Три месяца назад самое
ядерно-опасное судно на севере России — птб «Лепсе» было отбуксировано
от причала ФГУП «Атомфлот» на судоремонтный завод «Нерпа». Больше ничего
в судьбе судна не изменилось: оно по-прежнему находится на плаву и
имеет все те же риски, что и у причала в Мурманске.
Тогда, в сентябре, все участники и наблюдатели буксировки
были уверены в том, что это начало практической стадии реализации
проекта по утилизации судна, что все многолетние совещательные и
согласовательные процессы, а также бюрократические препятствия остались позади.
Однако, по сути дела, изменилось только географическое положение
«Лепсе». Судно так и не было перемещено на сушу – на стапельную плиту
СРЗ «Нерпа», - поскольку нужное место на береговой линии занято первой
российской атомной субмариной «К-3» (проект 627).
«Постановка плавучей технической базы (птб) «Лепсе» на стапель снизит
ядерную и радиационную опасность этого объекта на 90 процентов», -
рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша в
эксклюзивном интервью «Беллоне.ру».
Вопрос об утилизации плавтехбазы стоит на повестке дня с конца 1980-х
годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ.
Поиск технологий, оборудования, финансирования и прохождение всех
согласований занял почти 20 лет.
Напомним, что в хранилище судна 1934 года постройки находится
дефектное отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Вопрос об утилизации судна
поднимался еще в конце 1980-х годов, но тогда не было безопасных
технологий выгрузки такого ОЯТ.
«К-3»: музей или иголки?
Судьба субмарины будет решаться еще долго, поскольку, так и не определено, то ли ее нужно резать, то ли превращать в музей.
«Вы только представьте, сколько еще может продлиться обсуждение
судьбы АПЛ «Ленинский комсомол». Прошло более четырех лет с момента, как
была опубликована информация о том, что лодка должна стать музеем, и
специалисты санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»
выполнили проект переоборудования корабля», - рассказал руководитель
«Беллоны-Мурманск» Андрей Золотков.
По его словам, впервые инициатива о сохранении АПЛ прозвучала еще в
прошлом веке, а последняя - в 2003 году, потом, как обычно, было
ожидание решений в Москве. С 2005 года «К-3» находится на судоремонтном
заводе «Нерпа», и судоремонтники продолжают прилагать многочисленные
усилия по сохранению корабля в качестве будущего памятника-мемориала.
По подсчетам специалистов «Нерпы», реализация проекта по
переоборудованию АПЛ и постановке ее на вечный прикол оценивается
примерно в 500 миллионов рублей. Предполагается, что субмарина займет
место в районе морского вокзала Мурманска около музея «Атомоход «Ленин».
«Стоит напомнить, что эпопея с переоборудованием первого атомного
ледокола «Ленин» в музей длилась без малого 20 лет, и на этом пути
встретилось много серьезных препятствий. Также не следует забывать, что
«Ленин» в начале этого пути, в 1989 году, был в очень хорошем
состоянии», - рассказал руководитель мурманской Беллоны.
«Лепсе» VS «К-3»
Он уверен, что с приходом «Лепсе» ситуация на СРЗ «Нерпа» становится
накаленной: «Ленинский комсомол» мешает выполнению международного
проекта, на который имеется финансирование, а также может задержать
выполнение потенциально-опасных работ на неопределенный срок, что
совершенно не входит в планы ФГУП «Атомфлот» и «Росатома».
Золотков видит опасность в сложившейся ситуации в том, что проблема
может перейти на хорошо известный путь взаимных претензий и бесконечных
совещаний.
«Не хотелось бы стать свидетелем того, что СРЗ «Нерпа» захочет
воспользоваться своим практически монопольным положением в сфере
утилизации, как АПЛ, так и будущих объектов атомного судостроения, и
попытается диктовать свои условия в этой достаточно неоднозначной
ситуации. Такой конфликт не пойдет на пользу ни «Лепсе», ни «К-3» – оба
проекта встанут «на якорь». Финансирование на переоборудование АПЛ в
размере 500 миллионов рублей не появится из рукава Дмитрия Рогозина, но
даже, если это случится, то есть вероятность потерять финансовое
обеспечение на проект «Лепсе» в сумме, значительно большей», -
прокомментировал он.
«В 2013 году выход может быть только один: убирать АПЛ "К-3" и ставить «Лепсе», - однозначно уверен Золотков.
Справка Беллоны:
ПТБ «Лепсе»
является ядерно- и радиационно-опасным объектом. «Начинка» судна — ОЯТ с
атомных ледоколов и радиоактивные отходы. В 1988 году судно выведено из
эксплуатации. В 1989 году было принято Постановление ЦК КПСС, которое
определило необходимость утилизации «Лепсе». В 1990 году плавтехбаза
переведена в категорию стоечных судов.
В 1999 году судну присвоен класс стоечного, несамоходного.
«Лепсе»
построено в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе
(Республика Украина). В 1961 году судно было переоборудовано на
Адмиралтейском заводе (г. Санкт-Петербург) под плавучую технологическую
базу. В период 1963–1981 г.г. птб «Лепсе» обеспечивала перезарядки
ядерных реакторов атомных ледоколов.
Радиоактивность ОЯТ в хранилище оценивается в величину около 25000
ТБк (675 тыс. Кюри), что соизмеримо с активностью выброса при аварии на
производственном объединении «Маяк» (Челябинская область) в 1957 году.
По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно около 260 кг урана
(U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида
плутония (Pu-239). Радиационная обстановка на судне в технологических
помещениях характеризуется значительными уровнями мощности дозы
гамма-излучения.
«Ленинский комсомол», первоначально К-3
— первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в
серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии
строились по доработанному проекту 627А. Лодка заложена 24 сентября 1954
года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957
года.
Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года
впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958
года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота
всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года произошел пожар в I
и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежское море,
погибло 39 человек. В 1991 году выведена из состава Северного флота.
Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ первая советская
атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.
Подробнее: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2012/1356012638.67
Немає коментарів:
Дописати коментар