ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, вересня 07, 2012

НИКТО НЕ ЗАБЫТ НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

ОПЫТНАЯ АТОМНАЯ ТОРПЕДНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
ПРОЕКТА 685 К-278 «КОМСОМОЛЕЦ»,
ШИФР «ПЛАВНИК» КЛАССИФИКАЦИЯ НАТО – «MAIK»

 
    В августе 1966 года было выдано ТТЗ на проектирование опытной боевой подводной лодки с повышенной глубиной погружения с целью изучения условий ее эксплуатации. Опыт, полученный при создании этой ПЛ, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. 

Швартовка лодки к пирсу
(увеличить)
Проектантом стало ЦКБ-18, главный конструктор Н.А.Климов (с 1977 года Ю.М.Кормилицын), главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга А.Я.Томчин (затем капитан 2 ранга Н.В. Шалонов).
    Большая атомная торпедная подводная лодка предназначалась для поиска, обнаружения, длительного слежения и уничтожения атомных подводных лодок, охраняемых авианосцев, крупных боевых кораблей и транспортов противника. Проект получил номер 685, шифр «Плавник», заводской номер 510. Процесс проектирования занял почти восемь лет, и технический проект был утвержден только в 1974 году.

    Повышенная глубина погружения обусловила выбор титановых сплавов в качестве материала прочного корпуса. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39% от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок. В Северодвинске были построены три специальных док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 метров и длину 20 метров соответственно, вторая - 12 и 27 метров, и третья – 15 и 55 метров. В первой из камер создавалось давление 400 кг/см2 при разовой нагрузке и 200 кг/см2 – при цикличном погружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кг/см2, и третья - 160 кг/см2. В них проходили испытания масштабных, полунатурных и натурных отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкций.
    Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Тщательно отработанные внешние обводы легкого корпуса снижали гидродинамическое сопротивление, что благоприятно сказалось на скоростных качествах атомохода.
    Прочный корпус был выполнен из титанового сплава 48-Т. Прочный корпус имел достаточно простую конструкцию. В средней части - цилиндр диаметром 8 метров, который в носовой и кормовой оконечностях сопрягался с усеченными конусами, заканчивающимися сферическими переборками. Угол сопряжения цилиндров и конусов не превышал 50. Балластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Для экстренного (в течение 20-30 секунд) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания одной из балластных цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули - выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через всплывающую спасательную камеру.
    Все это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе. Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями. Легкий корпус был облицован резиновым противогидроакустическим покрытием. 

К-278 в море
(увеличить)
Прочный корпус был разделен на семь отсеков.
    Первый – торпедный, разделенный двумя палубами. На верхней палубе размещались казенные части торпедных аппаратов, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней – аккумуляторная батарея на 112 элементов.Второй – жилой, разделенный двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу каюты личного состава. В трюме размещалась провизионная камера, емкости с пресной водой и электролизная установка. Третий – центральный пост управления подводной лодкой, разделенный двумя палубами, на верхней были расположены пульты управления и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор. Четвертый – реакторный. В нем располагалась паропроизводительная установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура. Пятый – отсек вспомогательного оборудования, обеспечивающего функционирование систем кондиционирования воздуха. Шестой – турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бортам – два автономных турбогенератора и два главных конденсатора. Седьмой – кормовой. По нему проходила линия вала и размещались приводы рулей.
    Второй и третий отсеки ограничивались поперечными переборками, рассчитанными на давление до 40 кг/см2 (отсеки-убежища). Постройка лодки велась блочным методом. Каждый блок проходил всесторонние испытания в док-камерах. Лодка имела систему воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Фактически лодка была аналогом атомной подводной лодки проекта 945, но без бульбового обтекателя на кормовом оперении.
    Главная энергетическая установка состояла из водо-водяного реактора ОК-650Б-3 (190 мВт) с четырьмя парогенераторами, главного турбозубчатого агрегата мощностью 43000 л.с. и двух турбогенераторов мощностью по 2000 кВт каждый. Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования.
    В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водо-водяных охладителя. Кроме того, имелась и резервная энергоустановка, состоящая из аварийного дизель-генератора ДГ-500 (500 кВт) и группы аккумуляторных батарей, расположенной в первом отсеке. На концах горизонтальных оперений в двух водонепроницаемых капсулах находились электродвигатели (300 кВт), приводящие в движение дополнительные винты. При помощи этого резервного движетеля лодка могла развивать скорость до 5 узлов.

Ограждение рубки
(увеличить)
    Централизованное управление боевой деятельностью осуществлялось посредством боевой информационно-управляющей системы (БИУС). Система управления движением имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контроль за поступлением внутрь прочного корпуса забортной воды и вырабатывающая рекомендации по всплытию аварийной лодки на поверхность.
    Субмарина была зачислена в списки ВМФ 16 марта 1976 года. Закладка состоялась 22 апреля 1978 года на Северном машиностроительном предприятии в цехе № 42. Спущена на воду 3 июня 1983 года. Приемный акт подписан 28 декабря 1983 года. Ответственный сдатчик В.М.Чувакин, сдаточный механик Э.П.Леонов.
    Председатель комиссии государственной приемки – капитан 1 ранга Б.Г.Макшанчиков. Ведущий военпред – капитан 3 ранга С.М.Кондрахов. Командиром был назначен капитан 1 ранга Ю.А.Зеленский. 18 января 1984 года была включена в состав Краснознаменного Северного флота. После ввода в строй проходила опытную эксплуатацию. 5 августа 1984 года погрузилась на глубину 1027 метров. Являлась самой глубоководной боевой атомной подводной лодкой в мире. Ни одна боевая подводная лодка в мире не могла погружаться на такую глубину. На предельной глубине были проведены торпедные стрельбы. Находясь на такой глубине, лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими средствами и была полностью неуязвима для противолодочного оружия.
    31 января 1989 года была переименована в «Комсомолец». Несмотря на то, что лодка была в первую очередь экспериментальной, она активно использовалась в боевых службах и учениях флота. В частности, лодка использовалась для противолодочного охранения субмарин стратегического назначения.
    К сожалению, этот уникальный корабль, гордость отечественного судостроения, погиб 7 апреля 1989 года в 17 часов 8 минут в Норвежском море при возвращении с боевой службы. Погибли 42 члена экипажа. 6 июня 1990 года исключена из состава ВМФ.
Гибель «Комсомольца»
    28 февраля 1989 года подводная лодка со вторым экипажем на борту под командованием капитана 1 ранга Евгения Алексеевича Ванина вышла в автономное плавание. Это был первый самостоятельный поход резервного экипажа. 7 апреля в 11 часов вахтенный офицер, помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Верезгов, принял последний доклад от вахтенного 7-го отсека. В центральном посту через три минуты после доклада из седьмого отсека на табло пожарной сигнализации выпал сигнал «Температура в 7-м выше 700С». Продули главный балласт и всплыли на перископную глубину. В 11 часов 14 минут командир поднял перископ. Осмотревшись, Ванин принял решение всплывать в крейсерское положение. Кормовая часть корабля нагрелась так, что с корпуса начало сползать резиновое покрытие, а вокруг кипела вода.
    В кормовых отсеках бушевал огненный шквал. По команде командира моряки начали покидать отсеки и срочно выходить на верхнюю палубу. Раздетых людей встречала штормовая погода и ледяная вода. Неожиданно субмарина начала погружаться с дифферентом на корму. 

Всплытие спасательной камеры
(увеличить)
Она стала терять продольную остойчивость. Видимо, выгорели забортные сальниковые уплотнения кабелей, через которые вода прорвалась внутрь кормовых отсеков. Оставшиеся в живых стояли на палубе, окоченевшие от холода. Командир спустился в центральный пост, чтобы убедиться в отсутствии живых моряков. В 17 часов 08 минут дифферент резко увеличился и лодка начала погружаться на глубину. Все бросились в море. Через мгновенье «Комсомолец» пошел ко дну. Ванин и еще четыре подводника успели заскочить в спасательную камеру.
    Аппарат всплыл на поверхность. Два мичмана начали отдраивать верхний люк камеры. Но избыточным давлением крышку люка резко рвануло вверх. Потоком воздуха моряков выбросило из аппарата. Один из них разбил голову о комингс люка и погиб. Второй упал в воду и выжил. Волной накрыло камеру и она быстро наполнилась водой. Потеряв плавучесть, аппарат стал быстро погружаться вслед за лодкой. Оставшиеся подводники не успели выскочить наверх.
    Живые моряки барахтались в ледяной воде Баренцева моря. Один за другим они тонули от переохлаждения и полученных ожогов, не в силах выдержать и преодолеть стихию. Только через час двадцать минут к месту гибели К-278 прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов». На борт подняли 30 моряков. Трое из них умерли по пути в Мурманск. Из 69 членов экипажа в живых осталось 27.
    Уникальный подводный атомоход затонул на глубине 1655 метров в 180 км от острова Медвежий в Норвежском море. 23 августа 2000 года началась операция по подъему спасательной всплывающей камеры (ВСК). При помощи глубоководного аппарата «Мир-1» ее попытались извлечь со дна моря, но потерпели неудачу. Подъемное устройство представляло собой простейшее приспособление в виде каркаса зонтика от дождя. В сложенном виде его ввели в открытый люк капсулы, а затем начали поднимать вверх.

Глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1»
(увеличить)

Снято глубоководной видеокамерой
(увеличить)

Последствия разрушения
носовой надстройки лодки

(увеличить)

Участок разрушенного корпуса лодки
в районе горизонтальных рулей левого борта
обтянут плотной тканью

(увеличить)

Открыт верхний люк спасательной камеры
с вставленным «зонтиком»

(увеличить)

Часы погибшего корабля на грунте
(увеличить)
    При этом «зонтик» раскрылся внутри камеры. Лебедки начали подъем ВСК. Когда до поверхности моря оставалось всего лишь 20 метров, трос лопнул. Капсула снова ушла на дно. При обследовании корпуса подводной лодки обнаружилось, что входные люки внутрь прочного корпуса были открыты. Крышки торпедных аппаратов приоткрыты наполовину. Сразу же возникает вопрос: почему? Ведь покидая корабль, личный состав всегда задраивает все люки и двери. Таков порядок! О том, что К-278 ушла на дно с разгерметизированным корпусом, нигде не упоминается. Можно допустить, что личный состав, покидая корабль, в спешке забыл задраить двери и люки, но зачем было открывать крышки торпедных аппаратов, в которых находились боевые торпеды, да еще с ядерным боезапасом?
    Верхняя часть палубы и прочного корпуса над первым торпедным отсеком была разрушена, вероятно, вследствие сильного взрыва. От пробоины, в сторону кормы, расползалась большая трещина по палубе подводной лодки. В отсеке были разбросаны торпеды и оборудование. Рядом с носовой частью корабля валялись детали входного люка, корабельные часы, части гидроакустического комплекса, арматура и куски корпуса. Плутония в боеголовках торпед не обнаружили. Предположили, что он превратился в радиоактивные соли вследствии воздействия морской воды (?).

фото погибших подводников
(увеличить)
    Все говорит о том, что в первом отсеке произошел взрыв. Но в момент затопления лодки и посадки ее на грунт гидроакустические станции кораблей и сейсмологов не зафиксировали признаков взрывов. Если бы взрыв был, то его бы почувствовали члены экипажа, плавающие в воде над погибшим кораблем. На поверхность обязательно всплыли бы предметы, имеющие положительную плавучесть: куски пробки, банки и прочее. Но всего этого не было. Значит, корпус был разрушен намного позже. Вполне возможно, что это сделали свои, чтобы не допустить проникновение в лодку любопытных натовских спецов. Остается только догадываться, кто и зачем это сделал. На то и существуют военные тайны.
    В этой печальной истории виновных много, и они настойчиво доказывают свою непричастность к случившемуся. Долго спорили между собой создатели лодки и военные моряки, кто же виноват в гибели дорогостоящей уникальной субмарины. Обвиняя друг друга, адмиралы вскоре закрыли дело, так и не придя к общему знаменателю. Подводную лодку поднимать не стали, а значит, гибель корабля и ее людей остается неразгаданной.
    Через 11 лет и полтора месяца погибла подводная лодка К-141 «Курск» в Баренцевом море. Странные обстоятельства объединяют обе катастрофы. На «Комсомольце» и «Курске» в первом отсеке находились сверхсекретные уникальные торпеды, аналогов которым в мире нет. В обоих случаях расследование причин гибели кораблей быстро свернули. До сих пор нет подобных подводных лодок ни в России, ни в НАТО. Создается впечатление, что обе стороны завершением дела удовлетворены.
    О трагической истории К-278 «Комсомолец» было написано много публикаций в прессе и очерков в книгах различных писателей. Когда пик продаж газет, журналов и книг с сенсационной информацией стал угасать, у журналистов и писателей пропало желание к дальнейшему расследованию дела гибели корабля и его личного состава. А вслед за «Комсомольцем» - «Курск», за ним - К-159.
    Что будет дальше и что нас ждет впереди?


    Александр ТЕРЕЩЕНКО
    главный редактор
    НВО журнал
    «Фарватер submariners»

Немає коментарів:

Дописати коментар