ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, травня 21, 2012

ИСТОРИЯ АВАРИЙ С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ СССР И РОССИИ.

СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-116» (ТФ) С ТЕПЛОХОДОМ «ВОЛЬСК» (ММФ) 18 АПРЕЛЯ 1976 ГОДА

Основные данные атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «К-116» (проект «675М», «Эхо-2» класс):
Водоизмещение: 4500 т / 5790 т.
Главные размерения:
длина - 115,4 м
ширина - 9,3 м
осадка - 7,1 м
Вооружение: 8 пусковых установок крылатых ракет «П-500» «Базальт» 4 - 533мм ТТ (Н) и 2 - 406мм ТТ (К), боекомплект 10 торпед.
Скорость - 15 узл./ 23 узла. Экипаж: 137 человек, в т.ч. 22 офицера.

Основные данные теплохода «Вольск».
Водоизмещение: 17900 т полном грузу, дедвейт - 12475 т.
Главные размерения:
длина - 150,7 м                                                     
ширина - 20,0 м
осадка - 3,08 м (порожнем), 8,91 м (в грузу).
Скорость: 15,5 узлов.


Атомоход выходил из базы, следую Авачинским створом в горле Авачинской губы. В 10 часов 56 минут (по камчатскому времени) в охранение лодки заступил Морской тральщик «МТ-80» (проект 254), на котором была неисправна радиолокационная станция. Командир тральщика о неисправности навигационной РЛС не доложил и начал маневрирование с целью выхода на дистанцию 5 кабельтовых впереди атомохода. Видимость в районе Авачинской губы не превышала 1,5-2 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, сила ветра (90°) не достигала б м/сек. Подводная лодка следовала левее оси фарватера со скоростью 10-12 узлов, что не обеспечивало безопасности плавания в данных условиях. Радиометрист лодки вел наблюдение на шкале «1,5 мили», что не позволило ему вовремя обнаружить теплоход «Вольск», следовавший встречным курсом. Теплоход при проходе к Авачинской губе получил информацию о том, что рейд закрыт, но самовольно продолжал движение со скоростью 9 узлов. Оперативная служба базы не приняла мер для недопущения входа теплохода «Вольск» в Авачинскую губу. В 11 часов 05 минут на экране радиолокатора «Вольска» появились две надводные цели в дистанции около 50 кабельтовых прямо по курсу. Теплоход продолжал движение и в 11 часов 25 минут разошелся левым бортом с тральщиком в дистанций около 100 метров. Тральщик не выполнил поставленной задачи по обеспечению безопасного эскортирования подводной лодки и обнаружил «Вольск» визуально только в момент расхождения. С тральщика уследи выстрелить красные ракеты и одновременно передать на «К-116» информацию о расхождении с теплоходом. На атомоходе встречную цель обнаружили в И часов 23 минуты на курсовом угле 22° правого борта. Командир лодки лишь уменьшил ход до 5-6 узлов, а через три минуты обнаружил «Вольск» и визуально. 311 часов 27 минут на теплоходе также визуально обнаружили прямо по носу в дистанции 1,5 кабельтова подводную лодку. Только теперь были приняты запоздалые меры по предотвращению столкновения.
На субмарине застопорили моторы и дали реверс правой турбиной и три гудка. На теплоходе прозвучала команда: «Полный ход назад!» и даны 3 коротких гудка, а в 11 часов 28 минут - команда «Лево на борт!» и 2 гудка. Несмотря на принятые меры, в 11 часов 29 минут теплоход «Вольск» нанес скользящий удар и навалился на правый борт вводной лодки, имевшей непогашенную инерцию переднего хода. Атомоход получил повреждения легкого корпуса и был вынужден вернуться в базу для ремонта.
Материал взят с книги 
Костриченко В.В. Айзенберг Б.А.
ВМФ СССР И РОССИИ. АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. Часть 1. (подводные лодки)
Приложение к Военно-Морскому Историческому Обозрению. Специальный выпуск №1. Харьков. 1997 год.

 

Немає коментарів:

Дописати коментар