понеділок, травня 07, 2012

Подводники – дагестанцы

«Советский Военно-Морской флот с честью выполнил свой долг перед Родиной», - говорил И. Сталин о роли нашего флота в годы Великой Отечественной войны. В начале 1942 года из Кронштадта в Махачкалу была переведена Краснознаменная школа подводного плавания им. С. М. Кирова. Дагестанцы – кто добровольно, кто по призыву – поступали туда учиться. Набор в школу подплава был очень строг. От будущего подводника требовалось отменное здоровье, высокие физические качества, техническая подготовленность. 
По неполным данным, школу подплава окончили более 260-280 дагестанцев, почти все они попали на подводные лодки всех флотов, начиная от «М» («малютки») до «К» («крейсерские»).
Учеба в подплаве шла по ускоренной программе, по 10–12 часов занятий по теории и практике, без выходных. После школы бывшие курсанты распределялись по флотам – на Черное, Балтийское моря, на Северный и Тихоокеанский флоты.

В канун Дня Победы мы не можем не вспомнить подводников–дагестанцев, которые, сражаясь в составе экипажей подводных лодок, приближали этот день. Многие не дожили до него, но помнить их мы обязаны. К сожалению, количество всплытий не у каждой лодки равнялось количеству погружений…
Мы сегодня не будем говорить о нашем прославленном подводнике Герое Советского Союза Магомеде Гаджиеве, о нем много написано и много сказано. Сегодня вспомним о малоизвестных или неизвестных героях подводниках-дагестанцах.
Многие любители истории Военно-Морского флота и Великой Оте­чественной войны знают историю группы советских подводных лодок Тихоокеанского флота, которая в начале 1942 г. была передана в состав Северного флота. В эту группу входили подводные лодки: «Л-15», «Л-16», «С-51», «С-54», «С-55», «С-56».
Лодка «Л-16» под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова шла головной в группе наших лодок. 11 октября 1942 г. неожиданно она была атакована из подводного положения чужой подводной лодкой. Из идущей вслед за ней «Л-15» вахтенный командир заметил, как над «Л-16» взметнулся огромный столб воды вперемешку с черным дымом и пламенем. С большим деферентом на корму лодка стала уходить вниз. Не успела она скрыться под водой, как раздался ещё один взрыв: лодка погибла. В ней вместе со всем экипажем погиб и махачкалинец, 26-летний старшина 2-й статьи, командир отделения минеров, специалист 1-го класса Кузнецов Николай Андреевич.
Подводная лодка Балтийского флота «Щ-406» капитана 3-го ранга Евгения Яковлевича Осипова сделала себе имя своими боевыми подвигами. Она выполняла много ответственных и опасных задач и всегда выходила победительницей. 24 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «Щ-406» была награждена орденом Красного Знамени, а командир лодки капитан 3-го ранга Евгений Яковлевич Осипов удостоен звания Героя Советского Союза. 26 октября в 28 милях западнее Брюстера «Щ-406» потопила вражеский транспорт «Меркатор». Через три дня торпедировала один, а вечером 1 ноября отправила на дно транспорт «Агнес». В мае 1943 г. подводная лодка «Щ-406» на базу не вернулась, Краснознаменная «щука» погибла, унеся с собой весь экипаж. С ней погиб и 20-летний махачкалинец ­Михаил Семенович Курганников. 
На Северном флоте успехи подводной лодки «Щ-422» под командованием капитана 3-го ранга Федора Алексеевича Ведяева ставились в пример. Осенью 1942 г. на «Щ-422» попали два махачкалинца, два школьных друга, которые и подплав окончили вместе. Это Садиков Виктор Иванович, получивший специальность моториста, и Сусленников Анатолий Александрович, ставший штурманским электриком. 
25 июля в бригаду пришла радостная весть: подводной лодке «Щ-422» присвоено высокое звание «гвардейская» и поступило гвардейское знамя для торжественного вручения командиру лодки Ведяеву. Героический экипаж в это время находился в море и погиб, даже не успев получить гвардейское знамя. В историю Северного флота «Щ-422» вошла как гвардейская. Посмертно стали гвардейцами краснофлотцы Садиков Виктор Иванович, Сусленников Анатолий Александрович - одногодки, одноклассники, махачкалинцы, даже смерть не разлучила друзей. 
В книге контр-адмирала А. И. Колышкина прочли о дагестанце Рамазане Рамазанове,­ который после окончания подплава в Махачкале был направлен на подводную лодку Северного флота вместе с Садиковым В. И., Сусленниковым А. А. и другими дагестанцами. Рамазан окончил отделение рулевых сигнальщиков, его направили на «Щ-402». В результате невообразимой, дикой и нелепой ошибки 21 сентября 1944 г. «Щ-402» погибла. Погиб и махачкалинец рулевой-сигнальщик Рамазанов Рамазан. 
В состав Балтийского флота входил минный заградитель «Лембит». Он принимал самое активное участие в решении различных боевых задач флота – постановка мин, уничтожение надводных и подводных судов противника.
«Лембит» совершил семь успешных боевых походов и провел в море более 109 суток. Он выставил 120 мин. На них подорвалось 14 вражеских транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, а еще четыре крупных транспортных судна получили тяжелые повреждения.
На одной торпеде была надпись: «Адольфу от Абдула». Это написал моторист - лезгин из Дагестана, матрос Садыков Абдула, выпускник Кронштадтской школы подводного плавания. Командир БЧ-3 минно-торпедной группы лейтенант Яков Ошерович спрашивает: «Садыков, а что, ты знаком с Адольфом?» Дагестанец не долго думая отвечает: «Да. Знаком заочно, поэтому и отправляю подарок от дагестанцев». Услышав последнюю фразу моториста–касумкентца, командир лодки «Лембит» А. М. Матиясевич подошел и, положив руку на плечо, многозначительно заметил: «Правильно, Садыков».
Экипаж «Лембита» состоял из 38 человек. Лодка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. была награждена орденом Красного Знамени и пополнила список балтийских кораблей-орденоносцев. А именной подарок «Адольфу от Абдула» дошел до адресата. 
В 1936 году в 13-летнем возрасте Владимир Иванович Зосименко переехал в Махачкалу. После учебы в школе № 5 поступил на работу в вагонное ДПО. Затем юношу направили учиться в ПТУ в Саратовскую область. После учебы он работал мотористом.
Когда началась война, Владимир добровольно поступил учится в Кронштадтскую школу подплава. Его направили в учебную роту мотористов. Здесь бывший моторист паровозного ДПО учился обслуживать другие, еще более сложные моторы, дизеля подводных лодок.
21 июня 1942 г. ему выдали морскую форму № 2 (белая рубашка, черные брюки и «чумичку» (бескозырку без ленточки), ленточку выдали через месяц – после принятия присяги. Это было запоминающееся событие в жизни матроса.
Учеба шла по ускоренной программе – по 10-12 часов теории и практики, строевые, устройство стрелкового оружия, устройство подводных лодок и т.д. Он с большой ответственностью относился к занятиям, учился очень старательно, готовясь к нелегкой службе на подводных лодках. Мотористу Зосименко нравились занятия по легководолазному делу, которые проводил старшина 1-й статьи Владимир Владыкин, командир отделения мотористов. Он брал горсть мелочи и бросал в бассейн, а матросы в гидрокостюмах, зажав в зубах загубник, погружались в бассейн и собирали монеты, одновременно вытравливая воздух в кислородном баллоне. Кто больше соберет, значит, долго продержится в погруженном состоянии, и оценку получал высокую. Также учились выходить из «аварийной» лодки через торпедный аппарат и не получить «кессонку», вести борьбу за живучесть подводной лодки.
Пройдя обучение, Зосименко и еще десятки курсантов школы подплава попали на Балтику. Здесь его и Шамхалова Гаджи из села Вачи Кулинского района назначили на подводную лодку «К-53», в 1-ю БПЛ Балтийского флота. Но через 3-4 месяца Владимира перевели мотористом на подлодку немецкого проекта «П-2». Таких лодок в бригаде было три. Матросы называли их «три сестры». Они имели свои номера и названия: «П-1»-«Звезда», «П-2»-«Правда» и «П-3»-«Искра». К сожалению, «П-1» и «П-3» погибли, а «П-2»- «Правда» прослужила до конца войны. В «П-2» у Зосименко в «хозяйстве» были два дизеля, каждый мощностью по 3100 л.с., которые ни разу не подвели своего хозяина. Не было случая, чтобы лодка не выполнила боевого задания.
Приказом командира лодки, командира 1-й БПЛ Краснознаменного Балтийского флота Зосименко Владимир Иванович был отмечен более десяти раз. Грудь подводника украшали самая дорогая для каждого балтийца медаль «За оборону Ленинграда», а также медаль «За победу над Германией» и др.
Отгремели последние залпы войны, и все, кому положено было демобилизоваться, вернулись домой. Вернулся и подводник Зосименко В.И., который, к счастью, сегодня вместе с нами будет праздновать День Победы, а может, поднимет бокал вина и третьим тостом выпьет за тех, кто не вернулся с боевого похода - «За тех, кто в море».
У ветерана много наград, но не было медали «За оборону Ленинграда». Мы поинтересовались, где эта медаль? Он ответил, что когда была жива мать, она попросила сына, чтобы он подарил ее ей как память о Ленинградской блокаде, о войне, которую ее сын прошел с честью. Сын исполнил просьбу матери.
Пользуясь случаем, хотим через газету, которую очень любит наш подводник, поздравить всех с Днем Победы и Днем подводника.
 

Немає коментарів: