ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, жовтня 28, 2012

Триста двадцать шесть суток под водой

Такое количество времени за свою службу провел под водой на атомной подводной лодке К-90 старшина І статьи Юрий Федорович Юрасов. Призвали его в армию в сентябре 1965 года и со сборного пункта направили в учебный отряд подводного плавания в г. Северодвинске. С отличием окончив «учебку», получил военную специальность «машинист-турбинист подводных лодок со специальными энергетическими установками (атомными реакторами)». Службу на Северном флоте начал на новой, только что спущенной на воду субмарине АПЛ К-90 в г. Североморск–8 (база подводных лодок – Западная Лица). Как рассказывает Юрий Федорович, «АПЛ К-90 – это огромный подводный ракетоносец 675 проекта, на борту которого находились восемь крылатых ракет надводного старта и шесть торпедных аппаратов. По классификации НАТО, эта субмарина называлась – «Эхо-2», а на нашем флотском жаргоне, среди североморцев, - «ревущая корова» или «раскладушка».

Материал с источника-http://ilich.in.ua/news.php?id=56622

- С экипажем мне повезло, - продолжил рассказ Юрий Федорович. Командовал крейсером капитан І ранга Н.А. Шумков – боевой командир, один из четырех командиров подводных лодок, охранявших транспорт, идущий на Кубу в 1962 году во время Карибского кризиса. Очень опытный и решительный специалист. Экипаж лодки формировал сам, и команда подобралась «работящая». Лодку получали и обкатывали ее все вместе. Учили ее быстрому погружению, бесшумному ходу, четкой работе всех механизмов. И самое главное, учились сами взаимодействию друг с другом, приобретали навыки в борьбе за живучесть каждого отсека и корабля в целом. Под водой жизнь любого члена экипажа, всей команды и лодки зависит от правильных действий каждого офицера и матроса. Первые месяцы службы матроса Юрасова проходили, как и везде в армии, нелегко. Опытные старослужащие «годки» заставляли молодых ребят досконально изучать все общекорабельные системы. Но это шло им только на пользу. Уже через два с половиной месяца матрос Юрасов успешно сдал экзамены на самостоятельное управление лодкой и несение боевого дежурства. И вот в ноябре 1966 года - первый выход в море, погружение, первые 100 м глубины – и посвящение в подводники. По давней флотской традиции Юрию отпустили десять «банок». После отработки необходимых задач в море, получив отличную оценку, лодка была готова и допущена к выполнению автономного боевого дежурства. Первое боевое дежурство было в Атлантику к берегам Кубы. Командир атомного крейсера капитан І ранга Шумков уже бывал в этом районе, правда, на дизельной подводной лодке, и когда американский корвет обнаружил их и три часа гонялся, он, благодаря своим умелым и решительным действиям, сумел оторваться от преследования, и экипаж продолжил патрулирование заданного района дежурства. Атомный крейсер оказался послушным в маневрировании, запас мощности атомной установки был вполне достаточным, чтобы при необходимости развить максимальную скорость и уйти от неприятеля. Командир после похода вспоминал: «Это же не на дизельной лодке. Я отыгрался перед американцами за свой предыдущий поход в 1962 году».
После первой «автономки» было много коротких выходов в море на выполнение всевозможных боевых задач. В августе 1967 года атомный крейсер К-90 принимал участие в учениях Северного флота с кораблями и лодками НАТО в Баренцевом море. В сентябре этого же года экипаж получил задание отправиться в следующее автономное плавание для несения боевого дежурст­ва в Средиземном море. Там в это время началась арабо-израильская война. Вход и выход из Средиземного моря через Гибралтарский пролив был сопряжен с определенными трудностями. Контроль прохода всех кораблей осуществлялся военно-морскими силами Великобритании, там находилась их база. Наши лодки должны были проходить пролив незамеченными. Вот и приходилось проявлять смекалку. Лодка поджидала какой-либо большой надводный транспорт и, подстраиваясь под шум винтов и скорость движения этого корабля, подныривала под него и вместе с ним проходила пролив. Конечно, в такие моменты от командира боевого поста машинистов-турбинистов старшины І статьи Юрасова требовались четкие и умелые действия по поддержанию оборотов винтов лодки синхронно с оборотами винтов транспорта. Как сказал Юрий, «обороты держали «тютелька в тютельку», и не дай бог допустить какой-либо сбой. И, как говорится, трудно первый раз. А потом в Средиземное море ходили, как к себе домой, хотя хозяйничал там 7-й американский флот».
Опыт прохода пролива пригодился в следующем, третьем автономном плавании в Средиземное море, которое началось в апреле 1968 года и продолжалось около трех месяцев. В этом походе старшина ІІ статьи Юрасов у острова Крит отпраздновал свое 22-летие. Командир лодки Шумков, по сложившейся у подводников традиции, вручил имениннику праздничный торт.
По прибытии с третьего боевого задания лодке был положен капитальный ремонт. Но… в августе 1968 г. начались события в Чехословакии, и хотя на корабле уже был приказ о демобилизации, лодка снова оказалась на боевом дежурстве и поэтому «дембель» пришлось чуть-чуть отложить.
За участие в дальних боевых походах старшина І статьи Юрасов был награжден жетоном «За дальний поход», удостоен знаков «Отличник ВМФ» и «Специалист І класса». И еще, кроме того, что Юрий провел 326 суток под водой, он успел побывать в двух отпусках с выездом на родину: 90 и 25 суток, а также дважды после дальних походов отдохнуть в военных домах отдыха в Геленджике и Баку.
Демобилизовался Юрий в феврале 1969 года. Устроился работать на прокатно-штамповочный завод. В этом же году поступил на вечернее отделение в Ждановский металлургический институт на специальность «Инженер-механик». После его окончания некоторое время продолжал работать на прокатно-штамповочном мастером. В 1976 году Юрий Федорович поступает работать на комбинат имени Ильича в ЦЛАМ инженером-конструктором. В 1985-м его назначают начальником лаборатории механизации прокатного производства № 2. Проработав на комбинате более 34 лет, Юрий Федорович в 2006 году ушел на заслуженный отдых.
Юрий Федорович женился вскоре после демобилизации. Жена - Галина Михайловна - одноклассница, которая ждала его со службы. Прожили они вместе 43 года. У них два сына. Первенец – Дмитрий - сейчас проживает и работает в Москве, окончил Московский авиационный институт по специальности «Проектирование летательных космических аппаратов». Второй сын – Алексей – окончил Приазовский государственный технический университет по специальности «Обработка металлов давлением» и работает сейчас на комбинате имени Ильича в ЛПЦ-1700 оператором стана.
В Экипаже ветеранов ВМФ СССР Юрий Федорович зарегистрирован с 2010 года. В связи с приближающимся праздником – Днем Военно-морского флота - коллектив Экипажа ветеранов ВМФ СССР и совет ветеранов комбината сердечно поздравляют бывшего моряка-подводника Юрия Юрасова и желают ему крепкого здоровья, семейного благополучия и, конечно, же как моряку – семь футов под килем корабля, несущего его по морю жизни.
А. Проскурин  



Немає коментарів:

Дописати коментар