середу, серпня 15, 2012

«НЕПРИЧЕСАННЫЕ» МЫСЛИ КАПИТАНА 2- ГО РАНГА В.В.СТЕФАНОВСКОГО (архив)

 Как уже известно, эхо трагедии с подводной лодкой "Курск" в Баренцевом море отозвалась во всех уголках России. Даже в "нерусском" Севастополе погибших подводников оплакивают их близкие: матери, жены, дети. Катастрофа породила много домыслов относительно ее причин. О причинах можно лишь гадать. Но, в ряду этих причин есть и те, которые непременно способство­вали столь тяжелым последствиям. Об этих причинах, о социальной незащищенности подводни­ков говорилось уже давно. Но у ряда высоких адмиралов это вызывало лишь стойкое раздраже­ние. В повседневный, и, даже, научный оборот, вошли известные всем слова: обиженные, демаго­ги, критиканы, неудачники. К сожалению, все, о чем ранее говорилось, получило свое очередное подтверждение.
http://morsobranie.com.ua/ 
Вопрос подготовки экипажей, и коман­диров в особенности, — один из главных в вопросах безава­рийности и безопас­ности мореплавания, Начальную подго­товку матрос прохо­дит в учебном отря­де — в "учебке". Очень часто ново­бранца там учат офицеры, не нашед­шие себя на подвод­ной лодке, професси­онально непригод­ные, выпивохи, спи­санные с подплава по состоянию здоровья, нахо­дящиеся не в ладу с дисциплиной и моральными нормами. После "учебки" салаги, придя на под­водную лодку, охватываются Курсом подготовки подводных лодок. Непосредственное участие в их подготовке и, особенно, в воспитании в прочном корпусе принимают и старослужащие - "деды", по-флотски — "годки". Так вот, на подготовку экипажей часто не доставалось и половины предусмотренного Курсом боевой подготовки срока. Кроме того, из-за некомплекта личного состава подводников собирали в одну лодку со всего со­единения. И знания и практические навыки до­бывались уже в море. Мой комбриг капитан 1 ран­га М. Поведенок так и говорил: "Захотят жить – научатся". Позже, для реализации своего "мето­да" подготовки подводников он получил большие возможности: стал адмиралом и получил назна­чение в штаб Северного флота.

Не знаю, что говорил начальник штаба 2-й фло­тилии ТОФ контр-адмирал О. Ерофеев, отправ­ляя неисправную лодку на учение, но учеба в море обошлась в 16 могил.

А кто мог стать командиром подводной лодки? Офицеры допускались на командирский мостик, в первую очередь, по признаку партийной при­надлежности и политической зрелости. Потом – по признаку родственных связей, личной предан­ности начальнику. Профессионализм не был ре­шающим фактором при рассмотрении кандида­та на командирский мостик. А уж его человечес­кие качества – доброта, чуткость были просто обу­зой. Такого командира всерьез никто не воспри­нимал. Другое дело – жесткая требовательность, граничащая с жестокостью, а то и с самодурством. Такого боялись подчиненные и уважали началь­ники. Такой офицер считался перспективным. Правда, потребность в командирских кадрах в силу огромного боевого состава флота была высокой, и командиром, в принципе, мог стать любой (кроме, конечно, беспартийных).

Вот так и получилось, что командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич вместо практичес­кой торпеды при прострелке торпедных аппара­тов пальнул боевой, надолго парализовав движе­ние в Екатерининской гавани г. Полярного, где базировалась четвертая эскадра подводных лодок Северного флота.

Неловко было слушать комментарии некото­рых командиров и флотоводцев относительно причин катастрофы с "Курском". Уже упоминав­шийся А. Гусев утверждал, что виною гибели лод­ки был водород или взрыв аккумуляторов. Ни водород или "взрыв" аккумуляторов лодку до гибели не доведут. Просто, по незнанию, коман­диры водорода очень боятся и оним мерещится, даже в отставке.

Ну а как к подводникам относится государ­ство, флотоводцы, отцы-командиры? Какова их ответственность за жизнь подводника? Выше упо­минались спасательные средства. К ним относят­ся, кроме бачков аварийной пищи, аварийного ин­струмента, аварийных фонариков, которые всегда или отсутствуют или неисправны, еще и аварий­ные буи, и всплывающие камеры. Так вот, по сло­жившейся традиции, чтобыих в шторм не поте­рять (дефицит), эти устройства перед выходом в море намертво приваривались к корпусу. То есть, ПЛ К-429 в этом плане не была исключением. Об этом знали все — и командиры, и проверяю­щие готовность к выходу офицеры штаба флота. Знал об этом и Главком, так как и его путь в высокий кабинет лежал через командирский мо­стик. Кстати, это положение притупляло жела­ние подводника изучать средства спасения. Не случайно "комсомольцы" во время аварии не мог­ли толком воспользоваться спасательными пло­тиками. В свое время у нас были построены две лодки-спасатели. Одна из них спасала экипаж за­тонувшей в 1981 году на ТОФ ПЛ С-178. Не прижились и они на флоте: из-за отсутствия средств и из-за ущербной системы ценностей, сло­жившейся у правительственных и военных чи­нов, эти лодки, под условным названием "Ленок", умерли естественной смертью. Одна из них и сама претерпела аварийное происшествие, связанное с отравлением экипажа выхлопными газами.

В 1980 году к борту плавбазы "Иван Колышкин", которая обеспечивала функционирование 51-й оперативной бригады подводных лодок в Сре­диземном море, в котором я провел полжизни, подошла атомная подводная лодка 670 проекта с двухметровой поперечной трещиной прочного корпуса в районе выдвижных устройств. Во из­бежание заливания отсека забортной водой тре­щина была заклеена эпоксидной смолой. С огра­ничением глубины погружения до 70 метров лод­ка была отправлена в базу, о чем было доложено в ГШ ВМФ. Позже от командира БЧ-5  В. Кривотулова я узнал, что по распоряжению того же ГШ ВМФ лодке по дороге домой пришлось еще нести службу в Северной Атлантике. Такая вот забота о подводниках, такая вот, боевая готовность.

В 1962 году в период Карибского кризиса че­тыре дизельные лодки 641 проекта были отправ­лены на устрашение Америки. Подводники хо­рошо знают, что представляет собой Северная Атлантика в осенне-зимний период. Знали об этом и в Главном штабе ВМФ. Знали в Главном шта­бе и систему противолодочной обороны США и с какими силами придется столкнуться нашим "дизелям". Как известно, дизельной подводной лодке периодически приходится всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторной бата­реи, пополнения запаса воздуха высокого давле­ния, вентилирования отсеков, удаления бытовых отходов и отработавших пластин регенерации воздуха. Все это при современной противолодоч­ной обороне (ПЛО) делает ее весьма уязвимой, вероятность скрытного ухода лодки после при­менения оружия практически равна нулю. Ем­кость батареи обеспечивает продолжительность пребывания под водой при самом экономичном режиме не более трех суток. Потом, независимо от обстановки наверху, нужно всплывать. Но это, так сказать, военно-техническая сторона дела. Есть и другая – бытовая. На 85 человек экипажа под­водной лодки 641 проекта – 30 коек. Так что подводник для отдыха устраивается на запасных торпедах, на дизелях, в аккумуляторных ямах, а то и просто на палубе. Но это не главное. Особен­ностью, существенной и понятной для подводни­ка, является ограниченный запас пресной воды: четыре литра на человека в сутки. Мытье, чист­ка зубов только водой из океана. Проблема с во­дой усугублялась еще и тем, что основной запас пресной воды находился в забортной цистерне и она, эта вода, часто засаливалась из-за нарушения герметичности цистерны. Через внутреннюю ци­стерну третьего отсека проходили топливные тру­бопроводы, и вода в ней часто оказывалась с при­месью соляра. Не удивительно, что подводник суп из забортной воды запивал компотом наполови­ну с соляром. Правда, подводным лодкам часто срок боевой службы Главным штабом продле­вался, и тогда и суп из забортной воды казался вполне съедобным. Для примера скажу, что на ПЛ Б-36, принимавшей участие в разрешении Ка­рибского кризиса, суточная норма воды составля­ла 250 (двести пятьдесят) граммов. Но и это для подводника мелочь. Даже 2% -ное содержание уг­лекислого газа в атмосфере отсека он переносил со свойственным ему энтузиазмом и терпением. Ну, это небольшое отступление. Маленькая деталь.

Претерпев изнурительный переход через Север­ную Атлантику, наши "дизеля" всплыли в окру­жении кораблей ВМС США. Длительное пресле­дование и неисправности материальной части ис­тощили запас плотности батареи и воздуха высо­кого давления. Командир ПЛ Б-130 капитан 2 ранга Н.А. Шумков, оказавшись без хода из-за неисправности дизелей, находясь в плотном коль­це кораблей НАТО, решил, было, пальнуть всем имевшимся в его распоряжении арсеналом обыч­ных и ядерных торпед по ближайшему авианос­цу. Тем более что получил неопределенную ин­струкцию: действовать по обстановке. Возможно, отмена в последний момент торпедной атаки и удержала мир от гибели. Но для командира Шумкова, как он считает сам, дело не в этом. Главный штаб ответственности за применение оружия на себя не взял, возложил ее на командиров. Кроме того, высокие чиновники из Главного штаба, в том числе и Главком адмирал С.Г. Горшков, не со­мневались, что лодки будут обнаружены и, в слу­чае развития конфликта, уничтожены, так как ока­зались в ситуации неадекватного военного и тех­нического превосходства сил НАТО. После "раз­бора полетов" в Министерстве обороны многие ко­мандиры жалели, что всплыли. Кто чего еще не­допонимал, то на встрече с офицерами после воз­вращения из похода начальник Политуправления Северного флота адмирал Ф.Я. Сизов внес ясность: "А мы вас живыми и не ждали".

Подводники быстро забывают и про компот с соляром, и про водород, 60-ти градусную жару в отсеках, про воздух пополам с углекислым га­зом и топливными парами. Но мысль о том, что они оказались заложниками политических амби­ций, не даетим покоя до сих пор. Правда, не все на эту "мелочь" и обратили внимание.
Цель, даже самая авантюрная и сомнительная – любой ценой. Эта цена – человеческая жизнь. Операция по защите далекой Кубы под кодовым названием "Анадырь" обошлась нам в 57 могил. Останки погибших покоятся на Кубе. На их воз­вращение на родные погосты у Родины, которой служили ее защитники, не хватило средств.

"Партия и правительство", даже путем преда­тельства своих защитников и народа, навязывали миру социализм.

А как хоронили? - Украдкой, в чужих гарнизо­нах, ночью, чтобы не будоражить общественное мнение. 2 марта 1972 года жители Полярного на взгорье в Кислой губе к своему удивлению обна­ружили свежее массовое захоронение. Это братс­кая могила подводников ПЛ К-19 из состава 1-й флотилии АЛЛ. Как всегда, флот принял все меры, чтобы это тяжелое происшествие скрыть. Даже тела погибших 28 подводников доставили из За­падной Лиды в Полярный для погребения.

Во время аварии 4 июня 1961 года на этой же подводной лодке восемь человек получили зап­редельную дозу облучения. По мере угасания в Московской клинической больнице их хоронили на Кузьминском кладбище. Памятник - малень­кая пирамидка со звездой наверху. Лишь спустя 37 лет, когда их могилы уже совсем не прогля­дывались среди чертополоха и бурьяна, силами общественности и руководства "Мосэнерго" им был установлен "человеческий" памятник.

Довести подводника до гибели и сдать на руки родителей и общественности — вот кредо адми­ралов, на деле бывших не флотоводцами, а пере­страховщиками и чинодралами.

Почти четыре года бились осиротевшие семьи "комсомольцев»-севастопольцев об увековечива­нии памяти погибших. Я обратился к командо­ванию Черноморского флота. Вскоре получил ответ: на памятники на флоте средств нет, не по­ложено. Правда, начальник финансового управ­ления полковник Н.П. Макаров в строжайшем секрете оплатил часть счетов "Морского собра­ния". Памятник трем севастопольцам, погибшим на "Комсомольце" был установлен. Спустя де­сять лет я хочу, не таясь, выразить признатель­ность и уважение полковнику Н.П. Макарову за человечность и понимание ситуации. Только жаль: нет уже его в живых...

Ну, а как реагируют отцы-командиры на ги­бель своих людей и кораблей своего соединения? Может, подают рапорт об увольнении? Нет. Про­являют командирскую твердость и не сдаются. Известный нам контр-адмирал О. Ерофеев, вско­ре после катастрофы с К-429 стал командующим 1-й флотилией атомных подводных лодок Север­ного флота. Под его "командованием" утонул "Комсомолец", ушедший на боевую службу со сбор­ным экипажем, неисправной материальной час­тью и исчерпанным ресурсом систем и механиз­мов. Вскоре после этой трагедии он стал коман­дующим Северным флотом. Упоминавшийся выше командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич, когда в его экипаже застрелился матрос, растерянно воскликнул: "Ну  все, теперь снимут!" Не сняли. Позже он даже стал командиром ди­визии подводных лодок. В период его командо­вания при погрузке боезапаса на АЛЛ оборва­лась и упала ракета. Погибло семь человек. Тоже не сняли. Вице-адмирал В. Зайцев, начальник Главного Технического управления, отвечающий за техническую исправность, нормы эксплуатации кораблей и их ремонт, после гибели "Комсомоль­ца" стал полным адмиралом. А попытавшийся разобраться в причинах гибели "Комсомольца" Герой Советского Союза вице-адмирал Е. Чернов был тут же уволен в запас, хотя Главком В.Н. Чернавин незадолго до этого отзывался о нем, как об одном из лучших специалистов флота.

Подробно состояние дел в "прочном корпусе" в 1990 году было доложено ГК ВМФ Адмиралу Флота Советского Союза В.Н. Чернавину. Реак­ция Главкома была однозначной: "Негативщина!" А автор исследования из флотского перспектив­ного офицера превратился в сторожа садоводчес­кого кооператива. - Система вольностей не про­щала, флот же, как и армия, стояли на страже си­стемы.

Прочный корпус должен быть герметичен! Сор из отсеков не выносить! Спустя десять лет я эту ориентацию Главкома вспомнил. "Курск" для это­го является серьезным основанием.

Как мы уже знаем, непременным условием для занятия офицером командирского мостика яв­ляется его политическая зрелость. Что это такое? Не знаю. Но, по возвращении из автономного по­хода ПЛ К-318 из состава 9 эскадры ПЛ ПЛ, имевшей два аварийных происшествия, тяжкие увечья подводников, состояние материальной ча­сти, едва позволившее ошвартоваться к родному причалу в п. Видяево, командир лодки капитан 1 ранга Д. Смирнов доложил командиру эскад­ры: "Матчасть в строю, личный состав здоров. Готов выполнить любое задание партии и прави­тельства". В служебной характеристике Д. Смир­нова было записано: политически зрелый.

Покончивший с собой матрос из экипажа ПЛ Б-169 жаловался заместителю командира брига­ды подводных лодок по политчасти капитану 2 ранга Н. Захаренко, что его избивают "годки". Замполит посоветовал ему потерпеть - "деды" скоро демобилизуются, а соцсоревнование оглас­кой можно завалить. Матрос, как мы помним, уро­ков воспитания не вынес. В представлении очень "застенчивого" Н. Захаренко, о чем знало все со­единение, к очередному воинскому званию "ка­питан 1 ранга" была отмечена его моральная ус­тойчивость и политическая зрелость. В служеб­ной характеристике вице-адмирала О. Ерофеева на должность командующего Северным флотом, кроме моральной устойчивости и политической зрелости, был отмечен еще и высокий профессио­нализм.

Кстати, как формировался корпус замполитов? По прибытию на корабль не все молодые офице­ры могли в установленный срок сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению своим подразделением и часто именно они составляли резерв будущих политработников.

Но многим механический, минерский, штурман­ский хлеб просто казался слишком черным. Вот и стал неудавшийся механик Н. Захаренко ин­женером человеческих душ и победителем соц­соревнования. Звание "капитан 1 ранга" получил вовремя.

Сейчас это уже не "замполиты", а "заместители командиров по воспитательной работе". Но сути это не меняет.

Начальник политотдела 4-й эскадры подводных лодок Северного флота контр-адмирал В.Е. Сергодеев, человек высоких партийных принципов и политической зрелости, в своей "работе с личным составом" призывал офицеров опираться на ком­сомол. Не бояться трудностей. Проявлять боль­ше воли и настойчивости. А в свободное от "ра­боты с личным составом" время, а то и по совме­стительству, демонстрировал свою большую волю и настойчивость в вымогательстве. За мзду мож­но было получить повышение, отправку на учебу, загранкомандировку, откупиться от малых и больших служебных и бытовых оплошностей. Обо­брав эскадру, "минер-замполит" Сергодеев стал уже Членом Военного Совета флотилии в той самой Западной Лице. Там "личного состава" и возможностей оказалось еще больше. Все знали, что мина, заложенная в сознание "личного соста­ва" воспитателем Сергодеевым, сработает в сле­дующем поколении, но были рады, что его убра­ли, хоть и с повышением.

... Серия аварий и катастроф, т.е. мирные поте­ри, не подтолкнули отцов флота к совершенство­ванию системы спасения. Наоборот. Отведенные флоту средства вкладывались в строительство новых кораблей в ущерб безопасности моряка. Боевой состав флота, при этом, создавался опере­жающими темпами, напролом. А подводник до сих пор, в случае нештатной ситуации в прочном корпусе, включается в индивидуальный спасатель­ный аппарат ИДА-59, принятый на вооружение в 1959 году. А когда ситуация выходит за преде­лы прочного корпуса, то, как в случае с "Курс­ком", на помощь приглашаются страны НАТО - те, против которых мы и строили прочный кор­пус, в ущерб своему подводнику.

Чем отличается подводник 70-80-х годов от со­временного? Отличие есть, и существенное. Если раньше подводник мог взять с подводной лодки домой, в гараж гаечные ключи, лампочки, ветошь, даже спирт, то сейчас ему приходится ключи, лам­почки, ветошь, другие расходные материалы при­обретать в магазине или уносить из дому. Иначе в море не выйти.

Подводник, кому суп из забортной воды и ком­пот наполовину с соляром не кажется несъедоб­ным, к тому же еще вчера не получал и зарплату. "Нет средств". Их фактически нет: исчерпаны. Из-за гибели кораблей, навигационных происше­ствий, аварий и пожаров, непрофессионального об­ращения с техникой по причине низкой общей, морской и подводной культуры и неуважения к подводнику, в равной мере, как и к защитнику Родины вообще, флот из белопарадного мундира государства превратился в петлю на его шее.

На сколько можно было бы поднять уровень профессиональной подготовки подводника, его подводной культуры, сохрани мы те средства, ко­торые оказались истраченными на строительство утопленных кораблей и подводных лодок! Но этим не исчерпывается поток выбрасываемых средств.

Помню в 1983 году Кронштадтский морской завод (КМОЛЗ) принял в ремонт артиллерийс­кий крейсер 68 А проекта под названием "Ок­тябрьская революция". Дорого обошлась эта "ре­волюция" народу! После четырехлетней стоянки в ремонте и 5-ти миллионных затрат корабль был списан за неремонтопригодностью. Кто ответил за выброшенные деньги? Никто. На том же КМОЛЗе проходил ремонт и переоборудование под ракетно-техническую базу один из приобретен­ных у Морского флота сухогрузов 567 проекта под названием "Равенство". Когда затраты на ремонт подобрались к трем миллионам он тоже был списан по той же причине. Эсминец "Благо­родный" проекта 61 МП сразу после ремонта по­шел на разделочную базу. Стоимость его ремонта составила 5 миллионов рублей. Стоимость ре­монта уже известной нам К-429 составила около 350 миллионов рублей. В конце ремонта она за­тонула прямо у стенки 49-го судоремонтного за­вода в Петропавловске-Камчатском. После подъе­ма все началось сначала. ПЛ С-97 Черноморско­го флота, едва закончив ремонт в 1981 году на СРЗ 13, в 1982 году уже была списана в утиль. А вот просто анекдот. ПЛБ-59 Северного флота после ремонта на КМОЛЗе в 1984 году была оп­ределена в консервацию. Стоимость ремонта со­ставила 1,81 миллиона рублей. В 1989 году — расконсервирована. Ей был произведен доковый ремонт. Заменен легкий корпус, освидетельство­вана система ВВД. Стоимость работ составила 380 тысяч рублей. Техническое управление выдели­ло ей и новую аккумуляторную батарею. После ее установки подводная лодка внутренним пу­тем в транспортном доке была переведена на Черноморский флот, что обошлось флоту в 260 тысяч рублей. Не успела она прибыть на ЧФ, а в штабе флота уже лежала директива ДФ-013 от 31.01.1990 г. о списании лодки в металлолом. А в это же время по причине нехватки ремонтных мощностей и средств подводные лодки (!) ремон­тировались силами личного состава. В свое вре­мя после такого ремонта ПЛ Б-57 пришла в Сре­диземное море для несения боевой службы прак­тически раздетой: без легкого корпуса, без топ­лива, с неисправной системой воздуха низкого дав­ления, пять баллонов ВВД оказались на дне Сре­диземного моря. О состоянии подводной лодки знали и комбриг капитан 1 ранга В.А. Горохов, и командир 4-й эскадры контр-адмирал О.П. Шадрич. Провожал подводную лодку на годичную бо­евую службу первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Н.И. Ховрин: "Ни хрена! Справятся!" — Лично отдал при этом швартовый конец.

Справлялись, как мы уже знаем, не все.

В это же время, по той же причине нехватки своих ремонтных мощностей корабли и подвод­ные лодки Северного флота отправлялись на ре­монт в Югославию, на завод "Савва Ковачевич".

Ремонт кораблей ВМФ в Югославии - особая тема. Скажу лишь, что ремонт подводной лодки 641 проекта на КМОЛЗ обходился в 1,81 милли­она рублей. На "Савве Ковачевиче" - 5 милли­онов долларов. А ремонту подвергалась лишь механическая часть. ПЛ Б-94 в 1978 году, вый­дя из такого ремонта, боевую службу нести не смогла из-за неисправности главного гребного двигателя. ПЛ Б-854, выйдя из ремонта, была списана из-за коррозии шпангоутов прочного кор­пуса. Плавбаза Северного флота, выйдя из ремон­та, из-за неисправности материальной части, в т.ч. главного генератора кормовой машины, была от­правлена в ремонт уже в Союз. Потом, уже после ремонта, была тоже списана.
Я, как флагманский механик бригады, отвечал и болел за материальную часть, ее исправность и боеготовность. Как гражданин Советского Союза я еще болел и за этот Союз. Сказал представите­лю технического управления ВМФ по ремонт­ным делам в Тивате на заводе "Савва Коваче­вич" капитану 1 ранга В.И. Паршину, что, мол, ремонт тут малоэффективен, даже опасен, т.к. корабль выходил из ремонта, и очень часто, не­исправным. Даже неспециалисту видно, что, если друзья-югославы отремонтировали только энер­гоустановку, корабельные системы, корпус, т.е. БЧ-5, хотя и не всегда удачно, то материальная часть всех остальных служб к концу ремонта приходила в такое состояние, что о безопасности плавания говорить не приходилось. Не буду утом­лять читателя примерами. Приструнил меня и пристыдил представитель ВМФ: большое дело, мол, делаем, поддерживаем социалистический лагерь, а есть вот такие недоумки, которые зада­ют дурацкие вопросы. Поймите же: это, образно говоря, политический ремонт. Все остальное – мелочи. Будьте выше, смотрите дальше!

Позже, по прибытию в Союз, в родной Поляр­ный, мне за мою близорукость, за отсутствие по­литической зрелости пришлось претерпеть мощ­ный пресс со стороны особого отдела и политорганов. А в период чистки партийных рядов меня чистил сам, уже известный нам, начальник поли­тотдела эскадры В.Е. Сергодеев. Потому новый партбилет получил лишь с третьего захода. Но печать политической незрелости на мне так и осталась. До сих пор. Но дело не в этом. Конвей­ер по уничтожению народных средств работал ис­правно.

А семьям погибших 32 подводников в 1981 году на ПЛ С-178 Военно-Морской Флот выделил по 300 рублей. На траурном митинге в Североморске 15 апреля 1989 года в связи с гибелью "Комсо­мольца" матери погибшего лейтенанта А. Шостака от высокого генерала из Министерства оборо­ны досталось 250 рублей. Генерал при этом от­влек Лидию Григорьевну в сторону и заставил расписаться за "полученную сумму". Социализм – это учет!

Все вопросы, связанные с погребением погиб­ших, обустройством быта осиротевших семей ре­шались флотской общественностью с помощью пущенной по кругу флотской шапки. На соци­альную защиту подводникаи его семьи средств не предусматривалось.

А в это же время, например, на Черноморском флоте в Севастополе строились очередные памят­ники социализму. Один из них – в Алсу. Это гор­ное предместье Севастополя. Когда все уже, в об­щем, вылезают на свет божий из нор, мы эту са­мую нору начали рыть в горном массиве, чтобы гарантированно уберечь там своих адмиралов. Когда возникает вопрос социальной и техничес­кой защиты подводника после очередного про­исшествия, то он со смертной тоской в глазах смот­рит на это многомиллионное мрачное подземе­лье, где зарыты его социальные гарантии. В 1960 году похожий объект, напоминающий черную дыру, был сооружен в Балаклаве, – для укрытия боевого состава 155-й бригады подводных лодок. Одна лишь проходка – сквозной тоннель - дыра в горном массиве обошлась в 69 миллионов руб­лей. В эту дыру ушли пенсии не одного поколе­ния ветеранов. Самый свежий памятник флотс­кому руководству в Севастополе –  это незавер­шенка флотского завода ЖБИ, остовы которого, совместно с оборудованием и подведенным к нему и уже заросшим бурьяном железнодорож­ным полотном, наводят на мысль о бренности всего сущего. Сейчас обширные территории и по­мещения несостоявшегося завода обживает мел­кий домашний скот и севастопольские бомжи.

Легкую усмешку и недоумение вызывает в этой ситуации интервью известного нам О. Ерофеева, уже к тому времени ставшего командующим Се­верным флотом и полным адмиралом, в кото­ром он жалуется на государство, мол, из-за недо­статка финансирования корабли длительное вре­мя находятся без ремонта. Шоры чиновничьей безответственности не позволили адмиралу заме­тить черную дыру, куда с его собственной помо­щью уходили народные деньги.
Можно, как ни-то, понять, что государство в лице "партии и правительства" не жалело средств на свою опору — армию. Но почему эти средства так бездумно расходовались, попросту уничтожались, пониманию не поддается. Хорошо, если при ре­формировании армия и флот на эту черную дыру не наступили бы в очередной раз.

... Как могла оказаться на дне подводная лодка "Курск", унеся с собой жизни 118 подводников? Она утонула по тем же причинам, что потонули и до нее. Потому что плавала в море полной безот­ветственности, непрофессионализма, техническо­го и морского бескультурья и неуважения к про­стому труженику моря – подводнику со стороны высоких адмиралов. Впрочем, и не только со сто­роны их, флотских.

Выше уже говорилось, что приходится претер­певать подводнику, оказавшемуся в прочном кор­пусе. Вот это его терпение и неприхотливость и эксплуатировали флотоводцы нещадным обра­зом. Это подтвердил и сам высокий адмирал из Главного штаба ВМФ А. Побожий, пытаясь при­тушить общественный накал, вызванный гибелью "Курска": "Не нужно волноваться, наши подвод­ники привычные, потерпят". Другие "прошлые" адмиралы вторили своему современному колле­ге: производится плановая работа, чего там не­рвничать! Этим сказано все.

Непосредственной причиной гибели "Курска" могло быть и простое столкновение. Дело в том, что в учениях всегда "принимают участие" и не­прошеные гости из НАТО. Маневрирование "Кур­ска" без учета этого обстоятельства вкупе с недо­статочным наблюдением за подводной обстанов­кой могло привести к тяжелому навигационному происшествию. В подобной ситуации оказалась уже упоминавшаяся АПЛ К-19, когда 15 ноября 1969 года в полигоне боевой подготовки столкнулась с американской АПЛ "Гетоу". Но К-19 по­везло больше. Уместно отметить, что командир "Гетоу" после столкновения занял исходную по­зицию для торпедного залпа по К-19. Ну, как иН.А. Шумков в Саргассовом море. Кто знает, мо­жет на этот раз подводная дуэль и состоялась

Не исключена возможность и взрыва внутри лодки. ПЛ Б-37 в 1962 году по этой причине погибла прямо у причала. Внутренний взрыв, кро­ме того, мог быть следствием столкновения.

Подводные столкновения – это особая статья. В истории нашего флота их было достаточно. Наши – с нашими, наши – с американцами, наши - с островом, с грунтом, как Б-6, и т.д. В 1981 году на учениях НАТО в Средиземном море нашу атом­ную подводную лодку переехал американский эсминец "Koninchem". С обломками его винтов, впившихся в ограждение боевой рубки, лодка пришла в Западную Лицу. В 1979 году ПЛ Б-6 по невнимательности командира капитана 3 ран­га А.П. Бекетова столкнулась с ГКС на мерной миле в Рижском заливе. Позже, в 1982 году, в полигоне боевой подготовки ей не хватило глу­бины и она с ходу ударилась о грунт. На борту лодки находился начальник штаба 96-й бригады подводных лодок капитан 1 ранга А.В. Пакканен. Уместно отметить, что практически все ава­рийные происшествия, катастрофы и другие боль­шие и мелкие неприятности случались и проис­ходили именно тогда, когда на борту находился старший - "дядька". Уже известная нам подвод­ная лодка Б-94 из состава 42-й бригады ПЛ Се­верного флота в простых условиях при выполне­нии торпедных стрельб столкнулась в Кольском заливе с торпедоловом. Опрокинутый кверху ки­лем торпедолов унес с собой семь человек.

Присутствие старшего на борту корабля с не­подготовленным экипажем и командиром нис­колько не решало проблемы безопасности и беза­варийности плавания. И старший на борту вмес­те с экипажем становились заложниками соб­ственного непрофессионализма и низкой морской культуры. Уже упоминавшаяся ПЛ Б-6 с началь­ником штаба на борту из-за неточности в расче­те дифферентовки не могла погрузиться. Сообща решили загнать подводную лодку ходом на глу­бину. Хотя и с трудом, но это удалось. На глубине 50 метров раздался взрыв в районе 5 отсека и лодка камнем пошла вниз. С помощью всего за­паса воздуха высокого давления, максимального хода лодка с большим трудом "из глубины при­шла домой". Что же произошло? Носовая выго­родка топливной цистерны № 6 оказалась неза­мещенной. А это – 9 тонн веса. После разрыва цистерны на глубине при большой инерции лод­ка утяжелилась на эти 9 тонн, усугубив ситуа­цию. При одинаково безответственной, как и в случае с К-429, подготовке лодки к выходу в море Б-6 повезло больше. В такой же ситуации уже упоминавшаяся К-429 оказалась на дне.

А что же касается столкновений, то объектом подводного тарана для Б-59 из состава 4-й эскад­ры подводных лодок Северного флота стало побе­режье Фарерских островов.

Плавание под водой – это не только ответствен­ность, но и очень важный элемент не просто мор­ской, а подводной культуры. И командир тут — голова. Все на нем. По одной из похожих на прав­ду версий ПЛ К-129 в 1968 году и затонула в результате столкновения с американской лодкой "Суордфиш".

Дело в том, что при подводном столкновении среди участников инцидента правых нет, есть толь­ко жертвы. Это главная особенность подводного плавания. Под воду требования МППСС не рас­пространяются. Сейчас многие видят причину ка­тастрофы в столкновении с иностранной ПЛ. Может быть и так. Я думаю, что это именно так. Но руководитель учения обязан был по много­летнему опыту знать, что всегда в районе учений присутствует чужая лодка, в равной мере, как и наша на "их" учениях. Обязан был лично обра­тить внимание командира на это обстоятельство. При непрерывном и внимательном наблюдении за подводной обстановкой и грамотном маневри­ровании участники учений и "гости" обычно "рас­ходятся по-хорошему".

Государственная комиссия в причинах катаст­рофы с "Курском" разберется, если захочет. Правда, уже, еще до разбирательства и установления при­чин катастрофы, как это было и в случае с "Ком­сомольцем", правительство за свои упущения и невнимание по отношению к подводникам реши­ло откупиться государственными наградами. И впервые — материальной помощью.

Причина взрыва в первом отсеке ПЛ Б-37, при­ведшая к катастрофе, установлена не была. Уси­лия флота были направлены на сокрытие от об­щественности самого факта взрыва. Взрыв в 1962 году у четвертого причала Екатерининской гава­ни г. Полярного не пополнил положительный багаж знаний подводников.

Возможно, только этоймалости и не хватило "Курску"...

Передавая флотский штурвал очередному Глав­кому, адмирал В.Н. Чернавин передал и флотс­кие традиции, ну, вроде, как политическое заве­щание: прочный корпус должен быть герметич­ным — если невозможно скрыть, то, хотя бы, "отмазаться"! Народ должен гордиться своей Арми­ей и Флотом и их высокой боевой готовностью. И быть в ней уверен.

А что значит "отмазаться"? Это пустить пыль в глаза общественности и тем временем, пока вы будете барахтаться в этой неразберихе, уйти в сторону от конкретного вопроса, задать встречный,' перескочить на другой вопрос или тему. Ну, как известный "Черный квадрат" К. Малевича: за­кинуть дурилку и за ней спрятаться.

Вот как отмазывается "специалист"высокогоранга в бытность начальником Главного штаба ВМФ адмирал флота К. Макаров:

"... Четвертая ПЛА затонула в 1983 году (К-429, упоминавшаяся выше — B.C.) на мелководье в районе дифферентовки у Камчатки. (Для того и производится дифферентовка, чтобы ПЛ не за­тонула на больших глубинах при первом же по­гружении). Экипаж лодки был спасен, сама она поднята, восстановлена и сейчас находится на плаву - используется как тренажер для подго­товки экипажей ПЛА. Аналогичный пример есть и на флоте США". ("Красная Звезда, 2 февраля 1991 г.) Все же легче! Непосредственно от специ­алиста высокого ранга общественность, наконец, узнала, что дифферентовка с утоплением подвод­ной лодки на мелководье допустима, а вот на боль­ших глубинах нежелательна. Хотя любой подвод­ник знает, что корректировка плавучести подвод­ной лодки (дифферентовка) производится в гава­ни на спокойной воде с целью окончательной про­верки системы погружения и всплытия перед выходом в море и подготовки ПЛ к немедлен­ному погружению в случае необходимости за пре­делами гавани, ну и чтобы не занимать попусту полигонное время, учитывая, в том числе, как правило, очень неблизкое расположение полиго­нов. Эти соображения относительно цели диффе­рентовки в гавани закреплены и организацион­но-руководящими документами ГШ ВМФ, в соот­ветствии с требованиями которых выход в море неудифферентованной ПЛ просто запрещен. Но широкая общественность Корабельный Устав и РБЖ не читает и ей можно, по мнению высокого адмирала, втирать очки и пудрить мозги. Но это — не главное и может быть воспринято, как не­достаточно продуманный ответ начальника Глав­ного штаба корреспонденту. Однако сообщение о том, что экипаж был спасен, кроме того, что не соответствует действительности, еще и безнрав­ственно. В первые минуты аварии погибло 14 человек — весь личный состав четвертого отсека. Или это по мнению начальника Главного штаба не члены экипажа?! (Это к вопросу о ценности жизни подводника).

Нет худа без добра. Не будь утоплена лодка, не было бы сейчас и тренажера для подготовки эки­пажей ПЛА. Но начальник ГШ ВМФ очень уж сократил путь ПЛ К-429 от утопления до пре­вращения в тренажер. После подъема и восста­новительного ремонта, за который налогоплатель­щик заплатил без малого 300 000 000 (триста миллионов) рублей, она снова была утоплена, уже, правда, не в море, а у заводского причала. Уже после этого, второго утопления, была снова вос­становлена и используется как тренажер.

Профессия моряка связана с риском. Это — бесспорно. Профессия подводника — тем более. Море полно неожиданностей. Все ли мы сделали, чтобы от этих неожиданностей застраховать под­водника? Все ли мы сделали для того, чтобы в слу­чае его гибели воздать ему должное: память, со­циальную защиту семье? Нет! Мы этот вопрос об­ходили стороной. Отмазывались. Даже критика недостатков была умеренной. Вот "успехи" - это подлежало безудержному восхвалению. В ущерб боеготовности и защите моряка. Можно ли в этой ситуации говорить о боевой готовности, в кото­рую мы, впрочем, верили. Давайте посмотрим.

Начнем с дежурных подводных лодок. Дежур­ная подводная лодка обычно находилась у при­чала или в точке якорной стоянки с ядерным бо­езапасом на борту и укомплектованным личным составом, "готовая выполнить любое задание партии и правительства". О дежурной подводной лодке К-429 мы уже знаем. Дизельная подводная лодка Б-2, находясь в боевом дежурстве, в 1976 году в экстренной ситуации от причала из-за не­исправности энергоустановки отойти не смогла. Может эти примеры случайны? Нет. В боевом дежурстве, в основном, оказывались корабли с ис­черпанным моторесурсом и истекшим межре­монтным сроком.

На подводных лодках постоянной готовности, которые находились в море, как ПЛ Б-34, Б-326, К-318,.сигнал аварийной тревоги практически не умолкал до возвращения в базу. Их боевое де­журство в Средиземном море заключалось в ре­монте материальной части у борта плавбазы или плавмастерской. На АПЛ К-19 сигнал тревоги не умолкал даже в базе. На АПЛ К-27 этот сиг­нал смолк только после утопления лодки у Но­вой Земли.

Составляющей частью боевого состава ВМФ яв­ляются корабли консервации, так сказать, холод­ного резерва. Есть и нормы относительно их ре­сурса. "По секрету" скажу: по ресурсу - 2/3 от полного, материальная часть – полностью исправ­на. Так вот. В 1986 году 25-й бригаде подводных лодок при комплексной проверке штабом ЛенВМБ была поставлена задача: находящуюся в консервации подводную лодку проекта 613 ввести в состав сил постоянной боевой готовнос­ти. Состояние материальной части лодки оказа­лось таково, что ни усилий адмирала   И.Х. Галустова из штаба ЛенВМБ, ни всей мощи КМОЛЗ на ввод в строй лодки не хватило. Кста­ти, на страже боевой готовности 25-й бригады подводных лодок стоял известный нам замполит капитан 1 ранга Н.В. Захаренко.

В 1989 году в состав Каспийской флотилии с целью повышения ее боевой готовности и мощи Се­верный флот передал эсминец под названием "Гриф". До того этот "Гриф" составлял "холодный резерв" Северного флота. По прибытию в Баку он буксирами был ошвартован к стенке 23-го военно­го завода: редкие механизмы могли работать без вмешательства заводских специалистов.

Не будем утомлять читателя-налогоплательщика бесконечными примерами. Но и на основании ска­занного видно, что отцы армии и флота играли с нами в высокую боевую готовность. Мне это напоминало игру в подкидного, где народ всегда оставался в дура­ках и рассчитывался за эту, навязанную игру, тысяча­ми загубленных жизней и миллиардами выброшен­ных на ветер средств. Даже поверхностный взгляд в прочный корпус флота это подтвердил. Это сугубо печальный опыт советского военного строительства. И хорошо, если реформа армии и флота пойдет с уче­том этого опыта.

Но вернемся на флот. На тот, который есть се­годня. Гибель кораблей флота не исчерпывается вышеизложенным. Гибнем еще и потому, и в пер­вую очередь потому, что государство, которому служит подводник, не считает наших могил. Не ценит наши жизни. Спросите, сколько погибло подводников в мирное время. Никто вам не от­ветит. В период подготовки к 300-летию Русско­го флота "Морским собранием" среди других ме­роприятий было предложено к флотскому юби­лею издать Книгу Памяти погибших в мирное время подводников. Но на уровне ВМФ это предложение не поддержали. Подводник оказался заложником бездушной флотской машины. Под ее колесами оказались не только подводники,но и их могилы.

А может это месть высших сил? Или наших забытых отцов-соотечественников? Или возмуще­ние самой извращенной истории Отечества? За не­уважение к культурно-историческим и нацио­нальным святыням?

В 1996 году "Морское собрание" предложило организовать поход памяти по местам сражений и гибели кораблей Русского флота в честь его 300-летия. С торжественным подъемом Андреевского флага в п. Бизерта, где 29 октября 1924 года Рус­ский флот прекратил свое существование, спустив флаг на долгие 68 лет. А, между прочим, в составе Русской (Бизертской) эскадры в Бизерту прибыли и четыре подводные лодки. Андреевский флаг слу­жил не только символом флота, но и считался го­сударственным флагом свободной России. В Бизерте до сих пор потомками россиян бережно хра­нятся культурные и флотские традиции, русский дух. Ни Министр обороны, ни Главком ВМФ идею похода не поддержали. Более того: когда среди вен­ков, предназначенных к спуску на воду на месте гибели кораблей, оказался и венок затонувшему в ноябре 1920 года эсминцу "Живой", который, не считая экипажа, стал братской могилой для 250 офицеров Донского казачьего полка, один из высо­ких адмиралов мне сделал внушение: "Венок бело­гвардейцам?! Своим опускайте!"

Как известно, эсминец "Живой" был в составе 123 кораблей Черноморского флота, на которых убыли в изгнание не принявшие революцию и Советскую власть 150000 соотечественников и офицеров флота.

До сих пор высокий адмирал не понял, что нет чужих могил...

А Черноморская (русская) эскадра, нашедшая приют в Тунисском порту Бизерта, является од­ной из ярких страниц из всей истории Российс­кого флота. Бизерта - одно из памятных мест не только флота, но и государства. Андреевский флаг, гордо развевавшийся, как символ свободной Рос­сии, на кораблях эскадры, был спущен в 1924 году. Сейчас он вернулся на мачты российских кораб­лей. А вот могилы русских офицеров до сих пор чужие. Мне это напоминает сочетание: плюра­лизм мнений в одной голове. Что касается Анд­реевского флага, то его история и символика, с учетом христианского мировоззрения россиян, вполне позволяет рассматривать его как госу­дарственный символ России. С 1920 по 1924 г.г. он эту "должность" уже исполнял официально. И до сих пор остатками русской колонии он вос­принимается как Государственный Флаг России. Но сейчас разговор не об этом...

Передо мной приказ Главнокомандующего ВМФ № 310 от 19 декабря 1986 года "Об объявле­нии памятных мест...", где нужно отдавать воин­ские почести в соответствии со ст. 695 Корабель­ного Устава. Бизерта там не значится. Не зна­чатся среди памятных мест места гибели и лин­кора "Новороссийск", и БПК "Отважный". Не значится и ПЛ К-129, ставшая братской могилой для 102 подводников, нет там и ПЛ С-80, став­шей последним прибежищем для 68 человек. Чего там только нет! А что же есть? Есть, напри­мер, место в память о восстании на броненосце "Потемкин" в 1905 году, в память о руководите­лях Севастопольского восстания, в память о геро­ических боях Каспийской флотилии с белогвардей­цами, в память о советских моряках и воинах-интернационалистах, погибших в Испании. А вот по­гибших в мирное время за свое родное Отечество можно и не помнить. Их могил среди памятных мест нет!

4 июля 1998 года я присутствовална откры­тии уже упоминавшегося памятника погибшим: на АПЛ К-19. Хотя памятник был поставлен об­щественностью, весь флотский генералитет с под­готовленной для этой цели трибуны утверждал, что флот никогда не забывает своих сынов, вот и памятник... Попросила слова мать старшины 1 статьи Юры Ордочкина, до того стоявшая тут же на коленях у его могилы. "Импровизации нам не надо. На флоте все по плану..." – оборвал ее высокий адмирал. 30 августа 1989 года исполни­лось 25 лет со дня гибели БПК "Отважный". От Графской пристани Севастополя отходил катер для опускания венков на месте катастрофы. На "юбилей" прибыли и родственники погибших. Сестру погибшего курсанта с букетом цветов от­теснил дюжий капитан 1 ранга: женщинам не положено. Этого цинизма и фальши не выдер­жит никакой, даже самый прочный корпус.

Не выдержал этого и "Курск".

По приглашению председателя думского ко­митета по обороне генерала армии А. Николаева я оказался на думских слушаниях по военной ре­форме. Все, кто принимал участие в слушаниях, в том числе и начальник Генерального штаба ге­нерал-полковник А. Квашнин, единодушно утвер­ждали, что для боеготовности армии и флота нуж­но солдата вооружить, одеть, накормить и гаран­тировать ему денежное содержание. Нельзя с этим не согласиться. Но без духовного, нравственного содержания это будет та же армия. Ничего не изменится. Пока командир не будет отвечать за солдата не только по уставу, а еще и по совести, будем гибнуть и тонуть. А для духовного содер­жания и повышения нравственного порога нет ничего другого, как эпизоды родной истории. Все с этим согласились. Хотелось бы верить, что на­ступят перемены. Политическая зрелость усту­пит место простому патриотизму.

...Кратковременная прогулка по прочному кор­пусу оставила еще много темных мест и вопросов. Уж больно высока насыщенность отсеков различ­ными устройствами и механизмами, не считая вред­ных для подводника физических полей. В лаби­ринтах прочного корпуса легко и заблудиться, даже набить шишки. Но, тем не менее, вопрос, почему командир ПЛ К-429 капитан 1 ранга Н.М. Суво­ров, в нарушение Корабельного Устава и всех суще­ствующих инструкций, вышел в море на неисправ­ной подводной лодке и сборным непроверенным экипажем, постараемся выяснить. Это важно.

Ну, во-первых. В период острого противостояния двух систем, кроме дорогостоящих мероприятий по созданию мифа о привлекательности социализма, огромные материальные и людские ресурсы были брошены на силовое сопровождение этого проти­востояния и создание мифа о военном превосход­стве. Потому-то и досталось командирам лодок, участвующих в "разрешении" Карибского кризиса за то, что всплыли. Для чинов из Министерства обо­роны в плане создания мифа о военной мощи было лучше их погубить, чем показать, с чем пришли противостоять Америке. На довод командиров, что вариантов не было, кроме, как всплывать или то­нуть, высокий генерал выбор решения подсказал: тонуть!

Нельзя сказать, что "дизеля", а в особенности лодки 641 проекта, были плохими. Они обладали достаточно хорошими техническими и эксплуатационными характеристиками и в умелых руках показали себя с самой хорошей стороны. Командир одной из лодок этого проекта капитан 2 ранга В. Чуканцов считал их лучшими в мире. Другое дело, что время их уже ушло, а атомный флот только разворачивался и вступал в эту карусель. Прихо­дилось поддерживать противостояние, чем могли. Высокая интенсивность плавания требовала боль­шого физического и морального напряжения под­водников. На учебу, планово-предупредительный ремонт обычно не хватало времени. Режим интен­сивной эксплуатации кораблей и усилия политорганов сформировали среди моряков атмосферу лич­ной готовности каждого к выходу в море, причем, с оттенком геройства, в ущерб технической готовно­сти корабля. На мелочи, тем более, никто не обра­щал внимания. А черт, как известно, кроется в ме­лочах. Не стали всенародной бедой и катастрофы кораблей. В их гибели виновных не было. Система не требовала. Правда, за утопление ПЛ К-429 ви­новный был назначен. Ее командиру капитану 1 ранга Н.М. Суворову два с половиной года пришлось "изучать Корабельный Устав" в зоне. Немногим более на лесоповале "осваивал правила расхожде­ния судов" командир ПЛ С-178, столкнувшийся с рефрижератором при подходе к базе во Владивос­токе. Для сравнения скажу, что легендарный ко­мандир ПЛ С-13 Александр Иванович Маринеско в течение трех лет "постигал закон о социалисти­ческой собственности" на Колыме за то, что "пре­ступно лежал на взятой с чердака института, где он работал, казенной койке". (Хотя, как подводник, мог спать и на полу). Флотская круговерть с оттен­ком полной безнаказанности и сформировала А. Гусева. Дальше - мы знаем. Опять же, к слову, скажу, что практически все аварийные происше­ствия, катастрофы происходили, когда на борту при­сутствовал "дядька". Это подводники так называ­ли комбрига или его заместителей, обеспечиваю­щих безопасность плавания.

Во-вторых, подводник "тоже человек", и ему, как и другим офицерам, со временем хочется выбрать­ся на свет божий. Поближе к центрам цивилиза­ции. А то и в самые эти центры. Не сидеть же веч­но в прочном корпусе. Один из наиболее желатель­ных путей в этом плане – повышение по службе. Служить - значит повышаться. Офицеры-подвод­ники повышение, обычно, связывали с боевой служ­бой, даже с учениями. По пути домой, в базу, строи­ли планы. Это вполне понятно. Даже простой пере­вод "на большую землю" считался повышением. Не­маловажным было и то обстоятельство, что жало­ванье подводника, как и военных вообще, не соот­ветствовало его многотрудной и опасной работе. Офицер в этой ситуации "добирал свое" за счет льгот и возможностей, обусловленных должностью и спе­цификой службы. Чем выше должность, тем боль­ше льгот и возможностей. Это обстоятельство тоже подталкивало закрывать глаза "на мелочи" и идти на риск. Но, поди, скажи, что для подводной лодки "мелочь"! Вдобавок ко всему, никто не хотел ока­заться под подозрением в отсутствии патриотизма, социалистической сознательности, смелости и по­пасть в бесперспективный разряд неудачников, де­магогов, а то и трусов. Все знали, что стране нужны герои. То, что обратная сторона нашего героическо­го прошлого, и не только подводного, густо усеяна трупами, знали не все. Говорить об этом было не принято.

Вот и стал командир ПЛ К-429 перед выбором: выход в море — и перевод в Ленинград, или граж­данская позиция - и вечный корпус.

Суворов выбрал море.


Мы воспитаны на принципе: цель любой ценой. Еще с гражданской войны. С пионер­ского возраста. Будем тонуть до тех пор, пока в мозгах флотских и государственных чинов­ников не утвердится принцип: любая цена за жизнь человека. Россиянина, где бы он ни был. Пока не сосчитаем свои могилы, не поклонимся им. Пока не дадим нравствен­ной, политической и экономической оценки периоду "социалистического строительства", которое в армии и на флоте продолжается до сих пор.

Хождение по прочному корпусу оказалось утомительными не только для читателя, но и для автора. Осталось попросить прощения за возможный душевный дискомфорт, причинен­ный множеством эпизодов флотской истории и лабиринтов прочного корпуса. Но жизнь под­водника, как и человека вообще, дороже ам­биций и недовольства. По сути — несопостави­мого со значением темы нашего разговора.


В.В. СТЕФАНОВСКИЙ

капитан 2 ранга, подводник

Ассоциация "Морское собрание"

г. Севастополь

тел./факс (0692) 44-16-34












Республиканский литературно-публицистический

Альманах «Маринист»

№ 2(3) – 2001 книга–реквием.

 «Мы помним, ребята!»



Немає коментарів: