ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

четвер, липня 19, 2012

Сломанная стрела (с архива)          
У берегов Гренландии 40 лет лежит под водой потерянная американская атомная бомба. Об этом сообщила британская вещательная корпорация BBC. Историю, похожую на политический триллер, журналисты обнародовали сразу после того, как истек срок секретности, и нашли очевидцев произошедшего.

Стратегический бомбардировщик Б-52 нес дежурство на американской военной базе North Star Bay в Гренландии. Тогда, в 1968 году, США всерьез полагали, что первый ядерный удар СССР нанесет именно по этой северной базе, потому в каждый полет бомбардировщики брали на борт бомбы с ядерным зарядом. В тот ноябрьский день 40 лет назад стратегический бомбардировщик Б-52 с четырьмя ядерными бомбами на борту не вернулся на базу. Самолет разбился неподалеку от берегов Гренландии.
http://faq1.ucoz.ua/blog/slomannaja_strela/2010-03-19-74

Пилот бомбардировщика Джон Хог спустя почти полвека после инцидента рассказал о произошедшем: "Ситуация вышла из под контроля. В кабине пилотов начался пожар, и через пять минут мы уже практически не контролировали машину. Впервые в жизни я вынужден был послать сигнал SOS". Еще один пилот разбившегося Б-52, Джо Ди-Амарио, свидетельствует: "У нас было всего несколько минут, чтобы дотянуть до военной базы в Туле [Гренландия], мы даже видели посадочные огни, но положение стремительно ухудшалось. Машину спасти не удалось".

                        

Для местных жителей случившееся стало шоком. При падении самолета сдетонировали топливные баки. Свидетель катастрофы, наблюдавший падение самолета с берега, рассказал: "Я увидел взрыв. Вначале не было слышно ничего, но я увидел чудовищной силы взрыв". Еще один свидетель падения Б-52 поделился своими воспоминаниями об увиденном: "Мы сидели в баре. Это было обычное воскресное утро, когда пришли новости о том, что самолет с ядерными бомбами упал в океан, пробив льды. Люди испытали шок".

Сразу после авиакатастровы были снаряжены поисковые команды. С места катастрофы вывезли сотни тысяч кубометров радиоактивного снега и льда. Искали долго, на место падения бомбардировщика даже пришла подводная лодка. Были найдены и успешно обезврежены три ядерных заряда, однако четвертую бомбу найти так и не удалось, хотя официально было объявлено, что все последствия авиакатастрофы ликвидированы, бомбы найдены и подняты с морского дна.

Очевидец случившегося, местный житель, вспоминает: "Мы были молоды и были рады помочь американским военным. Они собирали остатки самолета и оборудования, погрузили все в контейнеры и отвезли на базу. Нам особо не рассказывали, как на самом деле обстоят дела".

       

Всех, кто принимал участие в спасательной операции, поблагодарили, а дело закрыли, убрав в архив под грифом "секретно" на долгие 40 лет. Теперь установленный законодательством США срок секретности истек, и стало ясно, что Гренландия последние 40 лет живет на ядерной бомбе. Местные жители вновь испытывают страх, который однажды уже пережили. В любой момент соленые воды океана могут разрушить металлический ядерной боеголовки, и тогда радиоактивная начинка попадет в воду, что, безусловно, приведет к экологической катастрофе.Инциденты с ядерным оружием в вооруженных силах США
4 декабря 1965 года, Япония : с авианосца ВМФ США сорвался с подъемника и затонул бомбардировщик с атомной бомбой на борту.

16 января 1966 года, Испания, поселок Паломарес: разбился бомбардировщик Б-52 ВВС США. На землю упали четыре термоядерных бомбы, у двух из которых взорвались запалы. В итоге территория, прилегающая к месту падения, подверглась радиоактивному заражению.

21 января 1968 года, Гренландия, авиабаза США: бомбардировщик Б-52 ВВС США загорелся в воздухе, при этом четыре термоядерные бомбы упали в воду. Одну из них не нашли до сих пор.

20 сентября 1980 года, США: авария на ракетной пусковой установке – взорвался топливный бак межконтинентальной баллистической ракеты "Титан II". Один человек погиб, 21 получили ранения.

30 августа 2007 года, США: в ходе учений на бомбардировщик Б-52 ВВС США по ошибке погрузили ядерное оружие. Ошибку обнаружили, когда самолет уже пролетел над всей территорией США.

                   

Спущенный на воду в 1959 году, "Скорпион" был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.

Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, "Скорпион" только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для "Скорпион". Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение "Скорпион" были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

                          

Строительство "Трешер", стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМСВоенно-морские силы США под командование капитан - лейтенанта Д. Харви. Американские судостроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев. Летом 1962 г. "Трешер" была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.

10 апреля 1963г., через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике лодка затонула с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель "Челенджера" много лет спустя.

                                        

К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМСВоенно-морские силы США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну "Атлантис -2" и батискафу "Триест". В поисковых операциях учавствовало несколько десятков боевых кораблей ( в том числе и атомные подводные лодки ), а также другие суда и спец средства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки "Трешер" и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно опредилить место её гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41 градус 43 минуты с. ш. и 64 градуса 57 минут з. д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идёт о катострофах на подводных лодках, с точностью установить не удалось.

                              
Хроника аварий на атомных подводных лодках СССР и России

4 июля 1961 г. В Атлантике терпит бедствие АПЛ К-19 проекта 658. Причина аварии - падение давления в теплоносителе первого контура реактора, что привело к смертельному облучению ряда членов экипажа. 8 человек погибли.
24 мая 1968 г. В Атлантике на опытовой подлодке К-27 проекта 645 произошла серьезная радиационная авария. Погибли 9 человек.
8-10 марта 1968 г. Подводная лодка К-129 проекта 629А затонула, вероятно, из-за столкновения с АПЛ ВМС США "Сордфиш", приблизительно в 700 милях к северо-западу от острова Мидуэй. Погибли 98 человек. ЦРУ подняло носовую часть подлодки в 1974 г.
9 октября 1968 г. Подводная лодка К-131 проекта 675 столкнулась в Баренцевом море с иностранной подлодкой в районе Кольского полуострова. Погибших нет.
15 сентября 1969 г. Подводная лодка К-19 проекта 658М при входе в Белое море столкнулась с американской подлодкой "Гэтоу", предположительно участвовавшей в разведывательной операции. По данным российского ВМФ, американская лодка получила более тяжелые повреждения. Жертв нет.
12 апреля 1970 г. В Атлантике подлодка К-8 проекта 627 затонула в результате пожара в кормовых отсеках. Погибли 52 человека.
20 июня 1970 г. В Тихом океане недалеко от Камчатки, подлодка К-108 проекта 675 столкнулась с американской ударной подводной лодкой "Тотог", начала тонуть, затем всплыла и благополучно вернулась на базу. Погибших нет.
14 июня 1973 г. Подлодка К-56 проекта 675 столкнулась в Тихом океане около Находки с научно-исследовательским судном "Академик Берг". 27 человек ее экипажа погибли.
21 октября 1981 г. В Японском море на подходах к Владивостоку подлодка С-178 проекта 613 столкнулась с рефрижераторным судном и затонула. Погибли 31 человек.
18 июня 1984 г. На подлодке К-131 проекта 675, находившейся в Атлантике, произошел пожар в электротехническом отсеке. Число погибших - 13 человек.
10 августа 1985 г. На подлодке К-431 проекта 675 произошел тепловой взрыв на одном из реакторов во время перегрузки активной зоны на заводе в бухте Чажма (Тихий океан). Погибли 10 человек. Сейчас отстаивается в Павловске.
6 октября 1986 г. На подлодке К-219 проекта 667А произошел взрыв в ракетной шахте. Погибли 4 человека. 7 апреля 1989 г. Подводная лодка "Комсомолец" проекта 685 затонула в результате пожара к югу от острова Медвежий в Норвежском море. Погибли 42 человека.
12 августа 2000 г. атомный ракетоносец проекта 949А, находясь на полигоне боевой подготовки Северного флота, затонул в 90 км от берега на глубине 107 м. Причина аварии - взрыв собственной испытательной торпеды, количество погибших 132 человека.

По данным экологической организации «Белуна», с 1956 года в авариях на советских (российских) атомных подводных лодках погибли по крайней мере 507 человек (всего их было с 1956 г. по 1994 г. более 145. ). Наиболее серьезные аварии, вызванные пожарами в энергетических установках, заканчивались затоплением подводных лодок (в результате аварий ядерных установок происходил перегрев активной зоны реактора). Помимо крупных аварий на атомных подводных лодках (АПЛ) было множество аварийных происшествий и поломок, которые зачастую приводили к выбросу радиации. Большинство АПЛ, потерпевших крупные аварии, базировались на Северном флоте. АПЛ Северного флота терпели бедствие из-за множества различных поломок и происшествий, не связанных с ядерной энергетической установкой и не приведших к гибели людей. Это столкновения с другими подводными лодками, пожары при нахождении в базах или на судоремонтных заводах, попадание в сети рыболовецких судов, происшествия при тренировочных запусках ракет, столкновения с айсбергами и т. д. Сейчас на дне океана покоятся семь атомных подводных лодок: две американские («Трешер» и «Скорпион») и пять советских (К-8, К-219, К-278 «Комсомолец», К-27, К-949А «Курск»).

Четыри атомные подводные лодки СССР погибли в результате аварии. Одна была затоплена в Карском море по решению властей из-за невозможности восстановления и дороговизны утилизации. На всех потерпевших катастрофу советских АПЛ реакторы были заглушены. Следует отметить, что аварий, приведших к гибели АПЛ, на атомном флоте России (с 1991 года) не было. Однако на Северном флоте имели место аварии ядерных энергетических установок, приведшие к серьезным последствиям.

 
Первую катастрофу потерпела атомная подлодка К-8 (пр. 627А класса «Ноябрь») в 1970 году. Она затонула в Бискайском заливе, погибли 52 человека. В апреле 1970 года подводная лодка возвращалась с учений. 8 апреля в третьем(центральный пост) и восьмом отсеках почти одновременно начался пожар. Лодка всплыла. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, лодка осталась без электроэнергии. Дизель-генераторы запустить не удалось. Оставшихся в живых членов экипажа эвакуировали на верхнюю палубу лодки и на корабли, подошедшие на помощь. К 10 апреля, на вторые сутки, был израсходован запас воздуха. В седьмой и восьмой отсек начала поступать вода. К вечеру 10 апреля часть экипажа была эвакуирована на суда сопровождения. Утром 11 апреля в 6.20 в результате потери продольной устойчивости лодка затонула на глубине 4680 м.

                                     

В октябре 1986 года в Атлантике, к северу от Бермудских островов, затонула лодка К-219 (пр. 667А класса «Янки»), стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Погибли четыре человека. В октябре 1986 года на АПЛ, возвращавшейся с боевой службы, произошла авария в ракетном отсеке. Причиной аварии послужил взрыв в одной из ракетных шахт, в результате была нарушена герметичность четвертого (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали поступать пары ракетного топлива, газы продуктов горения и вода. Подводная лодка всплыла. Несмотря на поступление воды, в четвертом аварийном отсеке возник и не утихал пожар. Произошло короткое замыкание в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта. Компенсирующую решетку реактора правого борта удалось опустить вручную. При проведении этой операции погиб матрос. Подводная лодка, находясь на поверхности, медленно теряла запас плавучести по причине заполнения водой цистерн главного балласта. Была выведена из действия установка левого борта. Экипаж был эвакуирован на суда спасения, командир остался в рубке вместе с девятью членами команды. Постепенно стал нарастать крен на нос. По этой причине подводники были вынуждены покинуть корабль. 6 октября в 11.03 подводная лодка затонула на глубине 5000 м. Причина взрыва в шахте осталась невыясненной. Согласно существующим версиям, пожар возник из-за неисправностей в самой шахте или произошло столкновение К-219 с американской подводной лодкой. АПЛ была оборудована двумя атомными реакторными установками и имела на борту 16 ракет с ядерными боеголовками.

В апреле 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» (пр. 685 класса «Майк»), погибли 42 человека. Это был уникальный титановый корабль с глубиной погружения до 1000 м. В апреле 1989 года лодка возвращалась с боевой службы, находясь на глубине 160 м в водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий. 7 апреля в 11.03 была объявлена аварийная тревога по причине возникновения пожара в седьмом отсеке. Через 11 минут с момента начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. В результате пожара возникли короткие замыкания, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки. Произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления, что способствовало усилению пожара. Подводная лодка лишилась электроэнергии и запаса воздуха высокого давления. К 17.00 начал резко возрастать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести и продольную устойчивость. Началась эвакуация экипажа на спасательные плоты, которых оказалось недостаточно. Спасательные лодки, сброшенные с самолета, были слишком далеко, и экипаж воспользоваться ими не смог.

                

В 17.08 подводная лодка затонула на глубине 1685 м. Погиб командир и 41 член экипажа. Плавбаза «Александр Хлобыстов», которая подошла для спасения только через 81 минуту, взяла оставшихся на поверхности моря подводников на борт. На плавбазу были подняты 25 моряков и тела пяти погибших. Точной причины возникновения пожара установить не удалось.

                   

12 августа 2000 г. В 23 часа 30 минут "Курск" не вышел на связь и в соответствии с требованиями нормативных документов подводная лодка была объявлена "аварийной". Были подняты по тревоге поисково-спасательные силы флота, которые вышли в район вероятного нахождения корабля и начали его поиск. Две американские подлодки и норвежский институт сейсмических исследований зарегистрировали два мощных взрыва в Баренцевом море. Российские военные в 11 часов 44 минуты в районе нахождения "Курск" зарегистрировали третий взрыв.

13 августа 2000 г. В 4 часа 36 минут гидроакустической аппаратурой крейсера Петр Великий был обнаружен корабль, лежащий на грунте. В 7 часов 00 минут Министр обороны Сергеев доложил президенту, что лодка найдена, и будет предпринята попытка спасти экипаж. В 10 часов 00 минут на место трагедии прибыли спасательные суда Северного флота. В 18 часов 00 минут прошел первый спуск спасательного аппарата. Однако при касании корпусом лодки спасательный снаряд ударился о нее и вынуждены был всплыть. Через 30 минут попытка была повторена, однако спасательный аппарат не сразу нашел подлодку. По данным военных источников, признаки жизни экипаж "Курск" подавал до 14 августа. Это был сигнал "СОС - вода".

14 августа 2000 г. C 11 часов 03 минуты информационные агентства, телеканалы со ссылкой на пресс-службу Северного флота сообщили о "неполадках на атомной многоцелевой подводной лодке "Курск". Подводники, по утверждению военных, были живы, и связь с ними осуществлялась "через условные сигналы методом перестука".

15 августа 2000 г. В акватории Баренцева моря в 20.00 начались аварийно- спасательные работы по оказанию помощи атомной подводной лодке "Курск". В работах участвовали 15 боевых кораблей и судов Северного флота.

16 августа 2000 г. Bечером командование ВМФВоенно-морской флот получило санкцию президента России на привлечение иностранной помощи для спасения атомной подводной лодки "Курск". Спасательным аппаратам не удалось пристыковаться к "Курск". В ВМФВоенно-морской флот сослались на сильное придонное течение и крен лодки, которые помешали закрепиться на корпусе субмарины.

   

17 августа 2000 г. Bсе попытки пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки вновь окончились неудачей. Норвежский корабль с британской мини-субмариной LR-5 и спасателями на борту вышел из Трондхейма и направился в район бедствия. Судно с норвежскими водолазами подойдет позже.

18 августа 2000 г. Достоверных данных о состоянии лодки и экипажа по-прежнему нет.

19 августа 2000 г. Вечером в район бедствия подошло норвежское судно с британской мини-подлодкой LR-5.

20 августа 2000 г. Начался международный этап спасательных работ по попытке спасти экипаж АПЛАтомная подводная лодка "Курск" с участием норвежских и британских водолазов и техники. К 17 часам норвежским водолазам удается отвернуть вентиль аварийного люка "Курск". Норвежцы заявили, что зеркало комингс-площадки (отшлифованная поверхность для герметичности стыковки) вопреки заявлениям представителей ВМФВоенно-морской флот не деформировано.

21 августа 2000 г. В 13 часов 35 минут норвежские водолазы открыли внутренний люк подлодки "Курск", в девятом отсеке оказалась вода. В 17 часов 07 минут официально объявлено о гибели экипажа подводной лодки.

22 августа 2000 г. Президент России своим указом объявил 23 августа днем траура и во второй половине дня вылетел в Североморск.

Немає коментарів:

Дописати коментар