пʼятницю, листопада 04, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ПОРТНОВА ЮРИЯ АНДРЕЕВИЧА.



 Назначение   на  атомную  подводную  лодку

 Отгуляли отпуск и вернулись в Ленинград. Мы четверо: – штурмана Золотарёв и я, минёры – Ерин Никита и Ковалёв Эрик (наш однокашник, переведённый в 1952 году из училища имени  Фрунзе)  получили назначение в Молотовск (позднее  Северодвинск), в 150-й отдельный дивизион опытовых подводных лодок.

В Молотовск добрались мы поздно вечером. У двери с электрическим звонком  встретил нас «строгий» дежурный по дивизиону Каширский Володя  (выпускник  нашего  училища 1952 года).  Он  был  в пижаме… После тщательной проверки наших документов  высочайше позволил вступить на суверенную территорию.  Дивизион был центрального подчинения, то есть подчинялся  непосредственно  Главнокомандующему  ВМФ.
Командир дивизиона  капитан 2 ранга Сорокин Анатолий Иванович, знакомый мне ещё по Усть-Двинску, позднее стал  Героем Советского Союза, вице-адмиралом. Исполняющий обязанности начальника штаба дивизиона,  капитан 2 ранга Моисеев И.И., после нашего представления сообщил о наших должностях на атомных (!) подводных лодках.
Я был назначен командиром штурманской боевой части атомной  подводной лодки К-14. Пока оформлялись соответствующие документы по допуску, нам предписывалось сдать устройство подводной лодки проекта 611,  видимо, для тренировки памяти.  Желающим  предложили  поступить в вечерний  университет  марксизма-ленинизма.
На территории дивизиона (этаж в казарме) располагались офицеры штурманской, минно-торпедной и радиотехнической специальностей.  Повседневное руководство этим коллективом выполнял старший помощник командира АПЛ К-8 капитан-лейтенант Голубев Д.Н. (позднее – Герой Советского Союза).
В это время на стапеле цеха № 42  завода  находились в  постройке  две  атомные  подводные лодки: К-3 (опытовая АПЛ проекта 627) и К-5 (головная АПЛ проекта 627-А).
Заместителем командира дивизиона по политической части был капитан 2 ранга Коньков, обладавший уникальной способностью путать фамилии.  Эту «болезнь» мы назвали «коньковщина».
В университете марксизма-ленинизма учились в основном офицеры без высшего образования. Программа подготовки в нём была укороченной программой высшего училища. Поэтому в дни занятий в университет шёл назначенный от нашего коллектива «дежурный», а коллектив тем временем  «отдыхал»  в  богоугодном  заведении – в  ресторане               «У Эдельмана».
Непременным гостем  этого  заведения  был наш замполит Коньков. Обычным нашим заказом, в зависимости от финансовых возможностей, было «Папа с мамой» или «Мама с папой».  В первом варианте в графин заправлялось две бутылки водки и одна бутылка «Вишневой» или «Облепиховой» наливки,  во втором – наоборот. А на  закуску – отварная картошка  с  неразделанной  селёдкой!
Однажды подходит к нашему столу Коньков и, обращаясь к Чурилину, говорит: «Что-то, Золотарёв, я Вас часто здесь вижу!» Ответ: «Я не Золотарёв, я – Чурилин!». Коньков: «Все равно, Золотарёв, ответьте». Чурилин: «Я  Вас, товарищ  капитан  2  ранга, вижу  здесь  каждый  раз».
Чтобы закончить о «коньковщине», расскажу о случае на зачёте в университете. Преподаватель задал аудитории вопрос. На него пожелал ответить мой друг Женя Золотарёв. Ответил отлично, о чём преподаватель объявил, и спросил фамилию отвечающего. Женя ответил: «Старший лейтенант  ПОРТНОВ».  Это  было  верхом  «коньковщины»!
Началась интенсивная подготовка экипажей и сдаточной команды опытовой подводной лодки 627 проекта. Система подготовки была проста по организации и трудоёмка для руководителя занятий. Я тоже был  руководителем  занятий  не  только  по  своему  заведованию. Руководителям занятий, вменялось в обязанность ежедневно в первом отделе цеха № 42 готовиться к проведению занятий без права делать какие-либо записи, а вечером, после рабочего дня, проводить занятия с личным составом и сдаточной командой по устройству подводной лодки. Таким образом, я стал специалистом по общекорабельным системам: воздуха высокого давления, дифферентовки, гидравлики, рулевым устройствам, главного и вспомогательного  балласта.
Посещая завод, наблюдали акты вандализма, когда два практически готовых крейсера были пущены на слом по указанию «землепашца» Хрущёва. Резались совершенно новые турбины, многое другое оборудование и вооружение, которое могло быть использовано по другому назначению,  по-разумному. Сердце обливалось кровью при виде ужасных картин  умышленного  разрушения  только  что  построенных  кораблей.

Немає коментарів: