ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, січня 29, 2012

Большой успех и трагедия советского флота
30 июля 1944 года - уничтожение немецкой подводной лодки «U-250″ в восточной части Финского залива. Затем лодка была поднята, что позволило советскому командованию получить ценнейшую военно-техническую информацию и образцы немецкой военной техники, имевшие самую высокую степень секретности.

Большой интерес к этим образцам проявили наши союзники по антигитлеровской коалиции. В результате переписки по этому вопросу между Сталиным и Черчиллем было решено ознакомить с полученными образцами военной техники английских специалистов.


А через четыре года все это обернулось большой трагедией для флота и, в первую очередь, для наиболее видных его командиров периода Великой Отечественной войны.


Бой на минном поле

В начале 1944 года боевые действия на северо-западном участке фронта начались с разгрома немецко-фашистской группировки под Ленинградом. К концу февраля советские войска вышли на рубеж реки Нарва. В начале июня началась Выборгско-Петрозаводская операция, в ходе которой 20 июня был взят Выборг, а моряки заняли все острова в Выборгском заливе. Однако наличие здесь обширных минных полей очень затрудняло использование кораблей для оказания поддержки нашим наступающим частям. Необходимо было расчистить хотя бы проходы в минных полях, чтобы корабли могли высаживать десанты, обеспечивать артиллерийскую поддержку и снабжение войск.

Для траления мин были выделены тральщики и морские охотники Кронштадтского морского оборонительного района, базировавшиеся в Койвисто (ныне Приморск). Однако у кромки минных заграждений регулярно появлялись вражеские корабли и самолеты, которые препятствовали тралению. Происходили скоротечные артиллерийские бои. Командование выделило для прикрытия тральных работ авиацию. Истребители в короткое время очистили небо над заливом от вражеских пикировщиков, а наши штурмовики и пикирующие бомбардировщики разогнали немецкие корабли, охранявшие минные поля. Тогда фашистское командование направило в восточную часть Финского залива подводные лодки. Сторожевые или торпедные катера, катерные тральщики - корабли водоизмещением в несколько десятков тонн. Это не цели для подводной лодки. Тем не менее, начались атаки на катера.

Первым пострадал МО-304, который 18 июля 1944 года нес дозорную службу у северного выхода из пролива Бьеркезунд. Взрывом торпеды у него оторвало носовую часть до рубки. Через десять дней та же участь постигла МО-107, а 30 июля от взрыва торпеды в средней части погиб МО-105. К месту его гибели подошел МО-103 под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко. Из экипажа погибшего катера удалось подобрать только семь человек.

В это время с катера-дымзавесчика КМ-910, который охранял работающие неподалеку тральщики, подали сигнал об обнаружении подводной лодки. МО-103 устремился в погоню. Вскоре акустик доложил курс и скорость лодки. Коленко пошел в атаку и сбросил первую серию глубинных бомб, а затем еще две. Как потом выяснится, первым же взрывом были повреждены горизонтальные рули, еще одна бомба разорвала прочный корпус в дизельном отсеке. Лодка потеряла ход. На поверхности моря появились пузыри. В это место сбросили еще серию бомб. Всплыло широкое пятно соляра, а затем из воды вынырнули шесть немцев. Им удалось открыть рубочный люк и всплыть на поверхность. Вражеские батареи открыли по катеру беглый огонь, но Коленко успел подобрать немцев и доставил их в базу.

Подъем лодки

Среди пленников был командир лодки капитан-лейтенант Вернер Шмидт. До службы на флоте он летал на бомбардировщиках, бомбил Москву и Лондон. Гитлер лично вручил ему Железный крест первой степени. Пленники, естественно, умолчали о том, что в лодке остались секретные торпеды. К тому времени немецкие инженеры создали самонаводящуюся акустическую торпеду Т-5, которая при движении не оставляла на поверхности воды хорошо заметного пенного следа, а взрывалась под воздействием магнитного поля корабля. Новыми торпедами вражеские подводные лодки уже потопили 24 эскортных корабля англичан, а в августе 1944 года в Карском море - советский транспорт «Марина Раскова» и два тральщика из его охранения.



Командование Балтийским флотом обратило внимание на очень странное поведение противника в районе гибели лодки. К этому месту дважды пытались прорваться торпедные катера. Оба раза наши корабли отгоняли врага. Как выяснилось, противник намеревался сбросить на лодку свои глубинные бомбы и поставить вокруг мины. Место гибели лодки неприятель пристрелял из орудий и открывал огонь, как только наши катера подходили туда. Стало ясно - фашисты хотят что-то скрыть.

В сентябре 1944 года лежавшую на глубине 33 метров подводную лодку «U-250″ подняли, привели в Кронштадт и поставили в сухой док. Кроме двух торпед Т-5, на лодке были обнаружены книги с шифрами и кодами, и даже шифровальная машинка «Энигма».

Англичане заинтересовались

Наше командование известило о получении торпед Т-5 союзников. Дело было настолько важное, что У. Черчилль и И. В. Сталин обменялись по этому поводу секретными посланиями. У. Черчилль сообщил, что противник готовится начать новую кампанию подводной войны в огромном масштабе при помощи новых подводных лодок и новых торпед. Англичане разрабатывают контрмеры и уже изобрели прибор, обеспечивающий некоторую защиту от этой торпеды. В связи с этим, изучение реального образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным. Сталин пригласил английских специалистов приехать для всестороннего изучения торпеды.

Интересно, что к этому времени англичане утратили интерес к немецким шифрмашинам. С некоторой долей превосходства они, видимо, считали, что немцы уже не смогут придумать ничего принципиально нового, да и английская дешифровальная служба к тому времени работала безукоризненно. Поэтому в 1944 году, узнав а потоплении русскими подводной лодки «U-250″, они даже не пытались получить поднятую с нее новейшую версию «Энигмы». Британские представители запросили лишь информацию об акустических торпедах, четко расставив акценты в своих интересах. С первым же конвоем английские морские инженеры и специалисты прибыли в Советский Союз. Им была предоставлена возможность изготовить подробнейшие чертежи узлов и деталей торпеды, а также ознакомиться с документацией по ее испытаниям. Никто не предполагал тогда, что такое гостеприимство советских моряков уже через несколько лет будет объявлено государственным преступлением.

Опала

В 1948 году в рамках начавшейся кампании по борьбе с «раболепием» и «преклонением перед иностранщиной» в угоду Сталину было сфальсифицировано «дело» против Н. Г. Кузнецова, адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и
Г. А. Степанова. После войны отношение Сталина к Кузнецову значительно ухудшилось. В конце 1946 года Кузнецова сняли с поста наркома ВМФ и направили в Ленинград начальником Управления ВМУЗОВ. А теперь возбудили дело о передаче американцам и англичанам в годы войны секретных данных о высотной торпеде 45-36АВА, дистанционной 130-мм гранате, навигационных карт и чертежей самонаводящейся акустической торпеды с немецкой подводной лодки «U-250″.

Суд чести признал вину адмиралов полностью доказанной и передал дело в Военную коллегию Верховного суда СССР. Решение суда было быстрым. Адмиралы Алафузов и Степанов были осуждены на 10 лет тюрьмы, Галлер - на 4 года, Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала. После этого началась цепная реакция арестов адмиралов и офицеров, которые так или иначе были связаны с осужденными. В 1953 году все они были реабилитированы и освобождены, кроме Галлера, который в 1950 году скончался в тюрьме города Казани.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

С. Зонин. Неправый суд. Морской сборник № 2 за 1989 год.
В. Воробьев. Дело Т-5. Московская правда. 13.07.1995 г.
В. Д. Доценко «Мифы и легенды Российского флота». 2000 г.
Н. Баженов, С. Патянин. Провал операции «Царь». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
Военные катастрофы на море. 2001 год.
Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах. Том 4. 1988 год.

Немає коментарів:

Дописати коментар