Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
пʼятниця, грудня 28, 2012
ПЕРВАЯ АТОМНАЯ СУБМАРИНА НА "ЗВЕЗДОЧКЕ"
В истории «Звездочки» знаменательная дата: 6 ноября 1962 года, ровно полвека назад, у причала на южных Яграх ошвартовалась первая атомная подводная лодка К-33, пришедшая для ремонта и модернизации. Так у предприятия началась эра возвращения в строй атомных подводных лодок.
В
истории «Звездочки» знаменательная дата: 6 ноября 1962 года, ровно полвека назад, у причала на южных Яграх ошвартовалась первая атомная подводная лодка К-33, пришедшая для ремонта и модернизации. Так у предприятия началась эра возвращения в строй атомных подводных лодок.
Итак, 1962 год. Руководство предприятия во главе с директором Григорием Просянкиным заранее готовило базу надежности предстоящего ремонта. Завод по проекту Севмаша построил ПКДП, переоборудовал лихтер для складирования оборудования и механизмов, изготовил для эксплуатации переносную установку воздуха высокого давления и т.д. Специалисты предприятия разработали и внедрили в производство сварку нержавеющих сталей в среде углекислого газа, освоили и запустили в производство кислородно-флюсовую резку высоколегированных сталей.
На заказе предстояло выполнить переоборудование и монтаж установок ракетного и навигационного комплексов, радиосвязи, локации, акустики, произвести ремонт корабельных систем и атомной энергетической установки, что на судоремонтных заводах СССР еще ни разу не выполнялось.
И, чтобы успешно справиться с этими задачами, заводу в кратчайшие сроки необходимо было подготовить кадры рабочих и ИТР. По воспоминаниям ветеранов, предприятие на этот период стало настоящим учебным комбинатом. Занимались все — от слесаря-монтажника цеха 1 Александра Братчикова до ответственного сдатчика заказа Евгения Колодкина и директора предприятия Григория Просянкина. И работа началась! Предприятие делало все, чтобы атомоход своевременно сдать флоту. Большую помощь нам в этом оказывали заместитель министра судостроительной промышленности СССР Деревянко, курирующий заказ, заместитель главного конструктора ЦКБ «Рубин» Темкин.
Как вспоминали производственные мастера цеха 1 А.П. Рудаков, Н.А. Костин, В.И. Глазачев, Э.Д. Голышев, были дни, когда рабочие, руководители участков и специалисты сутками не уходили с подводной лодки. Контролировали продвижение работ на заказе ведущий конструктор Б.И. Кантор, ведущий технолог В.К. Югов, ответственный сдатчик Е.В. Колодочкин и сдаточный механик М.Г. Калинин. Заводской музей предприятия располагает ценнейшей документацией, в которой называются десятки фамилий тружеников предприятия, отличившихся на ремонте АПЛ К-33. Всех перечислить трудно, но эти имена мы назвать просто обязаны, они входили в состав сдаточной команды заказа. Это: старший мастер А.М. Кульминский, сдаточный механик А.П. Шаров, слесари-монтажники А.И. Бердичевский, Ю.И. Бахвалов, Н.П. Кордумов, А.Г. Коробов, Р.И. Иванов, В.И. Русецкий, Э.П. Евстафьев, Б.А. Гусаров, А.И. Максимов (цех 15), слесари-монтажники А.М. Невидимов, Е.И. Корельский, А.П. Новиков (цех 1).
Большинство из них были впоследствии удостоены высоких государственных наград: А.Г. Коробов — ордена Трудового Красного Знамени, А.М. Невидимов— Знака Почета и Е.И. Корельский — Трудовой Славы III степени. Б.И. Кантору присвоили звание «Заслуженный конструктор РФ».
В конце декабря 1964 года отремонтированный подводный ракетоносец ядерной энергетической установки был передан Северному флоту. Уводил его в Заполярье командир корабля капитан
2-го ранга Лев Матушкин, ставший впоследствии Героем Советского Союза и вице-адмиралом. После ремонта К-33 вновь отличилась: в сентябре 1967 года, в канун 50-летия Великого Октября, впервые на ВМФ СССР с ее борта был успешно выполнен подводный залп полным объемом баллистических ракет «Р-21» (до ремонта на нашей верфи ракеты с АПЛ запускались только в надводном положении).
Всего в активе К-33 четыре автономных похода на боевую службу. Наверное, заслуживает внимания и такой факт. После срочной службы на Северном флоте в экипаже К-33 к нам на завод пришли трудиться несколько уволившихся в запас моряков-подводников, среди которых были известные люди — В.И. Архипов и А.И. Максимов, выросшие потом до инженерно-технических работников.
В 1989 году наше предприятие отмечало 25-летие сдачи К-33 флоту. Торжественный митинг проходил в цехе 15. Помнится, генеральный директор А.Ф. Зрячев с гордостью говорил:
— Заказ 902 — первая атомная подлодка, отремонтированная на нашем предприятии, сдана Военно-морскому флоту в 1964 году в строгом соответствии с государственным планом. Это был массовый трудовой героизм всех рабочих, инженеров, руководителей, работавших в тесном сотрудничестве со специалистами Севмаша, «Эры», представителями военной приемки, флагманскими специалистами бригады подводных лодок, членами экипажа корабля.
Сегодня наше предприятие на подходе к сотне отремонтированных и модернизированных атомных подводных лодок для Военно-мор-ского флота. Скоро в заводском музее состоится встреча участников возвращения ко второй жизни легендарной К-33. Им, ставшим пионерами ремонта первой АПЛ, будет что вспомнить, чем поделиться.
АПЛ К-33 в Белом море. Фото из фонда музея
http://nworker.ru/2012/11/21/pervaya-apl-na-zvyozdochke.html
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар