ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, травня 14, 2012

Забытый экипаж. Контр-адмирал А.С.Богатырев.



В очень далекие времена Омар Хайям написал:

"Ты обойден наградой. Позабудь.
Дни вереницей мчатся. Позабудь.
Неверен ветер вечной книги жизни,
Мог и не той страницей шевельнуть ".


Мое знакомство с будущей глубоководной АПЛ состоялось в середине 1970-х гг., когда её титановые части еще катались по рельсам на территории 42-го цеха Северного машиностроительного предприятия (г.Северодвинск), а главным объектом строительства была головная комплексно-автоматизированная АПЛ пр.705К, на которую я прибыл помощником командира ПЛ по навигации к новому месту службы.
О том, что судьба этой ПЛ когда-нибудь тесно переплетется с моей судьбой и разорвет душу пополам, я не то что не думал, но даже представить себе не мог...
В 1976 г. на нашей лодке полным ходом шли швартовные испытания, и личный состав и днем и ночью работал в прочном корпусе. В перерыве между "боями" мы продолжали работу с "бумагами" в рабочей комнате специального цеха. Эта комната была выделена только для нашего экипажа, и из нее можно было сразу попасть на верхнюю площадку на уровне 3-4 этажа, откуда просматривалось все помещение цеха и где мы устроили место для курения со всеми противопожарными предосторожностями.
Начальник 42-го цеха, уважаемый Север Васильевич Фокин, относился к экипажу с доверием и поэтому не только разрешил работать и курить в этом спеццехе, но и по секрету сообщил, что он предназначен для испытаний корпуса такой ПЛ, о которой мир еще не слыхал. Ясно дело, мы по тем временам лишних вопросов не задавали, но знали, что за серией наших лодок следует этот глубоководный проект.




Вскоре, по плану, в помещение по рельсам закатили огромный корпус и начали проводить прочностные испытания большим давлением.
Перед обедом, перекурив на верхней площадке и понаблюдав за работой внизу, мы вместе со всеми судостроителями дружно пошли в заводскую столовую за пределы цеха и уже в столовой услышали мощный взрыв в стороне 42-го цеха. Людской поток в таких случаях делится на два: одни бегут к месту аварии, другие — от нее. Наши офицеры-подводники, конечно же, побежали к своему цеху. Картина была впечатляющая! Дверь, через которую мы только что выходили покурить, болталась на петлях, вместо нашей курительной площадки — скрюченные железяки, а над помещением — огромное небо, крыши нет... Немая сцена.
Наш не теряющийся в любой обстановке старпом (потом командир) Владимир Дмитриевич Гайдук тут же среагировал на ситуацию:
— Штурман, вычислитель, любители покурить, тоже мне! Вам башку поотрывало — хорошо! Поплакали и закопали! А нам — сплошное замечание и головная боль, где подготовить специалистов! Море на носу!
Обстановка разрядилась, и это было чудо, что никто из экипажа не погиб, как никто не погиб и из рабочих, всех спас обед.
Прошли годы, и вот в 1-й ФлПЛ весной 1981 г. для 6-й ДиПЛ формируется экипаж АПЛ К-278 пр.685 во главе с командиром капитаном 2 ранга Зеленским Юрием Александровичем. Но о том, что Ю.А.Зеленский назначен командиром К-278, строительство которой начиналось на моих глазах, я узнал только в конце 1981 г., когда К-432 с "текущими" парогенераторами прибыла на внеплановый краткосрочный ремонт в 42-й цех СМП. Экипажа Зеленского еще не было, но лодка уже стояла на стапеле и работы шли полным ходом.
Я порадовался за Юрия Александровича, так как мы с ним учились на факультете командиров кораблей ВСОК ВМФ в одной группе и сидели рядом на последнем ряду. Еще тогда он понравился всем нам своей вдумчивостью, эрудированностью и основательными знаниями.




Капитан 1 ранга Юрий Александрович Зеленский

В ноябре 1982 г. экипаж К-278, после годичного обучения в 270-м УЦ ВМФ подготовки экипажей АПЛ, прибыл в Северодвинск, где принял активное участие в строительстве ПЛ. Кто участвовал в строительстве кораблей — в любой должности — знает, какой это нелегкий и упорный труд, особенно для командиров подразделений и для командира корабля, не говоря уже о бытовых трудностях, хотя и это важно (флот — УЦ — завод — флот, таков так называемый на флоте "круг", а семьи экипажа кочуют по всему Советскому Союзу в лучшем случае, в течение 2-3 лет). Главное — построить, испытать и принять корабль таким, чтобы он соответствовал своим тактико-техническим характеристикам, был безавариен, удобен для жизни и боя и служил Родине не менее 25-ти лет.
Ну, а про головную ПЛ и говорить нечего — и сроки строительства могут быть увеличены (что-то не идет), и ответственность командира и экипажа увеличивается как минимум в два раза.
Первым быть — и проще и сложнее. Проще потому, что сверху никто не мешает (никто ничего не знает), сложнее потому, что первый есть первый. Все это испытано на "собственной шкуре"...
С ноября 1982 г. по ноябрь 1984 г. экипаж К-278 участвовал в монтаже технических средств ПЛ, подготовке и проведении швартовных испытаний, нес дежурно-вахтенную службу, обеспечивая взрывопожаробезопасность и непотопляемость корабля после спуска его на воду 3 июня 1983 г. Одновременно шло изучение технических средств и ПЛ в целом, отработка дежурно-вахтенной службы, аварийных партий и корабельных боевых учений и расписаний согласно корабельному уставу ВМФ.
Безаварийное проведение заводских и государственных испытаний в море стало первым значительным успехом экипажа в освоении уникальной глубоководной АПЛ.
Программа государственных испытаний в море была в основном выполнена, кроме некоторых пунктов морских испытаний, главными из которых были испытания ВСК, испытание системы аварийного продувания ЦГБ газогенераторами и плавание на рабочей и предельной глубине.
После подписания и утверждения Главкомом ВМФ акта о приемке АПЛ в состав ВМФ СССР экипаж приступил к её опытной эксплуатации.




Торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага. Государственный флаг снимает ответственный сдатчик В.И.Чувакин. 1983 год.

Еще до прихода ПЛ в основной пункт базирования на Белом море под руководством командира 6-й ДиПЛ контр-адмирала О.М.Фалеева были успешно проведены испытания системы аварийного продувания главного балласта (помимо обычной системы погружения и всплытия, как у всех ПЛ) пороховыми газогенераторами с глубины 300 м. В подводном кораблестроении это была первая система, которую в дальнейшем надо было испытать еще и с глубины погружения 800 м. Тогда же провели и расширенные акустические испытания.
Что такое замер акустического поля, знает каждый подводник. Это напряженная и сложная работа, требующая точного маневрирования ПЛ, мастерства командира и экипажа. Она была проведена без замечаний.
14 ноября 1984 г. К-278 прибыла в пункт постоянного базирования в губу Западная Лица в 1-ю Краснознаменную флотилию АПЛ, оставив за кормой 107 ходовых суток, в том числе около 2-х месяцев плавания без специалистов завода. Прибытие нового, да еще головного, корабля — это всегда большой праздник для всего личного состава дивизии и флотилии. Торжественно выстраиваются экипажи ПЛ, играет духовой оркестр, приглашаются официальные лица, представители проектных организаций и завода и т.д. Торжественный митинг, объятия, расспросы, рассказы, все в едином порыве — очень волнующее мероприятие. К сожалению, в этой встрече ПЛ я не участвовал, так как находился в Полярном с экипажем в доке, готовясь к очередной боевой службе на К-316.
Подводная лодка вошла в 6-ю ДиПЛ, состоящую к тому времени из шести АПЛ пр.705 и 705К, пяти АПЛ пр.671РТ, 12-ти кораблей, и начала отработку курсовых задач боевой подготовки для ввода в 1-ю линию. Для осуществления опытной эксплуатации была создана комиссия под председательством командующего 1-й ФлПЛ вице-адмирала Е.Д.Чернова. После отработки курсовых задач и ввода ПЛ в 1-ю линию (29 июня 1985 г.) экипаж К-278 приступил к окончательному выполнению программы опытной эксплуатации, которую контролировало командование СФ и ВМФ.




«К-278» на государственных испытаниях в Белом море.

Перед главным мероприятием, погружением на предельную глубину 1000 м, предстояло еще выполнить достаточный объем работ, основной из которых было испытание всплывающей камеры на отделение от ПЛ. Эти испытания были проведены в июле 1985 г. в губе Западная Лица, точнее — в губе Большая Лопаткина.
Поскольку акватория губы значительно затрудняет маневр ПЛ при погружении и всплытии, решено было погружаться без хода и отдачу ВСК производить на СБХ (стабилизаторе глубины хода) на глубине 50 м, глубина по карте — 95 м. Испытательная партия состояла из добровольцев, во главе с ответственным сдатчиком ПЛ В.М.Чувакиным и командиром дивизиона живучести капитаном 3 ранга О.Г.Гущиным (всего семь человек). Испытания прошли успешно, ВСК всплыла, была отбуксирована к плавкрану, поднята и установлена на ПЛ на штатное место. Как потом мне рассказывал командир, он пережил несколько неприятных минут. После отделения ВСК ПЛ получила отрицательную плавучесть в несколько тонн (ВСК оказалась легче, чем рассчитывали). СБХ не справился и ПЛ с небольшим ускорением начала незапланированно погружаться. Продувать ЦГБ, т.е. всплывать, нельзя: можно "поднять на рога" собственную ВСК. Поэтому пришлось частично продуть среднюю группу ЦГБ со снятием из нее "пузыря" (т.е. сразу заполняя ЦГБ) и маневрировать для отхода от места всплытия ВСК — и все это у берега! "Обрадованные" буксиры, увидев на поверхности камеру, бросились к ней, забыв, что подходить к ВСК нужно после всплытия ПЛ, согласно мерам безопасности. На лодке все это слышали, но разобраться в надводной обстановке из-за отраженных от берега сигналов было очень сложно. В общем, разобрались и, выпуская КСП (сигнальные патроны) красного цвета и давая пузыри на поверхность, всплыли не просто у берега, а у самого берега!
Что было на душе у командира, и каким языком он изъяснялся в центральном посту (ЦП) и на мостике, знает только командир ПЛ...




Чувакин Владимир Михайлович (1938-2008)

— Натерпелся ты страху, Юрий Александрович! — успокаиваю крылатой фразой подводников командира. — А как прошло продувание газогенераторами?
— Как никогда спокойно, ажиотажа было больше на берегу, все в строгой секретности, в обеспечении специального НК... А пришли в точку, погрузились на 800 м и через несколько секунд — наверху!
— А какие ощущения?
— Грохот в отсеках стоял, конечно, знатный! Были некоторые опасения, что может разгерметизироваться какая-нибудь ЦГБ, но этого не произошло. Только в некоторых местах отклеилась резина из-за высокой температуры.
— А почему испытания проводились после погружения на 1000 м?
— А потому, что надо было ждать новых газогенераторов взамен использованных, и на это уходило много времени, срывались сроки опытной эксплуатации минимум на полгода. Но я был в людях уверен...
— Да, рисковые вы ребята, мужества тебе и экипажу не занимать, и начальство не сдрейфило...
— Убедил как-то, сам удивляюсь.
Юрий Александрович рассказывал буднично, спокойно, как будто не в первый раз всплывал "аварийно" с глубины 800 м! А я смотрел на него с белой завистью и гордился за старого товарища.
Конечно же, испытание системы аварийного продувания ЦГБ газогенераторами — значительный этап в глубоководном плавании. Газогенераторы представляли собой в общем-то пороховые ракетные двигатели с заданной скоростью горения наполнителя. С помощью бортовой системы управления в аварийной ситуации в зависимости от глубины погружения можно было задействовать нужное количество газогенераторов для аварийного всплытия в течение нескольких секунд, т.е. продуть сотни тонн главного балласта. С глубины погружения 800 м это делалось впервые в феврале 1986 г.
А пока после проведения испытаний по отделению ВСК от ПЛ экипаж стал готовиться к глубоководному погружению на предельную глубину 1000 м. Поскольку в море, помимо штатного личного состава, выходили командование флотилии с походным штабом, представители главного конструктора и завода во главе с заместителем главного конструктора Д.А.Романовым и сдаточным механиком Э.П.Леоновым, на кормовом люке ПЛ была установлена дополнительная спасательная камера на 30 человек. После окончания подготовки 31 июля 1985 г. К-278 вышла в море в район о.Медвежий (старший на борту — командующий 1-й ФлПЛ вице-адмирал Е.Д.Чернов). По прибытии в район испытаний 4 августа 1985 г. лодка начала погружение на предельную глубину по боевой тревоге при обеспечении АПЛ 6-й ДиПЛ (старший на борту — командир дивизии контр-адмирал О.М.Фалеев) и буксира-спасателя.




"К-278" 685пр. ( "Комсомолец" )

Связь с обеспечивающей АПЛ была звукоподводная, устойчивая, в отсеках были развернуты специальные посты приборного контроля за состоянием прочного корпуса.
До глубины 500 м погружение с осмотром отсеков шло через каждые 50 м. На глубине 450 м отказала автоматика поддержания необходимого давления в промежуточной камере дейдвудного сальника. По проекту сальнику "полагалось распределять давление" между своими ступенями таким образом, чтобы оно не превышало половины предельного, т.е. 50 кг/см2. Такое устройство было только на ПЛ пр.685. Такие неполадки случались и ранее, и вроде бы устройство было доработано и замечания устранены и, но увы...
Руководитель похода после доклада сдаточного механика Э.П.Леонова, который сказал, что лично вручную будет поддерживать необходимый перепад давления в камере сальника, разрешил продолжить погружение. Но в это время пришла по ЗПС команда с ПЛ обеспечения с запрещением дальнейшего погружения. "Берег" в чем-то засомневался, наверное в недостаточных мерах безопасности, а подводники час провели в напряженном ожидании. В конце концов разобрались, и погружение продолжилось. После 500 м погружение пошло с осмотром отсеков через 25 м. Это значит, занимая эшелон глубин на 25 м ниже, личный состав осматривал отсеки, устройства, технические средства и устранял замечания, если они были, или записывал их, если они не влияли на безопасность, и погружение шло дальше. Ответственная и непростая работа.

Немає коментарів:

Дописати коментар