ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середа, червня 27, 2012

Повесть о полковнике м\с Бельцыне А.Г. из губы Андреева(Авторы: Бельцын А.Г. Сафонов А.Н.)(продолжение)

 Часть восьмая.
 В этой части я хочу ознакомить читателя с организационной структурой медицинской службы первой флотилии атомных подводных лодок и дать краткую оценку работе ее двух руководителей.
 Медицинская служба (управление) – полковник м\с Зуихин Д.П.  с 1961-1980 гг.
                                                                  -  полковник м\с Довгуша В.В. с1980 -1984гг.
-  плковник м\с  Ткачев В.И. с 1984 – 1988гг.
                     Зуихин Дмитрий Парменович закончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова в 1947 году, с 1952 по 1954 год обучался на лечебно-профилактическом факультете академии. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1980 г. - докторскую. Доктор медицинских наук.
57До 1952 г. проходил службу на надводных кораблях Балтийского флота, в 1954 г. направлен на Северный флот, где в течение 4 лет возглавлял медицинскую службу крейсеров проекта 68-бис "Адмирал Ушаков" и "Мурманск". В 1958 г. был назначен флагманским врачом бригады подводных лодок в Полярном. В 1959-1960 гг. участвовал в работе государственных комиссий по приемке в состав Военно-Морского Флота первых атомоходов. В июле 1961 г. в Западной Лице по решению Правительства СССР была сформирована 1-я флотилия атомных подводных лодок Северного флота, начальником медицинской службы которой он и был назначен. В 1980 г. после увольнения с военной службы, переехал в г. Мытищи Московской области, где приступил к работе в должности главного врача медико-санитарной части Мытищинского машиностроительного завода. 
http://andreeva.1gb.ru/story/Beltcin.html 

Направления научной деятельности: на основе глубокого изучения и анализа причин заболеваний личного состава в период длительных походов он разработал комплексный метод их профилактики и сохранения работоспособности в плавании, который в 1974 г. приказом командующего флотилией был внедрен на всех подводных лодках. Особое внимание он уделял обеспечению готовности медицинской службы к действиям при авариях и катастрофах. Он установил тесное взаимодействие со службой радиационной безопасности флотилии, умело осуществлял методическое руководство деятельностью радиобиологической лаборатории, разработал алгоритм действий при радиационных авариях, специальный планшет по оценке радиационной обстановки и расчету доз облучения. По его инициативе на подводных лодках был освоен метод оксигенобаротерапии для лечения отравлений окисью углерода при пожарах. Много внимания уделял развитию инфраструктуры флотилии. Сфера его научных интересов была тесно связана с совершенствованием медицинского обеспечения атомного подводного флота.
За период службы на флотилии организовал и провел 11 научно-практических конференций врачей с широким участием ученых Военно-морской академии, сотрудников научно-исследовательских учреждений ВМФ, главных медицинских специалистов Министерства обороны и Военно-Морского Флота.
Автор 128 научных трудов по актуальным проблемам военно-морской медицины.
За заслуги перед Родиной награжден тремя орденами и многими медалями; также награжден бронзовой медалью ВДНХ.


57                                                            







Полковник Зуихин Д.П. среди персонала 373-м вмг.
МОРСКАЯ МЕДИЦИНА.
А теперь отдельными штрихами попробуем очертить жизнь этого замечательного человека.
Участник Сталинградской битвы - курсант Военно-морской медицинской академии Зуихин Д.П.
"После успешного исхода Сталинградского сражения по решению Ставки курсанты высших военно-учебных заведений стали возвращаться для продолжения учебы. Из 205 курсантов и слушателей, ушедших на Сталинградский фронт, вернулись для продолжения учебы в ВММА - 102.
Те, кому суждено было вернуться с фронта, спустя годы внесли заметный вклад в отечественную медицину. Это бывшие курсанты-сталинградцы: Буренков - министр здравоохранения СССР, профессора - Баньковский, Поляков, Климов, Миронов, Лисовский, Козлов, доктора медицинских наук -Васильев, Шастин, доцент Ермаков, кандидаты медицинских наук, доценты Зуихин, - Шепелев, Шевляков, Смирнов."
О повседневном труде моряка, ученого, новатора Дмитрия Парменовича Зуихина рассказал его ученик и соратник Довгуша Виталий Васильевич.
"... В 1959 г. для научно-практической разработки вопросов медицинского обеспечения АПЛ, специальных береговых и плавучих объектов была сформирована Центральная медицинская лаборатория ВМФ, первым начальником которой был назначен главный токсико-радиолог ВМФ подполковник медицинской службы А.А.Шереметьев-Самусюк. На Северном и Тихоокеанском флотах эти задачи были возложены на медицинские лаборатории подводного плавания.

Практическая отработка организации медицинского обеспечения АПЛ началась на рубеже 1959-1960гг., когда первые атомные подводные лодки (К-5, К-8, К-14) прибыли в Западную Лицу и вошли в состав 150-го дивизиона опытовых подводных лодок, флагманским врачом которого был назначен подполковник медицинской службы А.А.Булыгин. В июле 1960г. дивизион переформировали в 206-ю отдельную бригаду подводных лодок подводных сил Северного флота, флагманским врачом которой остался А.А.Булыгин. Надо заметить, что в штате бригады в течение непродолжительного времени имелась должность врача-радиолога, которую занимал И.А.Мазюк. Именно он в декабре 1960г. в связи с убытием А.А.Булыгина к новому месту службы был назначен флагманским врачом бригады.

В 1958-1960гг. по заказу Медицинской службы ВМФ под руководством С.А.Кейзера и К.В.Иванова проводились исследования по оценке воздействия радиационных факторов на здоровье личного состава атомных подводных лодок, в которых участвовало более 20 врачей Северного флота и Учебного центра ВМФ (А.А.Бесков, А.А.Булыгин, В.В.Перелыгин, И.И.Бечик, И.Н.Блажков, П.М.Гапеенко, И.А.Дехнич, М.И.Емельяненко, Л.С.Горохов, О.И.Нестеренко и др.). Полученные результаты позволили подготовить первые руководящие документы по медицинскому обеспечению личного состава АПЛ: "Краткие методические указания по медицинскому обеспечению личного состава подводных лодок с СЭУ"; "Инструкцию по диагностике и лечению острой лучевой болезни на подводных лодках с СЭУ в период автономного плавания"; "Функциональную таблицу медицинской группы службы радиационной безопасности соединений подводных лодок с СЭУ"; "Положение о специализированном лечебном отделении при военно-морском госпитале" и др. Были разработаны также предложения по вопросам организации послепоходового отдыха подводников и формирования резервных экипажей, реализация которых впоследствии положительно сказалась на восстановлении здоровья и работоспособности корабельных специалистов.

В 1960г. создаются и принимаются на снабжение АПЛ комплекты медицинского имущества, в состав которых входили комплекты "СП-Специальная помощь" и "ГП-Гематологическая помощь". Первый включал в себя медицинские средства для оказания помощи при радиационных поражениях и был рассчитан на лечение 50 пострадавших в течение 7 суток; второй предназначался для проведения клинического анализа крови, в том числе при радиационных поражениях. Комплекты были разработаны учеными 16-го НИИ ВМФ и ВМедА с участием медицинских специалистов флотов.
В июне 1961г. на базе 206-й бригады подводных лодок было создано первое в ВМФ объединение АПЛ - 1-я флотилия подводных лодок Северного флота. Начальником медицинской службы флотилии стал подполковник медицинской службы Д.П.Зуихин, его заместителем - подполковник медицинской службы А.В.Меренцев, а флагманскими врачами дивизий - И.А.Мазюк и И.Н.Блажков.

Д.П.Зуихин до назначения на эту должность был флагманским врачом бригады дизельных подводных лодок в Полярном. Среди первопроходцев медицинского обеспечения атомного подводного флота его имя занимает особое место. Он почти 20 лет (до увольнения с военной службы в запас в 1980г.) возглавлял медицинскую службу флотилии и внес огромный вклад в становление и развитие медицинского обеспечения атомного подводного флота. Проверенные на практике его идеи по организации медицинского обеспечения атомных подводных лодок внедрялись затем на других объединениях и соединениях АПЛ на Северном и Тихоокеанском флотах.

Медицинская служба 1-й флотилии под руководством Д.П.Зуихина стала научным полигоном по отработке организации медицинского обеспечения АПЛ. Полученный в длительных походах опыт проведения мероприятий по сохранению здоровья и восстановлению работоспособности подводников анализировался и регулярно обсуждался на научно-практических конференциях врачей флотилии с широким участием ученых ВМедА, научно-исследовательских учреждений ВМФ, специалистов Медицинской службы ВМФ и Северного флота. Врачами флотилии защищено более 20 кандидатских диссертаций. Сам Д.П.Зуихин защитил сначала кандидатскую (1970г.), а затем докторскую диссертацию (1980г.) по актуальным проблемам медицинского обеспечения атомного флота, а его предложения освещены в 128 научных работах. На основе глубокого изучения динамики заболеваемости в длительных походах медицинская служба флотилии разработала комплексный метод профилактики заболеваний и сохранения работоспособности подводников в плавании, включающий организационные, санитарно-гигиенические и психологические мероприятия, аутогенную тренировку в сочетании с медикаментозными средствами. Приказом командующего флотилии № 11 от 22 февраля 1974г. этот метод был внедрен на всех подводных лодках флотилии.
В связи с первыми радиационными авариями на АПЛ (1960г.-К-8, 1961г.-К19) особое внимание на флотилии стали уделять вопросам готовности всех звеньев медицинской службы к действиям в аварийных условиях: для врачей был разработан специальный планшет по оценке радиационной обстановки и расчету доз облучения; в спецполиклинике сформировали нештатную цитогенетическую лабораторию для оценки доз аварийного облучения; подготовили к массовому приему пострадавших при радиационных авариях береговые медицинские учреждения. При этом вопросы обеспечения готовности медицинской службы к действиям при авариях ЯЭУ отрабатывались совместно со специалистами Службы радиационной безопасности (СРВ) флотилии.
Для оказания медицинской помощи пострадавшим при пожарах на подводных лодках был внедрен метод оксигенобаротерапии (впервые применен О.Д.Немчиновым в 1967г.), благодаря которому на флотилии удалось спасти жизнь более чем 30 подводников. Приказом Главнокомандующего ВМФ в 1975г. метод оксигенобаротерапии был внедрен на всех подводных лодках ВМФ.

Врачи флотилии участвовали в медицинском обеспечении первых дальних походов АПЛ. В июле 1962г. В.С.Долганов успешно решил задачи медицинского обеспечения личного состава в период первого похода К-3 на Северный полюс, в 1963г. К-115 совершила трансарктический переход с Северного на Тихоокеанский флот (врач оперативной группы перехода И.А.Мазюк). Д.П.Зуихин, И.М.Хуторецкий осуществили медицинское обеспечение перехода отряда АПЛ из Западной Лицы в бухту Крашенинникова на Камчатке. Большую работу по подготовке медицинских служб к длительному плаванию проводили флагманские врачи дивизии: И.А.Мазюк, И.Н.Блажков, В.М.Строганов, Б.Е.Егоров, М.Я.Шмидт и другие...
Мы не оговорились, Зуихин Д.П. - плававший на ПЛ моряк. Об этом периоде службы Дмитрия Парменовича рассказал еще в 1977 году Владимир Георгиевич Ажажа, широко известный исследователь НЛО и других загадочных явлений. В книге "Дорогами подводных открытий" он повествует о плавании "'Северянки" - бывшей боевой подводной лодке, переоборудованной в научно-исследовательское судно.
"На тесном мостике лихорадочно курят по два-три человека. Лихорадочно потому, что их пронизывает студеный северный ветер, и еще потому, что надо спешить, так как внизу ждут своей очереди десятки товарищей.

Сегодня десятый день пребывания в море, впереди еще недели плавания в океане. Для поднятия духа и расширения кругозора экипажа замполит Иван Александрович Бугреев упросил доктора Зуихина выступить по корабельному радио с лекцией о долголетии. Лектор полтора часа внушал слушателям, что в основе человеческого долголетия лежит умеренность во всем. Матросы за обильным, как всегда, ужином дружно шутили: «Нажимай пока не поздно - теперь еды будут давать меньше...» К ночи Бугреев организовал вторую лекцию. На этот раз выступал я и рассказывал перед микрофоном об истории подводных исследований и их широких перспективах в самом ближайшем будущем. Памятуя о реакции слушателей на предыдущую лекцию, я говорил минут тридцать, а затем, чтобы не отрывать теорию от практики, прошел в центральный пост и дал команду погружаться...

За нашим здоровьем следили доктор Зуихин и фельдшер Грачев. Несколько раз они организовывали «баню» - обтирание тела ватой, смоченной в спирте, отчего вата приобретала цвет сажи. Дважды в неделю все население «Северянки» подвергалось подробному медицинскому осмотру: измерялось давление, проверялся слух, зрение и так далее. Между прочим, у всех без исключения физиологические показатели за время плавания несколько ухудшились. Затем медики несколько раз в день измеряли влажность, состав и температуру воздуха в отсеках - исследовали так называемый микроклимат. В зависимости от результатов распределялись немногочисленные электрогрелки по отсекам и устанавливался порядок работы внутри-лодочной вентиляции.
Чтобы как-то восполнить недостаток солнца, наши медики провели необычное для подводной лодки мероприятие - облучение матросов и научных сотрудников кварцевой лампой. Кают-компания была задрапирована простынями, и в этом убеленном пространстве в белых халатах и шапочках священнодействовали Зуихин и Грачев."
В 2005 году "В военно-морском госпитале Заозерска состоялась торжественная церемония открытия памятной мемориальной доски кавалеру знака «Отличник здравоохранения», почетному гражданину города полковнику медицинской службы Д.Зуихину.
Во многом благодаря Дмитрию Парменовичу в отдаленном гарнизоне подводников было завершено создание медицинской службы 1-й флотилии подводных лодок Северного флота, объединившей в себе военно-морской госпиталь со специальным отделением, специальную поликлинику, санитарно-эпидемиологический отряд и радиобиологическую лабораторию Службы радиационной безопасности.
На церемонии открытия мемориальной доски присутствовали дочь и внучка Д.П.Зуихина. Здесь же 12 медицинским работникам гарнизона были вручены медали «Д.П.Зуихин — основоположник школы врачей атомного флота»." 
Как мы поняли, Зуихин и Довгуша сделали  много для развития корабельной медицины. В период их плодотворной деятельности , я проходил службу на апл 33-й дивизии и БТБ-569. Все их «научные подвиги» я видел своими глазами. Да, сделано ими было  немало. Никто не возьмется отрицать их положительной деятельности. Но ими была допущена преступная бездеятельность, повлекшая  чудовищные последствия.

В своем кратком анализе хочу рассказать о крайне  негативном отношении ими к своим прямым служебным обязанностям. Почему я решил это сделать сейчас? Да потому, что память об умерших и переоблученных ликвидаторах крупнейшей в ВМФ СССР радиационной аварии не дает мне спокойно жить! И в этом заключается прямая «заслуга» Зуихина, Довгуши, Ткачева. Да, именно их я обвиняю в произошедшем радиационном кошмаре в хранилище отработавшего ядерного топлива, в результате которого было переоблучено более полутора тысяч матросов и офицеров, и был нанесен колоссальный экологический ущерб фауне и флоре Заполярья. Хранилище ядерного топлива (здание №5 ) было построено и сдано в эксплуатацию в период службы полковника Зуихина Д.П. в должности начальника медслужбы флотилии. БТБ-569 являлась медицинской вотчиной медслужбы. Я далек от мысли, что акт о приеме его в эксплуатацию был подписан без ведома Зуихина Д.П..  Он был  грамотным человеком и четко понимал, какую страшную угрозу для всего живого несет этот объект. За хранилищем оят требовался тщательный, ежедневный контроль. Командование флотилии - в том числе Зуихин,  Довгуша, Ткачев проявили удивительное равнодушие к контролю за крупнейшим ядерным объектом, находящимся в нескольких километрах от жилого городка! Оправдать свое преступно-халатное бездействие, повлекшее за собой тяжелейшие последствия – невозможно! За «бугром» хранилища строились с учетом, что в них будут работать ЛЮДИ! У нас же был принят бериевский вариант хранения ОЯТ предполагавший использование труда военных рабов или заключенных! Дело не только в грубейших ошибках проектных организаций. Главная беда—отношение к человеческой жизни .  В нашем государстве она никогда ничего не стоила. Жизнь человека --высшая ценность на планете Земля. До тех пор, пока соответствующие крупные и мелкие государственные чиновники не усвоят эту аксиому, мы постоянно будем попадать в различные  катаклизмы. Платой за это будут человеческая жизнь и уничтоженная  среда обитания! Ни Зуихин, ни Довгуша  ни Ткачев, ни разу не посетили аварийный ядерный объект. Да и зачем им это было нужно? Полковников м\с Зуихина Д.П. , Довгуши В.В. и Ткачева такое положение дел в аварийном ядерном объекте видимо  полностью устраивало. Облучались ведь не они и не их дети! В это время «гиганты корабельной медицинской  мысли» занимались научной деятельностью, и им некогда было посетить аварийное хранилище в губе Андреева. Кому нужны были их диссертации и конференции, если на вверенных им объектах происходило массовое уничтожение здоровья людей??? В цивилизованных странах за подобное исполнение служебных обязанностей сажают в тюрьмы. Со- слов, Зуихина и Довгуши они  больше занимались здоровьем подводников. Понятное дело: на апл вероятность получения ордена значительно выше чем в какой – то Андреевке. Видимо для них военнослужащие БТБ-569 являлись гражданами другой страны или инопланетянами. Личному составу БТБ-569 повезло в том плане, что в период активных работ по ликвидации радиационной аварии, медсанчасть Андреевки возглавил капитан м\с Бельцын А.Г. Фактически, он заменил нам всю медслужбу флотилии! Хочу сказать несколько слов о деятельности начмедов флотилии на апл. Так получилось, что мне пришлось ходить в море на всех подводных лодках  33-й дивизии. Прослужив на них семь лет, я не заметил плодов их научной деятельности в плане поддержания здоровья подводников. Газовый состав в отсеках подводных лодок был таким, что когда поднимались в рубку продышаться, - не просто дышали, а употребляли воздух как редкое лакомство, смакуя, наслаждаясь, растягивали удовольствие до головокружения. Спускаясь обратно в чрево усовершенствованного изобретения крестьянина Никонова, мы попадали в «облако» бытовых и других запахов, от которых хотелось травить. ( Примечание: - в 1719 году безграмотный 29-летний крестьянин из подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Прокопьевич Никонов подал «написанную за малую мзду» челобитную на имя Петра I. В ней сообщал, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно». В том же письме было сказано, что это судно будет ходить в воде потаенно). Постоянный пронзительный писк сельсинов и вращающихся трансформаторов доводил людей до исступления, и казалось вот – вот порвет барабанные перепонки. В турбинном отсеке – страшная жара и чудовищный шум воздуходувок, от которых можно было рехнуться. Многие турбинисты стали инвалидами из-за нарушения работы органов слуха. А некоторые совсем оглохли! Именно в этом направлении должна была вестись постоянная работа  Зуихиным Д.П., Довгушей В.В. и другими начмедами флотилии. К сожалению, она ими не велась! Многие из них занимались написанием диссертаций, которые кроме них никому не были нужны. Им бы поучиться у Бельцына А.Г. в плане организации практической медицины! В результате его работы, были сохранены здоровье, а нередко и жизнь многих ликвидаторов радиационных аварий на ядерном объекте губы Андреева.


Немає коментарів:

Дописати коментар