четвер, березня 22, 2012

 
И через 13 лет после гибели "Курска" у России не будет глубоководного водолазного комплекса для спасения подводников.

"Курск" как точка отсчета

Атомный подводный крейсер "Курск" 12 августа 2000 года затонул на глубине 108 метров во время учений в Баренцевом море. Большинство из 118 человек (экипажа и специалистов промышленности), находившихся на борту, погибли сразу. Лишь в кормовом 9-м отсеке остались 24 моряка, которые, по разным данным, от нескольких часов до нескольких суток были живы и боролись за свою жизнь. Сразу после аварии спасательные силы Северного флота по тревоге вышли в район происшествия. К лежащей на дне лодке был направлен спасательный подводный аппарат, предпринявший неоднократные попытки "присосаться" к комингс-площадке спасательного люка. К сожалению, все оказалось напрасным – из-за механического повреждения комингса состыковаться с лодкой не удалось. Ничем другим аварийно-спасательная служба флота помочь подводникам физически не могла. Даже аккумуляторные батареи подводного спасательного аппарата были изношены до предела и давно нуждались в замене.

Ни единого шанса спастись у запертых в 9-м отсеке подводников не осталось. Другие средства спасения не только на Северном флоте, но и во всей стране отсутствовали: водолазов-глубоководников и оборудования, которые могли бы помочь открыть люк, не было. Все, что осталось от ВМФ СССР, пришло в негодность.

Пришлось привлекать иностранную помощь. В октябре 2000 года предпринята попытка проникнуть в кормовой отсек с участием приглашенных норвежских водолазов. Только с их помощью из отсека смогли достать тела погибших.


Судовой комплекс спасательного судна проекта 21300

Для обеспечения работы водолазов на большой глубине, где давление воды превышает атмосферное в несколько раз, требуется специальное оборудование – особые дыхательные смеси, а для предотвращения кессонной болезни – декомпрессионные барокамеры, в которые во избежание "вскипания крови" при быстром подъеме с глубины должны помещаться спасенные и водолазы (иногда на несколько суток). Оборудование для обеспечения работы водолазов и размещения спасенных составляет глубоководный водолазный комплекс. Будь тогда у России такой комплекс, возможно, все закончилось бы иначе.

Шанс на спасение

Руководству страны и командованию ВМФ стала ясна необходимость наличия в составе флота современных комплексных средств спасения попавших в аварийную ситуацию экипажей подводных лодок. С 2001 года началась закупка иностранного глубоководного водолазного оборудования, дистанционно управляемых обследовательских и рабочих аппаратов. Не было главного – специального судна, способного обнаружить аварийную подводную лодку, обследовать ее и оказать помощь экипажу.

Почти сразу после "Курска" санкт-петербургское Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", еще с советского времени занимавшееся проектированием спасательных судов, приступило к разработке проекта спасателя нового поколения. Проекту были присвоены номер 21300 и шифр "Дельфин".

К концу 2005 года проект судна был утвержден. Для его строительства выбрали петербургские "Адмиралтейские верфи" – крупное судостроительное предприятие с  давними традициями. В декабре 2005 года судно, которому было присвоено имя "Игорь Белоусов", заложили в эллинге "Адмиралтейских верфей". Сдачу назначили на 2010 год, но уже тогда специалистам было ясно, что из-за необходимости внедрения в судно новых технических решений и неритмичного финансирования постройки этот срок будет переноситься.

Разработчиком и поставщиком водолазного комплекса для нового судна было выбрано Центральное конструкторское бюро "Лазурит" из Нижнего Новгорода. Выбор был логичным. Во-первых, у предприятия имелся опыт создания аналогичного оборудования мирового класса. Лазуритовцы спроектировали уникальные спасательные подводные лодки типа "Ленок", в составе флота до сих пор продолжают нести службу спасательные аппараты типа "Бестер" и другие комплексы, построенные по проектам конструкторского бюро. Во-вторых, бюро надо было поддержать на плаву, так как в 90-е годы из-за отсутствия заказов оно практически было поставлено на грань выживания.

Командованием ВМФ были заданы высокие требования (по глубине обеспечения работ, по вместимости барокамер и т.д.) к создаваемому водолазному комплексу. Согласно заданию, спасательное судно предназначалось для спасения в дальней морской зоне экипажей аварийных подводных лодок, кораблей и судов и для обеспечения подводно-технических работ. Для этого на судне должны иметься необитаемый подводный аппарат для выполнения поисково-обследовательских работ, спасательный глубоководный аппарат типа "Бестер" (по проекту "Лазурита"), два нормобарических (с сохранением внутри атмосферного давления на всех глубинах погружения) скафандра, закупленных за границей. Глубоководный водолазный комплекс должен обеспечивать выполнение работ на глубине до 500 м и размещение в барокамерах 60 человек – спасенных подводников и водолазов.

Основные тактико-технические характеристики спасательного судна проекта 21300
Длина судна по КВЛ, м97,8
Ширина по КВЛ, м17,2
Высота борта на миделе, м10,6
Водоизмещение, т50,37
Скорость полного хода, узлы15
Мореходность, баллы:
по безопасному нахождению в море
по спуску-подъему СГА
по спуску-подъему водолазного колокола

не ограничена
3-4
5
Дальность плавания экономической скоростью при полном запасе топливо, мили3500
Автономность по запасам провизии и пресной воды, сутки
для экипажа
для спасенных

30
10
Экипаж, чел.96
Запасных мест для спасенных120 (60 в барокамерах)
Штурманское вооружениеавтоматизированный навигационный комплекс, навигационная гидроакустическая система, средства гидрометеорологического обеспечения
Гидроакустические средствапоисковая ГАС, ГАС подводной связи, навигационная ГАС, аппаратура измерения гидрологии
Оптико-электронные средства обнаружениямногофункциональный оптико-электронный и телевизионный комплекс

Своя тройка

К началу 2006 года судно "Игорь Белоусов" было торжественно заложено. Первоначальное финансирование на постройку, определенное госконтрактом 2005 года, составило 6,4 млрд рублей. В эту сумму вошла и стоимость разработки водолазного комплекса.

"Лазурит" начал свою часть работы и очень скоро стало ясно, что имеемыми силами и на те деньги, которые поступали в рамках контракта, глубоководный водолазный комплекс не создать. С разрешения заместителя Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирала Николая Борисова, впоследствии снятого президентским указом с должности за провал переговорного процесса по закупке французских "Мистралей", для поставки комплектующего оборудования пришлось привлечь итальянскую фирму.

В целом работа по водолазному комплексу велась неспешно. "Лазурит", приводя в оправдание низкого темпа работ необходимость проведения дополнительных исследований, просил о сдвиге сроков и об увеличении финансирования. Других разработчиков не было, поэтому Минобороны пошло навстречу. Сумма на продолжение работ составила 1,095 млрд рублей. Позднее в оправдание несоблюдения графика работ руководство бюро заявляло, что деньги на выполнение работ поступали с задержкой и в недостаточном объеме и что в срыве виновато прежде всего само военное ведомство. По информации от источника на предприятии "Адмиралтейские верфи", это не соответствует действительности – деньги на комплекс были предоставлены в достаточном количестве. От части суммы бюро даже отказалось, так как попросту не могло их освоить.


Спасательный глубоководный аппарат

Само судно строилось тоже не ударными темпами – с момента начала строительства был готов только корпус. Не в последнюю очередь это связывалось со сложностью самого проекта – судно подобного назначения в России не строилось давно.

Такая ситуация длилась до середины 2011 года, когда тема гособоронзаказа зазвучала на самом высоком уровне. На приобретение оружия и постройку кораблей для флота выделили гигантские суммы. Вспомнили и о столь необходимом флоту специальном судне "Игорь Белоусов". Министерство обороны и ВМФ перезаключили контракт с "Адмиралтейскими верфями" и обозначили новый срок сдачи – 2014 год. Общая сумма возросла до 12,5 млрд рублей – почти в 2 раза.

Для того, чтобы выполнить гособоронзаказ в срок, "Адмиралтейским верфям" и "Лазуриту" надо было постараться. К концу 2011 года готовность всего глубоководного водолазного комплекса составляла около 70%. При условии дополнительного финансирования "Лазурит" обещал завершить все работы, но до обозначенного контрактом срока все равно не успевал. Водолазный комплекс мог быть полностью готов только в 2013 году, что автоматически сдвигало срок сдачи судна на 2015 год. Посчитав это неприемлемым, Министерство обороны прекратило выполнение части контракта по созданию глубоководного комплекса ГВК-450 проекта 22020 и стало искать альтернативного поставщика. Новый поставщик нашелся быстро – группа компаний "Тетис Про" пообещала удовлетворить заявку на поставку аналогичного водолазного комплекса.

Иноземный конь

Компания "Тетис Про" хорошо известна в России на рынке водолазного, аварийно-спасательного, охранного оборудования. В штате компании много бывших офицеров флота, в том числе и высокого ранга, перешедших на работу в организацию после увольнения из рядов Вооруженных сил. Крупнейшие заказчики компании: ФСБ, ФСО, МВД, ВМФ, другие министерства и ведомства. Принцип деятельности прост и эффективен – берется импортное оборудование и с адаптацией под требования клиента предлагается заказчику. Есть и свое производство. Но такой продукт, как глубоководный водолазный комплекс для ВМФ без мировых аналогов, компания пока еще не продавала никому.


Вертолетный комплекс

В документах, определяющих отказ от услуг "Лазурита" и назначающих "Тетис Про" поставщиком глубоководного водолазного комплекса для спасателя, несколько раз обозначено слово "серийный". Странно, что еще нигде и никем не созданный комплекс назван серийным. Возможно, какое-то оборудование, например, те же барокамеры, на Западе и производится серийно, но явно не в подходящем виде для удовлетворения всех требований, заданных для проекта 22020. Логично возникают сомнения в полном выполнении ранее утвержденного технического задания, ведь наверняка придется от него отступить. О неизбежном снижении некоторых характеристик известно уже сейчас: из технического задания исключены требования обеспечения погружения водолазов на глубину до 500 метров, работы при волнении моря свыше четырех баллов и др. По основным характеристикам "Тетис Про" обещает обеспечить соответствие заданным требованиям (количество размещаемых в барокамерах спасенных то же – 60 человек).

Особо интересен вопрос срока. "Тетис Про" уверяет, что компания после получения заявки от ВМФ на подбор водолазного комплекса провела исследование мирового рынка водолазного оборудования, проконсультировалась с ведущими иностранными производителями и только после получения гарантий от одной из шотландских фирм предложила это оборудование флоту. Причем на условиях гораздо более привлекательных, чем обещал "Лазурит". Например, специалисты "Тетис Про" предложили дополнительно выполнить шеф-монтажные работы, от которых "Лазурит" устранился. И запрошенная цена оказалась меньше на 100 млн рублей, названной "Лазуритом". Здесь удивление вызывает уже цена. Почему импортное оборудование будет дешевле нашего?

ВМФ и промышленность (завод-строитель и бюро-проектант) с предложением "Тетис Про" согласились. Деньги, выделенные по гособоронзаказу на достройку спасателя, никто не увеличил, срок сдачи официально не перенесли. До запланированного спуска судна на воду остается около 1,5 года. Успеет ли цепочка "Тетис"-"Алмаз"-"Адмиралтейские верфи" согласованно отработать и выполнить контрактные обязательства? В этом уверенности нет.

Почему в качестве поставщика альтернативного водолазного комплекса выбрали компанию "Тетис Про", никто из официальных лиц не объясняет. Проводился ли конкурс по выбору потенциальных поставщиков? Информация на этот счет отсутствует. Есть еще одна проблема: "Лазурит" создавал комплекс по утвержденным всеми заинтересованными организациями техническим условиям и по действующим в нашей стране ГОСТам. А насколько будет соответствовать требованиям этих документов импортный комплекс? Например, ОАО "Тетис Про" предложило к поставке на спасательное судно водолазный комплекс с несогласованными с ВМФ внутренними техническими условиями. По данным Центрального Военно-Морского Портала, никакой независимой экспертизы предложения "Тетис Про" не проводилось, флотоводцы и руководители промышленности поверили тетисовцам на слово и подписали совместный протокол.

По состоянию на сегодняшний день договор на поставку оборудования между "Тетис Про" и "Адмиралтейскими верфями" не подписан. Источник в военном ведомстве уверяет, что это дело ближайших дней.

Выхода нет

Что в итоге?

С одной стороны – родной, неэффективный отечественный производитель. Производитель, который то ли не может, то ли не хочет. Да, многочисленными случаями коррупционной составляющей в виде воровства и откатов никого давно в России не удивить. Но не раз от представителей вполне успешных предприятий промышленности звучала мысль, что государство требует принципиально новую продукцию, но деньги для на ее создание дает в обрез, без возможности обновлять оборудование. А ведь с помощью киянки не перейти на нанотехнологии. Становится очевидно, что государство на текущем этапе неспособно эффективно отслеживать инвестиции и, видимо, именно поэтому выделяет финансовые средства по принципу "лишь бы хватило".

С другой стороны – представитель иностранного производителя, вроде бы имеющего необходимые наработки. При ближайшем рассмотрении оказывается, что необходимый технический уровень разработки недостаточен, характеристики занижены и не соответствуют первоначальным, документация отсутствует, возникают обоснованные сомнения по поводу главного – сроков. А далее встают вопросы по поводу того, на основании чего производился изначальный выбор этого производителя и поставщика, где открытый тендер, где список предъявляемых к комплексу требований. Получается, что и здесь есть простор для коррупционной составляющей. А ведь плюсы и минусы массового использования закупленных иностранных продуктов – от универсальных "Мистралей" до корабельной мебели – нам еще только предстоит узнать.

Вот и выходит, что куда ни пойди, "спасения" не будет. Широкое распространение коррупции и некомпетентности любой путь делают тупиковым.

Изменится ли что-нибудь за следующие шесть лет?

Будет ли спасение?
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Дмитрий Глухов Иллюстрации: Центральный Военно-Морской Портал

Немає коментарів: