вівторок, жовтня 25, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА В.М ЕРМАКОВА О ГИБЕЛИ ДПЛ К-129


Председателем ракетной секции был назначен зам. начальника 4-го управления ТОФ капитан 1 ранга Гавриил Архипович Павлов, в состав ракетной секции вошли С.М.Прокушен (от военной приемки завода), Н.В.Николаев (от РТБ), К.Б.Молоканов (от 4-го отдела штаба Камчатской военной флотилии) и М.Н.Авилов (от НИИ вооружения ВМФ). Госкомиссия приступила к работе. Новый год пришлось встречать в командировке. В начале января прибыл В.А.Хачатуров. Вениамин Андриасович поделился опытом отработки одержания ПЛ при залповой стрельбе на СФ с командиром К-129 В.И.Кобзарем и личным составом, обеспечивающим управление ПЛ при стрельбе ракетами.
К тому времени на СФ при непосредственном участии Б.А.Хачатурова были проведены практические работы по освоению приемов одержания ПЛ пр.658М и 629А при залповой стрельбе и по результатам этих работ разработаны инструкции личному составу по одержанию ПЛ.



На первом этапе работы Госкомиссия выявила ряд замечаний, реализация которых требовала доработок отдельных элементов оборудования ПЛ. Было решено прервать работу на время проведения доработок.
Г.А.Павлов о событиях того времени рассказывает: "Помнится, в ноябре 1966 г. на "Дальзавод" прибыл начальник одного из главков МСП и потребовал сдать ПЛ флоту до конца года. Собрал совещание руководителей завода, представителей ВМФ, а также членов Госкомиссии, находившихся во Владивостоке. Каждый докладывал по своему заведованию о готовности ПЛ к сдаче. Зная состояние дел, я доложил, что ранее мая 1967 г. ПЛ не сможет быть сдана. Начальник главка обвинил меня в непонимании обстановки. Было велено составить график завершения работ и испытаний в декабре 1966 г. График заводом был составлен, начальник главка утвердил его и с чувством исполненного долга отбыл в Москву. Такова была обстановка."
Госкомиссия продолжила свою работу в начале апреля 1967 г. Был выполнен комплекс работ, предусмотренных программой Госприемки, ПЛ привели в готовность к завершающему этапу приемочных испытаний — к проведению ракетной стрельбы.
К 23 апреля ПЛ и Госкомиссия перебазировались из б. Золотой Рог в Конюшково. Лодка встала к причалу под погрузку ракет.
Стояла солнечная безоблачная погода. В прибрежных сопках начинал цвести багульник. В минуты отдыха с причала ловили донками камбалу. Эта рыба хорошо ловилась, и к ужину моряки на ПЛ ее очень вкусно готовили.
В ночь с 23 на 24 апреля ракеты были погружены в центральную (с инертной БЧ) и в кормовую (с телеметрической БЧ) шахты.
При генеральных испытаниях были обнаружены пары горючего через дренаж приборного отсека центральной шахты. Ракета в кормовой шахте прошла испытания без замечаний.
24 апреля ракету из центральной шахты выгрузили, слили топливо, подтянули мембранный узел, заправили, провели горизонтальные испытания и снова погрузили на ПЛ. Утром следующего дня не прошли генеральные испытания (оказались расстроены коэффициенты автомата стабилизации). Принято решение ракету выгрузить и подготовить другую. Проверки на технической позиции подтвердили расстройку коэффициентов. После настройки автомата стабилизации ракета была приведена в готовность к выдаче на ПЛ. Причина расстройки коэффициентов позже установили и устранили.
Ночью 26 апреля в центральную шахту погрузили другую ракету. Генеральные испытания прошли без замечаний. ПЛ была готова к выходу на стрельбу. В 8.00 27 апреля ПЛ вышла в район стрельбы в Японском море.
Начали предстартовую подготовку. По пятиминутной готовности прошла отмена ПП по причине неготовности автомата пеленга и дальности "Ставрополь-1" по каналу выработки баллистического пеленга (причина — некачественная пропайка контакта на одной из плат прибора питания системы).
Всплыли в густом тумане, встали на рейде "Кит". Был канун первомайских праздников. После уточнения обстановки на боевом поле было принято решение вернуться во Владивосток. 30 апреля в 13.00 пришвартовались у заводского причала в б. Золотой Рог.
Неисправность в системе "Ставрополь-1" была устранена путем замены неисправного блока из ЗиП.
После праздников, 3 мая в 10.00 ПЛ вновь вышла в море. Утром 4 мая, в 6.45 успешно провели стрельбу залпом из двух ракет (фактическим руководителем стрельбы был командующий ТОФ адмирал Н.Н.Амелько, который находился на корабле-контролере).



Командующий Тихоокеанским флотом Н. Н. Амелько и командир эскадры Н. И. Ховрин.

Командир ПЛ капитан 2 ранга В.И.Кобзарь поздравил всех с успешным выполнением работы. Настроение было праздничное — близился День Победы. ПЛ взяла курс на Владивосток.
Моряки обеспечивающего буксира угостили нас только что пойманными и сваренными крабами. Так мне довелось попробовать мяса тихоокеанского краба в натуральном его виде из клешней (мясо клешней идет в консервы) и из боковых лапок. Очень вкусно...
По завершении анализа результатов стрельбы, подтвердивших успешность выполнения завершающего этапа приемочных испытаний, и подготовки акта Государственной приемки К-129 с комплексом Д-4 в состав ТОФ председатель комиссии Государственной приемки Б.М.Марголин поблагодарил всех участников работы. Акт подписан, работа завершена — наступило время расставания с товарищами, с коллегами по общему делу.
У меня остались очень приятные впечатления о работе с коллегами по комиссии, с членами экипажа ПЛ — командиром ПЛ Владимиром Ивановичем Кобзарем, командиром БЧ-2 Геннадием Семеновичем Панариным. Запомнился ответственный сдатчик завода по вооружению Валентин Петрович Рагозин —большой, полный, доброжелательный и всегда приветливый человек. Командиры и матросы ПЛ мне представлялись дружным слаженным коллективом, добросовестно решающим стоящие перед ним задачи. У председателя Госкомиссии как-то очень органично сочеталась отеческая забота и жесткая требовательность по отношению к своим подчиненным. Председатель ракетной секции Г.А.Павлов, лично проверяя готовность личного состава БЧ-2 к проведению стрельбы, требовал знания матчасти и четкости действий, которые должны выполняться каждым боевым номером при проведении ракетной стрельбы в ситуациях, предусмотренных эксплуатационными документами.



К-129 в родной базе

Помню, по просьбе Гавриила Архиповича я прочитал небольшую лекцию личному составу БЧ-2 прямо в IV отсеке, рассказав об особенностях комплекса, о ракете, о том. что, на мой взгляд, могло быть им полезным при эксплуатации этого оружия на корабле.
И кто бы мог подумать, что в марте будущего года произойдет катастрофа, которая унесет жизни этих людей и всего экипажа К-129 в глубины Тихого океана, а спустя шесть лет после катастрофы американцами будет осуществлена почти фантастическая по своему замыслу операция по подъему с глубины около 5000 м останков К-129. А тогда, 18 мая 1967 г., перед убытием из Владивостока я записал в своей записной книжке: "Сегодня мой последний вечер во Владивостоке. Как-то грустно расставаться с этим городом и с людьми, с которыми он сбли-зил. Неизвестно, придется ли еще здесь побывать. Город своеобразен, по-своему красив и уютен, а главное, в какую сторону ни посмотришь — вода и сопки. Вода здесь не такая, как на Черном море. Здесь она светло-зеленая. Прощай, славный далекий город Владивосток!".

Катастрофа осталась незамеченной...

Осенью 1968 г. до нашей организации дошли слухи о гибели на ТОФ К-129. О каких-либо деталях происшествия информации никакой не было, в СМИ ничего не сообщалось.
Кирилл Борисович Молоканов, служивший в то время в 4-м отделе Камчатской военной флотилии, вспоминает: "24 февраля на К-129 были загружены ракеты Р-21. Генеральные испытания ракет, систем комплекса оружия и испытания обеспечивающих систем прошли без замечаний. ПЛ была готова к выходу на боевую службу. 25 февраля в 5 часов утра из б. Крашенинникова К-129 вышла на боевую службу. 8 марта лодка не вышла на связь..."
Служивший в то время помощником флагманского специалиста по ракетному оружию дивизии ТОФ Евгений Матвеевич Кутовой, вспоминая о событиях того времени, говорит: "После потери связи с К-129 приехали комиссии, начались проверки. Были организованы поиски силами ТОФ (надводными, подводными и воздушными) по маршруту следования ПЛ. Мне довелось участвовать в поисках на надводном корабле. Погода в то время стояла хорошая, океан спокоен. Поиски продолжались более 2-х недель и оказались безуспешными. Помнится, в августе 1968 г. К-129 была исключена из состава флота".



Экипаж К-129 перед последним походом. В центре – старпом А.М.Журавин. - Тихая смерть К-129. Александр Мозговой. - Совершенно СЕКРЕТНО ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ КАПИТАНА 2 РАНГА ЖУРАВИНА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА !!!

Гавриил Архипович вспоминая о событиях, связанных с гибелью К-129. рассказывает: "Для расследования причин гибели К-129 была создана комиссия под председательством зам. председателя СМ СССР Смирнова. При рассмотрении возможных причин гибели прорабатывалась версия гибели ПЛ из-за попадания воды в отсек лодки через шахту системы РДП. Такие случаи, особенно при волнении моря, были весьма часты. Комиссия склонилась к выводу, что гибель ПЛ произошла по причине попадания воды в отсек ПЛ через шахту РДП, личный состав со случившимся не смог справиться: ПЛ получила отрицательную плавучесть и затонула. Эта причина рассматривалась как наиболее вероятная.
После завершения работы комиссии прошло совещание, на которое были приглашены командиры соединений, командиры ПЛ и офицеры штабов. На совещании выступил ГК ВМФ. Главная мысль его выступления заключалась в том, что боевую службу нести нужно и необходимо проявлять больше осторожности, больше осмотрительности.
Я в своем выступлении привел и обосновал доводы, что гибель ПЛ по вине матчасти комплекса ракетного оружия и личного состава, обслуживающего комплекс, произойти не могла. Работа комиссии была завершена.



Нужно отметить, что последний выход К-129 на БС был неплановым. Завод в б. Сельдевая не смог завершить текущий ремонт ПЛ пр.629 (с комплексом Д-2) к назначенному сроку, поэтому командование решило направить на БС К-129. Доложили об этом ГК ВМФ или нет, мне неизвестно.

Продолжение следует.

Немає коментарів: