ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середу, листопада 21, 2012

МИРОВОЙ ОКЕАН СТАНОВИТСЯ МАЛЕНЬКИМ ДЛЯ СУБМАРИН

 


Мировой океан становится маленьким для субмаринМорское аварийное происшествие, случившееся накануне, вновь поставило вопрос о безопасности мореплавания в целом. Напомним, у восточного побережья США во время плановых учений столкнулись атомный ракетный крейсер «SanJacinto» и атомная подводная лодка «Montpelier». По счастливой случайности, никто не пострадал….

Неужели мировой океан становится таким маленьким, что в нем тесно становится тесно кораблям? Как сообщает американская пресса, точное место аварии не называется. Вахтенный на крейсере заметил перископ субмарины в 100-200 метрах от корабля. Крейсер попытались сдать назад, однако удара избежать не удалось.

По информации Пентагона, лодка и крейсер не получили серьезных разрушений. Но у крейсера поврежден обтекатель гидролокатора, в котором находится часть электронного навигационного оборудования, передает Lenta.ru. При этом подводная лодка и крейсер остались на плаву продолжили самостоятельное следование намеченными курсами.Будет проведено расследование ЧП. Самое интересное, что экипажи на обоих боевых кораблях опытны и, как говорят моряки, наплаваны.

Как уже сообщала «Правда.Ру», многоцелевая атомная подводная лодка «Montpelier», построенная в 1991 году, принимала участие в операции в Ираке. Атомный ракетный крейсер «SanJacinto», оснащенный противоракетной системой «Aegis», успешно участвовал в операции "Буря в пустыне". Оба судна входят в ударную группу во главе с авианосцем "Гарри Труман". Вроде бы ничего не предвещало аварии… Однако она случилась! 
Стоит отметить, что число всячески аварийных происшествий на морской и речной акватории в последние года только растет – причем сталкиваются и калечат друг друга как военные корабли, так и гражданские суда. Представьте себе – на улицах растет число автомобилей, и это становится одном из факторов повышения числа ДТП. Так же и в море. 

Это только в России число контейнеровозов, танкеров, сейнеров и так далее падает. На самом деле морские перевозки – дело очень выгодное, и в целом в мире число судов различного класса только растет. Давайте вспомним только самые непривычные, самые заметные аварии последних лет. Поскольку аварии военных кораблей наиболее опасны для окружающей сред, давайте остановимся как раз на них.

В сентябре 2011 года атомная подлодка "Святой Георгий Победоносец" столкнулась с сейнером, команда которого была безнадежно пьяна. Точнее, это рыбацкий сейнер врезался в лодку, преспокойно стоявшую на рейде Авачинской бухты Тихого океана и имевшую все полагающиеся стояночные огни.

Надо сказать, что не заметить лодку огромных размеров со всеми стояночными огнями просто невозможно. Военные моряки, узрев судно, стали запускать в воздух осветительные ракеты и пиропатроны, но все было бесполезно: сейнер на полном ходу шел на АПЛ. Бес попутал?
Жертв и пострадавших, к счастью, не было. Вся вина за инцидент легла на капитана гражданского судна, который при маневрировании в бухте не обратил внимания на бортовые огни на подводной лодке, да, собственно, вообще ни на что не обратил. Вот что рассказывает на форуме "Российский подводный флот" один из очевидцев той нелепой аварии. 

Как только сейнер столкнулся с кормовой частью лодки, командир корабля приказал срочно организовать аварийную партию для высадки на терпящее бедствие судно (так показалось военным сначала — иначе какого же лешего суденышко идет на огромный корабль, если там все хорошо). Однако моряки, высадившиеся на борт сейнера, нашли на борту только вдрызг пьяных команду и капитана. Сейнер же отдаленно напоминал пиратскую шаланду.
В конце концов удалось выяснить, что рыболовное судно в момент столкновения якобы совершало маневр по расхождению на встречных курсах с каким-то траулером "Кормщик". Не исключено, что данный траулер был лишь миражом наподобие "летучего голландца". Также странно, что мореходы увидели далеко идущий траулер, но почему-то не увидели у себя под носом целую подводную лодку, которая еще и подавала им сигналы. 

В общем, вопросов много, но ответы на них есть. Как только аварийная партия с подлодки спустилась на сейнер, очухавшийся капитан суденышка тут же полез за бутылкой в корабельный сейф: мол, ребята, давайте по традиционной "соточке" за содружество гражданского и военного флотов. Виновным в аварии был признан, конечно, капитан сейнера. Во всяком случае, так это ЧП описывается на ведущих военно-морских форумах, не верить которым нет основания.

35 лет назад, 25 мая 1975, года американская газета "Нью-Йорк таймс" рассказала о деталях секретной операции ВМС США по сбору разведывательной информации о советских подводных лодках. Американские субмарины, с соответствующим специальным оснащением, осуществляли слежку за подводными лодками СССР с начала шестидесятых годов и иногда даже заходили в трехмильную зону территориальных вод СССР.

В процессе слежения неоднократно происходили столкновения атомоходов с другими лодками или надводными кораблями. В газете приводилась также информация о 16 столкновениях советские их американских лодок лишь за 10 лет, с 1964 по 1975 год. В том числе был приведен случай повреждения субмарины США при всплытии под советским военным кораблем во время учений ВМФ СССР.

При столкновении АПЛ ВМФ США "Гэтоу" с советской АПЛ в Баренцевом море в ночь с 14 на 15 ноября 1969 года командир БЧ-2 американской субмарины был готов уже запустить ядерную ракету "Саброк" и три ядерных торпеды по советской лодке. Инцидент произошел в 15 милях от входа в Белое море. 
Американская АПЛ "Пинтадо" столкнулась 1 мая 1974 года при подходе к Петропавловску-Камчатскому с советским атомным подводным ракетоносцем класса "Янки". При столкновении почти "лоб в лоб" на американской лодке разбита носовая ГАС, наглухо заклинены затворы торпедных аппаратов, а часть носовых механизмов погружения получила повреждения средней тяжести.
Атомная подводная лодка К-108 проекта 675 известна столкновением с американской ПЛ «Тотог» в подводном положении в акватории Охотского моря 20 июня 1970 года.

Именно подобные опасные действия часто совершают американские подводные лодки вблизи берегов России. В результате попытки скрытного слежения ПЛА "Батон Руж" (тип "ЛосАнджелес") столкнулась в феврале 1992 года с российской ПЛА проекта 945 ("Сьерра"). 
Этот инцидент примечателен и тем, что он произошел в районе, который Россия относит к своей 12-мильной зоне. В районе столкновения проходят маршруты российских подводных лодок, базирующихся в Мотовском и Кольском заливах. Малая дальность обнаружения гидроакустического комплекса, ограниченная акватория, интенсивное судоходство и, особенно, стремление действовать скрытно в совокупности резко увеличивают вероятность подобных событий. 

Еще одно столкновение – американкой АПЛ "Грейлинг" (тип "Стержен") с российским стратегическим ракетоносцем "К-407" проекта 667БДРМ ("Дельта-4") произошло в марте 1993 года в Баренцевом море также в результате попытки скрытного слежения. К счастью, как и предыдущий, этот инцидент обошелся без человеческих жертв. 

Российская лодка получила повреждения легкого корпуса и была отремонтирована. Что касается американской субмарины -- командование ВМС США приняло решение, что дешевле ее списать. Однако, случись столкновение "Грейлинг" и "К-407" на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты.

Ну и напоследок вспомним недавнюю публикацию «Правды.Ру» о гибели АПЛ «К-219». Эксперты российского ВМФ не исключают, что стратегический ракетоносец проекта 667АУ ("Янки") погиб в Атлантическом океане в октябре 1986 года именно в результате столкновения с американской подводной лодкой. Через несколько дней после гибели "К-219" в базу ВМС США в Гротонепришла многоцелевая ПЛА "Аугуста" с повреждениями корпуса. 
Столкновение с американской подводной лодкой могло явиться и причиной гибели советской ракетной подводной "К-129" проекта 629А ("Гольф") в 1967 года в Тихом океане. Существуют достаточно веские предположения об именно таком сценарии обеих катастроф, но, увы, нет убедительных доказательств – все они на дне океана. 

По материалам «Првды.Ру»
 

Немає коментарів:

Дописати коментар