ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, грудня 16, 2012

КТО ЕСТЬ КТО.МОРЕПЛАВАТЕЛЬ ОТТО ЕВСТАФЬЕВИЧ КОЦЕБУ

 

О.Е. Коцебу
18 декабря 1788 года - родился Отто Евстафьевич Коцебу - замечательный российский мореплаватель и ученый, совершивший три кругосветных плавания. Его научные исследования стали достойным вкладом в сокровищницу знаний, полученных в эпоху великих географических открытий.
В первой пловине XIX века на флоте процветал бюрократизм и казнокрадство. В этих условиях передовые офицеры флота стремились служить процветанию страны участием в дальних плаваниях с научными целями. Их стараниями Россия в этот период заняла первое место в мире по исследованию морей и океанов.Коцебу относится к славной плеяде русских моряков и ученых, лучшими представителями которой были И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, Ф.П. Литке. Их трудами была заложена традиция служить флоту и науке. Труды О.Е. Коцебу значительно расширили наши знания о Мировом океане и повысили безопасность мореплавания судов всех стран мира.
По материалам источника- 

Замечательный российский мореплаватель и ученый Отто Евстафьевич Коцебу родился 18 декабря 1788 года в Ревеле в семье представителя старинного дворянского рода Августа Коцебу. Отец Отто был популярным писателем, а четверо братьев добились больших успехов каждый в своей сфере деятельности и занимали видное положение в российском обществе. Будущий мореплаватель закончил сухопутный кадетский корпус, но решил стать моряком. В 1803 году он поступил волонтером на шлюп «Надежда», отправлявшийся в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание под командованием И.Ф. Крузенштерна.

За три года плавания юноша стал настоящим моряком. При этом он не только овладел всеми знаниями морского дела, но и усвоил лучшие традиции русского флота. Именно на «Надежде» Коцебу привили вкус к научным исследованиям и зародили в нем благородное стремление служить флоту и науке. Все это в сочетании с твердым характером, волей и настойчивостью в преодолении трудностей позволило О.Е. Коцебу занять видное место в блестящей плеяде русских мореплавателей.

Бриг «Рюрик»

В 1806 году, по возвращении из кругосветного плавания, Коцебу получил чин мичмана и несколько лет командовал различными судами на Балтике и Белом море. В 1814 году он принял под свою команду строившийся бриг «Рюрик», которому предстояло отправиться в кругосветное плавание.
Бриг Рюрик
В то время происходило активное освоение северной части Тихого океана. Англия и США стремились вытеснить Россию со всего тихоокеанского бассейна. Интересы защиты русских владений, укрепления дальневосточных границ, расширения торговых связей и развития промыслов требовали проведения дальних плаваний и научных исследований.
Кругосветное плавание О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик» в 1815-1818 годах стало его второй по счету, но первой самостоятельной кругосветкой, которая принесла ему широкую известность. Главной особенностью плавания было то, что «Рюрик» шел исключительно с научными целями. Он снаряжался на средства графа Н.П. Румянцева, который принимал участие в организации ряда научно-исследовательских экспедиций.
Программа исследований была составлена Крузенштерном. Коцебу предписывалось, «следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки искать соединений Великого океана с Атлантическим». Кроме того, экспедиции надлежало обследовать тропические области западной части Тихого океана, в то время еще очень мало изученные. По просьбе Коцебу “Рюрику” было разрешено плавать под военным флагом, так как к русским военным кораблям всюду относились с большим уважением.
Обширные научные исследования по океанологии и гидрографии выполняли всего два человека: сам Коцебу и его помощник лейтенант Шишмарев. Еще пять ученых производили наблюдения по геологии, собирали коллекции, исследовали животный и растительный мир, делали рисунки и записи о жизни коренных народов Америки, Азии, Африки и Полинезии.
У мыса Горн в январе 1816 года «Рюрик» попал в сильнейший шторм. Волна смыла Коцебу за борт, но он спасся, ухватившись за канат. В конце июля—середине августа 1816 года Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, а в январе-марте 1817 он исследовал Маршалловы острова и доказал, что они состоят из двух параллельных цепей, и впервые высказал идею о происхождении коралловых атоллов.
Изучение американского и азиатского берегов Берингова пролива и его глубин позволило Коцебу первому высказать гипотезу о существовании в далеком прошлом перемычки между двумя материками. Затем “Рюрик” подошел к крайней западной точке американского побережья и пошел вдоль берега, пытаясь найти проход в Атлантический океан вокруг северного побережья Америки. «Рюрик» дошел до северной широты 67° 30 минут, но обогнуть Северную Америку ему не удалось.
На обратном пути бриг едва не погиб во время сильнейшего шторма 13 апреля 1817 года. Огромная волна бросила Коцебу на палубу, он получил серьезный ушиб груди, который не позволил ему завершить экспедицию так, как он этого хотел. 3 августа 1818 года «Рюрик» возвратился к родным берегам. За это плавание Коцебу был награжден чином капитан-лейтенанта, орденом Святого Владимира 4-й степени и орденом Святого Георгия 4 класса за 18 морских кампаний.

Шлюп «Предприятие»

В 1823 году О.Е. Коцебу вновь было поручено командовать кораблем, отправлявшимся в кругосветное плавание, - новым шлюпом «Предприятие». Это было уже большое грузовое судно, вооруженное 24 пушками. Коцебу поручалось отвезти груз на Камчатку, а затем охранять берега наших Северо-Американских колоний. Попутно надо было вести научные исследования.
Шлюп Предприятие
Шлюп покинул Кронштадт 9 августа 1823 года и пошел к русским владениям в Тихом океане. На этом пути его ожидало одно неприятное событие. Подойдя 28 сентября 1824 года к рейду Санта-Крус на острове Тенерифе, Коцебу попросил выслать лоцмана. Но в ответ раздался орудийный выстрел. Коцебу был вынужден продолжить плавание. Впоследствии выяснилось, что губернатор острова был человеком прогрессивных политических взглядов и не хотел принимать у себя корабль русского царя - жандарма Европы.
Наблюдения навигационного характера проводил командир. Научная группа состояла из трех студентов Дерптского университета. Особенно важными оказались исследования Э. Ленца, поскольку они внесли большой вклад в развитии новой науки - океанографии. На основании многих глубоководных измерений Ленц доказал, что температура вод Мирового океана на глубинах очень низка. Одновременно, эта работа позволила ему сделать вывод, что теплые воды тропиков поверхностными течениями выносятся в высокие широты, а холодные полярные воды глубинными течениями проникают в экваториальную зону.
Впервые в истории исследования Мирового океана Отто Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над плотностью и относительной прозрачностью воды. Весьма ценны и этнографические наблюдения самого Коцебу. Они показали существенное ухудшение быта и нравов островитян под воздействием “европейской цивилизации”, происшедшее всего за восемь лет.
Карта плавания шлюпа Предприятие
Выполнив большой объем научных исследований, Коцебу 23 августа 1825 года повел шлюп в Кронштадт. Плавание “Предприятия” продолжалось три года без десяти дней. Самый длительный переход под парусами продолжался 77 дней. После этого плавания Коцебу был произведен в капитаны 2 ранга и продолжал службу в Балтийском флоте. В 1829 году ему присвоили звание капитан 1 ранга, а 12 февраля 1830 года, он ушел в отставку по здоровью. Последние шестнадцать лет жизни провел в своем имении под Ревелем.
Плавания О.Е. Коцебу на «Рюрике» и «Предприятии» были чрезвычайно плодотворны. Им было открыто 399 новых островов и исправлены многочисленные ошибки карт. Сам Коцебу весьма скромно оценивал свои достижения, однако научное сообщество по достоинству оценило его заслуги. Отто Евстафьевич Коцебу занял видное место в блестящей плеяде русских мореплавателей.
  автор статьи- Владимир Додонов
При написании статьи были использованы следующие материалы:
  • Боевая летопись русского флота. Под редакцией Н.В. Новикова. 1948 г.
  • Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
  • Чистяков В. Принимаю бой. «Морской сборник» № 1 1990 г.
  • Петров М.А. Два боя. Ленинград. 1926 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар