субота, січня 05, 2013

Карибский кризис. Противостояние. Сборник воспоминаний участников событий 1962 года. Составитель контр-адмирал В.В.Наумов. Часть 5.

Справка об участии подводных лодок «Б-4», «Б-36», «Б-59», «Б-130» 69-й бригады подводных лодок Северного флота в операции «Анадырь» в октябре-декабре 1962 года (Карибский кризис). 

1. В Военно-Морском Флоте подготовка к операции "Анадырь" проводилась под шифром операция "Кама". Подготовка к операции началась в марте-апреле 1962 года. 
2. Для участия в операции была сформирована 20 оперативная эскадра подводных лодок в составе: 69 бригады дизельных торпедных подводных лодок 641 проекта "Б-4","Б-36". "Б-59". "Б-130"; дивизии из семи дизельных ракетных подводных лодок 629 проекта с тремя баллистическими ракетами на борту каждой и береговой базы подводных лодок. Флагманский корабль эскадры - плавбаза подводных лодок "Дмитрий Галкин". 
 
3. Командир эскадры - контр-адмирал Д.Ф.Рыбалко, начальник штаба эскадры - капитан 1 ранга Н.М.Баранов, начальник политотдела эскадры - капитан 1ранга Б.А.Васильев. Командир 69 бригады ПЛ - контр-адмирал Евсеев после инструктажа в Москве неожиданно лег в госпиталь, и за день до выхода на операцию, командиром бригады был назначен капитан 1 ранга Агафонов Виталий Наумович. Начальник штаба бригады - капитан 2 ранга Архипов Василий Александрович, зам. командира бригады по политчасти - капитан 2 ранга Б.Н.Смирнов. Командиры подводных лодок 69 бригады ПЛ : ПЛ "Б-4"- капитан 2 ранга Р.А. Кетов, ПЛ «Б-36» - капитан 2 ранга А.Ф.Дубивко, ПЛ "Б-59" - капитан 2 ранга В.С.Савицкий, ПЛ "Б-130" - капитан 2 ранга Н.А.Шумков. 

 

Контр-адмирал Рыбалко Леонид Филиппович, 1962 год. Представлено семьей Рыбалко. - Кубинский кризис. Хроника подводной войны. Питер А. Хухтхаузен. 

4. Подготовка к операции завершилась 30 сентября 1962 года погрузкой на каждую подводную лодку по 21 торпеде с обычным зарядом и по одной торпеде с ядерным зарядом. 
5. Инструктаж командиров подводных лодок и проводы на операцию провели Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал В.А.Фокин и начальник штаба Северного Флота вице-адмирал А.И.Рассохо. 
Адмирал В.А.Фокин выступил перед личным составом 69 бригады подводных лодок и сказал, что бригаде предстоит выполнить специальное задание Советского правительства: совершить скрытный переход через океан и прибыть в новый пункт базирования в одной из дружественных стран. За несколько часов до выхода командирам ПЛ были вручены "совершенно секретные" пакеты, которые разрешалось вскрыть после выхода из Кольского залива. О стране нового базирования ЛИЧНОМУ составу бригады разрешалось сообщить только с выходом подводных лодок в Атлантический океан. Выход подводных лодок на операцию осуществлен в 4 часа утра 1 октября 1962 года из г. Сайда. Ракетные подводные лодки, штаб 20 эскадры и плавбаза ПЛ "Дмитрий Галкин" должны были выйти после прихода подводных лодок 69 бригады ПЛ на Кубу, но приказа на их выход так и не последовало. Береговая база ПЛ 20 эскадры была погружена на суда Министерства морского флота, прибыла на Кубу в б. Мариэль в октябре и там осталась. 
6. Преодолевая противодействие Норвежского, Фареро-Исландского противолодочных рубежей и рубежа о. Ньюфаундленд-Азорские острова четыре ПЛ 69 бригады ПЛ СФ прибыли в 20-х числах октября в назначенные районы Саргассова моря, восточнее о. Куба. 



Армрестлинг – британская карикатура, 29 октября 1962 года. - Карибский кризис. Тринадцать дней, которые потрясли мир. 

К моменту прибытия подводных лодок в назначенные районы, американцы обнаружили размещение ракет на о. Куба и советско-американские отношения достигли критического момента состояния. С 22 октября была осуществлена морская блокада острова. Для ее осуществления и поиска наших ПЛ ВМС США задействовали свыше 200 боевых надводных кораблей, до 200 самолетов базовой патрульной авиации, 4 авианосные поисковые ударные группы с 50-60 самолетами на борту и кораблями охранения, с задачей поиска, обнаружения и уничтожения наших подводных лодок с началом боевых действий. Для обнаружения подводных лодок бригады была задействована и стационарная гидроакустическая система подводной разведки и наблюдения "СОСУС", а также береговые средства радиоэлектронной борьбы для создания радиопомех в системе управления нашими ПЛ. Практически на всех частотах при начале передачи информации из Москвы включались передатчики помех, что приводило к задержке получения приказаний ГШ ВМФ на срок от нескольких часов до суток. 
Таким образом, против четырех советских дизельных ПЛ американские ВМС сосредоточили силы в сотни раз превосходившие наши по боевым возможностям. Естественно, что при такой насыщенности противолодочных сил в ограниченном районе океана, вопрос обнаружения дизельных подводных лодок, вынужденных всплывать для зарядки аккумуляторных батарей, был вопросом времени, что вскоре и произошло. 



Подводная лодка "Б-130" всплыла в надводное положение для ремонта вышедших из строя всех трех дизелей (заводской дефект), была обнаружена противолодочной авиацией, а затем и надводными кораблями. 
Когда факт присутствия в Саргассовом море наших ПЛ стал очевидным, деятельность противолодочных сил ещё более активизировалась. В результате были обнаружены, в течение нескольких суток преследовались и всплыли в надводное положение из-за полной разрядки аккумуляторной батареи: 
- подводная лодка " Б-36 " - противолодочной авиацией и эсминцем радиолокационного дозора " Чарльз Р. Сессил " бортовой номер 835; 
- подводная лодка " Б-59 " - палубной авиацией и кораблями охранения "Берри", "Лоури", "Белл", "Бейч", «Бил», «Итон», «Кони», "Конуэй", "Меррей" противолодочного авианосца" РЭНДОЛФ "; 
- подводная лодка " Б-4 " - была обнаружена противолодочной авиацией, но имея полную зарядку аккумуляторной батареи, уклонилась от преследования и в надводное положение не всплывала. 
В ходе обнаружения и преследования подводных лодок противолодочными силами активно применялись взрывные источники систем обнаружения "Джули-Джезебел", взрывы которых невозможно отличить от взрывов глубинных бомб. Возможно применялись и глубинные бомбы, т.к. на трех ПЛ были повреждены часть антенных устройств радиосвязи, что существенно затруднило прием и передачу информации. В одном из эпизодов преследования, гидроакустиками ПЛ "Б-36" был обнаружен шум винтов торпеды выпушенной по подводной лодке, а когда торпеда не навелась, т.к. ПЛ быстро погружалась, эсминец пошел на таран и прошел над рубкой и центральным постом лодки. К счастью глубина погружения к этому моменту уже была 30 метров. При всплытии ПЛ «Б-36» в надводное положение орудия и торпедные аппараты эсминца были расчехлены, приготовлены к стрельбе и направлены на подводную лодку. При всплытии ПЛ «Б-59» самолеты и вертолеты с авианосца " РЭНДОЛФ "12 раз облетали подводную лодку на высотах 20-100 метров. При каждом облете производилась стрельба из авиационных пушек (всего было произведено около 300 выстрелов), а при пролете над ПЛ включались поисковые прожектора с целью ослепления людей на мостике ПЛ. 



Зависание вертолета для прослушивания подводных шумов. 

Вертолеты опускали по курсу ПЛ буксируемые ГАС и сбрасывали взрывные устройства, зависали над мостиком ПЛ и демонстративно производили киносъемки. Эсминцы маневрировали вокруг ПЛ на дистанции 20-50 метров с демонстративным наведением орудий на ПЛ, при пересечении курса ПЛ сбрасывали глубинные бомбы и гидроакустические буи, поднимали флажные сигналы и кричали в мегафон с требованием застопорить ход. Подобные же действия производились и в отношении подводной лодки "Б-130". 
Обнаружению подводных лодок 69 бригады способствовала и неприспособленность их к действиям в тропических условиях: 
- отсутствие системы кондиционирования, при температуре за бортом свыше 30 градусов; 
- отсутствие системы охлаждения аккумуляторной батареи при ее зарядке; 
- высокие: влажность в отсеках и соленость забортной воды; 
- температура на отдельных боевых постах (гидроакустиков, электриков, мотористов), доходившая до 50-60 градусов. 
Все это приводило к выходу из строя материальной части снижению сопротивления изоляции антенных устройств, засоливанию водяных холодильников, разгерметизации забортных отверстий и кабельных вводов и др., а также к тепловым ударам и обморокам у подводников. Ограниченные запасы пресной воды не позволяли выдавать более 250 граммов воды в сутки на человека, и это в условиях сильнейшего потоотделения и обезвоживания организма. Невозможность смыть пот и грязь привели к 100% заболеванию личного состава потницей в особо тяжелой, гнойной форме. 



Потница 

Чтобы хоть как-нибудь улучшить условия обитания командиры ПЛ были вынуждены подвсплывать для вентиляции отсеков и аккумуляторной батареи, тем самым снижая скрытность ПЛ, что могло привести к их обнаружению. 
Однако командиры ПЛ и экипажи стремились, несмотря ни на что, выполнить поставленные задачи. Личный состав всех подводных лодок в операции проявил хорошую выносливость, сохранил высокий моральный дух в лучших традициях подводников Великой Отечественной войны. Так, после всплытия, зарядки аккумуляторной батареи и отсутствия приказания на применение оружия от Центрального командного пункта ВМФ, который управлял подводными лодками, командиры подводных лодок «Б-36» и «Б-59» самостоятельно приняли решение на погружение и отрыв от противолодочных сил, что успешно и совершили. 
Только высокая ответственность, дисциплинированность и мужество командиров подводных лодок не позволили развязать ядерный конфликт в ответ на провокационные действия ВМС США. 
14 ноября 1962 года по приказанию главнокомандующего ВМФ подводные лодки 69 бригады ПЛ СФ начали скрытное возвращение в Кольский залив, куда благополучно прибыли в начале декабря 1962 года. 
7. Сразу же с возвращением подводных лодок в базу они были встречены комиссией Главного штаба ВМФ и командованием Северного Флота, которые проверили результаты похода, составили акт проверки и представили доклад Главнокомандующему ВМФ, а затем Министру обороны СССР и в ЦК КПСС. 
На встрече с личным составом вернувшихся ПЛ Член Военного Совета - Начальник Политуправления Северного Флота вице-адмирал Сизов, подводя итоги похода, высказался откровенно: "А МЫ ВАС ЖИВЫМИ И НЕ ЖДАЛИ". 

 

Сизов Федор Яковлевич. 

С прибытием подводных лодок к месту постоянной дислокации г. Полярный, 20 оперативная эскадра подводных лодок была расформирована и 69 бригада ПЛ была включена в состав 4 эскадры ПЛ Северного Флота. 
8. В январе 1963 года начальник штаба 69 бригады ПЛ и командиры подводных лодок "Б-4", "Б-36", "Б-130" были вызваны в Москву, где докладывали о результатах похода Главнокомандующему ВМФ, а затем и Первому заместителю Министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А.А.Гречко, который выразил неудовольствие действиями подводников и был очень удивлен, когда узнал. что подводные лодки, участвовавшие в операции "Анадырь", были не атомные, а дизельные. 
А ведь впервые после Великой Отечественной войны дизельные подводные лодки столкнулись лицом к лицу с активным противодействием всей мощной противолодочной системы США, в условиях, когда МИР находился на грани развязывания ракетно-ядерной войны, и вышли из этого столкновения с честью. 
В апреле 1963 года, когда Фидель Кастро прибыл через Северный флот в Советский Союз на празднование 1 мая, подводные лодки 69 бригады ПЛ были выстроены для его встречи на рейде г. Североморска, а подводная лодка "Б-36 " совместно с дизельной ракетной подводной лодкой была поставлена к пирсу. Фиделю Кастро была представлена ракетная ПЛ и "Б-36", как участвовавшая в Карибском кризисе. Но из-за недостатка времени он посетил только ракетную подводную лодку, участие которой планировалось в операции "Анадырь". 



Фидель Кастро на ПЛ пр. 629 (снимок сделан с борта ПЛ "Б-36". - В.В.Наумов). 

Капитан 1 ранга в отставке, командир 69 БПЛ, В.Агафонов, 
вице-адмирал в отставке, НШ 69 БПЛ, В.Архипов 
капитан 1 ранга в отставке, командир "Б-36", А.Дубивко 
капитан 1 ранга в отставке, командир "Б-130", капитан 2 ранга Н.Шумков 
капитан 1 ранга в запасе, нач. РТС "Б-Зб", старший инженер-лейтенант Ю.Жуков 

Продолжение следует.
Источник материала см.-http://flot.com/blog/historyofNVMU/5632.php

Немає коментарів: