ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

четвер, травня 17, 2012

Моряку-подводнику надо ставить памятник только за то, что он Подводник. Ещё более - ПОДВОДНИКУ-ФРОНТОВИКУ!


27 июня 1942г. радист подводной лодки "К-21" принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя "PQ-17".
В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир капитан 2 ранга Н.А.Лунин, ее догнало еще одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями "Тирпиц" и "Адмирал Шеер" - гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: "Найти,атаковать и уничтожить!"

Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.
Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на "К-21" успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину. И вдруг что-то изменилась. Всего за четыре дня поисков "Тирпица" субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. "Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры", - справедливо предположил Лунин. После того как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов, точно установить сектор моря, в котором должен появиться противник, уже не составляло труда. Поэтому, когда днем 5 июля гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов, для Лунина это не было сюрпризом.
Первыми на горизонте показались миноносцы типа "Карл Галстер". Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты "Арадо". Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был "Шеер". Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. "Попали в самую собачью свадьбу!" - воскликнул командир субмарины, отвернув лицо от перископа.
Решение пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор "Тирпиц". То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. "Тирпиц", вошедший в строй в 1941г., был братом-близнецом прославленного "Бисмарка", которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер "Худ" и вывести из строя линкор "Принц Уэльский".
Линкор "Тирпиц" был сколь огромным (водоизмещение более 45000т, длина 243м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что "Тирпицу", равно как и тяжелому крейсеру "Адмирал Шеер", дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.
Никогда раньше Лунину не приходилось выполнять столь сложного маневрирования. При выходе на боевую позицию командир должен был постоянно учитывать противолодочный зигзаг эскадры. И вот уже "Тирпиц" на контр-курсе с лодкой, а до точки залпа - не более трех минут хода на 20-узловой скорости. В это мгновение на линкоре в который раз взвились сигнальные флажки: значит, сейчас он опять повернет, изменив курс. "Только бы не влево!" - загадывает желание Лунин, понимая, что в противном случае операция сорвется. Какая удача! Линкор повернул вправо, дистанция до него стала сокращаться еще быстрее. Но вот досада, курсовой угол линкора стал очень острым, всего 5-7 градусов. И вновь лодка маневрирует, чтобы как можно скорее привести "Тирпиц" под кормовой залп.
Лунин не отходит от перископа. Готово! Сейчас линкор прямо на визире. Тут же раздается командирская команда: "Аппараты - пли!" Акустик "К-21" слышит гулкие взрывы двух торпед, посланных в цель старшим матросом И.Жуковым. Шум винтов тотчас усиливается. Шумы перешли на кормовые углы. Теперь у Сметанина нет никаких сомнений в том, что враг торпедирован. Но когда лодка всплывает на поверхность, горизонт уже чист, лишь вдалеке маячит легкий дымок удаляющейся эскадры...
Позже английская разведка донесла: залп с "К-21" причинил "Тирпицу" серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант "Тирпиц" смог снова выйти в море.
Николай Лунин родился в 1907г. и рос среди моряков. Отец будущего подводника плавал сначала матросом, а потом боцманом на судах "Российского объединения пароходства и торговли", или, как его чаще называли, РОПИТа. С раннего детства прикипел Лунин сердцем к морю. А когда Николаю стукнуло двенадцать, его взяли юнгой в команду торгового парохода. Молодому матросу очень хотелось быть с морем на "ты", и в 1922г. Лунин поступает в Ростовское мореходное училище им.Седова. По окончании мореходки Николая направили на учебный парусник "Вега" - побнабраться опыта. Многое пришлось осваивать впервые, но очень скоро Лунин, поднявшись на капитанский мостик "Веги", сам становится наставником для молодежи. Семь лет проплавала "Вега" под командованием Николая Лунина. За плечами у теперь уже опытного капитана - множество рейсов по Черному и Азовскому морям, частые заходы в заграничные порты.
К началу войны Н.А.Лунин имел отличную репутацию командира-подводника - случай, тем более заслуживающий внимания, что военный стаж Николая Александровича был еще совсем невелик. В 1935г. Николай Лунин, вчерашний капитан черноморского торпедного флота, по специальному набору попадает в ВМФ. Накануне грядущих бурь будущего морского офицера направили на годичные Высшие курсы подводного плавания, где ему в сжатые сроки предстояло овладеть нелегким военным искусством подводника.
По окончании курсов, в апреле 1940г. Лунин принял под свое командование новую лодку - недавно сошедшую со стапелей "Щ-421". Экипаж субмарины тоже был молодым (многие из краснофлотцев служили по первому году), однако довольно скоро превратился в единую слаженную команду. К концу 1940г. субмарина прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начало войты отличилась на учениях Северного флота.
Командование поставило перед Луниным сложную задачу - скрытно проникнуть в бухту, где находилась база "противника", и атаковать его корабли. Лунин сумел провести лодку в бухту такими узкостями, что она осталась незамеченной ни надводными кораблями, ни самолетами, ни береговыми наблюдателями. "Щ-421" беспрепятственно прошла на территорию базы и выпустила по целям положенное количество торпед.
Таким образом заявив о своем присутствии, лодка тут же легла на грунт, а когда "противник", потеряв надежду ее обнаружить, отказался от преследования, вернулась назад прежним путем, который считался рискованным даже для надводного корабля. Лунин действовал настолько профессионально, что даже в штабе усомнились в том, что лодка еще жива, вызвав аварийно-спасательный отряд на случай, если вдруг "щука" попросит помощи.
Началась война с финнами, и "Щ-421" отправилась в Баренцево море для несения дозорной службы.
С поставленной боевой задачей справились полностью - по возвращении домой экипаж лодки получил личную благодарность командующего флотом вице-адмирала В.П.Дрозда.
В первый же день Великой Отечественной войны Лунин вывел свою "щуку" на морские коммуникации противника, а к началу 1942г. на ее боевом счету числились четыре уничтоженных немецких транспорта. Второй военный год прошел тоже неплохо. Три потопленных грузовых судна общим тоннажем 24 тыс. тонн - и все за один зимний поход к берегам Норвегии. Военное руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, с размахом, не боится рисковать, скор на решения, не чужд военной хитрости. В феврале 1942г. Военный Совет Северного флота представил капитан 3 ранга Н.А.Лунина к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль - к ордену Красного Знамени.
4 марта 1942 года друзья-краснофлотцы поздравляли Лунина с заслуженным повышением по службе.
С сегодняшнего дня он - командир большого подводногокорабля, крейсерской лодки "К-21". Осенью того же года Николаю Лунину предстоял поход в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, "К-21" должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А.Е.Носачев (он руководил ночной операцией) услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт "Ригель".
В каких только переделках не побывала "катюша" Николая Лунина в горячем 42-ом. Успешно торпедированы семь вражеских кораблей, пять из которых затонули на глазах у командира лодки, оказана помощь гибнущей субмарине "Щ-402"... Но, пожалуй, самым эффектным боевым эпизодом того времени для "К-21" стала атака линкора "Тирпиц" в июле 1942г. Несмотря на то, что рана, нанесенная Луниным фашисткому линкору, не была смертельной, точный залп с "катюши" в корне изменил ситуацию в этом районе моря и даже приобрел определенную политическую окраску. Перехватив и расшифровав одну из радиограмм Лунина в штаб Северного флота, командование гитлеровского "кригсмарине" поняло, что по курсу следования эскадры расположились готовые встетить ее советские подлодки. Немцы предпочли не рисковать. Эскадра вернулась назад в норвежские шхеры. Так одним торпедным ударом Лунин спас остатки почти разгромленного фашистами конвоя "PQ-17", который англичане, как только до них дошла весть о выходе в море "Тирпица", бросили на произвол судьбы, фактически лишив охранения.
Как выяснилось позже, беззащитный "PQ-17" (в него входило 34 транспортных судна) должен был стать приманкой, на которую неминуемо попадется лучший фашистский линкор. Командование британского флота рассчитывало выманить "Тирпиц" подальше от норвежских берегов, а затем уничтожить его превосходящими силами. Первые попытки оказались неудачными, подготовка операции затянулась. Лунин опередил англичан: благодаря действиям "К-21" грозный линкор был надолго выведен из строя. А 23 октября 1942г. орен Красного знамени увенчал славные боевые дела лунинской подлодки.
В фервале 1943г., когда "К-21" находилась в очередном походе, в ее дизельном отсеке возник пожар, вызванный коротким замыканием электропроводки. Потушить пожар никак не удавалось. Командир подводного корабля приказал морякам покинуть аварийный отсек задраив переборки. Лодка оказалась в тяжелом положении: не имела хода и не могла погрузиться. А было это в Лоппском море, неподалеку от северного норвежского порта Тромс, занятого противником.
Лунин лихорадочно размышлял: "Что же делать? Очень скоро лодка станет удобной мишенью для немецкой авиации или сторожевиков. Ну, если уж суждено пропадать - так с музыкой!" Тотчас была объявлена боевая тревога, за несколько минут подготовлены к бою торпеды и артиллерия. Окончательное решение Лунина было таково: при нападении гитлеровцев драться до конца, а при необходимости взорвать корабль. Но погибнуть не пришлось. Моряки не только ликвидировали пожар, отремонтировали поврежденные механизмы, но и, как того требовала боевая задача, выставили минные заграждения и обеспечили высадку разведчиков в Тромсе. Заготовленная Луниным на самый худший случай радиограмма "Погибаю, но не сдаюсь" так и не поступила в штаб флота.
На подходах к порту Тромсе было очень оживленно: над "К-21" сновали десятки рыбацких мотоботов. Перископ можно было поднять на считанные секунды - только для того, чтобы уточнить свое местоположение. Когда стемнело, всплыли под самым носом у немцев, в двухстах метрах от берега. Расслабляться было некогда. Вскоре резиновая щлюпка с разведчиками, оружием и рацией, предусмотрительно запаянной мотористами лодки в жестяную банку из-под сухарей, направилась к берегу.
Опасный район покидали в надводном положении. Лунин был почти в том, что немцы, не допуская мысли о появлении врага в столь хорошо защищенной гавани, под покровом ночи примут лодку за свою. На мостик вынесли прожектор, включили ходовые огни. "К-21" взяла курс на юг. Довольно скоро замигал прожектор берегового немецкого поста. Отвечать надо было немедленно. "Просигналь им: "Наш характер тверный!" - не задумываясь, бросил Лунин матросу Ашурко. Ответ сигнальщика, по-видимому, удовлетворил немцев. Береговой пост замолчал. Почувствовав себя вольно, "К-21" проникла во вражескую базу - бухту Воген - и уничтожила торпедами четыре сторожевых катера вместе с причалами.
При назначении нового командира дивизиона подводных лодок выбор пал на капитана 2 ранга Николая Лунина. К тому времени (зима 1943г.) на счету "К-21" было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей - больше, чем у любой другой североморской субмарины. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось - в марте 1944г. он становится слушателем Военно-морской академии. Но и за три месяца своего пребывания в должности комдива Лунин успел сделать многое. В дни подготовки к операции в районе между Тромсе и Варангер-фьордом он, лучший боевой практик, бессменно проводил тактические занятия с командованием своего дивизиона.
Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в чине контр-адмирала. До выхода в запас (1962г.) Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ. В декабре 1970 года адмирала Лунина - одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной, - не стало.

БИОГРАФИЯ

Лунин Николай Александрович - командир подводной лодки (ПЛ) Щ-421 2-го дивизиона отдельной бригады ПЛ Северного флота, капитан 3-го ранга.
Родился 21 августа 1907 года в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)_КПСС с 1928 года. Окончил среднюю школу и в 1922 году поступил в Ростовское мореходное училище имени Седова. По завершении учёбы направлен на учебное парусное судно "Вега", и вскоре становится его капитаном.
В 1935 году Н.А. Лунин, имевший семилетний опыт командования учебным парусником, направляется в ряды Военно-Морского флота. В 1937 году он оканчивает командирские классы учебного отряда подводного плавания. С апреля 1937 года по март 1938 года - помощник командира ПЛ Щ-314 Краснознамённого Балтийского флота, а затем по октябрь 1938 года - командир ПЛ Щ-404 Северного флота.
В октябре 1938 года Н.А. Лунин арестован и в ноябре того же года уволен из кадров ВМФ. 27 ноября 1939 года реабилитирован, а 9 декабря 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ с одновременным присвоением воинского звания "капитан-лейтенант". До апреля 1940 года находился в распоряжении командующего Северным флотом.
В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё командование новую ПЛ Щ-421 с молодым экипажем (многие из матросов служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на "юный" возраст, проходит полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличается на учениях Северного флота.
В первый же день войны, 22 июня 1941 года Н.А. Лунин выводит свою "щуку" на морские коммуникации противника, и активно действуя, к февралю 1942 года отправляет на дно 7 вражеских транспортов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 656). ПЛ Щ-421 награждена орденом Красного Знамени.
С 4 марта 1942 года Н.А. Лунин командует крейсерской ПЛ "К-21", которая вошла в историю советского ВМФ своей знаменитой атакой 5 июля 1942 года гитлеровской плавучей крепости - линкора "Тирпиц". Попав в уязвимые места фашистского исполина, кормовые торпеды лунинской "К-21" лишили "Тирпиц" нормальной скорости хода и вынудили врага отказаться от выхода на курс союзного конвоя "PQ-17", печальная судьба которого, была бы ещё более трагична...
С конца 1943 года капитан 1-го рага Н.А. Лунин командует дивизионом подводных лодок Северного флота, а в марте 1944 года становится слушателем Военно-морской академии, которую успешно оканчивает в 1946 году в звании контр-адмирала. Затем занимает ряд командных должностей в соединениях ПЛ и в центральном аппарате ВМФ СССР. С 1962 года контр-адмирал Лунин Н.А. - в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где и скончался 17 ноября 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени (№ 240), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, [color=#BF0000]орденом Британской империи 4-й степени, именным оружием.[/color]

Герой Советского Союза Н.А. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Краснознамённого Северного флота. В память о нём установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городе Полярном и городе-герое Одессе, школа № 48 города-героя Мурманска.
31 июля 1983 года в городе Североморске (ЗАТО Североморск Мурманской области) на площади Мужества открыт памятник-мемориал "Подводная лодка К-21", посвящённый героическому экипажу краснознамённой подлодки, потопившей в годы Великой Отечественной войны 17 кораблей противника, и её легендарному командиру Н.А. Лунину.

Сайт: Российский Подводный Флот (Submarine)
Статья: НИКОЛАЙ ЛУНИН

А была ли успешной атака?, английские специалисты говорят да и Великобритания награждает Лунина орденом...

ЛИНКОР ТИРПИЦ во всей красе

Изображение
Изображение


Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.
Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на "К-21" успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину. И вдруг что-то изменилась. Всего за четыре дня поисков "Тирпица" субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. "Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры", - справедливо предположил Лунин. После того как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов, точно установить сектор моря, в котором должен появиться противник, уже не составляло труда. Поэтому, когда днем 5 июля гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов, для Лунина это не было сюрпризом.
Первыми на горизонте показались миноносцы типа "Карл Галстер". Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты "Арадо". Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был "Шеер". Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. "Попали в самую собачью свадьбу!" - воскликнул командир субмарины, отвернув лицо от перископа.
Решение пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор "Тирпиц". То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. "Тирпиц", вошедший в строй в 1941г., был братом-близнецом прославленного "Бисмарка", которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер "Худ" и вывести из строя линкор "Принц Уэльский".
Линкор "Тирпиц" был сколь огромным (водоизмещение более 45000т, длина 243м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что "Тирпицу", равно как и тяжелому крейсеру "Адмирал Шеер", дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.
Никогда раньше Лунину не приходилось выполнять столь сложного маневрирования. При выходе на боевую позицию командир должен был постоянно учитывать противолодочный зигзаг эскадры. И вот уже "Тирпиц" на контр-курсе с лодкой, а до точки залпа - не более трех минут хода на 20-узловой скорости. В это мгновение на линкоре в который раз взвились сигнальные флажки: значит, сейчас он опять повернет, изменив курс. "Только бы не влево!" - загадывает желание Лунин, понимая, что в противном случае операция сорвется. Какая удача! Линкор повернул вправо, дистанция до него стала сокращаться еще быстрее. Но вот досада, курсовой угол линкора стал очень острым, всего 5-7 градусов. И вновь лодка маневрирует, чтобы как можно скорее привести "Тирпиц" под кормовой залп.
Лунин не отходит от перископа. Готово! Сейчас линкор прямо на визире. Тут же раздается командирская команда: "Аппараты - пли!" Акустик "К-21" слышит гулкие взрывы двух торпед, посланных в цель старшим матросом И.Жуковым. Шум винтов тотчас усиливается. Шумы перешли на кормовые углы. Теперь у Сметанина нет никаких сомнений в том, что враг торпедирован. Но когда лодка всплывает на поверхность, горизонт уже чист, лишь вдалеке маячит легкий дымок удаляющейся эскадры...
Позже английская разведка донесла: залп с "К-21" причинил "Тирпицу" серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант "Тирпиц" смог снова выйти в море.
Еще раз об атаке немецкого линкора «Тирпиц» субмариной «К-21» - командир капитан 2 ранга Н.А. Лунин. В послевоенные годы зарубежные фальсификаторы начали приуменьшать роль Советского Союза в разгроме немецко-фашистской Германии. Стараются затушевать действительность трагической истории конвоя PQ-17 и посеять сомнения в успешной атаке «Тирпица» подлодкой «К-21» 5 июня 1942 года. Н.А. Лунин в своем отчете записал: «Несомненность попадания двух торпед при атаке линкора «Тирпиц» достоверна, что должно установить разведкой. Но в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувшись в момент выстрела на контркурс с линкором, перехватил торпеды на себя. В пользу этого предположения свидетельствуют последующие большие взрывы».
А капитан I ранга, профессор Военно-морской академии В.Д. Доценко в своей книге «Мифы и легенды Российского флота» пишет: «Однако впоследствии факт попадания торпеды в «Тирпиц» не подтвердился. Нигде не отмечено пребывание корабля в доке или же на ремонте при помощи кессонов. В западной печати факт повреждения «Тирпица» полностью отрицается», стр. 238. Но в книге Алистера Маклина «Корабль Его Величества «Улисс» (Лондон, 1956 г.) сказано: «Большой смешанный конвой... покинул Исландию, направляясь в Россию под охраной... с прикрытием англо-американского отряда крейсеров и эсминцев. Второй, тайный отряд прикрытия, состоявший из авианосца, двух линкоров, трех крейсеров и флотилии миноносцев, держался ближе к норду. Эти отряды были задуманы как ловушка... Была середина лета 1942 года... На долготе приблизительно 20 градусов к востоку конвой подвергся тяжелой атаке подлодок и воздушных сил.
В день атаки прикрывающий караван отряд получил радиодонесение, что «Тирпиц» только что вышел из Альтен-фиорда... «Тирпиц» предпринял неудачную вылазку утром 5 июня, но вечером того же дня повернул обратно: ходит слух, что он был поврежден торпедами с русской субмарины...»
А.Г. Головко в мемуарах «Вместе с флотом» пишет: «Сутки спустя самолеты нашей авиаразведки обнаружили «Тирпиц», «Шеер» и сопровождавшие их миноносцы неподалеку от норвежских берегов. Фашистская эскадра шла отнюдь не тем курсом, который мог привести ее к месту встречи с PQ-17, нет, она уходила на юг, причем шла не с обычной в таких случаях скоростью. Это означало, что торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов «К-21», попали в уязвимое место вражеского линкора, лишили его нормальной скорости хода.
Радиограммы английского патрульного самолета свидетельствовали о резком уменьшении скорости хода немецкой эскадры (до 10 узлов) после атаки «Тирпица» нашей лодкой. Через двое суток наши разведчики вновь отыскали фашистскую эскадру - линкор, два крейсера и семь миноносцев - на якоре к юго-западу от острова Арней», стр. 112. По сообщению английской разведки, после стоянки у острова Арней «Тирпиц» был поставлен в ремонт. По мнению англичан, высказанному тогда же, это было следствием атаки, произведенной «К-21».
Канарис - начальник военной разведки и контрразведки (Абвер) - установил фамилию командира «К-21» - Николая Александровича Лунина, нашел отца в Ростове (Ростов был под немецкой оккупацией) и повесил его публично на площади за причиненный ущерб Рейху. С какой же целью наш военный историк идет на поводу у фальсификаторов Запада?
Д.Ю. Лузин

К-21 против “Тирпица”: от новых материалов к новой гипотезе.
После провала “Блицкрига” и открытия северного маршрута межсоюзнических поставок Гитлер пересмотрел свое отношение к арктическому ТВД. До весны 1942 г., он был уверен в надежности этого направления. Но уже в декабре 1941 г. фюрер заявляет, что “всякий корабль, действующий не у берегов Норвегии, воюет не там, где положено”. В “частной беседе” в начале 1942 г. фюрер называет северный регион “зоной судьбы”1. В результате, все самые крупные корабли, подводные и воздушные флотилии были сконцентрированы в Норвегии, Военно-морские силы и авиация Германии, развернутые здесь, с лета 1942 г. распространили свою деятельность на Карское море вплоть до пролива Вилькицкого и северной оконечности Новой Земли. Сюда же были направлены подводные лодки, "карманные линкоры" и самолеты Люфтваффе. Не случайно поэтому и появление в Арктических водах самого крупного германского корабля - линкора “Тирпиц”. Последний стал главной мишенью союзников в борьбе за инициативу на море.
26 июня 1942 г. из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска отправляется конвой “PQ-17” в составе 36 транспортов и трех спасательных судов. На первый взгляд, это был обычный полярный конвой: в его эскорт входили 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО и 7 тральщиков, словом все, что необходимо для защиты от самолетов и подводных лодок противника. Южнее конвоя двигался отряд кораблей ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эскадренных миноносцев. Но вряд ли этих сил было достаточно для защиты конвоя в случае нападения на него “Тирпица” и англичане об этом знали. Переход конвоя также обеспечивали 9 английских и 4 советские подводные лодки, развернутые на выходах из баз Северной Норвегии2.
Необычным было то, что конвой следовал не по обычному маршруту. Он двигался гораздо ближе к берегу (а, значит, к “Тирпицу”), явно желая быть замеченным. Весьма примечательным было также то, что на достаточно большом расстоянии от конвоя (северо-западнее, вне поля зрения немецких самолетов и подводных лодок) двигалась мощная эскадра из двух линкоров, авианосца, двух крейсеров и 12 (у некоторых исследователей – 14) эсминцев3.
Немецкое командование знало об этом конвое и подготовило операцию по его разгрому, названную “Россельшпрунг” (“Ход конем”). На ее проведение было выделено 264 самолета, в том числе 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. В море было развернуто 11 германских подводных лодок, а в Тронхейме и Нарвике в полной боевой готовности находились две группы надводных кораблей, в составе которых находился и линкор “Тирпиц”4. Утверждая этот план, Гитлер приказал не подвергать “большие корабли” серьезной опасности. Кроме того, “Тирпиц” и надводные корабли после главного удара по конвою должны были срочно вернуться на базу, предоставив авиации и субмаринам завершить разгром каравана.
“Тирпиц” выходит из базы (вопреки запрету Гитлера посылать линкор в бой без его личного распоряжения, поскольку адмирал Шнивинд был уверен в успехе операции и в безопасности линкора) во главе эскадры, идущей на перехват конвоя “PQ-17”. С 1 по 4 июля по конвою “PQ-17” нанесла удары немецкая авиация (она лишь повредила четыре транспорта), а подводные лодки атаковали (причем – безуспешно!) торпедами суда каравана5. Атак субмарин было явно недостаточно для уничтожения конвоев и последующие военные действия в Арктике это подтвердили. То, что происходило дальше, в исторической науке трактовалось преимущественно в двух версиях: 1) узнав о приближении “Тирпица”, корабли сопровождения конвоя оставили охраняемые транспорты и танкеры и бежали. Но оказалось, что они “бежали” навстречу немецкой эскадре. Следовательно, эта версия, нашедшая свое отражение даже в художественной литературе6, сомнительна. 2) В 22 часа 30 минут 4 июля, получив сведения о выходе немецкой эскадры во главе с “Тирпицом”, британское Адмиралтейство отозвало свои корабли на соединение с отрядом, в составе которого был авианосец7. Но военные корабли конвоя двинулись навстречу “Тирпицу”. Эскадра, шедшая северо-западнее, повернула туда же. Скорее всего, они собирались отрезать немецкой эскадре путь к отступлению. Конвой, вопреки утверждению некоторых отечественных историков8, не был предоставлен самому себе: для его охраны оставались корветы ПВО и ПЛО. Но большие потери конвоя были вызваны тем, что его почему-то рассредоточили, хотя еще в Первую мировую войну было выяснено, что одиночные суда легко подвергаются нападению подводных лодок. (Возможно, рассредоточение конвоя также было тактической уловкой англичан.) Только когда конвой рассредоточили, отдельные корабли подверглись атакам немецкие субмарин и авиации.
Примечателен тот факт, что на пути “Тирпица” находилась английская подводная лодка, но она не атаковала немецкую эскадру. Объяснение, данное писателем В. Пикулем в романе “Реквием каравану “PQ-17” о том, что “по традициям британского флота “атака – частное дело командира”9, малоубедительно. Логичнее предположить, что командир субмарины не отдавал приказа об атаке, зная, что уничтожить огромный корабль, идущий противолодочным зигзагом, он не сможет. (Из шести выпущенных торпед в цель могли попасть максимум две, а для потопления “Тирпица” это было недостаточно). Вполне возможно также, что командир английской подлодки также имел распоряжение свыше не атаковать немецкую эскадру, ограничившись лишь наблюдением за ней. Субмарина пропускает цель, сообщая своему штабу координаты немецкой эскадры, ее курс и время встречи.
Уже 28 июня на пути у немецкой эскадры оказывается советская подводная лодка “К-21”. Командир субмарины отдает приказ о торпедной атаке. Но линкор двигался противолодочным зигзагом на скорости, намного превосходящей скорость лодки. Поэтому атаковать ее было возможно лишь четырьмя кормовыми торпедными аппаратами. Возможно, что из четырех выпущенных торпед в “Тирпиц” не попала ни одна. Затем немецкая эскадра, перехватив и расшифровав сообщение командира субмарины об атаке, сочла неуместным подвергать риску корабль № 1 и вернулась на базу. Есть версия, что в “Тирпиц” попали одна или две торпеды10. Она сейчас опровергается большинством историков, но факт попадания или непопадания торпед в “Тирпиц”, в конечном счете, не столь важен: главное, что немецкая эскадра после этой торпедной атаки развернулась и ушла обратно на базу. Известно лишь, что немцы перехватили сообщение Н.А. Лунина о торпедной атаке. Но еще долгое время, вплоть до его уничтожения британской авиацией, “Тирпиц” продолжал быть “дамокловым мечом”, висевшим над арктическими конвоями союзников.
“Тирпиц”, несомненно, прибыл в Северную Норвегию, чтобы перерезать полярные коммуникации союзников и связать флот союзников. Он не вступал в бой с британскими авианосцами и линкорами, ожидая более выгодные цели – конвои. Для союзников же посылать конвои без линкоров означало подвергать их смертельной опасности со стороны “Тирпица”. Посылать же линкоры в составе конвоев также было крайне нежелательно: они могли быть уничтожены авиацией и подводными лодками. А стоимость линкоров и их роль в разгар “битвы за Атлантику” были таковы, что терять их можно было только в обмен на аналогичные корабли противника. Конвоировать транспорты линкорами было опасно, посылать же транспорты без линкоров также было опасно из-за постоянной угрозы “Тирпица”. (Возможно, с этим и была связана временная приостановка конвоев в 1942 г.). Единственным выходом для союзников могло стать уничтожение “Тирпица”. Для этого необходимо было выманить линкор из базы и устроить ему ловушку, чтобы не дать “Тирпицу” инициативы, как это было в мае 1941 г. при уничтожении “Бисмарка”. (Когда “Бисмарк” вышел в Атлантику, на его перехват были брошены целые соединения во главе с линкорами и авианосцами и немецкий линкор едва не ускользнул от импровизированной “облавы”).
Английский надводный флот был, несомненно, и в Первую, и во Вторую мировую войну сильнее германского, поэтому последний предпочитал отсиживаться в базах, вступая в бой лишь будучи уверенным в успехе и малых потерях. Во время Первой мировой войны для того, чтобы выманить германский флот с баз в открытое море, англичане вывели к берегам Ютландии одну эскадру, приняв все меры к тому, чтобы немцы об этом узнали. Германский флот вышел в море в расчете на легкую победу. Но когда немецкие корабли начали атаковать английскую эскадру, к месту сражения подошли главные силы англичан. Лишь тактические ошибки английского флота позволили тогда германскому флоту спастись бегством. При этом немцы потеряли несколько линкоров.
В 1942 г. “приманкой” для “Тирпица” должен был стать тот самый конвой “PQ-17”. Двигавшийся максимально близко к берегам Норвегии, он должен был создавать у немцев иллюзию безнаказанности вылазки. Но позади конвоя, за пределами досягаемости немецких самолетов и субмарин, двигалась эскадра линкоров и авианосец. Вскоре “Тирпиц” с кораблями сопровождения вышел из укрытия и двинулся на перехват каравана.
Все шло по плану англичан. Дежурная подлодка своевременно сообщила о выходе немецкой эскадры и ее курсе. Крупные военные корабли конвоя двинулись навстречу этой эскадре, отвлекая внимание на себя. Эскадра английских линкоров двигалась на юг, заходя “Тирпицу” в тыл.
Однако в этот момент на пути “Тирпица” оказывается советская подводная лодка К-21, командир которой, разумеется, ничего не знал о планах англичан. Считая свою лодку единственным препятствием на пути немецкой эскадры к каравану “PQ-17”, капитан II ранга Н.А. Лунин выполнил свой долг, но благодаря этому германский линкор № 1 осознал грозящую ему опасность и вовремя ускользнул из британского “капкана”.
Почему же Английское Адмиралтейство не предупредило Главный штаб ВМФ СССР о предстоящей операции? Возможно, англичане не придавали большого значения советскому флоту, считая его силу незначительной. По существу, немецкий линкор уцелел из-за недоверия и несогласованности между союзниками. То есть, именно случайная встреча немецкой эскадры с советской подводной лодкой и атака последней спасла “Тирпиц”.
Примечания:
1. Супрун М.Н. Арктика в стратегии мировых держав в годы Второй мировой войны./ Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Выпуск 3./ составитель Супрун М.Н. – М: Андреевский флаг. 2000. С. 18.
2. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941 - 1945. М.: Андреевский флаг. 1997. С. 112 – 113.
3. Там же. С. 113.
4. Доценко В.Д. Мифы и легенды русской морской истории. С-Птб. 1997. С. 180 – 181.
5. Там же. С. 181.
6. Пикуль В.С. Реквием каравану “PQ-17”. Архангельск. 1991. С. 110 – 112 и др.
7. Доценко В.Д. Мифы и легенды… С. 181.
8. Там же. С. 181.
9. Пикуль В.С. Реквием каравану… С. 129 – 130.
10. Доценко В.Д. Мифы и легенды… С. 183 – 185.

Немає коментарів:

Дописати коментар