ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, жовтня 19, 2012

КТО ЕСТЬ КТО.ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ,ЛЕТЧИК МИХАИЛ ДЕВЯТОВ.

Михаила Девятаева впервые арестовали ещё до войны за то, что он якобы продавал за рубеж сведения о переписи населения. Дело закрыли, но оно до сих пор хранится в архиве ФСБ. С февраля по сентябрь 1945 г. Михаил Петрович по 58-й статье просидел в центральном концлагере. Сентябрь-декабрь 1945 г. он и другие осуждённые провели в собственноручно вырытых землянках возле озера близ г. Невель (Беларусь). Справку о реабилитации лётчик так и не получил. Так что, по документам спецслужб, он до сих пор считается рецидивистом (!).
В 2002 г. на съёмках документального фильма «Догнать и уничтожить!» Михаил Девятаев познакомился с немецким лётчиком Гюнтером Хобомом, которого 8 февраля 1945 г. направили вдогонку за угнанным узниками самолётом.
«Метеор», который Михаил Девятаев водил после войны, установлен как мемориал у Казанского речного техникума. 

 Версия: Девятаев сбежал из плена с секретными разработками фашистов, что помешало им создать «оружие возмездия»  Неужели весь его героизм в том, что он просто очень хотел жить? О другой стороне этого подвига рассказывает заведующий музеем-мемориалом ВОВ Михаил Черепанов. В 2002 году Девятаев встретился с с лётчиком Гюнтером Хобомом, догонявшем его во время побега. Берлинское подполье Михаил Девятаев попал на секретную ракетную базу Пенемюнде вовсе не случайно. Если бы немцы знали, что их пленный – лётчик, то его бы не пустили на секретную базу рейха. В лагере «Заксенхаузен» его приговорили к смерти и, по документам, уничтожили. Считается, что от казни Михаила Петровича спас некий парикмахер.
Материал подготовил автор блога Источник-http://www.kazan.aif.ru/society/article/26790

Возможно, просто пожалел. Но, скорее всего, помог ему изменить имя и под маской украинского учителя проникнуть в секретный лагерь на острове Узедом не простой парикмахер, а подпольщик. В переписке, которую завещал музею-мемориалу ВОВ известный джалилевед, журналист Рафаэль Мустафин, оказались свидетельства полковника Николая Бушманова о подпольной организации, которой он руководил. Из письма Р. Мустафину от 5 октября 1972 года: «Берлинский комитет ВКП (б). Такой был и действовал в Берлине… – это факт, установленный следственными органами и показаниями многих людей…»*. В другом письме уже разведчик Михаил Иконников из Архангельска пишет Рафаэлю Мустафину, что у него есть готовый к публикации материал о берлинском подполье, и добавляет: «Но нужно имя. Остановились на Девятаеве. Пусть пойдёт эта статья за его подписью…»*. Может ли человек, не связанный с подпольем, писать о нём? Безусловно, нет. Очевидно, что Михаил Петрович имел отношение к Берлинскому комитету ВКП (б) и потому мог поставить подпись под материалом. К тому же, руководитель подпольщиков Н. Бушманов был в «Заксенхаузене» в то же время, что и Девятаев. Так что, вероятно, лётчик попал на Пенемюнде благодаря деятельности подпольщиков. Совершенно секретно Но вернёмся к знаменитому побегу, а точнее, к его последствиям, о которых молчат многие книги и фильмы о лётчике-герое. Одна из последних таких книг - «Михаил Девятаев. Воспоминания, отклики, публицистика, хроника» выпущена после смерти Героя Советского Союза – в 2007 году. Она основана на архивных документах минобороны РФ, управления ФСБ РФ по РТ, музея узников концлагеря «Заксенхаузен» и др. Однако в опубликованном там протоколе допроса Михаила Девятаева, который 8 февраля 1945 года сажает самолёт «Хейнкель-111» в занятой Красной армией Польше, не сказано, что он видел на базе «Пенемюнде». Лётчик рассказывает только, как улетел. Мы знаем, что с ним спаслись 9 человек. В книге есть протоколы их допросов. Так, Иван Кривоногов свидетельствует: «Аэродром был большой. На нём в основном проходили испытания новых моделей самолётов и летающих снарядов «Фау-1», «Фау-2», были самолёты «Хе-111», «Ю-88», «До-217», истребители «Фокке-Вульф», реактивные истребители… Самолётов на аэродроме было штук 30…» и т.д. Это рассказал артиллерист. А что сказал наш лётчик? Судя по протоколу допроса только: «…я с командой в количестве 500 человек был направлен на остров Неер в г. Свинемюнде, что севернее г. Берлина примерно в 200 км, для работы на аэродроме…». Тем не менее, в донесении под грифом «Совершенно секретно» начальник отдела контрразведки «Смерш» 61-й армии – полковник Мандральский передаёт: «Наибольший интерес из числа прилетевших представляет лётчик, пилотировавший «Хейнкель-111», Девятаев». Неужели он не оправдал надежд, не оценил профессионально действия на ракетной базе и не передал их во время допроса в «Смерше»? В связи с этим любопытно заметить, что, попав в немецкий плен 23 июля 1944 г., Михаил Девятаев сумел прикинуться «незнайкой». Да так успешно, что в протоколе допроса записали: «Военнопленный производит впечатление не очень умного человека». Но то – в стане врага, а это – на Родине… Ситуацию проясняет всё та же книга. Под протоколами допросов других «членов экипажа» самолёта «Хейнекель-111» указаны даты и источники, а под протоколом допроса Михаила Девятаева таких ссылок нет. Выдержки из документа просто перепечатаны. В то время, как даже рядом с переводом протокола допроса лётчика в немецком плену, стоит читаемое факсимиле оригинала. Неужели советские документы, связанные с Девятаевым, до сих пор хранятся под грифом «Секретно»? Но что такое тайное привёз на родину лётчик? А была ли «Фау»? Есть версия, что это был самолёт. Однако в протоколах досмотра несколько раз повторяется, что в самолёте не было посторонних предметов, никакого оборудования, только люди. Сама же модель бомбардировщика «Хейнкель-111» в 1945 году уже не могла быть секретом для нашей армии. 8 февраля его сбили, да так, что он стал непригоден для полёта. Но, тем не менее, машину сразу взяли под охрану. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в воспоминаниях очевидца побега Курта Шанпа, который в тот день стоял на посту базы Пенемюнде: «Был подготовлен последний пробный старт V-2 («Фау-2», – прим. ред.)… В это время совсем неожиданно с западного аэродрома поднялся какой-то самолёт… Не может быть, что это машина Штейнгофа, на которой он должен подняться и проследить траекторию ракетного снаряда V-2... Когда он (самолёт, – прим. ред.) оказался уже над морем, с рампы поднялся ракетный снаряд V-2. …в том самом самолёте, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа для наблюдения за снарядом V-2, бежали русские военнопленные». Так вот о каком секретном оборудовании идёт речь – о пульте управления ракетой. Причём, Михаил Девятаев о нём знал, о чём и сообщил в интервью Михаилу Черепанову спустя 57 лет после побега (8 февраля 2002 г.): «Был радиоприёмник, чтобы задавать курс ракете «Фау-2». Самолёт летел сверху и по радиосвязи направлял ракету. У нас тогда ничего подобного не было. Немцы очень рассчитывали на эту ракету». В новом свете Факты Михаила Девятаева впервые арестовали ещё до войны за то, что он якобы продавал за рубеж сведения о переписи населения. Дело закрыли, но оно до сих пор хранится в архиве ФСБ. С февраля по сентябрь 1945 г. Михаил Петрович по 58-й статье просидел в центральном концлагере. Сентябрь-декабрь 1945 г. он и другие осуждённые провели в собственноручно вырытых землянках возле озера близ г. Невель (Беларусь). Справку о реабилитации лётчик так и не получил. Так что, по документам спецслужб, он до сих пор считается рецидивистом (!). В 2002 г. на съёмках документального фильма «Догнать и уничтожить!» Михаил Девятаев познакомился с немецким лётчиком Гюнтером Хобомом, которого 8 февраля 1945 г. направили вдогонку за угнанным узниками самолётом. «Метеор», который Михаил Девятаев водил после войны, установлен как мемориал у Казанского речного техникума. Но ещё ценнее оказались те сведения о ракетной базе, которые Михаил Петрович привёз в голове. «Так он же ничего не рассказал?» - спросите вы. Только по документам, ведь долгие годы Михаил Девятаев был под подпиской о неразглашении. Когда же срок истёк, он рассказал: «Аэропорт на острове был ложный. На нём выставили фанерный самолёт. Американцы и англичане стреляли по нему. Когда я прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он ахнул и схватился за голову! Я объяснил, что надо пролететь 200 м от берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить. А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок «Фау-1» и «Фау-2». Потом до этой базы добрались и наши, и союзники». Напомним, высота ракеты «Фау-2» была 14 метров – это практически пятиэтажный дом. Вот какие громадины на Пенемюнде удалось спрятать за искусственным лесом! Ракеты «Фау» задумывались Гитлером как «оружие возмездия» (на немецком Vergeltungswaffe). Пробные старты начали в марте 1942 года. Первый боевой вылет ракета совершила в сентябре 1944 г. Обстреливали, в основном, Лондон. По сути, именно такая ракета совершила первый в мире суборбитальный космический полёт. Неудивительно, что, когда Сергею Королёву поручили разработку советской баллистической ракеты, он заинтересовался судьбой лётчика, побывавшего на Пенемюнде. «Из центрального советского концлагеря меня привезли на остров Узедом, и 12-14 сентября 1945 года я попал в распоряжение Сергея Павловича Сергеева (как позже выяснилось, Королёва), – рассказывает Михаил Девятаев в видеоинтервью Михаилу Черепанову. – На острове был ракетный институт Вернера фон Брауна. Мы с Королёвым осматривали ракеты «Фау-2». Как известно, первая советская ракета «Р-1» стала прототипом «Фау-2». Так что заслуга Михаила Девятаева не только в том, что он спас мир от гитлеровского «оружия возмездия», но и в том, что помог советским учёным понять, как оно работало. Именно за этот подвиг в 1957 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. *Публикуется впервые. Письма завещаны Р. Мустафиным музею-мемориалу ВОВ и предоставлены М. Черепановым для «АиФ Казань». Постоянный адрес статьи: http://www.kazan.aif.ru/society/article/26790 

Автор: Александра ДОРФМАН Опубликовано : 2012-07-06 10:05:52 

Немає коментарів:

Дописати коментар