ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, липня 24, 2012


Ракетная подводная эпопея. Часть II(окончание)


 ОБЫЧНО в 60-е годы и корпус лодки, и приборы внутри ее красились в шаровый цвет, что вообще-то в те времена было правильно и не вызывало сомнений, хотя внутри лодки всегда было от такой покраски как-то казенно и неуютно. И вот на ПЛ С-69 по инициативе старпома Алексеева С.Г. было принято решение покрасить приборы и даже дизеля белой и слоновой эмалью. Это было так необычно, что сначала многие утверждали: это невозможно, подводники в свих промасленных грязных робах моментально все испачкают и в лодке будет еще неуютнее. Но мы с Алексеевым имели уже такой опыт, когда на ПЛ С-96 при ее подготовке для встречи президента Ганы Квам Инкруме мы частично покрасили приборы внутри лодки сурмином (белая эмаль особо высокого качества) с ведома НШ флота контр-адмирала Смирнова Н.И. (впоследствии первого заместителя ГК ВМФ) и убедили командира ПЛ капитана 2 ранга Кржижановского В.И.: надо красить.
http://blackseafleet-21.com/news/10-12-2011_raketnaja-podvodnaja-epopeja-chast-ii
Тщательно и аккуратно покрасили все внутри ПЛ. И наши отсеки преобразились. Чисто, светло, уютно, хотя и непривычно. Но видели бы вы, как моряки сами, без указаний старпома поддерживали порядок в лодке. Не дай Бог, если кто-то по неосторожности запачкает где-то прибор или переборку, матросы сами разбирались с таким по-своему.
Вначале на бригаде народ посмеивался над нами, но скоро поняли, что так жить и служить много приятней и стали сами изыскивать возможности, где бы получить белую или слоновую эмаль   в нужном количестве. А для ракетных ПЛ такая покраска вскоре стала нормой. Впоследствии все ПЛ уже при постройке красились так, как это делали черноморские подводники-ракетчики.
В целях обеспечения скрытности от визуального наблюдения самолетов корпуса ПЛ стали красить снаружи черной краской. Так подводники ушли от шаровой краски как изнутри, так и снаружи.
Были, правда, на отдельных ПЛ попытки довести дело до абсурда, когда снаружи корпус ПЛ натирался суконками из матросских шинелей, чтобы он горел на солнце. Но это не прижилось ввиду полной ненадобности и, вполне естественно, вызывало смех подводников.
ДУМАЛИ ПОДВОДНИКИ и как обеспечить повышенную скрытность РПЛ при прорыве рубежа ПЛО и в то же время обеспечить меры безопасности плавания. Особенно нас заставила задуматься об этом гибель РПЛ С-80 на Северном флоте.
Одной из вероятных причин ее гибели считали нанесение ей таранного удара надводным кораблем в период проведения ею зарядки АБ при нахождении под устройством РДП в ночное время в условиях ограниченной видимости. Такое действительно могло быть в условиях снежных зарядов, состоянии моря 3–4 балла, когда не обеспечивается безопасность плавания ПЛ при ведении обзора горизонта и воздуха в перископ. Да и плавание под РДП не являлось панацеей от обнаружения ПЛ противолодочными силами, как это считали отдельные командиры РПЛ, сводя на нет обеспечение безопасности плавания. Некоторые командиры ПЛ вообще считали подобное плавание под РДП показателем смелости и решительности командира. К сожалению, отдельные флотские начальники поддерживали таких командиров.
Но командиры РПЛ, пришедшие с Северного флота – С-162 капитан 2 ранга Сергеев И.В., С-164 капитан 2 ранга Изюмов А.А., С-158 капитан 2 ранга Крестовский А. – более вдумчиво относились к обеспечению такого плавания (в том числе и под РДП), которое обеспечивало сбалансированность достижения скрытности ПЛ и ее безопасности плавания. Этому их, наверное, научила более суровая и сложная обстановка Крайнего Севера. И они стали применять такие способы проведения зарядки, как на стопе с не полностью продутым главным балластом, что резко уменьшало отражающую радиолокационную способность и уменьшало этим вероятность обнаружения ПЛ береговыми и корабельными РЛ – станциями; движение в надводном положении во время зарядки по рекомендованным курсам движения транспортных судов, что имитировало движение ПЛ под движение транспортов.

  НАЧАЛИ хорошо продумывать использование лодочных РЛС в режиме однообзора. Оказывается, если хорошо настроить РЛС по эхокамере в подводном положении, подготовить ее к работе, то кратковременное использование РЛС в режиме секторного однообзора с излучением редко может быть обнаружено противником, а командир ПЛ по десятимильной, как правило, шкале получает полную обстановку. И это стало использоваться командирами РПЛ, а впоследствии и командирами торпедных ПЛ при атаках ОБК, ДЕСО, КОН.
Вахту стали на СП "Накат" нести непрерывно одновременно оба радиометриста. Это обеспечило исключение задержки доклада об обнаружении работы корабельных и особенно самолетных РЛС. Правда, было тяжеловато обоим радиометристам бодрствовать всю ночь напролет, но ничего – уйдет лодка под воду – поспят, там уж будут акустики бодрствовать. Да и вообще, ночью при зарядке АБ мало кто из подводников отдыхает, у каждого находится работа. Да и положение ПЛ в этот период наиболее опасное, поэтому не до сна, надо выполнять поставленную задачу, а ее стремились выполнять всегда на отлично. Этого от подводников-ракетчиков на берегу ждут, а подводники об этом в море помнят.
Уйдя после зарядки АБ на глубину, подводники стремились сохранить точность места, плавая на больших глубинах – 50 м и более. Дело в том, что на этих глубинах в Черном море действовали устойчивые по направлению и величине подводные течения, учет которых давал хорошие результаты в удержании точного счислимого места. Вот лишь один пример.
Ракетная ПЛ С-69, прорывая противолодочный рубеж, в течение 42 часов находилась на глубине более 80 м (командир задал глубину 100 м). Лодка не всплывала, система НГС для нее не работала, велось чистое счисление пути ПЛ. Грамотное использование Атласа течений (издания наших гидрографов ЧФ) обеспечило ей невязку при всплытии всего 3 кбт. Конечно, этого трудно было достигнуть, плавая в поверхностном слое, где течения неустойчивые, зависящие от действующих в это время ветров, и, как правило, не обеспечивается их точный учет по направлению и величине. А ведь ошибка в величине всего 0,2 узла приведет при плавании в течение 42 часов к невязке в счислимом месте до 8,5 миль, т.е. чистой двойке при выполнении ракетной стрельбы.
Вообще штурман-подводник применяет все способы удержания точного места в подводном положении, используя характерное расположение изобат, отличительные глубины, перепады глубин, используя эхолот. Но особенно тщательно следят за точностью счислимого места штурмана РПЛ.
Вот такая комбинированная работа всего экипажа ПЛ и позволяла скрытно пройти мощный противолодочный рубеж, оставаясь необнаруженной и точно занять район огневой позиции (РОП), т.е. того района, откуда будет произведен ракетный пуск и куда должны были не допустить РПЛ противолодочные силы флота.
РАКЕТНАЯ СТРЕЛЬБА, как правило, проводилась в назначенное время (обычно ранним утром), но иногда и по приказанию. Все учебные пуски ракет производились с разрешения Руководителя стрельбы. Подводной лодке назначались контрольные точки, из которых лодка должна была доложить о готовности к ракетной стрельбе, получить разрешение на начало предстартовой подготовки, сообщить координаты своего счислимого места. Донесение сразу сравнивалось Руководителем с фактическим местом, и оценивалась уже предварительная работа всего экипажа по обеспечению точности плавания.
Но надо было еще до пуска ракет определить поправку курсоуказания всей навигационной системы. Это был крайне важный элемент в обеспечении точности полета ракет к цели, и поэтому штурмана при каждом всплытии под перископ искали самую низкую звезду над горизонтом и, используя АНС "Лира", определяли эту поправку. Если позволяла обстановка, обеспечивалась скрытность, то ПЛ всплывала на перископную глубину в момент восхода Солнца так, чтобы захватить момент появления над горизонтом его верхнего края – именно таким способом достигалась наибольшая точность определения поправки курсоуказания. А так как надо было выявить не только точечное значение поправок, но и их тенденцию, не допустить промаха, то в подводном положении по Методике, разработанной штурманами-черноморцами совместно с гидрографией флота, велся график сличения, который, хотя и с ошибками, но позволял следить за состоянием ошибок в курсе, вырабатываемом навигационной системой. Так что штурмана – и лодочные, и флагманские, и контролирующие – работали практически непрерывно и особо ответственно, контролируя действия друг друга.
И вот, наконец, пришли в назначенную точку в РОП, там уже находится корабль-контролер с Руководителем стрельбы, и, как правило, на этот момент на контрольном корабле находился кто-то из заместителей командующего флотом. А после того, как руководители партии и правительства, находясь на отдыхе в Крыму, захотели своими глазами увидеть старт ракет и стали выходить на стрельбы, то с ними выходил в море и командующий флотом.
Мы почти всегда знали, кто из высоких гостей будет наблюдать за стрельбой, и это всегда налагало особую ответственность за честь и своей лодки, и флота, и ВМФ в целом и заставляло изрядно поволноваться. Скрывая волнение, приступали к последнему, самому ответственному этапу стрельбы.
Опять все зависело от четкости, слаженности работы корабельного расчета по пуску ракет, а это фактически весь экипаж. И хотя радистам в момент всплытия в контрольной точке надо было срочно установить связь с Руководителем стрельбы и сделать донесение о готовности ПЛ к стрельбе, они уступали антенну "ВАН" штурманам, чтобы те взяли последнее контрольное место ПЛ по РСВТ-1, проявляя особую сдержанность и доброжелательность в это время.
Наконец, счислимое место утверждено командиром ПЛ и передано на корабль-контролер, определена и введена после анализа поправка курсоуказания. Весь экипаж замер, корабль-контролер молчит, там идет анализ нашего места, нашей готовности к пуску ракет, проверяется еще раз чистота зоны стрельбы, чистота района цели, трассы (она составляет 400 км и более). И вот от Руководителя стрельбы такое долгожданное: "Старт разрешаю!". Эта команда многое значит. А именно: что ПЛ, прорывая противолодочный рубеж, не обнаружена противолодочными силами; что счислимое место РПЛ соответствует предъявляемым требованиям; что командование флота и Руководитель стрельбы верят, что на ПЛ все в порядке и она безаварийно сможет выполнить ракетные пуски. Это воодушевляет экипаж, но вздыхать облегченно и радоваться рано. Впереди самый сложный – завершающий этап ракетной стрельбы. Напряжение экипажа обрывается командой командира лодки "Боевая тревога!" и после доклада о готовности лодки к бою, – именно к бою, а не просто к выполнению каких-то элементов боевой подготовки, – новая команда: "Предстартовую подготовку начать! Подводная лодка на боевом курсе".

 По этой команде в лодке устанавливается тишина, слышна работа любого механизма. ПЛ лежит на боевом курсе и через короткое время определится и станет понятным всем, что экипаж сделал за прошедший год, чего достиг, на что способен, достоин ли он звания отличного экипажа, выполнит ли свои обязательства перед Родиной. Мелькает мысль: "Так и будет в годы войны, и ПЛ, заняв район огневых позиций, ляжет на боевой курс, чтобы уничтожить врага своим ракетным ударом. И экипаж сделает все, не считаясь со своими жизнями, чтобы нанести ракетный удар по береговым целям противника, хотя знает, что после пуска РПЛ будет обнаружена и по ней будут применены противником все виды оружия. Но это после пуска ракет, выхода их из контейнеров, когда почти неминуемо ими будет нанесен сокрушительный удар по врагу. Для этого мы и учимся день и ночь".
Сосредоточенно работают штурмана и ракетчики, операторы на всех боевых постах. Командир поднялся в боевую рубку к командирскому пульту.
Идет подготовка приборов ракеты, ввод данных от штурманов в ракетный комплекс. Как никогда ракетчики и специалисты штурманской боевой части чувствуют локоть друг друга, готовность ответить на любой запрос, на любую задержку. Как правило, все идет хорошо. Пеленг и текущая дистанция постоянно вырабатываются в ракетном комплексе и вводятся в приборы ракет. Обычно готовятся к пуску обе ракеты.
Наконец, предстартовая подготовка закончена. Пройдены все готовности, все функционирует нормально, ракетный и навигационный комплексы в сопряжении работают без замечаний. Идет доклад командиру, что к ракетному пуску готовы.
Командир дает команду: "Всплывать на перископную глубину". Командир БЧ-5 РПЛ знает, что всплывать надо быстро, но крайне аккуратно, не допустить кренов, дифферентов, почти на ровном киле, ибо это – тоже точность пуска ракет. И механики священнодействуют, никто не вмешивается в их работу. Свое дело они знают отлично.
Акустики непрерывно докладывают о чистоте горизонта от надводных целей. Перископная глубина! Команда командира: "Всплывать в позиционное положение". Эта команда звучит только на ракетной ПЛ и только перед пуском ракет. На всех ПЛ после всплытия на перископную глубину, осмотра командиром ПЛ горизонта обычно звучит команда: "Продуть средний". По команде командира БЧ-5 продувается средняя группа цистерн главного балласта, и лодка всплывает с креном и дифферентом в позиционное положение. Крен и дифферент со всплытием ПЛ отойдут к нулю. В обычных условиях это значения не имеет.
 На РПЛ командиру БЧ-5 опять пришла пора показать свое искусство. Трюмные так продуют среднюю, что лодка всплывает, как на блюдечке, – нет ни крена, ни дифферента. Им помогает боцман горизонтальными рулями – не залихватски задирает нос ПЛ, чтобы с шиком выскочить на поверхность, а сдерживает возникающий дифферент. Лодка всплывет в результате их действий на ровном киле. Это очень важно для точности курсоуказания,  гироскопов ракеты. Ведь только ПЛ всплыла в позиционное положение, командир дает команду: "Старт разрешаю".
Вступает в силу неумолимый закон: старт ракет надо произвести в кратчайшие сроки и уйти на глубину. Ведь старт-то надводный и лодка потеряла свое основное свойство – скрытность. Она беззащитна в это время, ее может расстрелять любой самолет и даже катер, атаковать вражеская ПЛ.
ПЛ еще не всплыла, а командир БЧ-2 командует: "Поднять контейнеры". Только их подняли – сразу команда: "Открыть крышки контейнеров". Крышки открыты, запускаются двигатели ракет, выводятся на полный газ. Запускаются двигатели обеих ракет сразу. Неправильно написано в книге "Подводные силы ЧФ", что ракеты запускаются по очереди, так как одна будет мешать другой. Волноотбойники устроены так, что они защищают одну ракету от воздействия газов другой.
И вот обе ракеты вышли на полный газ. Стоит рев, свист, кажется, что сейчас ПЛ взлетит на воздух вместе с ракетами, как самолет. Всем телом ощущаешь, даже внутри прочного корпуса, мощь маршевых двигателей ракеты.
Доклад командиру: "Ракеты к старту готовы". Все их параметры проверены, они все в норме. Все последние данные текущего пеленга залпа и дистанции залпа введены.
Командир в боевой рубке на командирском пульте управления нажимает красную кнопку "Старт" (эту красную кнопку первым нажал капитан 3 ранга Кржижановский В.И., за ним капитан 2 ранга Геек Э.А., капитан 2 ранга Сергеев И.В., капитан 2 ранга Изюмов А.А., капитан 2 ранга Крестовский А. Это были первые командиры РПЛ на ЧФ. Они готовили и осуществили черноморскую ракетную подводную эпопею).
И сразу же чувствуешь, как сорвалась с направляющих и вышла из контейнера одна ракета. Доклад командира БЧ-2: "Левая ракета вышла", и снова нажатие красной кнопки командиром ПЛ, и сразу же срыв другой ракеты. Доклад командира БЧ-2: "Правая ракета вышла". Сразу же – команда командира ПЛ: "Срочное погружение", а тут уж не зевай, закрывай крышки, опускай контейнеры. Командир БЧ-5 становится злым, как черт, и сразу без передышки дает команду: "3аполнить концевые, заполнить среднюю". Доклад командиру ПЛ: "Принят главный балласт". Командир командует: "Боцман, ныряй на глубину 30 метров. Дифферент 7 градусов на нос". Моторы уже работают средним ходом, автоматически по сигналу: "Срочное погружение". Уже никого не интересует, с каким креном, дифферентом и скоростью погружается ПЛ на глубину – надо это сделать в кратчайшие сроки.
Все, как в сказке. Только что над водой гремели ракеты, лодки не видно, все закрыто дымом и паром. Из этого грохочущего жара одна за другой молниями выскакивают ракеты и исчезают в пространстве.
И вот развеялся дым и пар, и ничего нет. Нет уже и лодки – она на глубине, только успокаиваются взбудораженные ее погружением волны моря, а над ними стелется дым, выпущенный двигателями ракеты. Поэтому при первом пуске очень волновались руководители и высокие гости:  "А где же лодка?". И это, порой, переходило в ажиотаж:  что с подводной лодкой, где она?! Наш мудрый контр-адмирал Георгий Васильевич Лазарев отвечал, как всегда, спокойно: "Лодка выполнила послестартовое маневрирование и ушла на глубину". Но этому не верили и подозревали, что с лодкой что-то случилось. Даже комфлот, порой, спрашивал Лазарева: "Георгий Васильевич, а на лодке все нормально?" Обычно ответ звучал так: "Да все нормально, товарищ командующий. Скоро всплывет".
А тем временем ПЛ выполняет послестартовое маневрирование, стремясь как можно быстрее уйти с места старта ракет, так как это место уже засечено противником и сейчас будет нанесен удар противолодочным оружием, идет слежение за полетом ракет. За ними наблюдают радиолокационные станции кораблей-контролеров по трассе полета ракет, береговые РЛС, принимает их РЛС корабля-контролера в районе боевого поля, где ракеты должны приводниться и где должно быть определено их боковое отклонение от назначенной точки и отклонение по дальности. Полет ракет длится 20 и более минут, и все это время сохраняется напряженнейшая обстановка по всей трассе полета ракет.
ПЛ всплывает в надводное положение, в лодке тишина, выполняются только команды по продуванию главного балласта, ракетчики осматривают контейнеры, офицеры БЧ-2 и штурмана проверяют еще раз все расчеты данных, что введены в приборы ракетного комплекса. И все ждут результата стрельбы.
Как же действует на нервы, когда Руководитель стрельбы запрашивает какие-либо дополнительные сведения, даже самые элементарные! Кажется, что с ракетами что-то случилось, что они ушли в сторону, не дошли до цели, поэтому и уточняет Руководитель данные стрельбы.
На корабле Руководителя стрельбы идет в это время оценка трассы полета ракет, собираются и наносятся на планшет данные по слежению за ракетами от всех источников наблюдения за ними, оцениваются эти данные по точности и, наконец, вырабатывается оценка отклонения мест падения ракет от назначенной точки (или щита).
Руководитель стрельбы, если ракетная стрельба не требует более тщательного анализа, сообщает первые данные по отклонению ракет. И если они измеряются метрами, экипаж ликует. Все поздравляют друг друга с успешной стрельбой. Командир, как правило, доводит данные стрельбы до всего экипажа и благодарит экипаж за проделанную колоссальную работу. ПЛ, получив разрешение, следует в базу, уже ни от кого не прячась и не уклоняясь.
И как-то непривычно, что обнаруженные корабли и самолеты не являются "противниками " и от них не надо уклоняться.
Уже возникают мысли, а окажется ли эта стрельба такой, чтобы обеспечить получение приза Главнокомандующего ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по береговой цели? Не окажется ли наш соперник более удачливым? Но пока кажется, что лучше уже ничего сделать невозможно, и что эта ракетная стрельба обязательно принесет экипажу приз ГК ВМФ.
А пока подводники переходят к своей будничной работе. Начинается пополнение ВВД, зарядка аккумуляторной батареи, лодка чистится от накопившегося мусора, убираются трюмы от воды и подтеков масла, выбрасывается накопившаяся регенерация. Коки заранее продумали и готовят праздничный ужин экипажу, который раньше почти не замечал вкуса еды, так как все мысли были о предстоящем деле.

 Смена поколений. Контр-адмирал Борис Царев и капитан 1 ранга Анатолий Варочкин
ПЛ ПЕРЕХОДИТ К ПОВСЕДНЕВНЫМ ДЕЛАМ, но каждая ракетная стрельба остается в памяти каждого члена экипажа надолго. Это, как зарубка на линии жизни: уж очень много ей было отдано сил, умения и мастерства. Любой моряк помнит каждую ракетную стрельбу ПЛ, пока он служит на ней, а потом уносит эту память и гордость за свою сопричастность к этому настоящему делу к себе на малую родину, где, наверное, не раз расскажет о ней своим друзьям и землякам.
После ответственных стрельб командиры ПЛ награждаются, как правило, орденами Красной Звезды, "Знак почета", остальные – медалями, ценными подарками, грамотами, отпусками на родину, благодарностями.
Вот так была выполнена и первая прицельная стрельба на максимальную дальность. Выполнена с минимальными отклонениями ракет по дальности и боковому отклонению, исчисляемых всего метрами. Сделал это экипаж ПЛ С-69 во главе с командиром Вячеславом Ивановичем Кржижановским. Она же впервые и получила Приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по береговой цели. Наверное, потому, что ПЛ сделала это первой в ВМФ, она это делала из года в год. Менялся экипаж, менялись командиры ПЛ и офицеры, но оставался костяк экипажа, оставались традиции, и РПЛ С-69 оставалась флагманом среди черноморских РПЛ.
ПРИХОДИЛИ НОВЫЕ ракетные лодки на Черноморский флот, они с годами перенимали опыт черноморцев, создавали отличные экипажи, отлично выполняли ракетные стрельбы. Это ПЛ С-46, С-162, C-164, С-158. Они даже порой завоевывали и отбирали у С-69 Приз ГК ВМФ, но флагманом все же оставалась С-69, по ней равнялись.
Главное, выполнив эту первую прицельную стрельбу, мы поняли, что наша 155 ОБПЛ, получив боевые РПЛ, приобрела новое качество. Она стала ракетно-торпедным соединением подводных лодок. Ее боевая мощь неизмеримо выросла, и скоро РПЛ стали нести боевую службу и боевое дежурство, оставаясь могучим средством обеспечения безопасности черноморских рубежей. Противник скоро понял, что на его действия по установке на территории Турции баллистических ракет средней дальности, дан адекватный ответ. В Черном море появились РПЛ.
Вот так начиналась черноморская ракетная эпопея, которая продолжилась появлением на Северном и Тихоокеанском флотах подводных ракетных стратегических крейсеров.
Нельзя не назвать замечательных черноморцев подводников-ракетчиков, с которых ведет начало отечественный ракетный подводный флот: вице-адмирал Лазарев Г.В., адмирал Самойлов В.А., капитан 1 ранга Маркелов Н.А., контр-адмирал Кобельский Л.И., контр-адмирал Алексеев С.Г., капитан 1 ранга Кржижановский В.И., капитаны 2 ранга Геек Л.А., Сергеев И.В., Изюмов А.А., Крестовский, Завгородний И.Н., капитан 1 ранга Карлов А.А., капитан 1 ранга Касьянов А.А., вице-адмирал Рябинин И.И., капитан 1 ранга Шипков В.П., капитан 1 ранга Ковалев Я.А., капитан 2 ранга Барышев В.П., капитан 1 ранга Матвеев В., капитан 3 ранга Водолага В.А., капитан 1 ранга Супрунович В. и многие, многие другие. Я перечислил только первых, кто стоял у истоков черноморской ракетной эпопеи. Пусть моряки-подводники помнят этих первопроходцев подводного ракетного флота. Это они, не считаясь ни с какими трудностями, освоили ракетное оружие и умело применяли его впервые на Черном море. Заслуга их огромна перед нашей страной.
Честь и слава подводникам-ракетчикам – черноморцам! Они всегда будут служить примером выполнения своего воинского долга.
Контр-адмирал в отставке Борис ЦАРЕВ

Немає коментарів:

Дописати коментар