». Но самое главное издание Ризнича – это брошюра под названием: «Основы управления подводной лодкой», в которой закреплены и до сих пор используются в управлении командные слова: «По местам стоять. К всплытию»; «По местам стоять. К погружению»; «Продуть балласт»; «Осмотреться в отсеках» и другие. Свои лекции и доклады бывшие боевые командиры, а ныне комерсанты издавали за свой счет. И все-таки настойчивость и энтузиазм Ризнича сотоварищи победили. Призывы флотских новаторов не остались неуслышанными флотской общественностью и адмиралтейством. Россия начала строить новые типы подводных лодок, однако 7 лет было упущено. В 1911 году заложена серия больших подводных лодок отечественной конструкции с новыми оригинальными идеями. Если названия подводных лодок на которых служили Беклемишев, Ризнич, Тьедер, Домерщиков по своим боевым качествам вполне соответствовали мирным рыбьим названиям: «Форель», «Скат», «Налим», «Сом», «Дельфин» - то новые, ставшие действительно подводными боевыми кораблями, были настоящими хищниками океанских глубин: «Акула», «Кашалот», «Нарвал»…
Проблемы сплоченности экипажа, психологии взаимоотношений командира подводной лодки и личного состава (команды, как определялось до 1917 года) волновали Ризнича не меньше, чем техническая сторона подводной лодки и условий подводного плавания. «Что лучше, - задавал он сам себе вопрос, - будет ли командир отделен от команды и управлять лодкой отдельно или команда будет иметь возможность все время видеть командира, следить за его действиями? Мне кажется, что где бы то ни было и что бы не делалось, но если от действий другого зависит наше благосостояние, а тем более жизнь, то удивительно хочется быть в курсе дела и иметь возможность следить за всеми действиями лица, в руках которого находится наша жизнь». Вот такие были они первые подводники Отечества – не просто отважные командиры, но и психологи и педагоги.
К сожалению судьба Ризнича после 1918 года остается неизвестной. Последнее место его пребывания – город Архангельск, где он вновь призванный в годы Первой мировой войны на подводный флот – командовал подводной лодкой «Святой Георгий». Как командовал нет смысла пересказывать, и так все ясно. Достаточно будет сказать то, что 18 июля 1917 года старший лейтенант Ризнич И.И. на построенной в Италии на верфях «Фиата» ПЛ «Святой Георгий» вышел из Специи в Архангельск для усиления флотилии Северного Ледовитого океана. 1 сентября 1917 года «Святой Георгий» под марши духового оркестра и перезвон судовых рынд и соборных колоколов отшвартовался на Соборной пристани Архангельска.
Благодаря публикациям Николая Черкашина осмелюсь процитировать два интереснейших исторических документа.




Документ № 1: Рапорт Ризнича И.И.

Рапорт.

Доношу Вам г. Адмирал, что сего числа с вверенной мне командой прибыл из Специи и ходатайствую о зачислении ее в дивизион подводных лодок особого назначения с 1.09.1917 г.
При сем доношу, что нам пришлось все время прорывать блокируемые подводными лодками зоны и проходить вблизи минных полей неприятеля, выдерживать жесточайшие погоды, как-то у Сан-Винсента и Нордкапа, конвоировать суда, не потерять ни одного, что в настоящее время считается редким в Средиземном море.
Старший лейтенант Ризнич.
8.09.1917 г.

Документ № 2: Приказ по флоту и морскому ведомству морского министра Временного правительства контр-адмирала Д.Н. Вердеревского.
«Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодкою малого водоизмещения в осеннее время свыше 5000 миль через ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т.п. наглядно показывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагом всевозможные преграды, но и сама стихия. Родина вправе гордиться беспримерным в истории подводного плавания переходом подводной лодки малого водоизмещения из Италии в Архангельск».
За этот переход старший лейтенант Ризнич был досрочно произведён в капитаны 2 ранга и награжден орденом Владимира ІV степени с мечами и бантом. Так он от себя лично и своих соратников поставил окончательную точку в своем давнем споре с Колчаком. Мы не знаем где могила подводника № 2 Ризнича, можно только предполагать, что он погиб на боевом посту в феврале 1918 года. Но есть на прекрасной и древней речке Рось село Гопчица Погребищенского района Винницкой области в бывшем имении сербских переселенцев Ризничей две заброшенные могилы двух Ризничей – деда и отца легендарного подводника – Ивана Стефановича и Ивана Ивановича, последнее упоминание о славном дворянском роде. А в четырнадцати километрах от усыпальниц Ризничей в селе Круподеринцы в бывшем имении графа Игнатьева (друга деда Ризнича еще со времён русско-турецкой войны 1877-1878 годов) на погосте морского храма четыре адмиралтейских якоря венчают символические могилы одноклассников капитана 2 ранга Ризнича И.И. «Крест сей воздвигнут в молитвенную память лейтенанта гвардейского экипажа графа Владимира Игнатьева, капитана 2 ранга Алексея Зурова и всех наших моряков, с честью погибших в Цусимском бою 14-15 мая 1905 года». Видимо там осталось место и для третьей символической могилы подводника № 2 России, подводника № 1 Украины…

Немає коментарів: