четвер, лютого 09, 2012

Нынешний подводный флот Поднебесной

Вряд ли кто-то сейчас станет спорить с тем фактом, что Китай имеет все шансы стать новой сверхдержавой, если уже не стал таковой. Среди прочего, КНР с недавних пор уделяет достаточное внимание и подводному флоту. Особенно ярко об этом говорит следующее: до 2007 года включительно количество выходов в море на патрулирование не превышало нескольких единиц в год, а иногда не было и их. Начиная с 2008-го, в свою очередь, счет патрулирований пошел на десятки.


Кроме того, за последние десять лет китайский подводный флот значительно обновился. Качественные изменения выглядят примерно так: в 2000 году каждая шестая подводная лодка ВМС КНР была старше 10 лет. В начале 2010 года доля новых лодок приблизилась к 80%. Правда, стоит отметить, общее количество китайских подлодок сократилось почти на 10-20 единиц, зато доля новых кораблей увеличилась.

За первое десятилетие текущего века подводный флот КНР получил некоторое количество новых лодок, до того не строившихся:

- Тип 094 (в классификации НАТО – Jin). Атомные подводные лодки, несущие баллистические ракеты. На данный момент построено четыре лодки и строительство еще одной будет завершено в ближайшие годы. Основное вооружение этих лодок составляют твердотопливные двухступенчатые ракеты «Цзюйлан-2» (JL-2) с дальностью полета порядка 8-9 тыс. км. Точных характеристик этих ракет в свободном доступе нет. Кроме того, аналитики Пентагона в 2010 году утверждали, что ракета не смогла пройти испытания и будущее комплекса «подлодка-ракета» может оказаться под вопросом. Согласно ряду источников, китайские кораблестроители планируют создать новые модификации «Типа 094» с доведением количества ракет до двух десятков. Лодка длиной 133 метра имеет подводное водоизмещение около 9000 тонн.

- Тип 093 (код НАТО – Shang). Многоцелевые атомные лодки. Подводное водоизмещение «Шаня» оценивается в 7,5-8 тыс. тонн. Вооружение «Типа 093» состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм. Кроме торпед подлодка имеет возможность стрелять через аппараты противокорабельными крылатыми ракетами YJ-82. Дальность этих дозвуковых ПКР составляет порядка 120 км в базовой модификации. Время от времени появляется информация, что Китай намерен оснащать свои подлодки-«охотники» ПРК YJ-85 с дальностью до 400 км, однако официальных подтверждений этому, как часто бывает, пока нет. Построено четыре лодки, а планы на серию оцениваются в пределах 6-8 единиц.

- Тип 041 (код НАТО – Yuan). Дизель-электрическая подлодка, строящаяся с начала 2000-х. Технические параметры этих лодок не публиковались, однако известен примерный состав их вооружения. Это шесть 533-мм торпедных аппаратов с возможностью пуска противокорабельных ракет. Это могут быть ПКР YJ-8 или CX-1. На данный момент построено 6-7 лодок этого проекта, кроме того, в середине прошлого года Пакистан заказал шесть «Юаней».

Также стоит отметить еще два проекта подлодок, первые экземпляры которых вошли в строй еще в 90-х, и строительство (закупка) которых продолжались и в 2000-х:

- Тип 039 (код НАТО – Song). Сравнительно небольшие дизель-электрические подлодки: длина менее 75 метров и водоизмещение порядка 3500 тонн. Вооружение проекта «Сунь» мало отличается од других китайских «охотников» – шесть торпедных аппаратов (533 мм), совместимых с противокорабельными ракетами YJ-8. Общий боезапас составляет 18 единиц оружия – соотношение ракет и торпед определяется в зависимости от задач и обстановки. Вместо ракетно-торпедного вооружения лодка может взять на борт 36 мин. Общее количество лодок этого проекта, включая строящиеся сейчас и одну построенную в конце 90-х, оценивается в 13-15 штук.

- Проекты 636 и 636М (код НАТО – Improved Kilo). Многоцелевые дизель-электрические лодки российской постройки. Заказано не менее десяти таких субмарин. Лодка водоизмещением 2350/3100 тонн (надводное/подводное) вооружена торпедами и ракетами. Через шесть 533-мм торпедных аппаратов можно стрелять как собственно торпедами, так и ПКР Club-S. Общий боезапас – 18 ракет и/или торпед. Кроме того, вместо них можно вооружить лодку 24 минами.

Одновременно с постройкой новых подводных лодок Китай выводит из эксплуатации устаревшие. За рассматриваемый нами срок отправили «на иголки» две атомные подлодки «тип 091» (Han), пять лодок «тип 035» (Ming) и около 30 «тип 033» (Romeo).

Интересен тот факт, что сокращение общей численности подводного флота Поднебесной не влияет на рост его доли вооружений. Если считать штатный боекомплект всех кораблей и подлодок флота, то к 2010 году доля ПКР, размещенных на субмаринах, выросла до 15-17%, торпед – превысила 80%, а по минам аналогичный показатель перевалил за 30%. Можно предлагать различные версии о причинах роста доли подводного флота, но в свете увеличения количества выходов на патрулирование наиболее реальной выглядит только одна. Многоцелевые подлодки, как наиболее растущая часть китайского подводного флота, должны будут прикрывать побережье страны от потенциального противника. В целом, ничего нового в тактическом плане, если бы не одно «но». Лодки российского производства (пр. 636) являются одними из самых тихих в мире. А вот собственные китайские разработки этим похвастать не могут. Почти сразу после возобновления китайцами активного патрулирования американцы обнаружили, что шумность собственных лодок КНР позволяет обнаруживать их устаревшими средствами, чуть ли не тридцатилетней давности. Таким образом, численные показатели китайского многоцелевого подводного флота серьезно страдают от качества.

Что же до атомных лодок с баллистическими ракетами, то потенциальному противнику обнаружить их будет сложнее. Однако у них есть некоторые проблемы тактического плана. Если принять в качестве противника Китая США, то из акватории Южно-Китайского моря (относительно спокойный и «прикрытый» район недалеко от базы этих лодок) можно будет достать только Алеутские острова. Правда, утверждается, что при выходе в океан тот же «тип 094» может накрыть 75-80% территории Соединенных Штатов. Чисто географически это правда, но подлодке сначала нужно будет прорваться сквозь рубежи перехвата и дойти до района пуска, а это не такая простая задача, как кажется. В таком случае возникает очередной вопрос: зачем тогда Китаю подлодки со стратегическими ракетами, если их применение связано с таким количеством проблем? Самый простой ответ звучит в некоторой мере шутливо: чтобы были. Тем более, концепцию ядерной триады никто пока не отменял, а Китай рвется в сверхдержавы. Другой вариант связан не с концептуальными моментами, но с практическим применением – уже не первый год и даже не первое десятилетие некоторые политологи предрекают скорое нападение Поднебесной на Тайвань, где в принципе могут пригодиться ПЛАРБ. В то же время, этот конфликт не выглядит «нуждающимся» в стратегических ракетах. Третий вариант относительно предназначения ракет также касается острова, но на этот раз это Гуам. Там расположены крупнейшие базы американских флота и ВВС на Тихом океане. Последняя версия, надо заметить, требует одной «мелочи» – начала вооруженного противостояния между Китаем и США, а такого вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.

Подводя итог, можно сказать, что китайский флот пока не сможет выйти победителем из серьезного столкновения, например, с американским. Однако пока такого не предвидится, и у Поднебесной есть возможность продолжить строительство своих военно-морских сил. За первые годы XXI века в китайском флоте занимались не только подлодками: было обновлено порядка половины надводного флота. Так что в ближайшем будущем от ВМС Китая стоит ожидать двух типов новостей: первые будут касаться принятия в строй новых кораблей, а вторые – походов, в том числе и выходов в центральную часть Тихого океана.




Права на данный материал принадлежат Военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
 

Немає коментарів: