середу, жовтня 12, 2011

"Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар"


СОЗДАНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-3 СПРАВЕДЛИВО СЧИТАЕТСЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ В ВОЕННО-МОРСКОМ ДЕЛЕ


В следующем году страна будет отмечать столетие подводных сил России. Но в вековой истории нашего подплава есть факты, которые выделяются своей исключительностью. Прежде всего это относится к созданию атомных ПЛ. Первой такой лодкой в СССР была К-3, широкой общественности она известна как "Ленинский комсомол". Непростой путь прошел этот корабль. Но самое важное заключается в том, что с К-3 началась новая эпоха отечественного флота.


В.Н. Перегудов.
Фото из архива Г.Г. КОСТЕВА
Надо честно признать, что атомную эпоху в кораблестроении начали не мы, а американцы. Это подтверждает целый ряд исторических фактов. Известный американский журналист Норман Полмар, с которым мне довелось встречаться, в своей книге "Атомные подводные лодки" писал, что еще в 1938-1939 гг. информация о возможности управляемой цепной ядерной реакции деления ядер урана для практического использования "явилась исходной идеей" для исследований сотрудника электромеханического отдела военно-морской исследовательской лаборатории США Росса Гана. Именно он вышел с идеей создать ядерную энергетическую установку (ЯЭУ) для подводных лодок. Об этом Росс Ган сделал в 1939 г. письменный доклад руководству США. Это произошло за два месяца до письма Альберта Эйнштейна президенту Франклину Рузвельту о возможности создания нового сверхмощного оружия - атомной бомбы с целью уничтожения фашизма. Росс Ган утверждал, что атомные энергетические установки во много раз увеличат дальность подводного плавания и боевую эффективность подводных лодок.


ВНАЧАЛЕ БЫЛ "НАУТИЛУС"


В США возвращаются к идее создания ЯЭУ для ПЛ только после окончания Второй мировой войны. В 1946 г. военные моряки США активно участвуют в строительстве ядерного реактора в Ок-Ридже. Одновременно сотрудник исследовательской лаборатории ВМС США занимается проработкой размещения ЯЭУ в корпусе трофейной немецкой подводной лодки ХХVI серии, которая имела парогазотурбинную установку (изобретение немецкого инженера Вальтера, предложившего использовать в этой установке высококонцентрированную перекись водорода). Характерно, что наряду с американцами с этой установкой работали и в СССР. В июле 1945 г. по решению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова в Берлине было образовано флотское КБ для изучения опытов немецких специалистов. Технический задел по германским субмаринам ХХVI серии с помощью вновь созданного КБ реализовали при проектировании и строительстве средней ПЛ проекта 617. Но построена была всего одна такая лодка - С-99 (командир - капитан 2 ранга Н.Г. Симонов). Ее заложили 5 февраля 1951 г. на ленинградском заводе "Судомех", а акт приемки С-99 был подписан 20 марта 1956 г.


Но к этому времени США уже решили проблему лодочной ЯЭУ. Вот некоторые факты. В августе 1950 г. президент Гарри Трумэн подписал решение о строительстве первой в мире АПЛ "Наутилус". Ее заложили 14 июня 1952 г. на верфи "Электрик боут" (г. Гротон). 24 января 1954 г. корабль спустили на воду. 17 января 1955 г. "Наутилус" впервые в истории судостроения и мореплавания начал движение от работающей на винт ЯЭУ. 30 сентября 1955 г. субмарину включили в состав ВМС США.


На создание первого в мире подводного атомохода (от проектирования до вступления в строй) ушло около 9 лет. Так было в США, торопившихся с применением ЯЭУ в военных целях. Скупые сведения из открытой печати по "Наутилусу" советскими учеными тщательно изучались. Но ничего общего не было ни с копированием, ни с заимствованием. Более того, сама идея транспортного реактора возникла у И.В. Курчатова еще в 1950 г., то есть это была истинно отечественная идея и самостоятельный замысел. Так что, когда 12 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совмина со скромным наименованием "О проектировании и строительстве объекта 627", научный задел для создания будущей АПЛ К-3 у нас в стране уже был. Собственно, все вышеперечисленное и стало причиной того, что ВМФ решил не создавать серию ПЛ проекта 617, а остановиться только на С-99: стало совершенно ясно, что будущее за атомными лодками. Но для начала требовалось определиться с реактором.


КОНСТРУКТОР "ОБЪЕКТА 627"


Разработка реакторов для ПЛ в СССР велась параллельно по двум направлениям: первое - водо-водяной, второе - жидкометаллический. Экспериментальная лодка К-27 (конструктор А.К. Назаров) с жидкометаллическим теплоносителем прошла испытания и подавала большие надежды. Было меньше трудностей с парогенераторами, отмечались хорошие характеристики в эксплуатации. Однако имели место большие технические трудности в пуске реактора, что снижало его надежность. Затруднялась эксплуатация реактора при стоянии лодки в базе. Фактически было снижено жизнеобеспечение экипажа. Поэтому отдали предпочтение водо-водяному реактору. Первую лодку с таким реактором - К-3 - проектировал инженер-капитан 1 ранга В. Н. Перегудов. Он же начинал и К-27. К моменту назначения главным конструктором первой АПЛ Владимир Николаевич уже достаточно отчетливо представлял достоинства будущего корабля. Он понимал, что ему поручено реализовать "голубую мечту" подводников и конструкторов всех стран - создать ПЛ с единым двигателем. Перегудов ко времени назначения главным конструктором был уже серьезно болен. Но, как ученый и офицер, он не мог отказаться от предложения возглавить принципиально новый проект.


У Владимира Николаевича очень интересная судьба. 3 июня 1921 г. он, комсомолец из приволжского Балакова, записался добровольцем в Красный флот. Учился на курсах техников командного состава флота, а с 15 октября 1922 г. - в военно-морском инженерном училище (в будущей знаменитой "Дзержинке", расположившейся в здании бывшей Адмиралтейств-коллегии). Уже в 1926 г. он становится слушателем Военно-морской академии. Там после защиты дипломной работы по теме "Эскадренная подводная лодка" ему была присвоена квалификация инженера-кораблестроителя. Служба сводит его с замечательными людьми, оставившими заметный след в истории советского подплава, в том числе с будущим главным конструктором лодок типа "К" (знаменитых "катюш") Михаилом Алексеевичем Рудницким. В личном деле Перегудова так и записано: "Особая наклонность - конструкторская и исследовательская работа. Является одним из ведущих работников по подводному кораблестроению".


В 30-е годы группа советских конструкторов под руководством С. Туркова, другом детства Перегудова, вместе с ним пришедшим добровольцем на флот, готовила проектную документацию - чертежи будущей подводной лодки типа "С" ("эски"), хорошо знакомой морякам военной поры. Владимир Николаевич при проектировании головной "эски" возглавлял корпусной сектор и внес немало интересных конструктивных решений. В разгар этой работы С. Туркова арестовали. Вызвали к следователю и Перегудова, требуя обличения "врага народа и предателя Туркова". Хорошо понимая, какие могут быть для друга и лично для него последствия, Перегудов отказался подписывать что-либо, порочащее товарища. И вот результат - вскоре приходят за самим Перегудовым. Холодная, мрачная камера. Владимира Николаевича арестовали зимой, и он был в меховом пальто. В камере с ним оказался общевойсковой командир, схваченный еще летом. Он мерз в легкой летней гимнастерке. Конструктор молча снял свою меховую кожанку - два арестанта ею и укрылись. Так побратались будущий Маршал Советского Союза и дважды Герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский и будущий Герой Социалистического Труда Владимир Николаевич Перегудов. Показаний, которых требовали, конструктор не дал, не навредил ни себе, ни другим. Возможно, поэтому (а может, уж очень нужна была "эска") его через несколько месяцев отпустили на волю.


Тюрьма и пытки подорвали здоровье навсегда. Когда Перегудова назначили главным конструктором атомохода, он был уже серьезно болен. Владимир Николаевич, естественно, работал не один. Вместе с ним создавали "объект 627" главный конструктор реактора (впоследствии академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР) Н.А. Доллежаль, видный специалист по корабельной энергетике Г.А. Гасанов, впоследствии лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор, руководивший до самой кончины крупным конструкторским коллективом. Научное руководство осуществлял Анатолий Петрович Александров, в то время директор Института физических проблем АН СССР.


О тех днях мне многое рассказывал заместитель Перегудова в 50-е годы, а затем его преемник - Александр Владимирович Угрюмов. Он в июле 1964 г., будучи главным конструктором серийных АПЛ проекта 627А, выходил в море на лодке К-50, первым командиром которой был я. В работе Владимиру Николаевичу помогали целые коллективы, десятки блестящих специалистов, талантливых конструкторов, организаторов производства. Обсуждали конструкцию буквально каждой детали будущего атомохода. Дискуссию вызвало обсуждение формы носовой оконечности корабля. У дизельных лодок обводы корпуса обеспечивали наилучшую мореходность в надводном положении. Для атомной лодки требовался другой подход, но на это надо было решиться. Носовая оконечность К-3 с ее китообразной формой явилась оптимальной именно для подводного плавания.


И предложил такой нос, каким мы видим его сегодня на снимках, именно Владимир Николаевич. В какой-то степени он сознательно поступился надводной мореходностью. С другой стороны, такой нос заставил решать иные задачи, например размещения торпедных аппаратов в таком округлом носу. В главном Перегудов оказался прав - ПЛ прежде всего предназначена для плавания под водой с большой скоростью. А дальше было дело за специалистами. И они со своей задачей блестяще справились.


"ТЫ ПОГЛЯДИ, КАКОЕ ЧУДО СОТВОРИЛ"


Известно, что параллельно с началом проектирования самой первой АПЛ велась интенсивная работа по формированию ее экипажа. Офицеров, назначенных на К-3, начали вызывать в Москву во второй половине 1954 г. Первым назначение получил (15 сентября 1954 г.) старший помощник командира капитан-лейтенант Жильцов Лев Михайлович. На следующий день в Москву прибыл назначенный командиром БЧ-5 Акулов Борис Петрович. Эти два офицера, старпом Жильцов и механик Акулов, пришедшие с новых послевоенных дизельных ПЛ Черноморского флота, и начали формирование экипажа.


На каждую должность представлялось по три кандидатуры. Жильцов и Акулов, тщательно изучая личные дела, отбирали конкретного офицера и мичмана, одновременно им приходилось работать над штатным расписанием экипажа, то есть на свой риск доказывать, сколько офицеров должны обслуживать тот или иной механизм, устройство, систему (в том числе реактор). При этом было все сверхзасекречено: семьи не вызывать, без надобности на Большой Козловский (расположение ГШ ВМФ) не приходить, а докладывать по телефону, что "жив-здоров", форма одежды гражданская и т.д. К началу октября 1954 г. все отобранные офицеры были в Москве. После этого началась строго секретная подготовка, а точнее, стажировка на АЭС в Обнинске Калужской области. Вскоре состоялась первая встреча старпома и механика с главным конструктором В.Н. Перегудовым в Ленинграде, непосредственно в СКБ-143. Это было крайне важно, так как в СКБ-143 у Перегудова не было ни одного офицера с послевоенных проектов подводных лодок. В июне 1955 г. наконец был назначен командир подводного атомохода - капитан 2 ранга Леонид Гаврилович Осипенко с Тихоокеанского флота, командовавший там большой ПЛ типа "Л". Одновременно были отобраны для экипажа старшины, матросы и мичманы. Из 39 человек сформировался костяк экипажа для стажировки на специальном стенде в Обнинске.


За год до этого, в июне 1954 г., СКБ -143 передало на завод в Северодвинске самый первый комплект корпусных чертежей для начала строительства опытной АПЛ. Цех для этого еще не был готов, тем не менее директор Севмашпредприятия Е.П. Егоров, которому доверили это уникальное строительство, принял решение немедленно начать изготовление первых секций корпуса К-3. Сохранение секретности постройки соблюдалось с самого начала. Уже готовые конструкции закрывались брезентом, укладывались в ящики и передавались на склад для последующей подачи в цех №42, который выбрали на окраине завода. Когда-то в "сорок втором" готовили артиллерийские башни. Теперь его надо было достраивать и дооборудовать. Секретность соблюдалась высочайшая. Цех даже обнесли забором, никому не дано было в него пройти без специального допуска.



"Ленинский комсомол" в походе.
Фото из архива Г.Г. КОСТЕВА
Начальником цеха №42 в апреле 1954 г. назначается опытный корабел П.В. Гололобов. Вскоре назначили других инженеров и мастеров. Их всех пригласил к себе в кабинет директор завода Е.П. Егоров и поставил задачи. Подчеркнул сохранение особой секретности. Темпы создания атомохода постоянно нарастали. При этом были достижения, радость, но не миновали и неудачи. Вот некоторые факты из хронологии создания первой отечественной АПЛ:


1. 24 сентября 1955 г. состоялась церемония закладки К-3. Наряду с руководителями завода на закладке присутствовали научный руководитель строящейся первой атомной подводной лодки академик А.П. Александров, министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома, министр среднего машиностроения Е.П. Славский, начальник Управления кораблестроения ВМФ инженер-адмирал Н.В. Исаченков, главный конструктор атомохода В.Н. Перегудов. Был здесь и фактический главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков (пока еще до 5 мая 1956 г. в ранге исполняющего обязанности главкома, так как сам главнокомандующий адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов тяжело болел).


2. 1 декабря 1955 г. состоялось первое заседание коллегии Министерства судостроительной промышленности СССР по "объекту 627". Было отмечено, что техническая готовность К-3 составляет 38,44%.


3. 9 августа 1957 г. в условиях ненастной погоды (сильный ветер, дождь) по команде начальника цеха №42 П.В. Гололобова лодка медленно начала боковой спуск на воду. Как только атомоход коснулся воды, о его корпус разбили бутылку шампанского. Когда корабль оказался на плаву, на нем был поднят красный государственный флаг.


4. 13-14 сентября 1957 г. в сухие реакторы (их было два) было загружено ядерное топливо через съемные листы 5-го отсека. Загрузкой топлива руководил лично академик А.П. Александров. Он же взял на себя ответственность в случае необходимости сбросить аварийную защиту реакторов. Впервые в истории страны были полностью подготовлены для работы реакторы на боевом корабле. После загрузки топлива за физическим состоянием активной зоны обоих реакторов следили физики из АН СССР, а на основных постах неслась вахта специалистами. По согласованию с командиром К-3 капитаном 1 ранга А.Г. Осипенко вахту на боевых постах в 5-м (реакторном) отсеке, 6-м (турбинном) и 7-м (электромеханическом) в его герметичной выгородке, где размещался пульт управления главной энергетической установкой (ГЭУ), вахту по правому борту несли члены заводской сдаточной команды, а по левому - члены экипажа под контролем заводских специалистов. При этом было определено, что вся ответственность за действия моряков и возможные неисправности лежит на заводских специалистах.


Это было крайне важно, так как в это же время в реакторном отсеке круглые сутки велись сварочные работы и монтировались трубопроводы ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ). Кроме этого одновременно испытывалась паротурбинная установка (ПТУ) обоих бортов от постороннего источника пара (еще не были задействованы свои системы отвода тепла от реакторов).


5. Все шло по намеченной программе, однако на завершающем этапе проводимых испытаний от постороннего источника пара возникли неполадки. Были частично подплавлены подшипники главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА). Пришлось подшипники вскрывать и заменять на новые. Естественно, график испытаний был нарушен. Последовало административное действо. 7 марта 1958 г. за нарушение установленных сроков испытаний и несоблюдение сроков окончания работ по заказу №254 (так на заводе именовалась К-3) директору завода Е.П. Егорову и главному конструктору В.Н. Перегудову коллегия Министерства судостроительной промышленности объявила по выговору. Но, как говорится, нет худа без добра! Эта авария ПТУ при стоянке К-3 в заводе позволила избежать большой беды в будущем плавании, на ходовых испытаниях и при эксплуатации атомохода. Конечно, произошла задержка строительства, но времени здесь не теряли. Проводились контрольные испытания по возможному предотвращению распространения радиоактивности из необитаемых выгородок, а это прежде всего герметичные помещения, где размещены реакторы и трубопроводы, по которым возможны радиоактивные утечки. Проведенные испытания позволили начать комплексные швартовые испытания.


6. В начале апреля 1958 г. заварили последний шов на стыке труб системы ППУ левого борта К-3. На правом борту сварка продолжалась, однако комплексные швартовые испытания ГЭУ 19 апреля 1958 г. начались. Это один из важнейших исторических моментов отечественного кораблестроения. На первой отечественной АПЛ все электропотребители получили питание от штатных турбогенераторов, заработавших на паре не от постороннего источника, а от собственной ядерной ППУ (паропроизводящей установки). Вековая мечта подводников с этого момента воплотилась в жизнь: не надо всплывать для пополнения запасов электроэнергии, чтобы снова двигаться под водой. Да еще можно идти на скорости не меньшей, чем надводная! Можно оставаться под водой неограниченное время! Можно под водой принимать горячий душ! Не надо экономить электроэнергию!


7. 19 мая 1958 г. специально созданная межведомственная комиссия начала комплексные испытания ГЭУ обоих бортов атомохода. Это событие лично наблюдали заместитель предсовмина СССР Д.Ф. Устинов, министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома, главком ВМФ С.Г. Горшков. Пояснения давал директор "Севмаша" Е.П. Егоров. Управление ГЭУ с пульта осуществлял лично академик А.П. Александров, которому помогали представители АН СССР, а также инженеры К-3. Были проведены испытания ГЭУ на всех режимах согласно программе, но лодка была прочно пришвартована к стенке завода. Провели неоднократно ввод и вывод установок корабля от разных источников питания (с берега, от своей АБ и от своих дизель-генераторов).


8. 3 июля 1958 г. принимается решение о начале ходовых испытаний. На палубе АПЛ выстроилась часть заводской сдаточной команды и экипаж. Командир К-3 Осипенко доложил главкому ВМФ о готовности АПЛ к ходовым испытаниям. Главком дал команду поднять Военно-морской флаг. Впервые в стране испытания начинались не под государственным флагом. Командир бригады АПЛ В.П. Цветко зачитал приказ об этом акте. Ответственный сдатчик Н.Н. Довгань по команде директора Е.П. Егорова спустил государственный флаг, а Военно-морской флаг, гюйс и флаги расцвечивания по команде комбрига подняли командир АПЛ и его заместитель по политической части. Звучал гимн СССР! Здесь же, на палубе, находились Д.Ф. Устинов, Б.Е. Бутома, Е.П. Славский, А.П. Александров, В.Н. Перегудов, Н.В. Гололобов, а также адмиралы, в частности председатель правительственной комиссии заместитель главкома ВМФ В.Н. Иванов, командующий подводными силами СФ А.Е. Орел. На стенке у пришвартованной АПЛ выстроились рабочие цеха №42, оркестр.


9. На следующее утро К-3 на буксирах отошла от пирса, подрабатывая своими гребными электродвигателями, которые получали питание от лодочных турбогенераторов, работавших от пара ядерной ППУ. И в этот же день, 4 июля 1958 г., в 10 ч 03 мин. академик А.П. Александров, находясь на пульте управления ГЭУ, сделал эпохальную историческую запись в вахтенном журнале пульта главной энергетической установки: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар". К-3, выйдя в канал, отдала буксир и от первого буя канала самостоятельно начала движение под ГТЗА, набирая ход. Таким образом, от этого буя в Двинской губе Белого моря с 4 июля 1958 г. пошел счет морским милям советского атомного подводного флота. Революция в ВМФ страны свершилась! Но один из главных ее героев В.Н. Перегудов дорого за это заплатил. Его болезнь прогрессировала. На испытание своего детища он вышел в море совершенно ослабленный. Старший помощник командира, впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Л.М. Жильцов вспоминал: "Владимир Николаевич поднялся на мостик. Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков сказал ему: "Ты погляди, какое чудо сотворил, погляди!". Картина действительно была потрясающая. Бурлила вода, в которую врезался китообразный нос. Перегудов молчал, словно потрясенный. Все видели: главный держится из последних сил, сумеет ли еще раз выйти в море". Главный конструктор выдержал! Вся программа была выполнена полностью.


10. За время ходовых испытаний самая первая советская АПЛ выполнила 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток. Это составило 450 ходовых часов, за это время пройдена 3801 миля, из которых 2002 мили - под водой. 860 миль прошли со средней скоростью 15 узлов. Поднимая мощность ППУ до 60%, лодка К-3 развивала скорость под водой 23,3 узла. Больший уровень был ограничен программой испытаний. Но расчеты показывали, что при выводе ЯЭУ на 100-процентный уровень мощности подводная скорость составит 30 узлов. Всего было выполнено 29 погружений и всплытий.


Последний, пятый, выход в море состоялся в декабре 1958 г. Тогда было выполнено глубоководное погружение на 310 метров и на протяжении двух суток (48 часов) осуществлялась проверка надежности работы ГЭУ на полном подводном ходу при 60-процентной мощности ППУ. Уже к середине декабря все ходовые испытания были завершены. После этого провели ревизию всех систем и механизмов, устранили замечания правительственной комиссии, а также учли критику, высказанную экипажем К-3. Была полностью закончена окраска корабля и его внутренняя деревянная отделка. Впервые в отечественном флоте китообразный корпус подводной лодки был черного цвета. Отсечные помещения заполнились ярким светом электроламп. Каюта командира АПЛ сияла дорогой деревянной отделкой. Сейчас не помню, какое натуральное дерево использовалось для отделки каюты Леонида Гавриловича Осипенко, но на моей К-50 каюта командира сияла облицовкой лимонного дерева. Экологически такая отделка деревом несравнима с пластиковыми покрытиями.


11. 17 декабря 1958 г. члены правительственной комиссии во главе с ее председателем подписали акт о приемке К-3 в состав ВМФ. Таким образом, время строительства корабля от закладки до вступления в состав флота составило 3 года 2 месяца и 23 дня. После К-3 вся серия таких АПЛ, но уже улучшенного проекта 627А (всего 12 единиц) вступила в состав ВМФ всего за 4 года. К сожалению, в современной России строительство первой заложенной на этом же заводе, что и К-3, АПЛ "Юрий Долгорукий" затянулось до невероятного срока, что просто недопустимо для государственной политики в области ВМФ. Самая первая АПЛ в СССР и первая АПЛ в постсоветской России по срокам строительства абсолютно несопоставимы (а ведь К-3 - это начало эпохи: трудно, неизвестно, опасно). Совсем другое - "Юрий Долгорукий". Построены сотни лодок, завод давно специализировался на АПЛ, все ясно с технологией и т.д. "Юрий Долгорукий" был помпезно заложен в 1996 г. И вот уже полных 9 лет строится. Нет полной ясности по сроку его вступления в строй.


12. 17 января 1959 г. акт о приемке К-3 был утвержден Совмином СССР. При этом указывалось ВМФ принять АПЛ в опытную эксплуатацию, а промышленности до лета 1959 г. устранить все отмеченные недостатки и осуществить модернизацию первой советской атомной подводной лодки по прилагаемому утвержденному перечню. Работы по перечню было предостаточно. АПЛ К-3 была включена в состав бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей в Северодвинске.


К ПОЛЮСУ!


В 1959 г. К-3 была в трех походах. Первый - на 9 суток, затем - на 22 и 14 суток. С декабря 1959 г. и до мая 1961 г. включительно на АПЛ были выполнены модернизационные работы и необходимый ремонт. В сентябре и декабре 1961 г. "Ленинский комсомол" совершил два похода в высокие широты.


11 июля 1962 г. по решению главкома ВМФ С.Г. Горшкова К-3 вышла в плавание к Северному полюсу. В Гренландском море на широте 79 градусов лодка легла на курс "Норд" и по нулевому меридиану направилась в географическую точку Северного полюса. 17 июля 1962 г. в 6 ч 55 мин. она прошла подо льдами над "макушкой" Земли. Прошла после этого еще 60 миль и, найдя полынью, всплыла среди арктических льдов. 21 июля 1962 г. АПЛ возвратилась в базу СФ - Иоканьгу. Атомоход встречали Н.С. Хрущев и министр обороны Р.Я. Малиновский.


За создание К-3 три организации страны - СКБ-143, НИИ-8 и Севмашпредприятие - были награждены орденами Ленина. Героями Социалистического Труда стали главный конструктор В.Н. Перегудов, директор завода Е.П. Егоров, министр Б.Е. Бутома, старшина турбинистов заводской сдаточной команды АПЛ Д.Н. Фролов. 18 ученых и специалистов промышленности получили Ленинскую премию. Орденами и медалями награждены 104 сотрудника СКБ-143, 410 работников "Севмаша". За испытания высоко были оценены и заслуги экипажа корабля. Звания Героя Советского Союза удостоен командир Л.Г. Осипенко, старпом и командир БЧ-5 Л.М. Жильцов и Б.П. Акулов - орденов Ленина. После плавания к Северному полюсу Героями Советского Союза стали старший в походе, командующий 1-й флотилии ПЛ контр-адмирал А.И. Петелин, командир "Ленинского комсомола", сменивший Л.Г. Осипенко, Л.М. Жильцов, командир БЧ-5, сменивший Б.П. Акулова, Р.А. Тимофеев.


В 1988 г. первая отечественная атомная подводная лодка была выведена из боевого состава еще советского ВМФ. За годы службы она находилась 14 115 часов на ходу и прошла 128 443 мили.

Георгий КОСТЕВ
контр-адмирал в отставке,
кандидат военных наук, профессор,
первый командир АПЛ К-50 проекта 627А

Немає коментарів: