четвер, вересня 06, 2012

КНИГА АВТОРА БЛОГА ВЯЧЕСЛАВА МАЗУРЕНКО "АТОМНАЯ СУБМАРИНА К-27.ТРИУМФ И ЗАБВЕНИЕ"

Часть 4-я. Начало см.1,2,3 часть

На лодках количество спальных мест строго лимитировано и соответствует штатному расписанию. Однако часто на время выхода привлекают сверхштатный л/с, и мест для отдыха не хватает. А на лодках типа "М" вообще не была предусмотрена возможность отдыха всего экипажа одновременно. Там одна смена на вахте, другая – отдыхает. В обыденной жизни люди, за исключением больных, мало обращают внимание на перепады атмосферного давления, которые являются предвестниками изменения погоды – приближения шторма, подхода антициклона, выпадения осадков. На дизельных лодках в надводном положении при работе дизелей эти перепады особенно заметны, как будто "бьют" по ушам, особенно, если не отрегулирована система общекорабельной вентиляции или лодка идёт "под РДП". 

Несколько иначе обстояло дело с обитаемостью на атомоходах.
Если у дизелистов условия обитаемости зависели от времени года и района плавания, то на атомоходах всё зависит от положения лодки – надводное оно или подводное.
Микроклимат внутри подводной лодки, благодаря большой энергопроизводимости АЭУ, обеспечивал комфортные условия обитаемости экипажа независимо от времени года и района плавания. Другое дело, когда лодка находится в надводном положении, а вахтенный офицер и сигнальщик несут вахту на мостике. Здесь ситуация более благоприятная, чем на дизельных лодках. Атомоходы имеют большие, по сравнению с дизельными лодками, размеры, поэтому мостик на них заливает меньше.
У американских подводников нет проблемы со спецодеждой для несения вахты на мостике в зимнее время. Они надевают лёгкие непромокаемые комбинезоны с электроподогревом и регулятором температуры. Мостик и место несения ходовой вахты надёжно защищены от ветра и волн.
Питьевая вода производится в достаточном количестве без ограничений. Холодильные камеры позволяют хранить значительные запасы продовольствия. Нормы продовольственного пайка выше и лучше, чем на дизельных лодках.



Современное оборудование камбуза предусматривает выпечку свежего хлеба в количестве, достаточном для всего экипажа. Норма автономного продовольственного пайка довольно-таки большая, как по стоимости, так и по калорийности – около 5500 ккал. Выше только у лётчиков-испытателей. Однако постоянные замены высококачественных продуктов более низкокачественными (твердокопченую колбасу на варёную, десертное вино на креплёное, консервы "Севрюга в томатном соусе" на "Камбалу в томате" и т.д.) не позволяют подводникам получать то, что им положено, уже не говоря о постоянных хищениях.
Нередки были случаи, когда в конце боевой службы лодке продлевали срок для выполнения новых задач. Если интендант проворовывался и фактически не брал продуктов на полную автономность, а только показывал по документам, то это могло привести к срыву выполнения боевой задачи. Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводном положении на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив-3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек, когда в подводном положении слегка "поддували" лодку, и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. С шумом дела обстояли так же, как и на дизельной лодке, только дизеля в надводном положении работали непродолжительное время для пополнения запасов ВВД. Сильный звук "свист" издавали отдельные механизмы ГТЗА.
Атомная подводная лодка способна длительное время не всплывать в надводное положение, что повышает её скрытность.
Находясь на глубине более 100 метров, атомоходы не подвержены качке и влиянию метеоусловий.



Фильм знакомит нас с устройством первой атомной подводной лодки К - 3 "Ленинский комсомол" проект 627 "Кит".

Однако на атомоходах существует постоянная угроза радиоактивного облучения. На подводных лодках первого и второго поколения личному составу немеханической службы дозиметры вообще не выдавались. На самом деле вероятность облучения может незначительно отличаться у механиков и штурманов. Конечно, главные "получатели" доз облучения – спецтрюмные, управленцы, киповцы и радиометристы. И все об этом знали.
Медицинское обеспечение в местах базирования лодок не всегда отвечает требованиям. Как правило, на лодках медосмотр л/с перед выходом на БС не проводится. Ограничивались только выборочной проверкой. Хорошо ещё, если корабельному врачу удаётся пройти прикомандирование в госпитале. Стоматологическая помощь практически отсутствует.
Кроме несения боевой службы атомоходы привлекались к боевому дежурству. Офицеры считали это наказанием.
В чём отличие боевой службы от боевого дежурства? На боевой службе повышался их профессиональный уровень. Кроме того, они получали дополнительный отпуск и доплату (океанские). Когда несли боевое дежурство в течение 60 суток, то постоянно находились в 40-минутной готовности к выходу. Техника вся работала. Нельзя было сойти с корабля. А частые проверки комиссий всех рангов? Кроме "фитилей" за два месяца ничего не заработаешь. А на Северном флоте лодки заступали в дежурство всего на 15 дней "?".
И всё-таки подводники, несмотря на вышеописанные трудности, предпочитали находиться в море, где не было комиссий и меньше начальства всех рангов, а люди занимались своим главным делом – стояли на защите Родины. Прав адмирал С.О.Макаров, когда говорил: "В море – дома".



Камни молчат В. Лисенков

На тяжести несения подводной службы не могут не сказываться районы базирования кораблей и условия проживания семей. Если это районы, подверженные частым землетрясениям, цунами и наводнениям, если полгода ночь и ломаются биологические часы жизнедеятельности человека, а зимой – частые бураны и снегопады, летом тайфуны, то по своему желанию жить в этих районах мало кто захочет. Поэтому такие условия пытались компенсировать какими-то льготами – дополнительным отпуском, денежными доплатами и т.д.
Служба на подводных лодках проходила в условиях постоянного стрессового напряжения. Все возникающие аварийные ситуации, как правило, замалчивались и командованию соединением о них не докладывали.
К стрессовым ситуациям можно отнести радиацию, пожары, частичные затопления или поступление воды в отсеки, навигационные происшествия и аварии с оружием, это в той или иной мере имело место практически на всех лодках. Известно, что в послевоенный период ВМФ потерял 22 подводные лодки (11 атомных и 11 дизельных), на которых погибло более 650 человек. Не все выдерживали такую службу "на износ". Служба на подводных лодках –это тяжёлый труд и никакой экзотики. Что же толкало молодых людей на выбор этой профессии? Наверно, романтика, а чувство долга помогало переносить любые тяготы и лишения, на которые жаловаться было запрещено уставом ВС СССР. А некоторые начальники ещё делали так, "чтобы служба раем не казалась". Способов у них было много. Такова вот "романтическая" служба у моряков-подводников.



Учения в океане. Н.В.Денисов
.

Глава 4. ФЛОТСКИЕ ЭКИПАЖИ АТОМОХОДА К-27

Мне снится флотский экипаж,
Гремиха, дальние походы.
Из памяти не стёрли годы
Ни контур лодки, ни пейзаж
Родного Северного края,
Ни беснования морей…
Проснулся…
Счастлив, вспоминая
Всех сослуживцев и друзей.

В первой половине 1958 года прошлого столетия на атомную подводную лодку К-27 (645 проекта) существующую в чертежах, и которую заложили в 42 цехе только в 1959 году, был назначен её командир –капитан 2-го ранга Гуляев Иван Иванович, за плечами которого годы службы на дизельных лодках, и о котором впоследствии моряки-подводники, служившие с ним, оставят в своём сердце тёплую память и глубокую благодарность на всю жизнь.



Праздник Нептуна, Атлантика, 28 декабря 1958 год. В роли Нептуна, капитан 2 ранга Гуляев Иван Иванович.  Р.В.Рыжиков. Командир, испытатель, наставник капитан 1 ранга Иван Иванович Гуляев. - Военно-технический альманах «Тайфун» №4/1998 (12).

К началу 1959 года на будущую атомную подводную лодку прибыло около 50 человек. Называю их пофамильно, ибо они были ПЕРВЫМИ подводниками, которым предстояло строить уникальный подводный атомный корабль и испытывать его. Многих, к сожалению, уже нет в живых. Называя их фамилии, этим самым отдаю им, первопроходцам, дань своего уважения – как ныне живущим, так и тем, кого нет сегодня с нами.

1. Гуляев Иван Иванович – командир ПЛ
2. Окованцев Николай Дмитриевич – старший помощник командира ПЛ
3. Петухов Михаил Алексеевич – заместитель командира ПЛ по политчасти
4. Ковалёв Эрик Александрович – помощник командира ПЛ
5. Нагорских Олег Леонидович – командир электромеханической боевой части
6. Кондратьев Анатолий Александрович – командир дивизиона движения
7. Зубков Валентин Алексеевич – командир электротехнического дивизиона
8. Соколовский Владимир Эдуардович – командир дивизиона живучести
9. Конобрицкий Георгий Михайлович – командир группы ДУ
10. Потапов Николай Иванович – командир группы ДУ
11. Шпаков Александр Васильевич – командир группы ДУ
12. Полетаев Степан Михайлович – командир группы ДУ
13. Сяднев Леонид Сергеевич – командир группы ДУ
14. Поздников Александр – командир группы ДУ
15. Якубов Александр – командир турбинной группы
16. Кузьмин Михаил Антонович
17. Масленников Яков – командир группы ДУ
18. Иванов Алексей Анатольевич – командир группы
19. Полубояринов Виктор Аполлинариевич – командир группы КИПиА
20. Сорокин Юрий Михайлович – командир группы КИПиА
21. Колмыченко Анатолий Григорьевич – командир группы КИПиА
22. Ничипуренко Виктор Дмитриевич – командир электротехнической группы
23. Саенко Борис Ильич – командир электротехнической группы
24. Ефремов Борис Иванович – начальник медицинской службы
25. Иванов Анатолий Алексеевич – начальник химической службы



Первые подводники АПЛ К-27. 1958-1963 гг.

26. Астанков Василий Андреевич – старшина команды турбинистов
27. Рыков Евгений – турбинист
28. Михайлов Владимир – турбинист
29. Дьячков Анатолий – турбинист
30. Фатеев Александр – турбинист
31. Парфененков – турбинист
32. Кондрашевский – турбинист
33. Слугин Иван Васильевич – старшина команды спецтрюмных
34. Соловьёв Геннадий – спецтрюмный
35. Бровцин Олег Леонидович – спецтрюмный
36. Мурзин Анатолий – спецтрюмный
37. Ламцов Виктор Михайлович – старшина команды турбогенераторщиков
38. Смоловик Иван – турбогенераторщик
39. Якубов Николай – турбогенераторщик
40. Зобов Александр Фёдорович – старшина команды электриков
41. Чистяков – электрик
42. Сепин Станислав Николаевич – электрик
43. Донин Виктор Иванович – электрик
44. Полухин Анатолий – электрик
45. Змеев Николай Иванович – старшина команды трюмных
46. Широнин Иван – трюмный машинист
47. Булдыгин Иван Михайлович – трюмный машинист
48. Баранов Владимир – трюмный машинист
49. Холмов Анатолий – трюмный машинист
50. Исаков Евгений – трюмный машинист.



Они служили и строили К-27. Первый ряд слева направо: Н.Т.Кринкин, Б.И.Саенко, Ю.Ф.Антонов, В.Г.Святов. Второй ряд: П.Д.Ершов, Ю.А.Востриков, В.Н.Головачев, В.И.Субота, Н.К.Сарычев, Н.Н.Гривин, Л.В.Хлебников,. Третий ряд: В.А.Терехин, В.Д.Калиновский, Н.И.Кононов, Г.Д.Серов, К.М.Слуквин, Н.А.Бурлаков. 28 ноября 1962 г.
Первыми офицерами других боевых частей, не проходивших подготовку в Обнинске, были:

1. Мудрушин Ким Иванович – старший штурман
2. Лесков – младший штурман.
3. Николаев Владимир – минер
4. Гужеленко А.И. – начальник РТС и связист
5. Малинович – начальник службы снабжения
6. Мерзляков – боцман, мичман.

В 1961 году создаётся второй экипаж АПЛ К-27. Её командиром назначен капитан 3-го ранга Леонов Павел Фёдорович, который до этого командовал одной из дизельных лодок Северного флота.



Будущий командир АПЛ К-27 Павлел Федорович Леонов - старпом дизельной лодки (сидит первый слева) с экипажем. Полярный, 1958 г.

Первыми членами его стали: Окованцев Н.Д., Отдельнов Г.Д., Добрыник Г.Н., Наумов В.В., Павлович В.В., Гонтарь Н.Е., Багринцев А.И., Джалюк Д.Ф., Жук И.В., Космачев А.И., Палинка Т.И., Стариков Т.Д., Сирачук Н.Ф., Зеленцев В.А. и мн. др. После укомплектования первой группы подводников, состоящих из офицеров, матросов и старшин, в количестве 50 человек они в начале 1959 года убыли на учёбу в Центр по подготовке подводников в г. Обнинск, Калужской области. По прибытии в Учебный центр первое, что было сделано, так это для "глубокой секретности" от врагов, шпионов, от жителей Обнинска –подводников переодели в форму войск МВД. Конечно, это вызвало отрицательные эмоции у моряков, но после "разъяснительной" беседы с особистами, –подчинились. Хотя все жители Обнинска знали, что в Центре проходят учёбу военнослужащие, которые будут служить в дальнейшем на атомных субмаринах. Ветераны вспоминают, как кагебисты с ног валились, пытаясь обнаружить каналы утечки информации. Вот что по этому поводу пишет первый помощник командира корабля, ныне капитан 1-го ранга Ковалёв Э.А. о так называемой конспирации, которую так "берегли" кагебисты, чтобы скрыть от всех, что в Учебном Центре учатся подводники и что произошло во время учёбы с ними.



Эрик Александрович Ковалёв. (Первый старпом апл с 1958-1963гг)
(

«…Приближался день Военно-Морского Флота. Подходя к расположению Центра, нельзя было обратить внимание на полощущиеся по ветру многочисленные флаги расцвечивания, поднятые над крышами бараков, где проживали моряки. Обычно такие флаги поднимают на мачтах кораблей в дни праздников. В довершении всего, когда начальник центра Михаил Леонидович поздоровался с личным составом и, услышал в ответ «Здравия желаем, товарищ капитан первого ранга», – поздравили его с праздником, –  раздалось могучее троекратное «У-р-р-а!», окончательно разбудившее горожан и рассеявшее всякие сомнения о принадлежности Учебного центра.



Геннадий Ламцов  (второй слева), турбогенераторщик, на учебе в Обнинске. 1959 г.

Морякам экипажа будущей атомной субмарины, на которой предполагалось испытывать ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем, пришлось не только вникать в тайны промежуточных нейтронов, но и на себе испытать их воздействие, когда на стенде произошла авария, при этом дважды. Ликвидировали её силами подводников, получивших тогда переоблучение. Двое стали инвалидами, некоторых списали из подплава. Никаких записей в их медицинских книжках не было сделано. Всех предупредили о соблюдении государственной тайны и последствиях, которые могут быть в случае её разглашения. Тогда получил сильное облучение Кондратьев Анатолий Александрович – командир дивизиона движения, молодой инженер-лейтенант, ставший инвалидом 3-й группы.»
Анатолий Александрович  Кондратьев стал капитаном 1-го ранга, но служить на атомных подводных лодках ему уже никогда не пришлось. Мечта молодого офицера стать подводником была загублена аварией, как, кстати, и других.
После завершения учёбы в 1960 году экипаж вернулся в Северодвинск и стал осваивать свой корабль, который стоял у причала недалеко от здания 42-го цеха. Шли швартовые испытания. Для экипажа К-27 и его командира началась ежедневная, кропотливая работа по быстрейшему окончанию срока её строительства, испытаний и ввода в состав ВМФ Советского Союза. Каждый член экипажа от матроса до командира мечтал о выходе в море, океан. Но до этого дня было ещё более двух лет.
За 1959–1963 годы экипаж часто менялся. Одни уходили на другие, уже действующие АПЛ, как это сделал первый помощник командира корабля после 5-ти лет службы на лодке Ковалёв Эрик Александрович, другие были списаны по состоянию здоровья и иным причинам. Но основной костяк экипажа остался и прослужил на опытном корабле многие годы. Среди них назову Иванова Алексея Анатольевича, капитана 2-го ранга, командира БЧ-5, прослужившего на АПЛ 23 года. Думаю, что такого аналога не найдёшь за всю историю атомного подводного флота СССР и России, да, наверно, и мира.



Капитан 2-го ранга Иванов Алексей Анатольевич - единственный офицер, прослуживший на АПЛ с 1958 по 1981 год.

Более того, он был уникален не только по сроку службы на корабле, но и тем, что, несмотря на все усилия, многолетнее давление со стороны политических органов, оставался беспартийным. Для офицера-подводника атомной субмарины того времени это было уникальностью. Многие годы службе на АПЛ К-27 отдали офицеры Гужеленко А.И., Ефремов Б.И., Отдельнов Г.Д., Придатко В.А. и Придатко С.А., Новицкий Г.Г., Окованцев Н.Д., Агафонов Г.А., Баренблат Л.М., Милованов В.Н., Леонов П.Ф., Полетаев С.М., Шпаков А.В., Ткаченко В.М., мичманы Астанков В.А., Лысенко М.К., Ламцов В.М., Сергеевич Н.Н., Овтин С.Н., Ивченко И.И., Змеев Н.И., Мойстус Н., Литвиненко Ф.И., Кавун А.С., Неживок А.И., Кирюхин и мн. др.
Со дня создания экипажей прошло около полувека, но ныне здравствующие подводники, с теплотой и со слезами на глазах вспоминают службу на К-27, несмотря на то, что им впоследствии пришлось служить и на других атомоходах. К-27 была их первой атомной субмариной. На ней многие впервые ходили в Атлантику, Средиземное море. Они участвовали в её строительстве, ликвидировали аварии на уникальном ядерном реакторе, попадали в различные ситуации, из которых выходили победителями. Они на практике прошли, как говорят в народе, "через огонь, воду и медные трубы!" А такое, поверьте, не забывается. Они в свои 20-27 лет были романтиками моря, любили его и отдавали всего себя. Эти люди, служившие на моём атомоходе, не думали тогда о наградах и льготах, не думали о том, как их отблагодарит государство, которое они защищали. Они честно, добросовестно, мужественно защищали своё Отечество.
Членам экипажа, у которых заканчивался срок службы осенью 1963 года, в океане не пришлось побывать. Пришло время уходить на гражданку. Через два года, в марте 1966-го, экипаж К-27 за два боевых похода в Атлантику и Средиземное море был награждён орденами и медалями за мужество при испытании новой техники. Вот только государство и те, кто должен был это сделать, забыли первых моряков, которые строили корабль, испытывали его в тяжелейших условиях, четырежды пройдя через радиационное облучение, ни одного не отметили, не наградили, а просто забыли. Один из старших офицеров спустя годы скажет: "Но они ведь не испытывали АПЛ в Атлантике, а награды давали в первую очередь тем, кто был там". Тогда как понимать, что среди награждённых не оказалось главстаршины БЧ-4 РТС, участника двух боевых походов Николая Акимовича Атаманского? Ответ таков: "Обидно, ну, просто пропустили, ведь списки составлялись после его демобилизации". Забывчивость в сторону "низов", но не себя.



Николай Акимович Атаманский, главстаршина в 1962 г.

Были годы, которые я бы отнёс к сложным, тяжёлым для моряков двух экипажей. 1964 год. Позади поход в Атлантику. Уходит с должности командира первого экипажа капитан 2-го ранга Гуляев Иван Иванович. Командиром становится капитан 2-го ранга Леонов Павел Фёдорович, до этого занимавший эту должность в составе второго экипажа. Командиром второго становится Окованцев Николай Дмитриевич. Уходят на повышение и многие офицеры, среди которых Петухов М.А., Полетаев С.М., Мартемьянов И.Н., братья Придатко Владимир и Сергей, Шпаков А.В., Соколовский В.Э., Сорокин Ю.М., Комов Ю.А. Офицеры-подводники, которые строили этот корабль, испытывали не только до принятия его в состав ВМФ СССР, но и в Антлантике. Вскоре предстоял второй поход в Средиземное море. Осенью на корабль прибыли молодые офицеры, окончившие ВВМУ в Ленинграде, Севастополе. Это лейтенанты Агафонов Геннадий, Домбровский Владислав, Корбут Николай, Попельнух Григорий, Самарин Иван, Иван Спиридонов, Тимонин Вадим, Владимир Шеремет и др. После окончания гражданского вуза прибыли Резник Владимир и Надточий Валерий. Прибыло новое пополнение молодых матросов, среди которых мои земляки с Украины: Брехунец, Хачик, Бездушний, Юрчук и др. Практически оба экипажа поменяли свой состав на 40%. Опыт им передавали старослужащие Николай Атаманский, Николай Ганжа, Леонид Тюкин, Григорий Раина, Иван Ивченко, Дмитрий Сирый, Василий Григоров, Андрей Хутченко и др. Началась интенсивная подготовка двух экипажей корабля к новому походу, который состоялся в 1965 году и успешно завершился, хотя и там пришлось испытать ряд неприятностей, которые могли просто погубить атомную подводную лодку и весь экипаж.
После двух походов лодка прибыла в г. Северодвинск. Предстоял серьёзный ремонт – замена ядерной зоны. И снова большая смена в двух экипажах. Осенью 1966 года уходит группа подготовленных моряков. Они принимали участие в двух боевых походах.



Вторые сутки пожара на АПЛ К-8 (пр. 627А класса "Ноябрь" ) в Бискайском заливе. Снимок сделан с американского разведывательного самолета. Фото из архива В.Шигина.

В апреле 1970 года в Бискайском заливе погибает атомная подводная лодка К-8. Погибло 52 моряка, среди которых были и подводники моего корабля. Вот как вспоминает то время Александр Романович Тетеревков, прибывший служить на АПЛ в 1969 году: «Вместе со мной служили мои одногодки: Левин Эдвин – радист, Цукров Слава – химик-дозиметрист, Михайлов Толя – радист, Коваль Николай – акустик. Хорошо помню состояние и шок всего экипажа после гибели К-8 в Бискайском заливе, куда были прикомандированы моряки и офицеры и из нашего экипажа. Мы тогда им, уходящим в поход на К-8, даже немного завидовали, многие хотели оказаться с ними в походе. И никто не ведал, что их мы больше не увидим никогда.»
Из членов экипажа, ушедших на АПЛ К-8 в поход, в живых остались: капитан 2-го ранга Анисов Владимир Васильевич, мичман Астанков Василий Андреевич, старшина 1-й ст. Мезенцев Алексей Фёдорович, мичман Оголь Леонид Иванович. Ушли навечно в морские пучины вместе с кораблём: инженер, старший лейтенант Мстислав Васильевич Гусев, старший лейтенант Лавриненко Анатолий Николаевич, мичманы Устенко Алексей Анатольевич и Ермакевич Павел Степанович, гл. старшина Леонов Виталий Васильевич. Вот что говорит об одном из подводников, спасшихся тогда, мичман АПЛ К-27 Пётр Андреевич Щербина:
«После своего спасения я часто просил своего друга Василия Астанкова рассказать, как всё было. Но Василий Андреевич не любил об этом вспоминать. Возможно, это была внутренняя самозащита от прошлого, от тяжести пережитого в пылающей лодке в Бискайском заливе. Но всё же несколько сказанных им реплик дают мне возможность предположить, что своим спасением из 6-го отсека он обязан своему командиру группы старшему лейтенанту Гусеву Мстиславу. Спас молодой офицер своих подчинённых, мичмана и трёх моряков срочной службы, а сам погиб от отравления угарным газом. Пытаясь связаться с ЦП по «Каштану» и по телефону аварийной связи, он несколько раз снимал маску ИДА, этого было достаточно, чтобы не вернуться из этого плавания.»
Вечная наша Память погибшим. О трагедии АПЛ К-8 и о тех, кто погиб тогда на лодке, общественность узнает только спустя три десятилетия. Государство подвиг моряков оценит боевыми орденами и медалями. Вот только вдовам вручат удостоверения, но не награду. Как скажет потом одна из вдов: "А зачем расходовать ордена на мёртвых? Достаточно и бумажки."



Памятник-парус погибшей в 1970 году в Бискайском заливе АПЛ"К-8" .

В этом же году прекратили существовать два экипажа К-27. Убедившись, что атомную подводную лодку К-27 уже ввести в строй невозможно, было принято решение о расформировании второго экипажа и на базе в/ч 26992 создать единый экипаж, на плечи которого возложить всю тяжесть проводимых научных экспериментов. Командиром был назначен капитан 1-го ранга Новицкий Г.Г. О том, что приходилось выполнять морякам, немного позже, а сейчас о тех, кто пополнил ряды славного атомохода.
В 1971 году на АПЛ прибыли молодые выпускники училища инженер-лейтенанты Леонид Сивов (КГДУ), Сергей Кровяков (командир реакторного отсека), Владимир Абрамов (КГДУ), Владимир Беспалов (КИП). Вернулся на лодку Леонид Баренблат (моряки его любезно называли "Болтик" ). В 1971 году прибыло большое пополнение из учебных отрядов в количестве 38 человек. Среди которых Павел Стакионис, Владимир Гиль, Михаил Гуторов, Михаил Иванушкин, Александр Полуэктов, Александр Загороднюк, Михаил Перттунен, Николай Руссу и другие. Именно на этих молодых прибывших ребят, а также на офицеров и мичманов выпали самые тяжёлые годы службы. Это годы, когда проводились научные эксперименты, при этом в сложной радиационной обстановке. Те, кто прибыл на корабль в 1971 году, покинул его с окончанием службы в 1973-ем. Им на смену пришли Олег Богомазов, Сергей Козин и другие. Продолжили свою службу мичманы Миншимас Кизис, Сергей Овтин, Михаил Лысенко, Иван Ивченко, офицеры Геннадий Агафонов, Алексей Иванов, Валерий Ткаченко, Геннадий  Елетин, Леонид Баренблат, Юрий Коньшин, Фёдор Баград, Герман Щеглов, Валерий Черкасов, Игорь Леутский и др.
 


Офицеры АПЛ К-27 с командиром Г.Г.Новицким Г.Г.(третий слева в первом ряду)Агафонов Г.А.(третий справа) Ткаченко В.А.(четвертый справа)Михаил К.Лысенко(первый слева) Это они уже после аварии на лодке работали на науку в Гремихе, потом в Северодвинске.

В конце 1974 года атомную подводную лодку отправили в г. Северодвинск. Лодка стояла у 11-го заводского причала, откуда в 1981 году отправилась в свой последний поход. Там же, в Северодвинске, где в 1958 году первый командир Гуляев Иван Иванович создавал свой экипаж, спустя почти два десятка лет он был расформирован. На атомоходе осталось десять моряков-подводников, которые готовили его для захоронения (затопления) в водах Карского моря. Десять "последних из могикан", которым выпала доля затопить уникальный атомоход, оставившего за свой короткий срок пребывания в составе ВМФ Советского Союза яркий след в развитии науки, судостроения атомного подводного флота. Примечательно то, что эта десятка (так уж совпало, а может знамение?) представляли всех моряков-подводников, прошедших службу на лодке в 1959–1981 годах. Одни служили с Анатолием Ивановым, Леонидом Баренблатом, вторые – с Феликсом Литвиненко, Сергеем Овтиным, Анатолием Кавуном, Иваном Фильшиным, Богданом Ковцуном, третьи – с Шидловским, Гончаровым, Осиповым, четвертые – с Геннадием Петуховым, Подгорным.
В начале сентября 1982 года исполняющий обязанности командира лодки капитан 2-го ранга Алексей Анатольевич Иванов повёл свой корабль, которому отдал около 23 лет службы, в свой последний поход в Карское море. С ним ушли капитан 3-го ранга Леонид Баренблат, мичманы Анатолий Кавун, Сергей Овтин, Геннадий Петухов, Неживок, Гончаров, Вертянов и трое матросов срочной службы (пусть простят меня сослуживцы, если произошла ошибка в фамилиях, ведь столько прошло времени).



Командир БЧ-5 АПЛ К-27 А.А.ИВАНОВ (справа) сопровождает лодку к месту затопления. 1981 г.

10 сентября 1981 года славная атомная подводная лодка, на которой служили сотни и сотни моряков, ушла на дно Карского моря. После возвращения на базу, аварийную группу (так их назвали) начальство построило на пирсе и объявило благодарность. Мичман Анатолий Кавун задал вопрос о награждении участников сложного и тяжёлого 3-дневного перехода в Карское море. Ему ответили: "Мичман, закройте рот на многие десятилетия. Ибо эта операция отнесена к разделу "Совершенно секретно"". Потом каждый дал подписку, "не открывать рот на эту тему" в течение 25 лет! Пусть простят меня подводники, которых не назвал. Но они, вне зависимости от этого, могут гордиться, что имели честь принадлежать к экипажам уникальной атомной лодки первого поколения К-27 бывшего Советского Союза.



Об этом очень хорошо сказано в стихотворении замечательного человека, офицера-подводника капитана 1-го ранга Артеменкова Владимира Стефановича, ныне покойного, посвященном экипажам АПЛ К-27.



Глава 5. КОМАНДИР, ИСПЫТАТЕЛЬ, НАСТАВНИК, ГЕРОЙ



Командир подводной лодки –
Это, братцы, не пустяк!
Путь и долгий, и нелёгкий
Пройден им не просто так.

В Уральском селе Кисловское в семье рабочего Гуляева И.П. 28 мая 1922 года родился сын, и дали ему имя Иван. Отец работал на железной дороге, получал небольшое жалование, которого хватало только сводить концы с концами. Ваня рано начал помогать родителям по хозяйству. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в первый класс Кисловской школы.
Мальчик был прилежный, хорошо учился, дружил с товарищами. В средних классах был редактором школьной газеты, которая отражала жизнь школы, участвовал в спортивных соревнованиях. В 1937 году окончил семь классов и продолжил учёбу в покровской средней школе. Ивана тянуло к знаниям. Он дополнительно изучал черчение, английский язык, физику, так как с детства мечтал о небе, всегда говорил родителям, что будет лётчиком, "низко-низко пролечу над любимым селом, над нашим домом". Но встреча с братом школьного учителя Ломаева резко изменила его судьбу. Тот был моряком-подводником. Он рассказывал о морских походах, военных кораблях и подводных лодках. А какая у них форма! Это повлияло на выбор Ивана. За время учёбы в школе он был только "ударником" и "отличником". Весёлый, общительный, единственный гармонист в селе, был всеобщим любимцем у односельчан.



Будем и мы матросами, а пока примерим бескозырки. - Смена № 13, 1929 год.

В 1939 году вступил в ВЛКСМ, а в 1940-ом успешно окончил 10 класс Покровской школы. Получил аттестат об образовании. Окончив десятилетку, он пишет заявление в Покровский райвоенкомат с просьбой направить его в Ленинград для поступления в Высшее Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. И хотя в аттестате стояли одни пятёрки, и он сдал все экзамены, его постигла неудача: не прошёл по конкурсу. Возвратившись в село, не пал духом, но переживал долго. Было неловко перед земляками. Казалось, что глаза каждого встречного говорили: "А мы-то в тебя верили", – вспоминал И.И.Гуляев.
В это время семья Гуляевых переезжает в новый дом по улице Ленина, 97 села Кисловского. Осенью 12 сентября 1940 года Ивана призывают на службу в ВМФ. Три года служил номерным в 891 батарее противоздушной обороны главной базы Тихоокеанского флота. За время службы избирался комсоргом батареи. В 1942 году вступил кандидатом в члены КПСС.
Шла жестокая Великая Отечественная война. Иван неоднократно писал рапорт для отправки на фронт. Ему отвечали: "Здесь ты нужнее для работы с молодежью по изучению военно-боевой техники". В 1943 году Иван поступил в Тихоокеанское Высшее Военно-морское училище. В 1945 году Гуляев принял участие в войне против империалистической Японии. Осенью 1945 года Иван был переведён в Каспийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1947 году. В звании лейтенанта по собственному желанию был отправлен служить на Северный флот командиром рулевой группы подводной лодки К-21, которой командовал знаменитый подводник Лунин.
Создание морских ракет явилось особым и значительным шагом в развитии ракетостроения. Проверить и подтвердить исключительные качества новейшего боевого оружия можно было, лишь испытав его в экстремальных условиях. Первым командиром подводного ракетоносца (другие страны таких подводных лодок ещё не имели) стал капитан третьего ранга Ф.И.Козлов.



Пуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта АВ-611


На Б-67 Гуляев в должности старпома участвовал 16 сентября 1955 г. в пуске из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, баллистической ракеты Р-11ФМ. С декабря 1955 и по 1958 год в качестве командира ПЛ Б-67 И.И.Гуляев участвовал в проведении испытаний под руководством Сергея Павловича Королёва. На флоте закономерно считали лучшим испытателем подводных лодок и оружия капитана первого ранга Гуляева И.И. Высокий профессионализм, смелость, уверенность, скрупулёзный расчёт –эти качества как раз необходимы испытателю, и он (Гуляев) ими обладал.
Именно Иван Иванович лучше всех стрелял новыми в те годы маневрирующими торпедами. Он разработал тактические приёмы их применение, командовал первой в мире подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту, испытывая их на живучесть в условиях штормовых заполярных морей. Он выходил в море тогда, когда всем остальным кораблям по погодным условиям выход был запрещён, погружался на предельную глубину, по его кораблю наносили удары противолодочным оружием.
В феврале 1958 года Гуляева И.И. назначили командиром атомной подводной лодки К-27, которую еще даже не начали строить. В 1960 году экипаж Гуляева прибыл после учёбы в Обнинске на завод. Лодка уже строилась на стапеле. Как опытного подводника, Ивана Ивановича посылали вторым командиром в поход в Атлантику на дизельной подводной лодке, которой командовал капитан 2-го ранга Швецов Геннадий Никонович. Плавание планировалось 5-месячным. Но вернулась лодка недели на две раньше. Вышел из строя один из дизелей. За этот поход Гуляев И.И. был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приходилось Гуляеву за время строительства плавать и на других лодках, особенно во время учений.



Командир ПЛ "Б-82", капитан 2 ранга Швецов Геннадий Никитович. Диплом о пересечении Экватора и Крещении. - 135 суточный поход ПЛ Б-82. Селин Владимир Терентьевич, Капитан 2 ранга в отставке. Незабываемая автономка

Строительство АПЛ К-27 то прерывалось, то возобновлялось. Многие проблемы приходилось уточнять и даже решать на месте. Особенно это касалось защиты ядерных энергоустановок. Но это всё не смущало Гуляева, наоборот, он с большим интересом вникал в специфику своего корабля. Как-то Иван Иванович рассказывал:
«У меня всегда вызывало удивление, как это так – металл течёт в металле, при этом его качает насос. Понимал, что технически это возможно. Но ведь хоть теплоноситель – жидкость, но металл. Побьёт ведь лопасти. А когда позже я посмотрел (главные насосы отработали уже много тысяч часов), так лопасти вроде лучше стали. Правда, гоняли они металл, нагреваемый ещё не реактором, но какая разница.»
Командуя атомоходом, Гуляев совершил первое в истории Советского военно-морского флота длинное автономное плавание, после которого доложил: "Наши лодки могут ходить вокруг Земного шара, не всплывая!" Вскоре такие походы состоялись, и в 1966 году капитану 1-го ранга Гуляеву И.И. за отличное выполнение задания и за проявленное мужество было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время службы на подводных лодках и других кораблях он прошёл по морям и океанам расстояние, которое немного меньше расстояния от Земли до Луны. В феврале 1973 года в соответствии с законом, по возрасту, ушёл Иван Иванович в запас. Но это, конечно, был чисто формальный факт. Человек с таким опытом плавания на ПЛ и освоения новых путей в судостроении был, конечно же, известен в широких и узких кругах кораблестроителей. Пять лет проработал Иван Иванович в научно-исследовательских учреждениях в качестве научного сотрудника и ведущего инженера. Душа же моряка рвалась в море. С июля 1978-го по июль 1992 года Иван Иванович работал капитаном-наставником в Экспедиции спецморпроводок, где мы с ним и встретились. Выполняя свои основные функции, он при необходимости плавал в качестве старпома и капитана судов. Плавал не только в каботаже, но и за границу. Бывал в портах Германии, Норвегии, Румынии, Югославии и т.д. Стал дипломированным капитаном дальнего плавания.
Продолжение следует     

Немає коментарів: