ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, грудня 09, 2011

Как спасали ТАКР "Кузнецов" во времена распада СССР
 


 
Ровно 20 лет назад судьба авианосца "Кузнецов" была под большим вопросом. 8 декабря лидеры трёх государств в Беловежской пуще подписали легендарное соглашение "О создании Содружества независимых государств". Он знаменовал собой распад СССР и Вооруженных сил.
Член парламентского собрания Белоруссии и России в 1991 году Павел Сажинов рядом с крыльцом, где подписали договор о независимости трех республик, хотел вбить осиновый кол, но, вспоминает, что кто-то это сделал до него. В Белоруссию он приехал в составе парламентского собрания. Новости того дня, а точнее, ночи, когда большой страны не стало, шокировали. И не только рядовых граждан.
Павел Сажинов вспоминает: "Перед глазами у меня растерянное лицо Нурсултана Назарбаева. Растерянное, потому, что он был в недоумении. Как так? Исчезло государство?".
Исторический момент. Лидеры славянской тройки ставят подписи под соглашением, которое в корне меняет жизни миллионов людей и геополитический уклад 1/6 части суши на Земле. По еще вчерашнему СССР покатилась волна народной истерии. А выпуски новостей тогда начинались так: "Добрый вечер, наверное, большая часть сограждан прибывает в сейчас недоумении, в какой стране сегодня мы живем".
В самое сложное положение поставили военных. Виктор Герасименко к тому времени отслужил на Северном флоте 20 лет. Через несколько дней появились эмиссары, призывая служить Украине и Белоруссии. Да и вся семья оказалась как когда-то в гражданскую - по разные стороны баррикад.
Ветеран Северного флота, капитан 1 ранга в отставке Виктор Герасименко рассказал: "Нас три брата. Один служил в Азербайджане в Каспийском училище преподавателем, другой на Украине, я здесь. Когда пошел парад суверенитетов, когда горячие головы стали принимать присягу, тот в Украине, тот другой стране, могло так получиться, что мы в семье могли смотреть друг на друга через прорезь прицела".
Российских офицеров попытались заставить присягнуть Украине. Черноморский флот полностью планировали отдать теперь уже другой стране. Командующий флотом адмирал Игорь Касатонов отстоял его почти в одиночку. В одной из книг, вспоминает, что уговаривали, предлагали деньги, угрожали расправой.
Игорь Касатонов (в 1991 году командующий Черноморским флотом) говорит: "Я объявил, что ЧФ российский и что мы подчиняемся министру обороны Шапошникову и главкому ВМФ Чернавину. После чего дал конкретное указание своим подчиненным - украинскую присягу не принимать. Семьдесят тысяч моряков выполнили мой приказ. Потери составили 7%. Россия должна была принять своих сынов обратно".
Живым памятником истории, начавшейся из Беловежской пущи, стал авианесущий крейсер адмирал "Кузнецов". Он строился на украинском заводе в Николаеве. В декабре 1991 года был еще не готов. Одновременно, там же заложили еще 2 корабля подобного класса - "Варяг" и "Ульяновск". Надежды, что они все вернуться в Россию не осталось.
За одну ночь было принято решение, чуть ли не тайно, вывести "Кузнецова" из завода и выйти за пределы Украины. Недостроенный и непрошедший ходовые испытания крейсер взял курс на Североморск.
Строящиеся на Николаевском заводе авианосцы "Ульяновск" и "Варяг" позже украинские власти пустили на иголки. В Севастополе единственная дизельная подлодка приварена к пирсу. На ходу, практически, только российские корабли. Но, некогда родную базу – они все-таки арендуют.

Немає коментарів:

Дописати коментар