Подлодка "Тотем"Почему моряки многих поколений во всех странах свято верят в приметы
Перечень морских примет и суеверий, наверное, один из самых длинных и самых древних и, пожалуй, наиболее известных широкой публике — хотя многие никогда не выходили в море на борту корабля, но едва ли не все хоть что-то, хоть раз о них читали или слышали. Известно, например, что морская традиция придаёт очень большое значение имени корабля: считается, что удачно или неудачно выбранное имя определяет всю его последующую судьбу, менять же имя корабля крайне нежелательно и такая смена уж точно добра не принесёт. Что ж, суеверия на то и суеверия, чтобы не иметь логического объяснения. В них можно верить, можно не верить. И правда — кто может объяснить, почему то или иное название оказалось вдруг для корабля счастливым или несчастливым? И почему многие корабли переживают за свою жизнь не одно и не два переименования — и притом служат своим хозяевам верой и правдой? Так есть ли смысл в этих приметах, берущих начало во временах столь древних, что никто не может найти их корней?

***
9 января 1968 года, ровно через 23 года после вступления в строй, бывший «Тотем», переименованный в «Дакар», отошёл от причала в Портсмуте, направляясь к новому месту базирования, в Хайфу. На рубке подводной лодки красовался теперь щит с изображением меч-рыбы — так переводится с иврита слово «дакар».
Плавание проходило спокойно. Лодка прошла Гибралтар, вышла в Средиземное море и 29 января готова была достичь Хайфы. 25 января 1968 года, через две минуты после полуночи, «Дакар» в очередной раз вышел на связь, дежурно сообщив, что всё в порядке. Затем — молчание. Как пишут в справочниках, «с тех пор лодка на связь не выходила и на базу не вернулась». Правда, 27 января одна из радиостанций Никосии уловила сигнал 808, передававшийся на аварийной частоте «Дакара», но сигнал был слабым и тут же пропал. Израильские самолёты неделю обшаривали едва ли не всё Средиземноморье — тщетно.
Год спустя на палестинское побережье выкинуло аварийный буй «Дакара». Исследовав аварийный буй и обрывок троса, которым буй крепился к лодке, учёные поначалу решили, что буй около года проболтался прикреплённым к лодке, пока наконец не оторвался совсем, и что лодка зачем-то уклонилась от курса миль на 70 и лежит где-то на глубине 150—300 метров.
За последующие 30 лет израильтяне снарядили по меньшей мере 25 поисковых экспедиций, исследовали едва ли не все районы Средиземноморья, подходившие под данное экспертом описание. Ничего. Как водится в таких случаях, исчезновение «Дакара» обросло слухами, домыслами и версиями — вплоть до «кровавой руки Москвы» или вмешательства инопланетных сил. Разгадки не было. Наконец, было решено попытаться поискать там, где до этого искать не пытались, — непосредственно по курсу «Дакара»!