ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

суботу, червня 09, 2012

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ДЛЯ ПОДВИГОВ

Светлой памяти первого покорителя глубины 2000 метров Сергея Петровича Антоненкова и первого командира группы специальных подводных лодок Леонида Георгиевича Лей, посвящается. 
      «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством оно сначала робко выйдет за пределы атмосферы, а затем завоюет все Околосолнечное пространство», — эти слова великого Циолковского справедливо звучат и в отношении другого «космоса». Такого же неведомого, опасного и манящего к себе вечными загадками любопытного от природы человека, но только космос этот плещется у наших ног и начинается с приставки «гидро».
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1278/314        Робкая попытка выхода за «пределы атмосферы» для севастопольских подводников означала освоение последними черноморских глубин до 500 метров. За несколько лет интенсивной эксплуатации самого первого подводного аппарата на Черноморском флоте и тем более — во всем Советском ВМФ АРС-1, а затем СПС-1 подводниками был получен ценный опыт, навыки и, что немаловажно, уверенность в своих силах.
      Многочисленные погружения аппаратов, ведомых уверенной рукой их командиров-офицеров Юрия Карелина, Василия Маврина, Анатолия Котигороховского, Геннадия Моисеенко и Олега Цыпина показали, что глубины в 300-500 метров уже стали доступными и относительно изученными, а оттого — порог неизвестности человека о море отодвинулся еще на йоту.
      Можно было двигаться еще дальше, то есть еще глубже.
      Осенью 1973 года на Черноморский флот пришел подводный аппарат совершенно новой конструкции — «Поиск-2-1». Условно он обозначался, как проект 1832 и имел рабочую глубину погружения 2000 метров.
      К этому же времени судоподъемное судно-катамаран «Коммуна» было переоборудовано в спасательное судно для несения различных типов подводных аппаратов.     
     На «Коммуне» дополнительно разместили систему баллонов высокого давления ВВД-400 и систему зарядки аккумуляторных батарей. Между двумя корпусами-поплавками «Коммуны» была специальная площадка с кильблоками, куда поднимался и устанавливался перевозимый подводный корабль, установили лабораторию «Пролив - К» с аппаратурой перезаписи и обработки полученной информации с научно-исследовательских подводных аппаратов.
      Ввиду новизны и значительной технической оснащенности специальной поисковой аппаратурой «Поиск-2-1» получил статус «опытного» аппарата. Как и на самолете, на нем «на всякий случай» разместили так называемый «черный ящик» — прибор «Эра-4». В момент погружений и всплытий магнитная лента с 54 дорожками фиксировала рабочие параметры глубоководного новичка.
     «Поиск-1-2» по существу был подводной исследовательской лабораторией и имел потенциально широкий спектр работ. Он мог записывать и выдавать параметры по всем основным группам.
      Гидрографическая группа включала в себя курс, скорость, широту и долготу исследуемого места. Благодаря аппаратуре бокового и кругового обзора можно было произвести гидрологическую съемку грунта в радиусе 2000 метров. Доплеровский лаг при 10-часовом плавании давал ошибку в определении местоположения всего в 12 метров.
      Геофизическая группа касалась в основном магнитных и гравиометрических измерений. Цепью измерении в этом случае было магнитное и гравитационное поле Земли.
      Гидрологическая группа была представлена наиболее полно. Можно было замерять температуру и соленость забортной воды, ее электропроводность, прозрачность, освещенность, снимать параметры биолюминесцентности, подводных течений, фиксировать гамма и бетта излучения.
       Сразу по прибытии «Поиска-2-1» начались его испытания, которые проходили по напряженной программе в течение двух лет в 1974-75 годах.
      Испытания проводились сначала на средних глубинах, медленно приближаясь к отметке в 2000 метров.
       Именно тогда впервые было замечено в Черном море необычайное природное явление. На глубинах с 1700 метров до 2000 метров наблюдалась абсолютная прозрачность воды. В иллюминаторах не было ни малейших взвесей и каких бы то ни было плавающих частиц, по которым подводники обычно визуально могли определять действительность погружения.
       В этом промежуточном слое из-за сверх прозрачности воды создавалось ложное впечатление «зависания» в толще, хотя цифры на панелях приборов заверяли людей в обратном. Явление это было тогда абсолютно неизученным, впрочем, оно таким же неизученным осталось и по сегодняшний день. В дальнейшем эти прозрачные морские сотни метров получили название гидрологических линз.
       15 декабря 1975 года происходило рекордное погружение «Поиска-2-1» на дно Черного моря.
         «Коммуна» с «Поиском» прибыла в одно из самых глубоководных мест Понта Эвксинского, расположенного в 40 милях к югу от мыса Херсонес.
      В состав подводной экспедиции входили — командир подводного аппарата капитан 3 ранга Сергей Петрович Антоненков, помощник командира по электромеханической части капитан-лейтенант Александр Мосунов, помощник командира по научно-исследовательской работе — мичман Филипп Бобров.
      В погружении принимали участие председатель государственной комиссии капитан 1 ранга Николай Мышкин и главный конструктор проекта 1832 Юрий Сапожков.
      Зависнув, как в гидрологической линзе, аппарат через некоторое время достиг глубины в 2000 метров, после чего погружение продолжилось до глубины 2026 метров.
      Это событие было большим успехом не только Советского Военно-Морского Флота, но и всего Советского Союза. Жаль, что тогда, ввиду секретности экспериментов, событие такого ранга, во всем мире относящееся к уникальным, у нас не получило надлежащей огласки, а люди, штурмующие гидрокосмос, остались широкой публике неизвестными. Постараемся хоть сейчас исправить положение и воздать должное мужественным морякам, конструкторам и корабелам, построившим подводное чудо техники.
     Проектировался подводный аппарат в конструкторском бюро «Малахит». Главным конструктором проекта был Юрий Константинович Сапожков, его заместителем — Генрих Григорьевич Кацман, а построили глубоководный аппарат на верфи ЛАО — Ленинградского Адмиралтейского объединения под зорким оком главного строителя Дмитрия Тимофеевича Логвиненко, строителей и ответственных сдатчиков — Шая Шаевича Гертика и Леонида Павловича Лазуты и Сергея Ивановича Васильева, сдаточных механиков — Александра Викторовича Сафронова и Григория Ивановича Кутузова.
      Большая группа прекрасных специалистов более чем с 20 предприятий и организаций Советского Союза участвовал в рождении и сдаче аппарата. Низкий им поклон огромная благодарность за их самоотверженный труд.
    ЛАО создало много самых разнообразных подводных аппаратов. Многие севастопольцы знают и гражданские подводные лаборатории «Бентос-1» и «Бентос-2», базировавшиеся долгие годы Камышовой бухте. Семейство «Бентосов» тоже пришло к нам из цехов ЛАО.
      ... После удачного глубоководного эксперимента наверху подводников ждало новое испытание Процесс погружения на самое дно Черного моря занял у «Поиска-2-1» девять часов. Когда аппарат всплыл, то оказалось, что Понт Эвксинский оправдал свое первоначальное название — Море Бурное.
      На поверхности бушевал настоящий шторм, и «Коммуна» была не в состоянии принять аппарат обратно к себе на борт. Создалась критическая обстановка, тем более что энергоресурсы подводного аппарата находились на пределе.
      Тогда ВМ-416, на мостике которого стоял и искусно управлял маневрами судна мичман Павел Ткачук, в условиях штормового моря, взял на буксир «Поиск-2-1».
    28 часов длилась буксировка подводного аппарата в базу! Измучились моряки основательно, как на ВМ-416, так и на «Поиске-2-1», который для таких переходов не был приспособлен вообще — и волны потому бросали его, как хотели.
     Начатый глубинный успех закрепили моряки-надводники. Без особых происшествий «Поиск-2-1», ВМ-416 и «Коммуна» возвратились в Стрелецкую бухту.
    После подписания приемного акта в течение трех последующих лет «Поиск-2-1» проходит опытную эксплуатацию. По ее результатам коллективом специалистов «Пролив-К» под руководством Леонида Лей было написано и издано практическое руководство по производству исследований и обработке полученной информации с подводных аппаратов проекта 1832.
      Второй аппарат АС-8 проекта 1832 был передан флоту в 1980 году, третий — АС-24 — в 1988 году, четвертый АС-27 — в 1990 г., показывая, что прорыв в глубину продолжается планомерно и целенаправленно.
      Командиром АС-8 был К. Севрюгин, АС-24 — капитан-лейтенант А. Аскерашив, АС-27 — В. Чукавин.
     В дальнейшем, после комплекса сдаточных работ из Севастополя АС-24 ушел на Северный флот, АС-27 — на Тихоокеанский.
   Погружением за отметку в два километра закончилась первая фаза штурма гидрокосмоса.

Немає коментарів:

Дописати коментар