ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, вересня 16, 2012

АТОМНЫЕ ПОДЛОДКИ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

 




Евгений Мясников 2012 август фото гр
Об истории советского атомного подводного флота, перспективах развития современных подводных лодок и боевых задачах, которые они решают, рассказал директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников
Гость в студии "Голоса России" - Евгений Владимирович Мясников, директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии.
Интервью ведет Петр Журавлев.
источник-http://rus.ruvr.ru/_print/84270493.html


Журавлев: 55 лет назад, в 1957 году была спущена на воду первая отечественная опытная атомная подводная лодка, проект 627, лодка К-3, или "Ленинский комсомол", которая вошла потом в состав Северного флота.
У нас в гостях директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников. Предлагаю повспоминать, а потом перейти к актуальным проблемам атомного подводного флота.
Первый мой вопрос общего плана. Кому первому пришла в голову мысль воткнуть атомный реактор в подводную лодку?
Мясников: Наверное, если говорить о приоритетах, впервые эта идея пришла в голову американцам. Эта мысль витала в воздухе еще перед войной. Но по той причине, что все силы нужно было сосредоточить на атомной бомбе, американцам запретили думать об этом до 1945 года.
В 1945 году работы возобновились. Была создана специальная комиссия, которую возглавил адмирал Риковер. И началась работа по созданию первой атомной подводной лодки в мире "Наутилус".
В нашей стране идеи использовать атомную энергию для производства мощности, в целях созидания, а не разрушения, тоже была выдвинута после войны. Основные усилия были сконцентрированы на создании атомного оружия, и к этой идее вернулись в начале 1950-х годов.
12 сентября 1952 года было подписано постановление о создании опытной атомной подводной лодки "Ленинский комсомол", о которой вы только что упомянули.
Журавлев: Если я правильно понимаю, научным руководителем всех этих работ был академик Александров?
Мясников: Совершенно верно.
Журавлев: Чем-то принципиально отличается реактор, который работает в подводной лодке, от того, что крутит турбину на атомной электростанции?
Мясников: Конечно, физика та же самая. Но, во-первых, есть очень существенные ограничения на габариты. Во-вторых, приходится работать в совершенно других условиях, например, во время качки. То есть это не стационарная установка, поэтому и требования должны быть совершенно другие.
И, наконец, важны требования безопасности, потому что на подводной лодке в очень ограниченном объеме находится экипаж, который должен быть защищен от последствий, связанных с работой атомного реактора.
Журавлев: Почему на одних лодках, в частности на "Ленинском комсомоле", два реактора, а сейчас в основном стали делать на одном? Это экономия денег?
Мясников: Нет, так сложилось исторически. Дело в том, что советские атомные подводные лодки должны были эксплуатироваться в очень тяжелых условиях. Вначале у проектантов не было уверенности в успехе проекта, в успехе того, что ядерные энергетические установки будут работать надежно.
А лодке приходилось действовать в одиночку, в автономных условиях, когда нужно было плавать и подо льдами, и совершать дальние океанские походы. Поэтому надежность была одним из основных критериев. Это одна из причин, почему делали двухреакторные установки.
Журавлев: А сразу пришли к тому, что это должны быть водо-водяные реакторы?
Мясников: Нет, рассматривался и вариант жидкометаллического реактора. В конце концов жизнь показала, что более надежно, проще эксплуатировать реакторы с водо-водяными установками.
Жидкометаллические реакторы тоже применялись, такие лодки строили. Они, кстати, установили рекорды скорости, рекорды погружения по глубине. Но тем не менее их эксплуатация, а тем более утилизация оказались очень большой проблемой.
Журавлев: А что в качестве теплоносителя используется в жидкометаллических реакторах?
Мясников: Висмут.
Журавлев: Хорошо, это уже совсем технические вещи. Продолжим разговор о том, как развивалось атомное подводное строительство. Чем выгоднее атомная лодка по сравнению, скажем, с дизель-электрической? В чем она выигрывает?
Мясников: Очень хороший вопрос. Для того чтобы понять значение этого события (на мой взгляд, это событие такого же масштаба, как и полет Гагарина или первый полет спутника), важно понять исторический контекст...

Немає коментарів:

Дописати коментар