Рассказывая на днях в блоге о В.П. БАЕВЕ, о
СЛУЖЕНИИ ЛЮДЯМ, ДОЛГУ,ОТЕЧЕСТВУ . о связи времен и поколений, я не
знала,что пройдет пара дней , и я, читая ранние публикации блога,
узнаю еще одну историю, которая также зацепит душу и сердце, не даст покоя
мыслям и эмоциям. ОНИ СХОЖИ ПО САМОЙ СУТИ СВОЕЙ. Эта немногословная
история ТОЖЕ об
ответственности,самостоятельности,решительности, мужестве и героизме. А если сказать короче - о служении людям,долгу и о высокой нравственности, чести, благородстве. ОНИ СХОЖИ даже тем, чем закончились . В случае с Баевым В.П. было сказано : " Героев на этой лодке не будет !" В другой истории на представлении к званию Героя Советского Союза было написано :" Мы за аварии не награждаем !"
А история ПРО ПОДВИГ. И она НЕПРЕМЕННО должна остаться в памяти. Публикация ( 21.09.2010 г.) называется ""Несправедливо забытый командир С-270 капитан 3 ранга Свербилов ". Я перескажу ее.
ответственности,самостоятельности,решительности, мужестве и героизме. А если сказать короче - о служении людям,долгу и о высокой нравственности, чести, благородстве. ОНИ СХОЖИ даже тем, чем закончились . В случае с Баевым В.П. было сказано : " Героев на этой лодке не будет !" В другой истории на представлении к званию Героя Советского Союза было написано :" Мы за аварии не награждаем !"
А история ПРО ПОДВИГ. И она НЕПРЕМЕННО должна остаться в памяти. Публикация ( 21.09.2010 г.) называется ""Несправедливо забытый командир С-270 капитан 3 ранга Свербилов ". Я перескажу ее.
Получив сообщение об аварии атомной подводной лодки К-19 ( 18 июня 1961 года лодка с экипажем 139 человек вышла в Атлантику на первое боевое патрулирование. 4 июля произошла авария правого реактора), ПЛ С_270, под командованием капитана 3 ранга Свербилова.оставила позицию и полным ходом направилась по указанным координатам.
Океан был спокоен,светило солнце. И через 4 часа "эска" обнаружила точку на горизонте, которая оказалась К-19.
Носовая надстройка была полна людей. Уровень радиации здесь составлял 7 рентген в час. На вопрос, в какой нуждаетесь помощи, командир ПЛ К-19 Затеев Николай Владимирович попросил обеспечить связь с берегом и ПРИНЯТЬ НА БОРТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ.
Так как лодки,уходя в море,оставляют свои сходни на пирсе,эвакуировать пострадавших с атомохода пришлось по отваленным носовым рулям, под которые Свербилов загнал фортштевень своей "эски".
Троих перенесли по ним на носилках,восемь перебежали сами ( ПОКА ЕЩЕ САМИ !) Все 11 были размещены в 1-м отсеке,уровень радиации,в котором сразу достиг величины 9 рентген в час. Пострадавших рвало.врач Юрий Салиенко оказывал им посильную помощь.
На командный пункт флота было отправлено радиодонесение: " Стою у борта К-19. Принял 11 тяжелобольных. Обеспечиваю К-19 радиосвязью. Жду указаний. Командир С-270 ".
ЧЕРЕЗ ЧАС был получен " радиоразнос " одинакового содержания от главкома С.Г. Горшкова и комфлота А.Т.Чабаненко : " Почему покинули завесу? Что ДЕЛАЕТЕ У БОРТА К-19? За самовольство ОТВЕТИТЕ..."
Что делаете? ПРИНЯЛ ... ОБЕСПЕЧИВАЮ... по-моему все ясно. А вот про дымовую завесу надо пояснить ( для таких,как я - гражданских лиц ). Появление на Севере первых атомоходов сопровождалось мерами особой секретности, вплоть до того, что при выходе их из базы,надводные корабли обязаны были уходить за пределы их видимости А дизельные подводные лодки должны были погружаться. Упоминались подводниками и дымовые завесы, ,выставляемые кораблями сопровождления при появлении на встречном курсе атомохода отечественных судов. Кстати, и Свербилов впервые увидел атомоход.
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СУТКИ после аварии, получив приказ
КП флота подошли подводные лодки С-159 Григория Вассера и С-266 Геннадия
Нефедова.
Поступила команда личному составу атомохода перейти на дизельные подводные лодки, причем Г.Нефедову следовало отойти из зоны повышенной радиоактивности на 1 милю, и ожидать прибытия подводных кораблей Северного Флота, а Свербилову и Вассеру двигаться полным ходом в сторону базы для передачи пораженных радиацией на надводные корабли, уже вышедшие навстречу. А до базы было еще около полутора тысяч миль ( ! ).
На подводную лодку С-270 перешло еще 68 человек и были приняты мешки с секретной документацией. Моряки шли по отвесным рулям голые, неся в руках автоматы Калашникова,которые изымал у них старпом лодки С-270 Иван Свищ и ...выбрасывал их за борт ( сколько же тогда он рентген схватил ?? )
Командир атомохода Н.В.Затеев покинул корабль последним. разместившись на лодке Вассера вместе с остальными членами экипажа.
ЕЩЕ ТРОЕ СУТОК ПЕРЕХОДА..В точку рандеву пришли в условиях шторма,с большой волной,дождем и ветром. К моменту встречи с отрядом их трех эскадренных миноносцев для эвакуации пострадавших условий не было. Но командир отряда, находящийся на ЭМ "Бывалый", ссылаясь на КАТЕГОРИЧЕСКИЙ приказ командующего СФ,настаивал на передаче.
В это время на мостик поднялся врач ПЛ С-270 и доложил, что состояние нескольких больных критическое. Только тогда Свербилов принял решение передать пострадавших. Став против волны своим левым бортом под правый борт " БЫВАЛОГО" и , прикрывшись другим эсминцем,стоящим лагом к волнам, попробовали начать передачу. По круто сброшенному на лодочную рубку трапу, удалось "перебежать" на борт "Бывалого" 30 наиболее здоровым подводникам,прежде чем сносимый волнами и ветром прикрывавший операцию эсминец,чтобы избежать навала,дал ход. Лодку с "Бывалым" развернуло по волне и начало бить друг о друга. Боковой киль эсминца распорол весь левый борт "эски". Все тяжело пораженные подводники остались на лодке Свербилова,которая,выровняв возникший крен, борясь со штормом,6-ти узловым ходом продолжила свой путь.
НА ИСХОДЕ ВТОРЫХ СУТОК ( ! ) было получено радио, что в районе Нордкапа ( северное побережье Норвегии ) эвакуированные с К-19 будут приняты на надводные корабли. Для большей надежности, 11 июля Свербилов,
отшвартовавшись к эсминцу "30_бис", ПЕРЕДАЛ ОСТАВШИХСЯ 49 человек ( ! ) на спокойной воде,зайдя в пустынный фиорд. Здесь же Вассер передал людей с К-19 на шлюпки, спущенные с другого эсминца. Покинув чужой фиорд,лодки взяли курс на Полярный.
Но не будем торопиться расставаться с непослушным и очень самостоятельным ЖАНОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ СВЕРБИЛОВЫМ и его славным экипажем. Не знаю ,как кого, А МЕНЯ задели за все живое, ТО, что сказал Жан Михайлович на встрече с командирами в тот вечер после прибытия на базу. " Перед тем,как заснуть, я думал о том, что НАШ ЭКИПАЖ сделал СВЯТОЕ ДЕЛО. Все лодки,участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, НО НИКТО, КРОМЕ НАС к нему не пошел. ЕСЛИ БЫ НЕ НАША С-270, ОНИ БЫ ВСЕ ПОГИБЛИ,А ИХ БЫЛО БОЛЕЕ100 человек.
И ЕСЛИ ЕСТЬ БОГ, предположил я, мы будем в раю. С надеждой на это я и заснул ..."
Командованием Северного Флота командир С-270 был представлен к званию Героя Советского Союза. Гл глава государства написал на представлении к званию " Мы за аварии не награждаем !" ( говорят не разобравшись кто есть кто ). И ни у кого не хватило смелости НАСТАИВАТЬ....
Экипажу С-270 пришлось еще неделю провести в условиях повышенной радиоактивности - вырубать все деревянные конструкции, снимать линолеумные покрытия и т.п, потому что служба радиоционной безопасности не давала разрешения на проведение доковых работ по заделке разорванного борта, как представляющих опасность для здоровья рабочих судоремонта. НИКАКИХ ОТМЕТОК О ПОЛУЧЕННЫХ ДОЗАХ В МЕДИЦИНСКИХ КНИЖКАХ ЧЛЕНОВ ТРЕХ ЭКИПАЖЕЙ,УЧАСТВУЮЩИХ В СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ, СДЕЛАНО НЕ БЫЛО.
Трудно что либо комментировать....ком в горле. РАЗВЕ МНОГО РАЗ ПОКЛОНИТЬСЯ В ПОЯС ЭТИМ ЛЮДЯМ.
О них, таких вот Свербиловых и сотен других, еще расскажут потомкам. А сегодня ПРО ТАКИХ написаны стихи :
" Я люблю людей негибких, честных,жестких и прямых. Хоть колючих, да не липких и душою не хромых. Трудно жить таким порою, часто битых не за что. За других стоят горою, для себя ни се,ни то... Я люблю людей бедовых, не боящихся утрат, ко всему всегда готовых и НЕ ЖАЖДУЩИХ НАГРАД. Потерявших, переживших, но нашедших и не злых. Силу духа сохранивших и по-русски, удалых. Нежных, тонких и ранимых, но не сдавшихся тоске В час крутой - НЕУМОЛИМЫХ, русских, преданных земле.Я люблю людей бедовых, насмотревшихся на свет, радость детских чувств медовых, уносящих в бездну лет. Я ХОЧУ,ЧТОБ ЛЮДИ ЭТИ - ДОНКИХОТЫ ПРОСТОТЫ, ВЕЧНО ЖИЛИ НА ПЛАНЕТЕ ЭСТАФЕТОЙ ЧИСТОТЫ ! " ( из сборника "Служу Отчизне ! автор В.Данилов ).
Поступила команда личному составу атомохода перейти на дизельные подводные лодки, причем Г.Нефедову следовало отойти из зоны повышенной радиоактивности на 1 милю, и ожидать прибытия подводных кораблей Северного Флота, а Свербилову и Вассеру двигаться полным ходом в сторону базы для передачи пораженных радиацией на надводные корабли, уже вышедшие навстречу. А до базы было еще около полутора тысяч миль ( ! ).
На подводную лодку С-270 перешло еще 68 человек и были приняты мешки с секретной документацией. Моряки шли по отвесным рулям голые, неся в руках автоматы Калашникова,которые изымал у них старпом лодки С-270 Иван Свищ и ...выбрасывал их за борт ( сколько же тогда он рентген схватил ?? )
Командир атомохода Н.В.Затеев покинул корабль последним. разместившись на лодке Вассера вместе с остальными членами экипажа.
ЕЩЕ ТРОЕ СУТОК ПЕРЕХОДА..В точку рандеву пришли в условиях шторма,с большой волной,дождем и ветром. К моменту встречи с отрядом их трех эскадренных миноносцев для эвакуации пострадавших условий не было. Но командир отряда, находящийся на ЭМ "Бывалый", ссылаясь на КАТЕГОРИЧЕСКИЙ приказ командующего СФ,настаивал на передаче.
В это время на мостик поднялся врач ПЛ С-270 и доложил, что состояние нескольких больных критическое. Только тогда Свербилов принял решение передать пострадавших. Став против волны своим левым бортом под правый борт " БЫВАЛОГО" и , прикрывшись другим эсминцем,стоящим лагом к волнам, попробовали начать передачу. По круто сброшенному на лодочную рубку трапу, удалось "перебежать" на борт "Бывалого" 30 наиболее здоровым подводникам,прежде чем сносимый волнами и ветром прикрывавший операцию эсминец,чтобы избежать навала,дал ход. Лодку с "Бывалым" развернуло по волне и начало бить друг о друга. Боковой киль эсминца распорол весь левый борт "эски". Все тяжело пораженные подводники остались на лодке Свербилова,которая,выровняв возникший крен, борясь со штормом,6-ти узловым ходом продолжила свой путь.
НА ИСХОДЕ ВТОРЫХ СУТОК ( ! ) было получено радио, что в районе Нордкапа ( северное побережье Норвегии ) эвакуированные с К-19 будут приняты на надводные корабли. Для большей надежности, 11 июля Свербилов,
отшвартовавшись к эсминцу "30_бис", ПЕРЕДАЛ ОСТАВШИХСЯ 49 человек ( ! ) на спокойной воде,зайдя в пустынный фиорд. Здесь же Вассер передал людей с К-19 на шлюпки, спущенные с другого эсминца. Покинув чужой фиорд,лодки взяли курс на Полярный.
Но не будем торопиться расставаться с непослушным и очень самостоятельным ЖАНОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ СВЕРБИЛОВЫМ и его славным экипажем. Не знаю ,как кого, А МЕНЯ задели за все живое, ТО, что сказал Жан Михайлович на встрече с командирами в тот вечер после прибытия на базу. " Перед тем,как заснуть, я думал о том, что НАШ ЭКИПАЖ сделал СВЯТОЕ ДЕЛО. Все лодки,участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, НО НИКТО, КРОМЕ НАС к нему не пошел. ЕСЛИ БЫ НЕ НАША С-270, ОНИ БЫ ВСЕ ПОГИБЛИ,А ИХ БЫЛО БОЛЕЕ100 человек.
И ЕСЛИ ЕСТЬ БОГ, предположил я, мы будем в раю. С надеждой на это я и заснул ..."
Командованием Северного Флота командир С-270 был представлен к званию Героя Советского Союза. Гл глава государства написал на представлении к званию " Мы за аварии не награждаем !" ( говорят не разобравшись кто есть кто ). И ни у кого не хватило смелости НАСТАИВАТЬ....
Экипажу С-270 пришлось еще неделю провести в условиях повышенной радиоактивности - вырубать все деревянные конструкции, снимать линолеумные покрытия и т.п, потому что служба радиоционной безопасности не давала разрешения на проведение доковых работ по заделке разорванного борта, как представляющих опасность для здоровья рабочих судоремонта. НИКАКИХ ОТМЕТОК О ПОЛУЧЕННЫХ ДОЗАХ В МЕДИЦИНСКИХ КНИЖКАХ ЧЛЕНОВ ТРЕХ ЭКИПАЖЕЙ,УЧАСТВУЮЩИХ В СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ, СДЕЛАНО НЕ БЫЛО.
Трудно что либо комментировать....ком в горле. РАЗВЕ МНОГО РАЗ ПОКЛОНИТЬСЯ В ПОЯС ЭТИМ ЛЮДЯМ.
О них, таких вот Свербиловых и сотен других, еще расскажут потомкам. А сегодня ПРО ТАКИХ написаны стихи :
" Я люблю людей негибких, честных,жестких и прямых. Хоть колючих, да не липких и душою не хромых. Трудно жить таким порою, часто битых не за что. За других стоят горою, для себя ни се,ни то... Я люблю людей бедовых, не боящихся утрат, ко всему всегда готовых и НЕ ЖАЖДУЩИХ НАГРАД. Потерявших, переживших, но нашедших и не злых. Силу духа сохранивших и по-русски, удалых. Нежных, тонких и ранимых, но не сдавшихся тоске В час крутой - НЕУМОЛИМЫХ, русских, преданных земле.Я люблю людей бедовых, насмотревшихся на свет, радость детских чувств медовых, уносящих в бездну лет. Я ХОЧУ,ЧТОБ ЛЮДИ ЭТИ - ДОНКИХОТЫ ПРОСТОТЫ, ВЕЧНО ЖИЛИ НА ПЛАНЕТЕ ЭСТАФЕТОЙ ЧИСТОТЫ ! " ( из сборника "Служу Отчизне ! автор В.Данилов ).
***
Немає коментарів:
Дописати коментар