ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

четвер, грудня 22, 2011

Воины Панджшерского ущелья


 
Воины Панджшерского ущелья


О «мусульманском батальоне», принимавшем участие в захвате дворца Амина в Афганистане вместе с бойцами спецподразделения «Альфа», знают многие. Но в период войны в Афганистане на его территории действовал еще один похожий батальон. Первоначально он назывался «Капчагайский батальон», а позже – «Газнийский батальон». В официальных документах он был известен как 177-й отряд, а среди советских бойцов и душманов именовался не иначе как «батальон Кара-майора».

За весь период войны Панджшерское ущелье было центром пристального внимания военного командования СССР. Ведь протяженность его составляла 120 километров, а выходило оно с одной стороны на территорию Пакистана, а с другой – в центральную часть афганского государства, на перевал Саланг. Это ущелье было важным еще и потому, что большая половина учебных лагерей повстанцев находилась именно там, да и основная часть оружия для душманов поставлялась через него. И союзники боевиков из Пакистана, а также иностранные наемники чаще всего попадали на территорию Афганистана именно с помощью ущелья. Нападения на перевал проводились также с Паджшерского ущелья. Основное население составляли узбеки, таджики и казахи, которые сумели уйти от Советов. Понятное дело, что никакой симпатии к советским войскам они не испытывали. Правил здесь полевой командир с авторитарными наклонностями Ахмад Шах Масуд, который получил военное образование в Советском Союзе. Также в ущелье велись разработки месторождений изумрудов и лазуритов, благодаря чему Масуд смог организовать и вооружить весьма большую армию повстанцев.

Командование советских войск неоднократно делало попытки установить контроль над ущельем. Первая из них состоялась в 1982 году, когда к нему было переброшено большое количество советских солдат (около 12 тысяч), 8 тысяч воинов правительственной армии Афганистана, а также большое количество артиллерии, бронетехники, 300 вертолетов и 200 МиГов. Ценой больших потерь ущелье было занято. Многие генералы были представлены к наградам и получили повышения, а повстанцы частично ушли в горы, а большая часть, припрятав оружие, разбежалась. Сам правитель Панджшера с небольшой группой подчиненных ему боевиков перебрался в Пакистан.

Теперь главная задача заключалась в том, чтобы удержать ущелье. Сделать это было практически невозможно, так как оставшихся сил было мало, а направить для подкрепления войска из СССР оказалось также невозможным: средства массовой информации моментально поднимали шум по поводу даже самой малочисленной роты или взвода. Советское командование хотело передать контроль над ущельем правительственным войскам, но из этого также ничего не вышло.

С Панджшером нужно было что-то делать. Тем более что Ахмад Шах Масуд поклялся на Коране, что в течение месяца вышвырнет «незваных гостей» из ущелья. Вот тогда и вспомнили про «Капчагайский батальон».

Официально 177-й отряд спецназначения Главного Разведуправления Генерального Штаба был организован в 1981 году, а располагался в Казахстане, в городе Капчагай, недалеко от Алма-Аты. Причиной его создания послужило обострение отношений с Китаем. Для обеспечения безопасности на данной территории советское правительство решило создать спецподразделение типа «мусульманского батальона», в состав которого бы вошли советские казахи, дуйганы и уйгуры. Однако постепенно отношения между двумя государствами наладились, и в группу начали принимать жителей Средней Азии и Казахстана.

Командиром батальона стал майор Б.Т.Керимбаев, который лично ездил по воинским частям и гарнизонам и отбирал лучших бойцов. В те времена не существовало школ для подготовки офицеров, а командовали войсками простые офицеры, которые вместе со своими подчиненными учились всем премудростям службы в специализированных войсках: учились владеть холодным оружием, прыгать с парашютом, ежедневно бегали по 20-30 километров кросса, а также усиленно занимались физической подготовкой. Отбор был очень жестким, не каждый мог его выдержать, поэтому в итоге в группе остались самые стойкие, превратив, таким образом, небольшое подразделение в элитную боевую единицу.

Первое боевое крещение отряда состоялось 29 октября 1981 года, когда группа с боями вошла на территорию Афганистана. Буквально сразу же напоролись на вражескую засаду. А через несколько дней, 7 ноября, повстанцы совершили налет на тюрьму. Однако в этом сражении потеряли несколько десятков боевиков и вынуждены были отойти. Не обошлось без небольших потерь и в батальоне. 17 ноября спецотряд сопровождал колонну, на которую напали боевики Мовлади-кара. Столкновение длилось 11 часов без передышек. В результате колонна таки сумела прорвать окружение, потеряв всего одну машину. Основная часть душманов была разбита, а батальон потерял 2 воинов убитыми и 8 ранеными, среди них - и двух ротных командиров. После этого боя за Керимбаевым закрепилось прозвище «Кара-майор», а само подразделение получило название «бешеный отряд». До лета 1982 года спецназовцы этого подразделения стали самой надежной составляющей советских войск, находящихся на территории афганского государства.

Керимбаев был вызван в штаб, «авансом» награжден орденом и получил внеочередное звание подполковника. А вместе с тем и получил новый приказ: продержаться в Панджшерском ущелье как можно дольше, хотя бы один месяц. Кара-майор понимал, что его вместе с отрядом посылают на верную гибель, мог бы отказаться выполнять приказ. Однако он прекрасно понимал, что в случае его отказа придет новый командир, который ради лишней звездочки на погонах не остановится ни перед чем. Поэтому и был вынужден вести батальон в ущелье. Продвигались медленно, постоянно наталкиваясь на мины. Проводник из местных оказался предателем и привел к вражеской засаде.

Спастись удалось благодаря установкам «Град», из засады вырвались, предателя расстреляли.

12 июня спецназовцы вошли в центральную стратегическую точку Панджшера – деревеньку Руха и не теряя времени сразу же бросились в атаку в ближние горы и скалы. После того как выбили оттуда боевиков, разместили свои дозоры. Все лето бои не прекращались. Душманы пытались вернуть себе потерянные высоты, при этом не считаясь с людскими жертвами. Когда в бою намечался перевес в их сторону, в сражение ввязывалась вся группа. Так, например, гору Зуб бойцы батальона отбили после 32 часов несмолкаемого боя.

Керимбаев прекрасно понимал, что пассивное ожидание может повлечь за собой только поражение, поэтому вынужден был предпринимать наступательные атаки. Причем проводились эти мероприятия с использованием чисто спецназовских приемов. «Бешеный отряд» не вступает в открытые бои, а проводит диверсионную работу, совершает налеты на караваны, готовит засады, предпринимает попытки столкнуть лбами душманов между собой.

Ахмад Шах Масуд, почувствовав, что теряет контроль над ситуацией, вынужден согласиться на переговоры. После третьей встречи было подписано перемирие между моджахедами и советским командованием. А зимой 1983 года Масуд даже заявил о том, что готов на два года прекратить войну, лишь бы только «Капчагайский батальон» покинул Панджшерское ущелье.

В начале марта 1983 года спецподразделение покидало пределы ущелья. Душманы, увешанные оружием, стояли по обе стороны дороги, провожая их недобрыми взглядами. И хотя в их глазах было много ненависти, но в них же можно было увидеть и уважение, ведь Панджшер больше всего ценит мужество и доблесть.

Перемирие длилось один год. Это время было самым спокойным в истории всей Афганской войны. Позже «Капчагайский» отряд был переименован в «Газнийский батальон» и продолжил военные действия, а в 1989 году последним покинул территорию Афганистана. После развала СССР отряд остался в составе уже российских войск и принимал активное участие в военных действиях на Кавказе. И сегодня «Газнийский батальон» остается одним из лучших.
Что же касается командиров, то судьба их сложилась по-разному. Командир боевиков Ахмад Шах Масуд был убит талибами, которые, переодевшись журналистами, взорвали его во время интервью. А «черный майор» Борис Тукенович Керимбаев вышел в отставку и живет в Алматы. Воинов его батальона также судьба раскидала: одни остались в армии, другие – перешли в полицию, есть также чиновники, генералы, актеры и даже таксисты. Но, несмотря ни на что, каждый из них гордо несет звание спецназовца «Капчагайского батальона»!
(Военное Обозрение)

Немає коментарів:

Дописати коментар