ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, травня 22, 2012

Пётр Дейнекин о реформах в ВВС России

Есть мнение ...

«Расформирование центрального командного пункта ВВС уже отстранило главкома от управления Воздушными силами. Это чревато большими неприятностями в мирном небе и поражениями в военных конфликтах», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший главком ВВС России Петр Дейнекин (на фото), комментируя освобождение от должности главкома Александра Зелина.

Освобождение от должности и увольнение с военной службы главнокомандующего Военно-воздушными силами России генерал-полковника Александра Зелина породило множество вопросов о будущем этого вида вооруженных сил. 

(прим. - Александр Николаевич Зелин родился 6 мая 1953 года в городе Перевальске (Ворошиловградская область Украинской ССР). В 1976 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. дважды Героя Советского Союза С.И.Грицевца, в 1988 году – Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, в 1997 году – Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Освоил более 10 типов самолетов, имеет общий налет порядка 3 тыс. часов.)

О причинах отставки в момент обнародования президентского указа официально не сообщалось, ничего не говорилось и о дальнейшей судьбе главкома, а также о том, кто сменит его на этом посту. 

Кроме того, Александру Зелину в начале мая исполнится 59 лет, и достижение предельного возраста – 60 лет для военачальников в звании генерал-полковника – в качестве основания для увольнения в запас вряд ли подходит. 

Позднее в Минобороны заявили, что все кадровые решения, о которых стало известно в пятницу, носят плановый характер, а генерал-полковник Зелин станет в гражданской жизни помощником министра обороны России.

«Генерал-полковник А. Зелин уволился по собственному желанию в связи с переходом на государственную гражданскую службу в должности помощника (советника) министра обороны Российской Федерации по вопросам строительства и развития Военно-воздушных сил», – заявили в пресс-службе ведомства. 

«В основу подобных перемещений заложен мировой опыт всестороннего развития военных руководителей: от получения ими опыта службы в центральном аппарате военного ведомства до умения эффективно управлять межвидовыми группировками войск на различных театрах военных действий», – подчеркнули в Минобороны.

Однако ранее неоднократно появлялась неофициальная информация о том, что ВВС как отдельный вид вооруженных сил могут вскоре прекратить свое существование. 

Расформированный главкомат может получить статус управления в составе Войск воздушно-космической обороны. 

При этом потеря статуса главкомата началась раньше, когда военные базы ВВС были переданы в подчинение военным округам. 

Газета ВЗГЛЯД обратилась к предшественнику Зелина на посту главкома в 1991–1998 годах Герою России генералу армии Петру Дейнекину с просьбой поделиться своим мнением о происходящих событиях. 

(прим. - П.Дейнекин в 1955 году закончил 16-ю Харьковскую спецшколу ВВС, которая размещалась на улице Краснооктябрьской, 1. На данный момент в здании находиться Харьковская государственная академия культуры, факультет театрального и кино-, телеискусства.)

ВЗГЛЯД: Петр Степанович, как бы вы могли прокомментировать нынешнюю отставку? 

Петр Дейнекин: Из указа президента России можно сделать вывод о том, что назначения трёх военачальников на уровне Генеральный штаб – Сухопутные войска носит обычный характер перемещения генералов по их деловым качествам в интересах службы. А что касается главнокомандующего ВВС, то это кадровое решение вызывает непонимание (и не только у журналистов) по двум причинам. 

Первое – отсутствие официальной информации по этому вопросу, второе – то, что оно не подкреплено назначением заранее подготовленного кандидата. Думаю, что это произойдет уже после инаугурации избранного президента Российской Федерации. А пока Военно-воздушные силы проработают без главнокомандующего. 

ВЗГЛЯД: У вас есть предположения, с чем это могло быть связано? 

П. Д.: Мне неизвестны истинные причины такого решения, но пятилетнее (я бы так оценил) успешное исполнение должности позволит Александру Николаевичу Зелину надеяться на достойную государственную должность (уже появились сообщения, что бывший главком стал помощником министра обороны – ВЗГЛЯД). 

В мае нас ожидают инаугурация президента России и День Победы, в сентябре – двухсотлетие Бородинской битвы, в августе – столетие ВВС России. В соответствии с указом президента Российской Федерации эту дату (столетие ВВС России) в стране должны отмечать на государственном уровне, новому главкому ВВС нужно постараться, чтобы у граждан воспылала прежняя любовь к нашему небу. 

ВЗГЛЯД: Судя по информации о структурных изменениях в вооруженных силах, создается впечатление, что главкомат и Главный штаб ВВС с течением времени играют все больше номинальную роль, в то время как реальное управление все больше переходит в руки Сухопутных войск. 

П. Д.: Пожалуй, вы правы. Я нисколько не умаляю умственных способностей некоторых общевойсковых полководцев, однако расформирование центрального командного пункта ВВС уже отстранило главкома от управления Воздушными силами. 

Это чревато большими неприятностями в мирном небе и поражениями в военных конфликтах. А у Генерального штаба (кроме управления авиацией) хватает и других забот. 

Кроме того, чтобы авиацией командовать, нужно прожить в ней большую жизнь и понять ее по-настоящему, изнутри. 

Помню, как утверждали в свое время некоторые самоуверенные полководцы: «Мы должны знать авиацию лучше, чем летчики». Или как, допустим, инициатор реформ 80-х годов заявлял: «Да что я, самолетом, что ли, не управлял?» Генерал армии, однако, чудак! 

Вот вам и свежий пример: проверяет нашу Дальнюю авиацию главная инспекция Министерства обороны. Среди 80 проверяющих – ни одного летчика. Как можно оценить то дело, в котором ты не понимаешь?

В советское время нас тоже проверяли очень строго, заслужить положительную оценку было непросто. Но в составе тех комиссий, которые возглавляли Рокоссовский, Москаленко, Третьяк и другие военачальники, ВВС проверяли те генералы и Герои, которые в авиации откомандовали дивизиями и армиями. У них было чему научиться.

ВЗГЛЯД: Ранее в СМИ появилась информация, что ВВС структурно войдут в состав Воздушно-космической обороны и будут упразднены как самостоятельный вид вооруженных сил. 

П. Д.: Все, что касается неба, должно подчиняться Военно-воздушным силам, роль которых за последние годы военных преобразований настойчиво низводится к уровню вспомогательного рода войск. И если Россия как авиационная держава снизойдёт до уровня ВВС как рода войск, то грош цена всем нашим реформированиям. И это считаю крупнейшей ошибкой руководителей Генерального штаба, которая, не дай Бог, нам аукнется. 

ВЗГЛЯД: Вам приходилось слышать о таких планах? 

П. Д.: Я не исключаю этого, потому что мы, к сожалению, не во всем берем пример с развитых в авиационном отношении государств. Так, например, в Америке, да и в России четко была определена политика по отношению к видам вооруженных сил: океан и море – флоту, земная твердь – Сухопутным войскам, а небо и космос – ну конечно же, авиации. 

И дробление ВВС последних лет, а также их унижение до уровня управления в таком крупном «военном округе», как Россия, считаю в корне неправильным. 

Идеологи современного военного реформирования возвращают нас в 41-й год. 

В 1992 году началось строительство Вооруженных сил Российской Федерации. И главным его содержанием был переход на три вида вооруженных сил. Мы уже не та держава, и, к сожалению, уже не те у нас возможности, чтобы быть одинаково сильными на всей громадной территории, от Балтийского моря и до Камчатки. И то, что авиацию вновь раздали в подчинение военным округам, является решением неправильным. 

ВЗГЛЯД: То есть, по вашему мнению, в последнее время статус, полномочия и реальная роль главного командования ВВС постепенно снижались, а в ближайшее время стоит ожидать его упразднения? 

П. Д.: К сожалению, и это не исключено. Вслед за упразднением ЦКП ВВС давайте проследим за свертыванием системы военного авиационного образования. Вначале объединяют две академии ВВС: Гагарина и Жуковского – в одну. С учетом общего преобразования и сокращения вооруженных сил это не вызывало особого накала страстей. 

Кстати, в войсках тут же назвали это объединение «академией Жугарина», потому что в истории нашей армии учебное заведение впервые стало иметь два почетных наименования – имени Жуковского и имени Гагарина. Тем не менее не успели выполнить эти преобразования, как тут же последовало его упразднение.

А вновь образованное учебное заведение в Воронеже получило полномочия готовить специалистов во всем диапазоне авиационных специальностей – от водителя топливозаправщика до комдива. 

В этом я вижу такое же последовательное разрушение ВВС как вида вооруженных сил. И одна из болезней нынешних преобразователей армии заключается в том, что они не объясняют обществу, почему принимаются те или иные решения. А жаль.

28 апреля 2012 
Фото: кадр программы "Вести" 
Текст: Роман Крецул

http://vz.ru/society/2012/4/28/576524.html

Немає коментарів:

Дописати коментар