ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, січня 29, 2012

Нужен ли  России военно-морской флот?
29 января 1918 года - был издан декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Декрет был очень кратким. В нем констатировалось, что российский флот приведен в состояние великой разрухи. Отмечался вынужденный характер принимавшегося решения, которое рассматривалось всего лишь как переходная мера. Однако реализация этого декрета вызвала широкую дискуссию в обществе.

Если флот нужен, то какой, и какие задачи он должен решать? Какие корабли надо строить, и в каком количестве? А в более общей форме - является ли наша страна великой морской или великой континентальной державой? Такие вопросы с удивительной неизбежностью возникают в нашем обществе на переломных этапах развития страны. Только за последние сто лет такие дискуссии возникали трижды. В период возрождения флота после русско-японской войны, в 20-х и начале 30-х годов, при создании советского флота. Тогда Сталин не только авторитарно решил все эти проблемы, но и ликвидировал наиболее авторитетных и активных участников дискуссии. Однако даже такие крутые меры не спасли нас от рецидива.

Прошло немногим более 70 лет, и в период перестройки на страницах газет и журналов вновь замелькали те же вопросы, те же предложения и та же аргументация. По сути, дело сводится к простому вопросу: нужен ли нам флот только для защиты наших приморских рубежей, или мы признаем, что военно-морской флот и в мирное время является мощным инструментом внешней политики страны, а также надежным гарантом ее интересов в любой точке мирового океана.


Декрет о создании Рабочее-Крестьянского Красного флота

Поскольку блог посвящен истории, посмотрим, в каких муках рождался флот Советского Союза. Декрет о создании Рабочее-Крестьянского Красного флота был издан всего лишь через три месяца после победы социалистической революции в Петрограде. Главная опасность исходила тогда от Германии, войска которой наступали по всему фронту, угрожая флоту, революции и стране.

Тогда из находившихся в Кронштадте наиболее боеспособных кораблей был сформирован Действующий отряд флота, остальные корабли вошли в состав вооруженного резерва или были переданы на долговременное хранение. Во время гражданской войны было сформировано 34 речные и озерные флотилии, 9 отдельных отрядов кораблей, в которые входило более 2 тысяч судов и 45 тысяч человек личного состава. История войн и военно-морского искусства не знает другого примера развертывания речных флотилий в таких широких масштабах. Морякам приходилось воевать главным образом на сухопутных фронтах, но это не избавило флот от тяжелейших потерь.

После завершения гражданской войны, в условиях экономической разрухи пришлось пойти на максимальное сокращение оставшегося очень небольшого и крайне изношенного корабельного состава. Однако еще 23 октября 1920 года Совет Труда и Обороны принял подготовленное Лениным постановление о возрождении Балтийского флота, а в октябре 1921 года была образована Центральная морская комиссия для определения очередности работ по восстановлению флота. «Морской сборник» открыл рубрику «Какой Р.С.Ф.С.Р. нужен флот?» В первой статье редакция журнала в осторожной форме предостерегала от ошибок прошлого. По мнению авторов, в нашей стране с ее континентальными традициями на флот обычно смотрели как на временное средство. Флот сам должен был доказывать государству свою необходимость, что совершенно недопустимо, отмечалось в предисловии.

Дискуссия


Активное участие в дискуссии принимали представители так называемой «академической школы» - профессорско-преподавательский состав Военно-Морской академии во главе с видными теоретиками Б. Б. Жерве и М.А. Петровым. Их оппонентами были молодые выдвиженцы в командных структурах флота, за плечами которых был огромный опыт революционной борьбы и гражданской войны. Обсуждались задачи и состав флота. «Академики» доказывали, что флоту могут быть поставлены самостоятельные задачи, для решения которых он должен иметь сбалансированный состав, включая и крупные корабли океанской зоны.

«Выдвиженцы», опираясь на опыт гражданской войны, заявляли, что у флота не может быть задач, отличных от задач Красной Армии. Эти задачи, по их мнению, можно решать малым флотом в прибрежной зоне. Так родилась теория «малой войны». Правда, и они признавали роль флота в поддержке мировой революции. В январе 1921 г. начальник Морских сил Балтийского моря Ф. Раскольников с тревогой отмечал, что «в широких партийных кругах» задумываются, «не является ли он (флот) излишней роскошью». По его мнению, многими вовсе не понималось и не оценивалось значение флота, как в гражданской войне, так и в процессе мировой революции.

Реалии жизни

Суровая правда тех лет заключалась в том, что страна действительно находилась в состоянии разрухи, и говорить о строительстве океанского флота было нереально. В конце 1922 года это признал и Б. Б. Жерве, предложив единомышленникам вместо разработки океанской идеи обратить свои силы на «вопросы малой морской войны».

Но сначала надо было возродить судостроение. Уже в 1922-1923 гг. заводы смогли приступить к восстановлению и даже достройке кораблей. Первым был введен в строй учебный корабль «Океан». К концу кампании 1923 года в составе БФ уже находились 2 линкора, крейсер, дивизион эсминцев, дивизион ПЛ и ряд других кораблей. По мере укрепления экономики темпы восстановления РККФ росли.

Важным этапом в строительстве флота стала военная реформа 1924-1928 гг. Она законодательно закрепила классовый принцип комплектования армии и флота, было введено единоначалие, утвержден устав корабельной службы. Большое значение имело шефство комсомола над Красным военным флотом. Оно позволило навести сначала элементарный порядок на флоте, а затем и восстановить его боеспособность. Комсомол обеспечил флоту главное - новые, сплоченные единой идеологией кадры. Из них вышло большинство наших флотоводцев Великой Отечественной войны.

Аргументы сторон


На новый уровень вышла и дискуссия о задачах и роли флота в системе вооруженных сил страны. В октябре 1927 г. начальник Управления Военно-Морских Сил РККА Р. А. Муклевич констатировал, что флот СССР не собирается выходить за рамки минимума оборонной достаточности и споры о целесообразности строительства крупных боевых кораблей закончены. Его поддерживала когорта молодых выпускников академии, выступления которых звучали задиристо, резко и категорично. Характерно в этом отношении выступление И. Лурди, с критикой «нездоровых взглядов о самостоятельности флота», ответственность за которые несет «старая школа царского флота» и «сухопутные начальники». Не менее впечатляющим было и выступление одного из самых пылких оппонентов «старой школы» К. Душенова. Он был убежден, что флот, «как часовой, поставленный на ответственный пост, считается выполнившим задачу и тогда, если на него или на охраняемый пост никто не нападает. Не обязательно такому часовому бросить пост и бежать разыскивать противника…».


С течением времени эта дискуссия стала приобретать все более прагматичный характер, и за рассуждениями об океанском флоте и о малой войне все более четко просматривался вопрос о размерах ассигнований на строительство флота. В связи с этим основными оппонентами стали уже не «старая» и «молодая» школы, а штабы армии, авиации и флота.

В 1928 году штаб РККА приступил к разработке первого пятилетнего плана строительства Красной Армии. Естественно, сразу же возникли проблемы с содержанием кораблестроительной программы. Мнения моряков и высших армейских руководителей резко разделились. Разногласия в очередной раз были вынесены на заседание РВС СССР, которое состоялось 8 мая 1928 г. Аргументы штаба РККА представил М. Тухачевский. Он был совершенно откровенен и прям: «Вопрос о роли или, лучше сказать, о возможных средствах, которые можно расходовать на морской флот, ставится в продолжение последних 4-5 лет… ежегодно и нервирует обе стороны… Морскими операциями даже самых мощных мировых империалистов нельзя нарушить ни нашей экономической, ни политической целостности. У нас нет такой внутренней коммуникации, которой могли бы угрожать морские флоты противника. С точки зрения задач обороны… морской флот играет чисто вспомогательную роль при выполнении наших операций. Сухопутная армия и воздушный флот - вот основные киты, на которых фактически зиждется наша оборона страны».

Петров выступил сразу же после доклада Тухачевского. Мы не должны упускать из виду значения флота как фактора реальной поддержки морской политики Союза. Кроме того, мы не должны упускать из виду возможную роль флота для особых задач по поддержке очагов мировой революции, подчеркнул он. Нам нужно… боевое ядро для решения всех совокупных задач… Этим основным ядром являются линейные корабли, обеспечивающие операции малой войны. Здесь говорят о москитном флоте. Куда он нас ведет? …На частные мелкие операции, убеждал собравшихся М. А. Петров.

В постановлении РВС, принятом после бурного обсуждения, были сделаны серьезные уступки морякам. Однако дискуссия продолжилась. В нее втягивались все новые и новые лица, все дальше ее содержание удалялось от первоначально поставленной цели, и она все больше приобретала формы политической борьбы. Наконец, в нее вступило ОГПУ. Под тяжестью его аргументов один за другим прекращали полемику и исчезали из жизни участники дискуссии, но ее тема и основные аргументы продолжали жить, чтобы вновь возродиться через несколько десятилетий.

В то же время не надо преувеличивать влияние той дискуссии на процесс восстановления и строительства флота. Решения в условиях сложившейся к тому времени политической системы принимались не только без широкого участия общественности, но даже без серьезного учета мнения компетентных специалистов. Во второй половине 30-х годов Сталин пришел к выводу о необходимости строительства крупных кораблей, однако начало войны не позволило осуществить эти планы. Точно так же в 80-х годах руководство Советского Союза подошло к строительству авианосцев, но история опять поставила нам подножку в виде перестройки, и мы снова вернулись к теории «малой войны» и строительству корветов прибрежной зоны.

Правительственные решения, принятые в мае 1928 г., предопределили целый исторический период развития отечественного флота. В силу военно-политических и экономических причин возобладала компромиссная теория «малой войны на море», что было утверждено в качестве официальной военно-морской доктрины. Разработанная для ее реализации кораблестроительная программа предусматривала создание преимущественно «москитного флота» - легких сил, подводных лодок, морской авиации и морской обороны - для решения задач, вблизи своего побережья и содействия приморским флангам фронтов. Первыми надводными кораблями советской постройки стали сторожевые корабли типа «Ураган»

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Золотарев В.А. Козлов И.А. Три столетия российского флота. 1914-1941. Москва. 2004 г.
Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
Монахов М. Судьбы доктрин и теорий. «Морской сборник» № 11 1990 г.
Емелин А. Судьбы доктрин и теорий. Морской сборник № 2 1991 г.
Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». Ленинград. 1987 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар