середу, квітня 11, 2012

ПО СТРАНИЦАМ ВОСПОМИНАНИЙ КОРОЛЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ПАВЛОВНЫ(Пермь,Россия)

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ШЕФСТВУ И ДРУЖБЕ С МОРЯКАМИ-ПОДВОДНИКАМИ  ДИЗЕЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-95  БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
  
Памятный 1968 год  Всякими радостными  и трагическими По приглашению командования на Балтику  отправилась областная делегация комсомольских работников,чтобы совместно  отметить День Советской Армии и Военно-Морского Флота.  Я в то время уже более 5 лет  работала литературным сотрудником многотиражной газеты "За коммунизм" электроприборного завода.  Некоторые приборы,изготовляемые заводчанами.моряки подводного флота имели  тогда на своих лодках.
     От завода в состав делегации был включен Владислав Окулов,мастер сборочного цеха.Вернувшись,он пришел в редакцию и рассказал,как их встретили моряки. И о высказанной  просьбе командования взять шефство над подводными лодками. В частности  комсомольцам завода рекомендован экипаж   дизельной подводной лодки С-95. " А что,-радостно воскликнула я-давайте возьмем  в подшефные целую лодку! Здорово то как!.Посоветовались,получили поддержку со стороны администрации завода ,общественных организаций и конечно со стороны парткома(без него никак в те времена было нельзя)и мне было поручено подготовить письмо о согласии взять шефство на экипажем  С-95.

На фотографиях Слева.Автор воспоминаний Светлана Королева.1972 год(Пермь).Справа.ДПЛ С-95.Балтийский Флот.

     Я написала письмо,подписали его соответсвующие начальники и отправила  в Пальдиски Эстонской ССР(Сегодня Естония). Прошел месяц.Ответа нет Еще сколько то времени.Я послала еще два письма с робким напоминанием и ссылкой на то первое,подписанное руководителями. И вдруг,о радость Пришел ответ от замполита лодки Виктора Павловича Овсянникова,в которой он,ссылаясь на службу и подготовку лодки к параду на Неве в день Военно-Морского Флота . как одной из лучших.извинился за задержку с ответом и от имени экипажа и командира дал согласие на шефство/
В письме замполита была фотография нашей красавицы 95-й на Неве,ряд фотографий членов экипажа. Я показывала это письмо всем заинтересованным.как мне тогда казалось.людям,опубликовали его в газете Шикарная была сделана заставка к материалу: подводная лодка,выныривающая из глубины ,чайка,летящая над волной,слова " в далекой гавани" и  военно-морской флаг в уголке рядом с надписью.
    А что дальше? Я ведь тогда еще  не знала,что " уметь надо ждать,ждать опять и опять"......Письма приходили не так часто,.Виктор Павлович Овсянников написал в одном из первых писем,что служит на лодке пермяк Раис Миргаляув.Узнав адрес.отправилась к его маме и написала репортаж для Раиса " За низенькой калиткой" о встрече  с родителями,о том,как пили чай и мама рассказывала каким он парнем был,Послала газету .Это был первый мостик дружбы.Как написал позже Виктор Павлович,многие ребята после ее прочтения по хорошему позавидовали пермяку. 
 Я еще тогда не знала,сколько подводных камней придется  обогнуть  ,даже просто рассказывая о  шефских связях,сколько  волнительных ( их во сто крат больше) и очень неприятных досадных моментов придется пережить,сколько открытий для себя сделать.
   Наш завод ,как и другие в городе,долгое время был просто почтовым ящиком ,уже потом электроприборным заводом.Как и что писать можно,а что нельзя я усвоила быстро.Но не думала,что и в  публикациях о шефской работе,встречах цензоры будут постоянно  тыкать носом и заставлять убирать из текста и номер подводной лодки ,нельзя было написать командир.капитан 2-го ранга Боровков Сергей Николаевич Если надо  назвать,то офицер Боровков С.Н.   Да и все остальные только офицеры.Нельзя было писать ,куда мы ездили,где находится лодка.И даже о том,что у подводной лодки-юбилей,что ей 15 лет И много.много других ,как мне казалось ,мелочей. Выпускаешь газету в типографии.уже наберут,сверстают,принесешь первый  оттиск цензорам,а они  кучу замечаний  ( а это не есть хорошо! Все они фиксировались и докладывались выше как нарушения ).Но  я быстро училась.Обходила  углы. В тексте фигурировала "наша лодка",офицер такой то , а  матросы,старшины- просто ребята. Сейчас улыбаюсь,когда пишу об этом,потому что так и не научилась разбираться в воинских званиях.Лишь бы человек хороший!  Бог ты мой,а разве можно было упомянуть слово " автономка".Цензоры поседели бы в одну секунду. И я бы уже  подметала полы где-нибудь в цехе. 

Немає коментарів: