Лето 1962 конкретно изменило судьбу Иоканьги. АПЛ пр.627 «К-3» (первая
АПЛ СССР) достигла Северного полюса. Пройдя подо льдами Арктики и
дважды - над точкой полюса в подводном положении, «К-3» всплыла в его
районе. Экипаж водрузил над полюсом государственный флаг СССР. За этот
поход руководитель похода контр – адмирал А.И.Петелин, командир АПЛ
капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, командир БЧ – 5 инженер – капитан 2 ранга
Р.А.Тимофеев 21.07.1962 были удостоены звания Героев Советского Союза
(награждение состоялось прямо на пирсе Иоканьгской ВМБ (Гремиха), куда
АПЛ прибыла после своего легендарного похода. Встречали корабль члены
правительства во главе с Председателем Совета Министров СССР
Н.С.Хрущёвым, который и вручил Звёзды героям. Все остальные члены
экипажа также получили правительственные награды.
Осенью
1962 меня мать привела в школу, которая находилась за ДОФ на улице
Комсомольской. С этого момента началось моё знакомство с посёлком, так
как школа находилась за пределами улицы Североморской. Тогда школа была
самым посещаемым зданием. Детей было много, а школа одна. Занятия
проводились в две смены. После второй смены функционировала вечерняя
школа для матросов, солдат. Мест для учащихся не хватало, и школа имела
два филиала. Один из них находился около пожарной части под горой. Там в
длинном одноэтажном бараке было оборудовано два класса. В одном из этих
классов прошёл мой первый школьный год. Второй филиал находился в
здании районного интерната. Там был оборудован один класс с отдельным
входом, где пришлось проучиться весь третий класс.
Основное здание школы
было построено в 1954 и имело два этажа. Главный вход в школу был со
стороны ДОФ, но чаще пользовались дверью со стороны улицы Комсомольской.
По высказываниям старших, на момент постройки школа была самым красивым
зданием в посёлке. Но, к сожалению, в ней не было спортзала, кружки по
интересам в те времена там были тоже не в моде.
Первые
походы в школу резко расширили круг друзей. С удивлением обнаружил, что в
Гремихе как и в Москве есть дома в пять этажей. Потом выяснилось, что
был всего один такой дом, два в четыре этажа, а остальные ниже. С первых
школьных дней чётко усвоил рекомендацию своей первой учительницы о том,
что после школы надо обязательно погулять два часа на свежем воздухе.
Сейчас с высоты своих пятидесяти лет легко представляется ситуация
встречи матерью своего чада, прибывшего из школы с докладом о том, что
по словам учительницы, надо делать после школьных занятий. Мать,
досматривая свою дочь, присматривала ещё за двумя девочками соседей по
коммунальной квартире. Так что особых усилий для выхода на улицу у меня
не существовало. Единственным временным препятствием была необходимость
принести из колонки воду. Воды требовалось много, а переноска на первых
порах осуществлялась трёхлитровым бидоном. Нужно было делать до десяти
ходок; если стирка, то больше, а стирка устраивалась часто. Эти походы
осложнялись метеоусловиями. Надо отдать должное военным: тротуары
очищались от снега и посыпались песком или угольным шлаком регулярно, но
переноской воды занималось много людей, вода разливалась, и скользко
было почти всегда. Дополнительному напряжению способствовал и ветер.
Было очень обидно, когда преодолев часть пути, вдруг упал и разлил воду.
Но вот наступает момент, когда воды достаточно.
Известно,
что самое ценное - время свободное, именно те условные два часа, о
которых толковала учительница. Никакой снег и ветер, даже ураган не
могли удержать дома. С новыми друзьями в тот период лез, куда позовут.
Раз втроём залезли в склад, что был у водокачки, недалеко от дома.
Стекло в окне склада уже было разбито, информация, что можно взять тоже
имелась. Снегу было по самую дыру в окне, поэтому дружно влезли ползком.
На ощупь, ибо темно, ночь полярная, выбросили в окно штук двадцать
противогазов. Показалось, что хватит на всех. Только один из нас успел
покинуть склад, как его «застукал» мичман из соседнего дома. Какой мог
состояться разговор с первоклассником? Мичман, поняв, что он не один,
стал звать к выходу остальных искателей приключений. Смотрю, напарник не
выходит, что – то ждёт. Вторым из склада вылез я.
- Ещё есть кто?- последовал вопрос
– Никого,- говорю.
По
команде мичмана забросили противогазы в склад и удалились. Интерес к
противогазам упал до нуля. Подождали третьего, довольные тем, что мичман
не спросил фамилии, и разошлись по домам.
Другой раз товарищ подвёл к месту, где лежал пулемёт. Тогда, кроме «максима» в кино, близко пулемёта не видел.
– Какой же это пулемёт?
– Самый настоящий, крупнокалиберный, только немного неисправный.
Помнится,
пытались куда – то его перемещать, но тяжёл слишком оказался для нас.
Много лет спустя на курсах по изменению военно-учетной специальности в
артиллерийском классе в артустановке АК -230, вернее её фрагменте, мне
удалось признать тот «пулемёт».
Поразительная
осведомлённость была у приятеля. Подобные штуковины тогда представлялись
необходимым атрибутом для детских игр в войну. Вся детвора мальчиков в
нешкольное время делилась на две группировки: «наши» и «немцы», которые,
попадая в плен, обзывались «фрицами». В первой главным был Вася
Следников, проживавший в отдельно стоящем доме у Дома культуры. Главным
«немцем» был Лёня Габов, проживавший где – то по улице Нагорной.
Неизвестно, откуда у «немцев» были две настоящие немецкие каски времён
первой мировой войны, однажды виденные мной на головах соперников.
Мир тесен, и, встретив в очередной раз бывшего «немца» Серёгу Пахолкова, проживающего в одном городе, спрашиваю:
– Куда делся Лёня Габов?
От неожиданности он чуть не прослезился.
– Я думал, ты его не знаешь. Ведь ещё мал был.
Сергей старше меня на два года. Он стал говорить о «долине
смерти» - Постой, говорю ему, «долина смерти» место в районе Мурманска.
Он мне стал рассказывать о месте, огороженном колючей проволокой,
которое в детстве всегда обходилось мной стороной. Ныне с уверенность
можно сказать, что там во время войны осуществлялась стыковка кораблей с
берегом. Безусловно, подходы к береговой базе во время войны
минировались.
Сергей утверждал, что Лёня не раз бывал за колючкой и
выносил оттуда разные вещицы, в том числе и немецкие каски образца
последней войны. Во время очередной вылазки за колючку он подорвался.
Ещё говорил Сергей, что были фотографии, где они запечатлены в
импровизированной немецкой форме, но в настоящих немецких касках. Даже
были разборки в школе с учителями по этому поводу. Сергей был живым
свидетелем, как в 1967 к третьему причалу подошла АПЛ и на грузовики с
лодки выгружали трупы моряков. И хотя на причал посторонних не пускали, с
берега это было хорошо видно, утверждал Сергей.
Долго его
рассказ ничем не подтверждался, пока на глаза не попалась краткая
история АПЛ «К – 3»: «Всего за весь срок службы «К – 3» прошла около 130
000 миль. Из состава флота выведена в 1988 г. За время в строю на АПЛ
было 3 пожара. Самая крупная авария произошла 8.09.1967 г. При
возвращении в базу в Норвежском море на лодке возник пожар в 1 отсеке. В
результате 39 человек погибли, отравившись угарным газом. 17.07.62 г.
«К – 3» совершила поход на Северный полюс, после которого получила
наименование «Ленинский комсомол».
У каждого вожака
воинствующей стаи был свой «штаб», оборудованный в каком либо сарае,
которых было вдоволь. Бои проходили весной и летом с использованием
деревянных мечей со щитами, сделанными из деревянных ящиков, бочек.
Недостатка в материале для изготовления этих нехитрых приспособлений не
существовало. Ведь вся продукция, привозимая в посёлок, пищевая и
промышленная, упаковывалась в них. Повторно эти изделия не
использовались. Тут следует отметить, что деревянными палками по спине
никто никого не стучал. Достаточно было слегка дотронуться «мечом» до
противника - и этого было уже достаточно, чтобы он считался убитым.
Конечно, возникали споры, кто кого «убил» первый. К сожалению, мне не
удалось обнаружить фотографий тех потешных воинов.
Зимой,
кроме традиционных снежных крепостей, которые строились и быстро
разрушались «противником», устраивались «толкания» у дома офицеров. У
входа в старый ДОФ было две клумбы, где летом выращивался овёс. Зимой на
эти клумбы добавляли снег с тротуара и получались две горки, которые
облюбовала детвора для своих забав. Толпа собравшихся школьников разных
возрастов делилась пополам. Одна половина стояла на горке и удерживала
высоту, а другая старалась столкнуть первую с горки. Это напоминает
«групповое Суму», где кроме рук и тела никаких приспособлений
использовать нельзя. Особый восторг вызывала ситуация, когда были
задействованы обе горки. Но взрослые наши игры не одобряли и часто
рассеивали.
Ограничусь ещё одним увлечением тех лет.
Зимой, когда ветер дул, но не сильно, а пурга затихала, ходили с
ребятами купаться на дизельную электростанцию. Там было несколько
бассейнов открытого типа, бетонированных, для охлаждения воды в
естественных условиях, используемой в работе дизелей. «Дизельная» - так
коротко её мы называли - располагалась на сопке, вдали от посёлка.
Бассейны с горячей водой, клубы пара, снег кругом - ворох романтики и
только. Предварительно опробовав воду рукой и обнаружив подходящую,
нужно было раздеться быстро, естественно догола, потом осторожное
купание, так как нырять опасно от наличия труб под водой. Хорошенько
прогревшись, выскакивали из ванны бассейна, охлаждались, «купаясь» уже в
снегу, потом снова в бассейн. Так проделывали несколько раз, пока не
возникала усталость. Ныне в уже зрелом возрасте, когда удаётся в баню
пронести тазик со снегом и после парилки этим снегом обтереться, уже
ничто не напоминает тех ощущений, какие были в первой половине
шестидесятых при купании на «дизельной». Какие такие ощущения? Когда
тело достаточно разогрето, затем охлаждается в снегу, возникает такое
впечатление, как будто к коже прислонили тысячи иголок, что оказывает
приятные ощущения для всего организма. Этого ощущения не появляется при
купании в проруби.
Школа требовала постоянного присутствия,
хотя нередкими были пропуски по двум основным причинам: неблагоприятным
метеоусловиям и простудным заболеваниям, часто возникавшим от перемены
места жительства. Учёба для меня казалась каторгой. Писать учили
деревянными ручками с металлическими наконечниками, в которые
вставлялись перья. Необходимо было носить бутылочку чернил, непременным
школьным атрибутом, каким некогда писали дети. Кроме портфеля со
школьными принадлежностями, требовали носить сменную обувь. Палочки
почему – то получались кривыми, у крючочков не тот наклон, да ещё надо
было постичь секрет нажима на перо, умудрившись не сломать его. Тетрадки
продавались только перед началом учебного года, многие из них были с
низким качеством бумаги, отчего перо «ковыряло» поверхность листа. А тут
уроки по чистописанию надо делать. Ладонь от напряжения постоянно
потела. Появлялись на промокашке и не только кляксы чернил. Промокашку
приходилось подкладывать под потную кисть и писать. Но не тут - то было:
отключили в очередной раз электричество. Технический перерыв длится до
тех пор, пока мать не найдёт спрятанную свечу или нечто издающее свет не
возьмёт у соседей. Всегда казалось, что написано чисто, но когда
заканчивалась страница, почему – то она покрывалась стойким серо –
грязным налётом. Если исходить из того, что по себе можно узнать других,
то выходит, что нечто подобное было и у сверстников.
Источник-см.http://gremih.ru/pehatnie-izdanij/94-osinoe-gnezdo.html?start=6
Немає коментарів:
Дописати коментар