вівторок, грудня 18, 2012

Выстроенный на воде и крови. Гидротехнический архипелаг ГУЛАГ, 1931–1958

Едва ли «террор гидравлической деспотии» нашел себе в чем-нибудь более впечатляющее выражение, чем в гидротехническом архипелаге ГУЛАГ. Его история началась в 1931 году, когда армия каторжных рабочих оставила в ландшафте и истории Советского Союза след подавления и эксплуатации, который с тех пор едва ли можно не заметить, соорудив пресловутый Беломорканал. Отныне строительство гигантских каналов и гидроэлектростанций сыграло решающую роль в превращении ГУЛАГа в экономическую империю. Правда, неуклонно растущая технизация строительства повысила требования, предъявляемые к качеству работы, так что с 1948 года лагерная экономика оказывалась во все более глубоком кризисе. После смерти Сталина, вследствие массовой амнистии и реформ, большие стройки и лагерные комплексы при них уже невозможно было превратить в воспитательные  учреждения.

 «Самая удивительная стройка 20 века»:

Беломорско-Балтийский канал, 1931-1933

В 1920-е годы тюрьмы и лагеря наполняли заключенные, осужденные за «контрреволюционные преступления». Для нового, большевистского, режима они были, прежде всего, экономически обременительны ввиду растущих издержек на их содержание и охрану. После первых попыток добиться самофинансирования лагерей путем «продуктивизации» их узников, в начале 1930-х годов советские партийные и государственные руководители все чаще начинали воспринимать заключенных как трудовой фонд («трудфонд») и рабочую силу («рабсила»).
Это было время, когда на советское общество с революционным напором навалились коллективизационные и индустриализационные походы первого пятилетнего плана. Они привели к резкому приросту численности заключенных и ссыльных, особенно в связи с «ликвидацией кулачества как класса». В 1934 году уже более чем полтора миллиона мужчин и женщин, большей частью трудоспособного возраста, вынуждены были устраивать свою жизнь в «исправительно-трудовых лагерях». Ввиду внушительных строек московское руководство принуждало узников лагерей вкладывать свои силы в провозглашенное «строительство социализма» в форме крупных проектов с использованием принудительного труда. Вокруг массовой эксплуатации труда заключенных вспыхивали ожесточенные конфликты между ведомствами. При этом «Народному комиссариату по внутренним делам» (НКВД) удалось стать одним из крупнейших «работодателей» в Советском Союзе. В лице своего «Главного управления лагерей», которое отныне стало известно под пресловутой аббревиатурой «ГУЛаг», ответственные работники НКВД создали все более дифференцирующийся административный аппарат, который, благодаря своим широким компетенциям, превратился в некое «государство в государстве»[15].
В качестве «первой крупной стройки лагерной экономики»[16] и «дичайшей стройки XX века»[17] снискал себе печальную славу Беломорско-Балтийский канал. В сентябре 1931 года был издан указ о начале строительства канала, хотя геодезические и инженерно-подготовительные работы на гидрологической terra incognita Крайнего Севера еще не были завершены.
Новая водная магистраль, прокладка которой обсуждалась уже на исходе царской эпохи истории, имела протяженность 227 километров. В неприветливой местности, лишенной инфраструктуры и структуры поселения, предстояло построить 49 плотин и девятнадцать шлюзов. В мгновение ока возникли крупные лагерные комплексы, быстро наполнявшиеся узниками. Еще и сегодня едва ли возможно сколько-нибудь точно опаределить численность каторжных рабочих, которые здесь, без машин, стали и железа, самыми простыми средствами, в тяжелом ручном труде перемещали гигантские массы земли и воздвигали шлюзовые и причальные системы. По новейшим данным. Эта численность составляла от 126 000 до 170 000 человек. По меньшей мере 25 000 умерли от голода, производственных несчастных случаев или заразных болезней при изматывающем человеческие силы физическом труде. Более чем 10 000 удалось бежать[18].
Когда в августе 1933 года Беломорско-Балтийский канал был точно в срок открыт для судоходства, ответственные работники подсчитали, что расходы на строительство равнялись только одной четверти от предварительных калькуляций суммы капиталовложений. О чрезмерно завышенных темпах строительства, о недостатках планирования и о множестве возникших вследствие этого проблем никто и говорить не хотел, тем более что сталинистские правители, благодаря деятельной помощи Максима Горького и других интеллигентов, в пропагандистских целях рисовали строительство этого канала не только как честолюбивый гидротехнический проект, но также и как широкомасштабную программу перевоспитания уголовников, «паразитов» и «вредителей». Составленный для этого сборник, опубликованный также на английском языке[19], в который представили свои тексты 36 известных советских писателей, считается сегодня впечатляющим свидетельством «исповедального террора»[20] сталинского режима насилия, и одновременно примером того, «как тоталитарные общества могут коррумпировать писателей и интеллектуалов»[21]. Он должен был успокоить общественность в стране и за ее пределами, которая проявляла беспокойство по поводу суровых шагов коллективизации и индустриализации[22].
Как путь водного сообщения, Беломорско-Балтийский канал далеко не оправдал ожиданий. В последующие годы его шлюзовые устройства приходилось неоднократно основательно ремонтировать. Кроме того, грузоперевозки на Крайнем Севере осуществлялилсь преимущественно по проходящей параллельно каналу железной дороге, поскольку канал более полугода был скован льдом. И даже в течение недолгого периода навигации лишь немногие суда проходили через его шлюзы. Поэтому Александр Солженицын высмеивал его впоследствии: «Скоро ношено – слепо рожено»[23]. Однако с человеконенавистнической и экономически искаженной точки зрения власть имеющих использование заключенных на строительстве канала было вполне успешным.В Московском Кремле отныне распространилось фанатическое стремление к грандиозным строительным проектам, воплощаемым целыми армиями каторжных рабочих. Особенно же «специальной привилегией лагерной экономики»[24] считались крупные водохозяйственные проекты, и они в решающей мере способствовали превращению ГУЛАГа в экономического гиганта.
Большую роль при этом играл центральный штаб планирования – гидротехническое проектно-разработочное агентство в Москве. Его история началась в 1930 году, когда в переулке за Большой Лубянкой заключенные-инженеры и другие специалисты были собраны в особое конструкторское бюбро («шарага»), чтобы по инструкции и под строгой охраной выполнить необходимые работы по планированию для строительства Беломорско-Балтийского канала. После того, как благодаря этой форме принудительного умственного труда встретилась и объединилась группа экспертов, ответственные работники принялись за учреждение постоянных структур. В 1935 году это конструкторское бюро стало частью специально созданного треста «Волгострой», руководящие работники которого пользовались особыми привилегиями, как офицеры НКВД. Вскоре «Волгострой», как подразделение НКВД, приобрел широкую известность своими проектно-освоительными работами для других возводимых каналов и электростанций и приобюрел статус планового центра гидротехнического архипелага ГУЛАГ[25].
По материалам сайта- 

Немає коментарів: