четвер, лютого 09, 2012

Австралийские перспективы отечественных дизель-электрических подводных кораблей 877/636 «Палтус»


Сегодня, 08:20
Октябрь 2011 года. Глава военного ведомства Австралии С.Смит высказал мнение, что в будущем тендере на двенадцать подводных кораблей согласно программы SEA 1000, шансы НАПЛ Испании «S80»и Франции «Scorpene» достаточно призрачные. Как сказал С.Смит подлодки «S80» еще даже не построены и никем не испытаны (головная лодка класса S80 находится в процессе создания), а конструктивные особенности обоих проектов подлодок не удовлетворяют требовательных австралийцев.
Требования к подводным кораблям согласно программы SEA 1000:
- увеличенная автономность;
- отличная обитаемость;
- способность применения оружия НАПЛ по береговым объектам;
- хороший задел для модернизации.

Австралия совсем недавно закончила строительство шести ПЛ класса «Collins», последняя из которых пополнила ряды Австралийского флота в 2003 году. А в 2009 году Австралия начала планирование программы по замене к 2025 году НАПЛ «Collins» 12-ю новыми НАПЛ современного класса. Может показаться, что австралийские военные проявили удивительную предусмотрительность, заранее обеспокоившись будущим своего подводного флота, но на самом деле, дело не в предусмотрительности. Подлодки класса «Collins» при всех своих заявленных достаточно современных характеристиках, а именно: водоизмещение 3.3 тысячи тонн, скорость хода 20 узлов, ПКР «Sea Harpoon» и торпеды в количестве 22 единиц, возможность замены стандартного вооружения 44 единицами мин, получились, по признаниям австралийских военных, неудачными. Шумность хода, проблемы в работе БИУС и ЭУ, а также ряд других постоянно возникающих неполадок в оборудовании подлодок, все это привело к тому, что лодки не могут постоянно выполнять свои обязанности. Из 6-и НАПЛ «Collins» в австралийских ВМС обычно 2-3 подлодки готовы нести боевое дежурство, остальные находятся в разной степени ремонтах. Как точно подметили австралийские журналисты, никакая другая лодка зарубежных ВМС не обходится военному бюджету так дорого как подводный корабль класса «Collins». Ежегодно на одну ПЛ «Collins» затрачивается вдвое больше, чем на одну подлодку класса «Ohio», а она имеет в 5 раз больший тоннаж.



Предыстория
До определенного времени австралийские моряки получали подлодки, построенные в Британии. Но британские судостроители уже насколько десятилетий делают упор на атомные субмарины. Поэтому, последняя дизель-электрическая ПЛ «Upholder» откровенно не получилась. «Добрые» англичане, чтоб добро не пропадало, по дружбе, не дорого, отдали их австралийцам. Кстати, после пересечения Атлантики, НАПЛи получили тип «Victoria», но характеристики от этого совершенно не улучшились. Практически сразу служба у новых подлодок не заладилась – из 4-х подлодок только одна боеспособна, другие постоянно ремонтировались.

Австралийские перспективы отечественных дизель-электрических  подводных кораблей  877/636 «Палтус»


Являясь индустриальной страной с хорошо развитым судостроительным комплексом, Австралия принимает логически правильное решение – строить подводные корабли для своих ВМС самой. К историческому моменту принятия такого решения, проблемы с подлодками класса «Upholder» стали довольно известны. Поэтому для производства строительства своих подлодок британские проекты не рассматривались. В конце концов, выбор пал на проект шведской компании «Kockums». Она предложила проект 471, в основу которого легла база НАПЛ «Gotland». В проекте дополнительно предусмотрели воздухонезависимую энергетическую установку . Однако построенные по проекту «Gotland» три подводных корабля малого водоизмещения в 1.6 тысячу тонн предназначались для действий в северных морях, то есть, для ближней морской зоны. Увеличение в два раза водоизмещения такой подлодки, да еще для океанской зоны, и привело в итоге к появившимся проблемам. Как отметил глава военного ведомства Австралии С.Смит, 80 процентов всем проблем – ошибки, допущенные при проектировании подлодки. Для постройки подлодок Австралия создает «Australian Submarine Corporation», которую обеспечили в Аделаиде судостроительной верфью. Но гражданское и военное производство надводных кораблей, которое хорошо развито в Австралии, сильно отличается от производства подлодок, и то обстоятельство, что ранее, австралийцы вообще не строили подводных кораблей, сказалось в отрицательную сторону, при строительстве подлодок «Collins».

В рамках программы SEA 1000
Теперь же, при создании подлодок согласно программы SEA 1000, Австралия постарается избежать прошлых ошибок. К проектам, которые будут участвовать в тендере программы SEA 1000, будут предъявлены самые жестокие требования. Исходя из предъявленных требований, испанская S80, которая пока даже не достроена и неизвестно, как будет происходить ее эксплуатация в океанских просторах, имеет малые шансы на победу в тендере.

Австралийские перспективы отечественных дизель-электрических  подводных кораблей  877/636 «Палтус»


Кроме того, она по сути является модификацией французской «Scorpene», а о скандалах в строительстве данных лодок в Индии, австралийцам хорошо известно. Так что шансы французской «Scorpene» так же невелики.

Австралийские перспективы отечественных дизель-электрических  подводных кораблей  877/636 «Палтус»


Еще несколько проектов получили «плохую» предварительную оценку – это германская подводная лодка класса 212 и шведская А26. Как отметил руководитель SEA 1000, контр-адмирал Р. Моффитт, данные подводные корабли, обеспечены малым водоизмещением, имеют слабое вооружение, малую автономность и практически не поддаются модернизации. В действительности данные подлодки хорошие корабли для ближней морской зоны, но океанская эксплуатация, у наученных горьким опытом австралийцев, вызывает большие сомнения. Немцы собираются предложить еще один проект австралийцам – подлодку типа 216. И хотя она более-менее соответствует требованиям программы SEA 1000, в настоящее время этот проект подлодки больше проект, чем проверенная в эксплуатации подлодка. И это напоминает ситуацию с испанской S80, так что определенно шансов у проекта победить в тендере достаточно немного. Вряд ли австралийцы будут рисковать с новыми подлодками.

Основные задачи новых подлодок
Перед будущим подводным флотом Австралии будет стоять непростые задачи – противостояние в первую очередь Китайским ВМС, которые огромными темпами увеличивают свои возможности и силы, и остальным странам данного региона. По прогнозам военных специалистов, опасность военного конфликта в регионе будет сохраняться, еще лет двадцать. На противостояние данной угрозе нацелен стратегический план развития австралийских ВС - Force-2030. По данному поводу высказался один из руководителей военного ведомства Австралии Г.Комбет – «Австралия должна быть готовой к демонстрации военной мощи перед противником, а будущие подводные корабли – достаточно сильный аргумент в любой ситуации»

Российские возможности
Строительство подводных кораблей океанской зоны, это в первую очередь опыт, умение, технологии и возможности в данной области. Взять, например Соединенные штаты. Обладая возможностями и технологиями, но утратив опыт и умение, не смогли создать для военных моряков Тайваня дизель-электрический подводный корабль данного класса. Реально, в настоящее время, создать океанскую подлодку могут Япония и Россия. Но Япония строит неядерные подлодки только для своих военных моряков, и отмена экспорта вооружений, прописанного в конституции, не состоится в обозримом будущем. С Российской Федерацией у Австралии пока не сложилось в данной сфере. В первую очередь из-за холодной войны, в которой Австралия была на противоположной от СССР стороне. А вследствие удаленности и инерции мышления, для австралийцев Россия как бы осталась своеобразным образом противника. Но времена изменились, и сегодня при желании есть возможность разрушить данный образ. А возможности у России для этого есть – дизель-электрическая подлодка класса 877/636 серия «Палтус». Водоизмещение, от модификации, 3-4 тысячи тонн. По НАТО – класс «Kilo». Также известна как «Варшавянка». Можно конечно сказать что проект лодок 877/636 достаточно старый, ведь первая лодка данного проекта была построена в далеком 80 году, но это не совсем так. Данный проект на сегодня очень актуален - лодки данного класса «Ростов на Дону» и «Новороссийск» сейчас строятся и модернизируются на Севмаше и скоро встанут в строй Российских ВМС. На сегодня выпущено более 50 подлодок данного класса. Используются в 8 государствах мира. Вообще, использование сегодня «Палтусов» вполне закономерно. Они обеспеченны хорошими боевыми, ходовыми и эксплуатационными возможностями. Одни их самых малошумных подлодок. В свое время успели получить прозвище «черная дыра» из-за малой возможности обнаружения. Модернизационный запас подлодок огромен. Последние подлодки данного класса практически полностью отличаются от первых лодок 80 годов. Обладают возможностью поражать стратегические наземные объекты прибрежных районов. Основной недостаток – не обеспечена ВНЕУ, которая могла бы существенно увеличить автономность подлодки. Но данная проблема сейчас решается в конструкторском бюро «Рубина» - идут стендовые испытания такой установки на электрохимических генераторах. ВНЕУ будут модульного исполнения и будут устанавливаться на лодках данного типа путем врезания в корпус. К тому же можно использовать ВНЕУ зарубежного производства. Интеграция технических решений от разных производителей довольно распространенное решение в кораблестроении.

Австралийские перспективы отечественных дизель-электрических  подводных кораблей  877/636 «Палтус»


Можно смело предположить, что использование для новых подлодок по программе SEA 1000 базы «Палтуса» очень рациональное решение. Кроме вышеперечисленного, добавим, что себестоимость новой лодки для австралийских моряков на базе отечественного «Палтуса» позволит Австралии снизить финансовые затраты на программу SEA 1000. Предполагается, Австралия потратит на 12 будущих подлодок – 16.8 миллиардов долларов. Стоимость одного «Палтуса» на 2009 год - 300 миллионов долларов. 12 «Палтусов» обойдутся в 3.6 миллиарда, что согласитесь, немного по мировым ценам.
Источник Военное Обозрение.

Немає коментарів: