ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, жовтня 02, 2012

ПОДВИГ НЕ ОЦЕНЕННЫЙ ВЛАСТЬЮ

Помнит ли флот своих героев или же советских старается не вспоминать?

Оснований для подвига нет



Мы любим, когда нашу страну называют державой, - это тешит патриотические чувства. Иных порой тешит настолько, что лишает трезвого взгляда. Таким держава представляется великим, сильным, но общим понятием, без конкретики. Это не так. Держава – от слова «держать». Держать первенство, лидерство, мощь, авторитет, свою национальную марку, если хотите… Поэтому держава - это вовсе не обширная территория или огромное население, а прежде всего люди, чьим трудом, талантом, а порой и отвагой создается то, чего нет у большинства других государств.
На фото: Герой Советского Союза капитан 1 ранга Морозов Иван Фёдорович; Герой Российской Федерации капитан 1 ранга ЕФАНОВ Аркадий Петрович; Глава муниципального образования ЧИРКО Эдуард Михайлович; Герой Советского Союза вице-адмирал ЧЕРНОВ Евгений Дмитриевич; капитан 1 ранга ЗЕЛЕНСКИЙ Юрий Александрович, командир 1-го экипажа АПЛ К-278 "Комсомолец" СФ. (источник фото-http://www.gazetakoltushi.ru/2009/25/1.htm РЕЧЬ СЕГОДНЯ об уникальном корабле, каких не было и нет ни у кого в мире. И об отважных людях в его отсеках. А еще о короткой памяти России, которой все еще любо именовать себя морской державой. Дальше всех боевых подлодок в толщу океана проникла советская атомная К-278 «Комсомолец». Глубина была ее главным преимуществом - так можно сказать. Потому что хождение ее в запредельной для других подлодок океанской толще было изначально заложено в проект. Это был суперкорабль с корпусом из титанового сплава. Построили его в Северодвинске. Правда, сегодня не о том речь. Как и прародительница семейства советских титановых подлодок К-222, прозванная «Золотой рыбкой», К-278 разом меняла многое в тактике морской войны. На своих глубинах «Комсомолец» был невидим, неслышен и неуязвим – обычным оружием его было не взять. Зато сам он мог атаковать из океанской бездны!
Шли только добровольцы
Первый командир «Комсомольца» каперанг Юрий Александрович Зеленский, человек крепкой воли, большого ума и удивительной скромности, рассказывал мне: - В экипаж «Комсомольца» набирали только желающих. Предъявлялись очень высокие требования к здоровью. Так, из 75 добровольцев половину за¬браковали медики. Сформированный экипаж больше года учился в Сосновом Бору, а когда учились, офицеры изучали техническую часть будущего корабля на заводах-изготовителях оборудования. Уровень подготовки был очень высоким… А на то погружение 4 августа шли добровольцы – никто никого не принуждал. Одного офицера все же пришлось заменить. Он сказался больным. Правда, позже были разговоры, мол, он испугался. Не знаю, может, и в самом деле болел. Я не придал этому значения…
Точка истины
4 августа 1985-го «Комсомолец» пришел в точку (это в Норвежском море) без спасателя. Для обеспечения связи ему придали еще одну подлодку, а на поверхности моря – никого. Они погрузились сразу на 300 метров – для титанового «Комсомольца», образно говоря, это не глубина. Здесь осмотрелись, приготовились и пошли на поэтапный спуск. Сначала по 50 метров, и так до 500, а дальше уже по 25 - в бездну! На рекордной глубине 1020 метров «Комсомолец» работал 1 час 15 минут, затем было всплытие, постепенное, согласно испытательной программе. От мгновения, когда рубка атомной подлодки К-278 исчезла с поверхности моря, и до того, когда снова показалась из воды, прошло порядка 12 часов. 1020 метров – глубина, доступная не всякому исследовательскому аппарату. А тут боевая атомная подлодка! Между прочим, конструкторы «Комсомольца» заложили в проект его корпуса полуторный запас прочности. Глубину погружения рассчитали так, чтобы на рожон не лезть. Выходит, был еще запас, могли и глубже! Даже знаток скажет - фантастика! И будет прав. Я бы еще добавил: 1020 метров океанской толщи - это и наивысшая оценка русской храбрости, русской мысли и созидательного труда корабелов. Не имею ни малейшего желания обидеть подводников нынешней российской поры. Однако справедливость требует сказать – до подвигов своих предшественников большинству из вас, господа, еще далековато. Не ваша вина, конечно, но так уж теперь случается, Героев дают за то, что раньше считалось обычной автономкой. Но это к слову. А «Комсомолец» тогда благополучно вернулся в базу. Лодку на пирсе встречал командующий Северным флотом Иван Капитанец. Как положено, говорил хорошие слова, обещал представить экипаж к наградам. Отдел кадров флотилии после этого оформил наградные листы. Но и поставить текущие задачи Капитанец не забыл - последующие три года экипаж «Комсомольца» 150 суток провел в море, где и завершил опытную эксплуатацию уникальной лодки. И снова, уже во второй раз, отдел кадров 1-й флотилии составил представления к награждению моряков К-278…
О наградах не думали
Из письма капитана I ранга запаса Юрия Александровича Зеленского, бывшего командира перволинейной глубоководной АПЛ 685-го проекта К-278 6-й дивизии, 1-й флотилии Северного флота, к главкому ВМФ В.В. Масорину: «Командование соединения и объединения высоко оценивало службу экипажа. Подводной лодке по итогам боевой подготовки было присвоено звание «Отличный корабль», а командующий Северным флотом адмирал И.М. Капитанец, встретивший корабль, возвратившийся с успешных глубоководных испытаний, перед строем назвал экипаж экипажем героев и объявил, что весь экипаж будет представлен к правительственным наградам. Представление к наградам состоялось, а награждение – нет. Прямо скажу, что в то время несостоявшееся награждение мало кого в экипаже беспокоило. Служили в то время мы действительно не за награды, да и некогда об этом было думать… Но трагическая гибель подлодки со вторым экипажем на борту, а затем и распад страны, которой мы служили, на мой взгляд, помешали реализации представлений. Прошло два десятка лет, у нас выросли дети, растут внуки, но мы по-прежнему чувствуем себя экипажем, чтим память погибших наших товарищей, помогаем по мере возможностей друг другу и сейчас не можем понять, почему наш труд в глазах высшего флотского командования перечеркнут действиями других людей и событиями, на которые мы, как экипаж, повлиять не могли…»
Без бумажки ты…
Из ответа Министерства обороны (войсковая часть 20864): «Сообщаю, что по разъяснению Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации вопросы награждения за прошлые заслуги в настоящее время не рассматриваются, за исключением случаев, когда гражданин представлялся к награждению, но по каким-либо причинам наградные документы реализованы не были. Центральный ВМ архив и архив СФ не располагают данными о представлении командованием того времени к награждению государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278, отличившихся при проведении глубоководных испытаний в августе 1985 года… Возбуждать ходатайство о награждении государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278 за отличия при глубоководных испытаниях в августе 1985 года оснований нет». Откуда эта военно-бюрократическая коллизия? Из какого кодекса чиновничьего крючкотворства?
Честь имеем?
То, что 4 августа 1985 года в Норвежском море состоялось испытание, – это, значит, мы признаем. И мировой рекорд – 1020 метров – тоже признаем – попробуй-ка кто усомниться?!. Как признаем и наличие в составе флота уникальной лодки К-278 и тех 53 моряков да еще нескольких гражданских специалистов (не будем о них забывать), кто пошел в бездну. Между прочим, пошли они туда с риском для жизни, чтобы прославить Отечество. И этот факт в летопись флота вписали. Чтобы затем помощники командиров по воспитательной работе воспитывали, говорили - вся наша держава должна гордиться мировым рекордом этого корабля! А подвигом людей?! На деле-то выходит - по чьему-то умыслу, нерадению, а может быть, и случайно бумажка затерялась – и нет никакого подвига! Страшно все это, господа офицеры! Щелкать каблуками и рапортовать по праздникам – это вы умеете, гражданские уже вдоволь насмотрелись - мол, честь имеем, подвиги отцов и дедов помним, державу не посрамим. А на деле, выходит, чести не имеем, поскольку подвигов не помним, а героев не чтим. То, что героев здорово наловчились строго под строку подгонять, – это правда. Оттого и по поводу ваших «Державу не посрамим» как-то сомнения берут.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк Тел. 50-80-12

Немає коментарів:

Дописати коментар