неділю, червня 17, 2012

СТРАНИЦА ПИСАТЕЛЯ,ЖУРНАЛИСТА КОРОЛЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ПАВЛОВНЫ (г.ПЕРМЬ) " О СЛУЖЕНИИ ЛЮДЯМ,ДОЛГУ И О ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ,ЧЕСТИ,БЛАГОРОДСТВЕ"

Рассказывая на днях в блоге  о В.П. БАЕВЕ,  о СЛУЖЕНИИ  ЛЮДЯМ,  ДОЛГУ,ОТЕЧЕСТВУ . о связи времен и поколений, я не знала,что пройдет  пара дней , и я, читая  ранние публикации блога, узнаю еще одну историю, которая также зацепит душу и сердце, не даст покоя мыслям и эмоциям. ОНИ СХОЖИ ПО САМОЙ СУТИ СВОЕЙ. Эта немногословная  история  ТОЖЕ  об
ответственности,самостоятельности,решительности,  мужестве и героизме. А если сказать  короче - о служении людям,долгу и о высокой нравственности, чести, благородстве.
ОНИ СХОЖИ  даже тем, чем закончились .  В случае с Баевым В.П. было сказано : " Героев на этой лодке не будет !"   В  другой истории на представлении к  званию Героя Советского Союза  было написано :" Мы за аварии не награждаем !"
     А история ПРО ПОДВИГ. И она  НЕПРЕМЕННО должна остаться в памяти. Публикация   ( 21.09.2010 г.)   называется ""Несправедливо забытый  командир С-270 капитан 3 ранга Свербилов ".  Я перескажу ее.

          Получив сообщение об аварии атомной подводной лодки К-19 (  18 июня 1961 года лодка с экипажем 139 человек вышла в Атлантику на первое боевое патрулирование. 4 июля произошла авария правого реактора), ПЛ С_270, под командованием капитана 3 ранга Свербилова.оставила позицию и полным ходом направилась по указанным координатам.
         
Океан  был спокоен,светило солнце. И через 4 часа "эска" обнаружила точку на горизонте, которая оказалась К-19.
           Носовая надстройка была полна людей. Уровень радиации здесь составлял 7 рентген в час. На вопрос, в какой нуждаетесь помощи, командир ПЛ К-19 Затеев Николай Владимирович попросил обеспечить связь с берегом и  ПРИНЯТЬ НА БОРТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ.
            Так как лодки,уходя в море,оставляют свои сходни на пирсе,эвакуировать пострадавших с атомохода пришлось по отваленным носовым рулям, под которые Свербилов загнал фортштевень своей "эски".
            Троих перенесли по ним на носилках,восемь перебежали сами ( ПОКА ЕЩЕ САМИ !)  Все 11 были размещены в 1-м отсеке,уровень радиации,в котором сразу достиг величины 9 рентген в час. Пострадавших рвало.врач Юрий Салиенко оказывал им посильную помощь.
            На командный пункт флота  было отправлено радиодонесение: "  Стою у борта К-19. Принял 11 тяжелобольных. Обеспечиваю К-19 радиосвязью. Жду указаний. Командир С-270 ".
           
ЧЕРЕЗ ЧАС был получен  " радиоразнос "  одинакового содержания от  главкома С.Г. Горшкова и комфлота А.Т.Чабаненко : " Почему покинули завесу? Что ДЕЛАЕТЕ У БОРТА К-19? За самовольство  ОТВЕТИТЕ..."
            
Что делаете? ПРИНЯЛ ... ОБЕСПЕЧИВАЮ... по-моему все ясно. А вот про дымовую завесу надо пояснить ( для таких,как я - гражданских лиц ). Появление на Севере первых атомоходов сопровождалось мерами особой секретности, вплоть до того, что при выходе их из базы,надводные корабли обязаны были уходить за пределы их видимости А дизельные подводные лодки должны были погружаться. Упоминались подводниками и дымовые завесы, ,выставляемые кораблями сопровождления при появлении на встречном курсе атомохода отечественных судов. Кстати, и Свербилов впервые увидел атомоход.
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СУТКИ  после аварии, получив приказ  КП флота подошли  подводные лодки С-159 Григория Вассера и С-266 Геннадия Нефедова.
     Поступила команда личному составу атомохода перейти на дизельные подводные лодки, причем Г.Нефедову следовало отойти из зоны повышенной радиоактивности на 1 милю, и ожидать прибытия  подводных кораблей Северного Флота, а Свербилову и Вассеру двигаться полным ходом в сторону базы для передачи пораженных радиацией на надводные корабли, уже вышедшие  навстречу.   А  до базы было еще около полутора тысяч миль ( ! ).
      На подводную лодку С-270 перешло еще 68 человек и были приняты мешки с секретной документацией. Моряки шли по отвесным рулям голые, неся в руках  автоматы Калашникова,которые изымал у них старпом лодки С-270 Иван Свищ и ...выбрасывал их за борт  (  сколько же тогда он рентген схватил ?? )
     Командир атомохода  Н.В.Затеев покинул корабль последним. разместившись на лодке Вассера вместе с остальными членами экипажа.
       ЕЩЕ ТРОЕ СУТОК ПЕРЕХОДА..В точку рандеву пришли в условиях шторма,с большой волной,дождем и ветром. К моменту встречи с отрядом их трех эскадренных миноносцев для эвакуации пострадавших условий не было. Но командир отряда, находящийся на ЭМ "Бывалый", ссылаясь на КАТЕГОРИЧЕСКИЙ приказ командующего СФ,настаивал на  передаче.
        В это время на мостик поднялся врач  ПЛ С-270 и доложил, что состояние  нескольких больных критическое. Только тогда Свербилов принял решение передать пострадавших. Став против волны своим левым бортом под правый борт " БЫВАЛОГО" и , прикрывшись другим эсминцем,стоящим лагом к волнам, попробовали начать передачу. По круто сброшенному  на лодочную рубку трапу, удалось "перебежать" на борт "Бывалого" 30 наиболее здоровым подводникам,прежде чем сносимый волнами и ветром прикрывавший операцию эсминец,чтобы избежать навала,дал ход. Лодку с "Бывалым"  развернуло по волне и начало бить  друг о друга. Боковой киль эсминца распорол весь левый борт "эски". Все тяжело пораженные подводники остались на лодке Свербилова,которая,выровняв возникший крен, борясь со штормом,6-ти узловым ходом продолжила свой путь.  
         НА ИСХОДЕ ВТОРЫХ СУТОК ( ! ) было получено радио, что в районе Нордкапа ( северное побережье Норвегии ) эвакуированные с К-19  будут приняты на надводные корабли.  Для большей надежности, 11 июля Свербилов,
отшвартовавшись к эсминцу "30_бис", ПЕРЕДАЛ ОСТАВШИХСЯ  49 человек ( ! ) на спокойной воде,зайдя в пустынный фиорд. Здесь же Вассер передал людей  с К-19 на шлюпки, спущенные с другого эсминца. Покинув чужой фиорд,лодки взяли курс на Полярный. 
       
Но  не будем торопиться расставаться с непослушным и очень самостоятельным ЖАНОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ СВЕРБИЛОВЫМ  и его славным экипажем.  Не знаю ,как кого, А МЕНЯ  задели  за все живое, ТО, что сказал  Жан Михайлович на встрече с  командирами в тот  вечер после прибытия  на базу.   " Перед тем,как заснуть, я думал о том, что НАШ ЭКИПАЖ сделал СВЯТОЕ ДЕЛО. Все лодки,участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, НО НИКТО, КРОМЕ НАС к нему не пошел. ЕСЛИ БЫ НЕ НАША С-270, ОНИ БЫ ВСЕ ПОГИБЛИ,А ИХ БЫЛО БОЛЕЕ100 человек.
И ЕСЛИ ЕСТЬ БОГ, предположил я, мы будем в раю. С надеждой на это я и заснул ..."

 
     Командованием Северного Флота командир С-270 был представлен к званию Героя Советского Союза. Гл глава государства написал на представлении к званию " Мы за аварии не награждаем !" ( говорят не разобравшись кто есть кто ). И ни у кого не хватило смелости НАСТАИВАТЬ....
       Экипажу С-270 пришлось еще неделю провести в условиях повышенной радиоактивности - вырубать все деревянные конструкции, снимать линолеумные покрытия и т.п, потому что служба радиоционной безопасности не давала разрешения на проведение доковых работ по заделке разорванного борта, как представляющих опасность для здоровья рабочих судоремонта. НИКАКИХ ОТМЕТОК О ПОЛУЧЕННЫХ ДОЗАХ В МЕДИЦИНСКИХ КНИЖКАХ ЧЛЕНОВ ТРЕХ ЭКИПАЖЕЙ,УЧАСТВУЮЩИХ В СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ, СДЕЛАНО НЕ БЫЛО.

      Трудно что либо комментировать....ком в горле. РАЗВЕ МНОГО РАЗ ПОКЛОНИТЬСЯ В ПОЯС ЭТИМ ЛЮДЯМ. 
       О  них, таких вот Свербиловых и сотен других, еще  расскажут потомкам. А сегодня  ПРО ТАКИХ написаны стихи :
        " Я люблю людей негибких, честных,жестких и прямых. Хоть колючих, да не липких и душою не хромых. Трудно жить таким порою, часто битых не за что. За других стоят горою, для себя ни  се,ни то... Я люблю людей бедовых, не боящихся утрат, ко всему всегда готовых и НЕ ЖАЖДУЩИХ НАГРАД. Потерявших, переживших, но нашедших и не злых. Силу духа сохранивших и по-русски, удалых. Нежных, тонких и ранимых, но не сдавшихся тоске В час крутой - НЕУМОЛИМЫХ, русских, преданных  земле.Я люблю людей бедовых, насмотревшихся на свет, радость детских чувств медовых, уносящих в бездну лет. Я ХОЧУ,ЧТОБ ЛЮДИ ЭТИ - ДОНКИХОТЫ ПРОСТОТЫ, ВЕЧНО ЖИЛИ НА ПЛАНЕТЕ ЭСТАФЕТОЙ ЧИСТОТЫ ! "      ( из сборника "Служу Отчизне !  автор В.Данилов ).

                                                         ***

Немає коментарів: